СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса основные алгоритмы решения цитологических и генетических задач

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В онову создания данного факультативного курса положен материал из тем "Основы цитологии", "Генетика".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса основные алгоритмы решения цитологических и генетических задач»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Надейковичская средняя школа имени И.П.Гоманкова»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы

Протокол № от ______И.И. Гнедкова _____ И.В. Магон

Приказ № от

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол № от




Рабочая программа факультативного курса по биологии



«Основные алгоритмы решения

цитологических и генетических задач»






Класс: 10

Количество часов в неделю: 1

Учитель: Н.А. Червонцева










2016- 2017учебный год

Пояснительная записка

    Программа факультативного курса предлагается учащимся 10 классов. Она направлена на расширение знаний и умений по базовому предмету «Биология», развитие специфических  способов  деятельности – решение задач.    В основу создания данного факультативного курса положен материал из темы «Основы цитологии» и « Основы генетики» по разделу общей биологии.

    Программа курса дополняет и углубляет знания школьников по данным темам, формирует умение решать задачи на повышенном уровне сложности, обеспечивает подготовку к сдачи итоговых испытаний за курс средней  школы.                                                                                                

     Курс  рассчитан на 34часа.

 Цель курса:

     Повышение уровня изучения биологии как базового предмета, что позволяет подготовить учащихся к итоговой аттестации.

Основные задачи курса:

  1. Формирование научной картины мира у учащихся.

  2.  Развитие навыков применения знаний в практической деятельности.

  3.  Изучение общебиологических понятий на более сложном уровне (профильном).

Планируемый результат

В результате прохождения программы курса обучающиеся должны:

  • Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли

  • Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.

  • Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.

  • Обобщать и применять знания о многообразии организмов.

  • Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.

  • Сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.

  • Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.

  • Применять биологические знания в практических ситуациях (практико-ориентированное задание).

  • Работать с текстом или рисунком.

  • Обобщать и применять знания в новой ситуации.

  • Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

  • Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

  • Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.


Содержание курса

Введение (1ч.)

Цели и задачи курса. Место и роль цитологии и генетики в системе биологических знаний. Методы исследования данных наук.

Материальные основы наследственности (10ч.)

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Особенности строения и функции в клетке. Расчет процентного содержания нуклеотидов в молекуле (применение  правила Чаргаффа) . Расчет длины  молекулы при заданных условиях.

  Биосинтез белка. Основные этапы, химизм. Генетический код. Матричный характер синтеза. Задачи на установление последовательности расположения нуклеотидов на заданной цепи и аминокислот в белковой молекуле (применение правила  комплементарности).

     Особенности строения хромосом, их видовая специфичность. Митоз. Мейоз. Цитологические основы, значение данных процессов. Определение числа хромосом и ДНК в клетках разных фазах митоза и мейоза, объяснение и обоснование полученного результата. Особенности овогенеза и сперматогенеза.

Закономерности наследования признаков (11 ч.)

  Наследование признаков при моногибридном скрещивании. Особенности гибридологического метода Г. Менделя. Правила оформления генетических задач. Доминирование признаков: полное, неполное, кодоминирование. Дигибридное скрещивание.

Наследование признаков при дигибридном скрещивании. Кроссинговер. Явление сцепленного наследования. Наследование признаков сцепленных с полом. Половые хромосомы и аутосомы.

Генетика человека (6ч.)

  Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод, анализ и составление родословных. Методы: близнецовый, цитогенетический, онтогенетический. Здоровье и наследственные болезни человека               (хромосомные и генные). Заболевания, сцепленные с полом.

Изменчивость, ее причины (3ч.)

  Формы изменчивости. Методы ее изучения. Классификация мутаций: геномные, хромосомные, генные. Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости.

   Популяция. Динамика популяции. Математическое доказательство закона Харди-Вайнберга.

 

Заключение (1ч.)

Итоговое занятие.


Календарно-тематическое планирование курса

№ п/п

Название темы

Дата проведения

Введение (1ч.)

1.

Место и роль цитологии и генетики в системе биологических знаний.


Материальные основы наследственности (10ч.)

2.

ДНК. Особенности строения и биологическая функция.


3.

РНК. Особенности строения и биологическая функция.


4.

Основные этапы биосинтеза белка. Правило комплементарности.


5.

Генетический код, его свойства.


6.

Установление последовательности аминокислот в белковой молекуле.


7.

Решение задач на определение последовательности нуклеотидов и РНК, число т РНК, состав их антикодонов.


8.

Митоз.


9.

Определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза.


10.

Мейоз.


11.

Определение числа хромосом и ДНК в разных фазах мейоза.


Закономерности наследования признаков (11 ч.)

12.

Основные понятия генетики. Особенности моногибридного скрещивания


13.

I и II законы Менделя


14.

Решение задач


15.

Доминирование признаков (полное и неполное)


16.

Анализирующее скрещивание


17.

Дигибридное скрещивание. III закон Менделя.


18.

Решение задач на дигибридное скрещивание.


19.

Сцепленное наследование признаков.


20.

Решение задач на сцепленное наследование признаков.


21.

Соотношение полов в естественных условиях. Половые хромосомы и аутосомы.


22.

Решение задач на наследование групп крови и резус-фактора.


Генетика человека (6ч.)

23.

Методы изучения генетики человека


24.

Составление родословных


25.

Решение задач на анализ родословных.


26.

Заболевания, сцепленные с полом


27.

Решения задач на наследование признаков сцепленных с полом.


28.

Наследственные болезни человека. Медико- генетические консультации


Изменчивость, ее причины (3ч.)

29.

Формы изменчивости. Методы ее изучения.


30.

Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные


31.

Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости


Генетика популяций (2ч.)

32.

Популяция. Динамика популяции. Закон Харди- Вайнберга


33.

Решение задач, с использованием закона Харди-Вайнберга.


Заключение (1ч.)

34.

Итоговое занятие