Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Решение генетических и цитологических задач» рассчитана на 62 часа, разработана для учащихся 10 класса. Темы «Генетика» и «Цитология»— наиболее интересные и сложные в общей биологии. Эти темы изучаются и в 9, и в 10 классах, но достаточного количества часов на решение задач в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ (задания №3, №6, №27, №28).
Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук — генетике.
Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания. Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса. Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.
Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики через:
краткое повторение материала, изученного по теме «Генетика»;
выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по теме и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;
обучения учащихся решению задач по генетике повышенной сложности;
Задачи курса:
образовательные:
формирование умений и навыков решения генетических задач;
отработка навыков применения генетических законов;
обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;
удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой и цитологией;
развивающие:
воспитательные:
После прохождения курса учащиеся должны знать:
основные понятия, термины и законы генетики принцип комплементарности суть процессов транскрипции и трансляции;
генетическую символику.
Учащиеся должны уметь:
правильно оформлять условия, решения и ответы генетических и цитологических задач;
решать типичные задачи;
логически рассуждать и обосновывать выводы.
Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки.
В результате обучения школьники должны:
расширить знания об основных генетических законах;
овладеть специальной генетической терминологией;
научиться решать задачи повышенной сложности;
уметь применять различные генетические законы при решении задач:
уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
уметь готовить доклады по теоретическому материалу.
Оценивание учащихся:
на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности. Поэтому на последних занятиях целесообразно провести зачетные работы по решению всех изученных типов задач, по результатам которых оценить в форме «зачтено», «не зачтено».
Контроль:
ученик получает «зачет» по итогам:
теста «Генетические термины»;
выполнения заданий тестового контроля № 1 и № 2; -
выполнения итоговой диагностики: решение генетических задач всех видов;
выполнения итоговой диагностики: решение цитологических задач всех видов;
защиты проектной работы с презентацией «Составление генетических задач».
Программа рассчитана на 62 часа, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии. Периодичность занятий — 2 раза в неделю.
Литература для учащихся:
1. Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2009.-816с.
2. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2002. — 624с.
3. Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. — Волгоград: Учитель, 2003. — 50с.
4. Петросова Р. А. Основы генетики. Темы школьного курса. — М.: Дрофа, 2004. — 96с.
Литература для учителя:
1. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Иванова Н. П., Фридман М. В., Фуралев В. А., Чуб В. В. Методическое пособие к учебнику «Общая биология» — М.: МИРОС, 2000. — 93с.
2. Дмитриева Т. А., Суматохин С. В., Гуленков С. И., Медведева А. А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Дрофа, 2002. — 144с.
3. Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2010. — 192с.
4. Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272с.
5. Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением биологии. — М.: Просвещение, 1993. — 544с.
Содержание программы.
Общее количество часов — 62.
Введение. 3 часа.
Теоретический курс. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.
Моногибридное скрещивание. 7 часов.
Теоретический курс — 2 часа. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы.
Практический курс — 3 часа. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание. Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание (4 варианта)
Дигибридное скрещивание. 7 часов.
Теоретический курс — 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.
Практический курс — 6 часов. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание. Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание (4 варианта)
Решение задач на наследование групп крови. 4 часа. Практический курс — 3 часа. Актуализация знаний по теме, решение задач.
Сцепленное наследование генов. 7 часов.
Теоретический курс — 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.
Практический курс — 5 часов. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.
Наследование, сцепленное с полом. 7 часов.
Теоретический курс — 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом. Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.
Практический курс — 6часов. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.
Взаимодействие неаллельных генов. 8 часов.
Теоретический курс — 2 часа. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Полимерия. Комплементарность.
Практический курс — 6 часов. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.
Основы цитологии. 2 часа.
Генетический код. Комплементарность. Репликация ДНК. Биосинтез белка.
Решение цитологических задач всех видов. 10 часов.
Решение задач 1 типа. Решение задач 2 типа. Решение задач 3 типа. Решение задач 4 типа. Решение задач с использованием таблицы генетического кода.
Решение занимательных задач. 3часа.
Итоговое занятие. 2 часа.
Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов
Итоговая диагностика: решение цитологических задач всех видов
12.Защита проектной работы с презентацией «Составление генетических задач» (2 часа).
Календарно-тематическое планирование -68 часов
№ | Тема занятия | Количество часов | Формы деятельности уч-ся | Формы контроля |
теория | практикум |
1. Введение (3 часа) |
1 | История генетических открытий. Методы генетики | 1 | | Конспектиро-вание | |
2-3 | Генетические термины и символы. Выполнение теста «Генетические термины» | 1 | 1 | Решение кроссворда, ответы на вопросы | Фронтальный опрос |
2.Моногибридное скрещивание (7 часов) |
4-5 | Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании — Закон единообразия гибридов первого поколения — Закон расщепления признаков — Цитологические основы моногибридного скрещивания. — Полное и неполное доминирование. —— Анализирующее скрещивание | 2 | | Конспектиро-вание , ответы на вопросы | Фронтальный опрос |
6-9 | Решение генетических задач на моногибридное скрещивание: А) Алгоритм решения прямых задач Б) Алгоритм решения обратных задач В) Решение задач | | 4 | Решение задач | Индивидуальный опрос |
10 | Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание | | 1 | Выполнение тестов | Проверка работ |
3. Дигибридное скрещивание (7 часов) |
11 | Закономерности наследования при дигибридном скрещивании | 1 | | Конспектиро-вание , ответы на вопросы | Фронтальный опрос |
12-16 | Решение генетических задач на дигибридное скрещивание А) Алгоритм решения прямых задач Б) Алгоритм решения обратных задач В) Решение задач | | 5 | Решение задач | Индивидуальный опрос |
17 | Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание (4 варианта) | | 1 | Выполнение тестов | Проверка работ |
4. Решение задач на наследование групп крови (4 часа) |
18-21 | Актуализация знаний по теме, решение задач | 1 | 3 | Решение задач | Индивидуальный опрос |
5. Сцепленное наследование генов (7 часов) |
22-23 | Закономерности сцепленного наследования. — Закон Моргана. — Хромосомная теория наследственности | 2 | | Конспектиро-вание , ответы на вопросы | Фронтальный опрос |
24-28 | Решение задач на сцепленное наследование. | | 5 | Решение задач | Индивидуальный опрос |
6. Наследование, сцепленное с полом (7 часов) |
29 | Цитологические основы наследования, сцепленного с полом | 1 | | Конспектиро-вание , ответы на вопросы | Фронтальный опрос |
30-35 | Решение задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение задач на сцепление с У-хромосомой. | | 6 | Решение задач | Индивидуальный опрос |
7. Взаимодействие неаллельных генов (8 часов) |
36-37 | Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия. | 2 | | Конспектиро-вание, ответы на вопросы | Фронтальный опрос |
38-43 | Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов. | | 6 | Решение задач | Индивидуальный опрос |
Основы цитологии (2 часа) |
44 | Генетический код. Комплементарность. Репликация ДНК | 1 | | Конспектиро-вание , ответы на вопросы | Фронтальный опрос |
45 | Биосинтез белка | 1 | | Конспектиро-вание , ответы на вопросы | Фронтальный опрос |
9.Решение цитологических задач (10) |
46 | Решение задач 1 типа | | 1 | Решение задач | Индивидуальный опрос |
47 | Решение задач 2 типа | | 1 | Решение задач | Индивидуальный опрос |
48 | Решение задач 3 типа | | 1 | Решение задач | Индивидуальный опрос |
49 | Решение задач 4 типа | | 1 | Решение задач | Индивидуальный опрос |
50-55 | Решени Решение задач с использованием таблицы генетического кода | | 6 | Решение задач | Индивидуальный опрос |
56-58 | 10.Решение занимательных задач. 3 часа |
11. Итоговое занятие (2 часа) |
59- | Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов | | 1 | Выполнение письменной работы | Проверка работ |
60 | Итоговая диагностика: решение цитологических задач всех видов | | 1 | Выполнение письменной работы | Проверка работ |
61-62 | 12. Защита проектной работы «Составление генетических задач» с презентацией. (2 часа) |