муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Надейковичская средняя школа имени И.П.Гоманкова»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
Протокол № от ______И.И. Гнедкова _____ И.В. Магон
Приказ № от
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № от
Рабочая программа факультативного курса по биологии
«Основные алгоритмы решения
цитологических и генетических задач»
Класс: 10
Количество часов в неделю: 1
Учитель: Н.А. Червонцева
2016- 2017учебный год
Пояснительная записка
Программа факультативного курса предлагается учащимся 10 классов. Она направлена на расширение знаний и умений по базовому предмету «Биология», развитие специфических способов деятельности – решение задач. В основу создания данного факультативного курса положен материал из темы «Основы цитологии» и « Основы генетики» по разделу общей биологии.
Программа курса дополняет и углубляет знания школьников по данным темам, формирует умение решать задачи на повышенном уровне сложности, обеспечивает подготовку к сдачи итоговых испытаний за курс средней школы.
Курс рассчитан на 34часа.
Цель курса:
Повышение уровня изучения биологии как базового предмета, что позволяет подготовить учащихся к итоговой аттестации.
Основные задачи курса:
Формирование научной картины мира у учащихся.
Развитие навыков применения знаний в практической деятельности.
Изучение общебиологических понятий на более сложном уровне (профильном).
Планируемый результат
В результате прохождения программы курса обучающиеся должны:
Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли
Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни.
Обобщать и применять знания о многообразии организмов.
Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.
Сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
Применять биологические знания в практических ситуациях (практико-ориентированное задание).
Работать с текстом или рисунком.
Обобщать и применять знания в новой ситуации.
Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.
Содержание курса
Введение (1ч.)
Цели и задачи курса. Место и роль цитологии и генетики в системе биологических знаний. Методы исследования данных наук.
Материальные основы наследственности (10ч.)
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Особенности строения и функции в клетке. Расчет процентного содержания нуклеотидов в молекуле (применение правила Чаргаффа) . Расчет длины молекулы при заданных условиях.
Биосинтез белка. Основные этапы, химизм. Генетический код. Матричный характер синтеза. Задачи на установление последовательности расположения нуклеотидов на заданной цепи и аминокислот в белковой молекуле (применение правила комплементарности).
Особенности строения хромосом, их видовая специфичность. Митоз. Мейоз. Цитологические основы, значение данных процессов. Определение числа хромосом и ДНК в клетках разных фазах митоза и мейоза, объяснение и обоснование полученного результата. Особенности овогенеза и сперматогенеза.
Закономерности наследования признаков (11 ч.)
Наследование признаков при моногибридном скрещивании. Особенности гибридологического метода Г. Менделя. Правила оформления генетических задач. Доминирование признаков: полное, неполное, кодоминирование. Дигибридное скрещивание.
Наследование признаков при дигибридном скрещивании. Кроссинговер. Явление сцепленного наследования. Наследование признаков сцепленных с полом. Половые хромосомы и аутосомы.
Генетика человека (6ч.)
Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод, анализ и составление родословных. Методы: близнецовый, цитогенетический, онтогенетический. Здоровье и наследственные болезни человека (хромосомные и генные). Заболевания, сцепленные с полом.
Изменчивость, ее причины (3ч.)
Формы изменчивости. Методы ее изучения. Классификация мутаций: геномные, хромосомные, генные. Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости.
Популяция. Динамика популяции. Математическое доказательство закона Харди-Вайнберга.
Заключение (1ч.)
Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Название темы | Дата проведения |
Введение (1ч.) |
1. | Место и роль цитологии и генетики в системе биологических знаний. | |
Материальные основы наследственности (10ч.) |
2. | ДНК. Особенности строения и биологическая функция. | |
3. | РНК. Особенности строения и биологическая функция. | |
4. | Основные этапы биосинтеза белка. Правило комплементарности. | |
5. | Генетический код, его свойства. | |
6. | Установление последовательности аминокислот в белковой молекуле. | |
7. | Решение задач на определение последовательности нуклеотидов и РНК, число т РНК, состав их антикодонов. | |
8. | Митоз. | |
9. | Определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза. | |
10. | Мейоз. | |
11. | Определение числа хромосом и ДНК в разных фазах мейоза. | |
Закономерности наследования признаков (11 ч.) |
12. | Основные понятия генетики. Особенности моногибридного скрещивания | |
13. | I и II законы Менделя | |
14. | Решение задач | |
15. | Доминирование признаков (полное и неполное) | |
16. | Анализирующее скрещивание | |
17. | Дигибридное скрещивание. III закон Менделя. | |
18. | Решение задач на дигибридное скрещивание. | |
19. | Сцепленное наследование признаков. | |
20. | Решение задач на сцепленное наследование признаков. | |
21. | Соотношение полов в естественных условиях. Половые хромосомы и аутосомы. | |
22. | Решение задач на наследование групп крови и резус-фактора. | |
Генетика человека (6ч.) |
23. | Методы изучения генетики человека | |
24. | Составление родословных | |
25. | Решение задач на анализ родословных. | |
26. | Заболевания, сцепленные с полом | |
27. | Решения задач на наследование признаков сцепленных с полом. | |
28. | Наследственные болезни человека. Медико- генетические консультации | |
Изменчивость, ее причины (3ч.) |
29. | Формы изменчивости. Методы ее изучения. | |
30. | Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные | |
31. | Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости | |
Генетика популяций (2ч.) |
32. | Популяция. Динамика популяции. Закон Харди- Вайнберга | |
33. | Решение задач, с использованием закона Харди-Вайнберга. | |
Заключение (1ч.) |
34. | Итоговое занятие | |