СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по русскому языку в 7 классе «Пишем без ошибок» (34ч.)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.        Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы в знаниях обучающихся, которая препятствует получению дальнейших полноценных знаний. Поэтому актуальными являются дополнительно отведённые учебные часы для повторения и закрепления ранее изученного материала. Для этой цели можно использовать факультатив. Данный факультативный курс «Пишем без ошибок» (Трудные случаи орфографии) составлен в соответствии с программой по русскому языку для обучающихся 7-х классов.       Рабочая программа факультатива по русскому языку в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.       Данный факультатив – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах и чему научатся в 7 классе.  

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по русскому языку в 7 классе «Пишем без ошибок» (34ч.)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рышковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области


Рассмотрено Утверждено на заседании Утверждаю.

на методическом объединении педагогического совета школы Директор школы

учителей литературы, русского Протокол № 1 от 30.08.2017г. ______________ Л.И.Махкамова

и иностранных языков Председатель педагогического совета Приказ по школе №_________

Протокол № 1от 29.08.2017г. учитель русского языка и литературы от ______________ 2017г.

Руководитель МО___________Т.Д.Деркачёва ___________________ Т.Д.Деркачёва



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

по русскому языку в 7 классе

«Пишем без ошибок» (34ч.)

на 2017 – 2018 учебный год

Разработана учителем русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Махкамовой Л.И.




с. Клюква - 2017 год


Пояснительная записка


Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы в знаниях обучающихся, которая препятствует получению дальнейших полноценных знаний. Поэтому актуальными являются дополнительно отведённые учебные часы для повторения и закрепления ранее изученного материала. Для этой цели можно использовать факультатив. Данный факультативный курс «Пишем без ошибок» (Трудные случаи орфографии) составлен в соответствии с программой по русскому языку для обучающихся 7-х классов.

Рабочая программа факультатива по русскому языку в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.

Данный факультатив – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах и чему научатся в 7 классе.

Актуальность введения в школе факультативного курса по русскому языку определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для обучающихся 7 класса и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). В основе курса использованы «Правила русской орфографии и пунктуации».

Известно, то курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа факультативного курса «Пишем без ошибок» (Трудные случаи орфографии).

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;

  • вопросы и задания практического характера;

  • задания творческого характера.

Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации, работа с интернет - продуктами.



Цель факультативного курса:
  • повышение качества знаний по предмету,
  • активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся.
  • поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ.


Для реализации цели следует решить следующие задачи:

  • научить учащихся свободному владению терминологией;

  • развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

  • развивать навык самостоятельного приобретения знаний;

  • прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса;

  • внедрение ИКТ в обучение.

Курс "Пишем без ошибок" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;

  • развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Ожидаемые результаты:

  • овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;

  • умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;

  • повышение орфографической и пунктуационной грамотности.

  • овладение навыками решения заданий ОГЭ и ЕГЭ.

Методы и приёмы

С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся  давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.


Формы проведения занятий

Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.

  Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном  сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

Виды контроля

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

На заключительном занятии подводятся итоги изучения факультативного курса.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны

знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать сложные слова;

  • правильно писать не с разными частями речи;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;

  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий;

  • отличать служебные части речи.


Содержание тем учебного курса «Пишем без ошибок»


  1. Правописание гласных и согласных корня (4 ч.)

Проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, правильное написание путём подбора

однокоренных слов. Правописание слов с чередующимися гласными, условия выбора гласной в корнях с чередованием. Безошибочное

написание согласных в корнях слов. Объяснение выбора букв о-ё после шипящих в корнях слов, применение способов определения

написания окончаний слов.


  1. Правописание приставок (2 ч.)

Безошибочное определение трёх групп приставок в зависимости от их правописания. Семантическая основа выбора написания приставок при- и пре-.


  1. Правописание форм глагола (5 ч)

Правильное написание гласной в безударных личных окончаниях глагола. Условия выбора буквы «мягкий знак» и правильное применение

правила. Применение способов действия по написанию суффиксов глаголов, суффиксов причастий и условий их употребления.

Применение правил написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике.


  1. Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов (6 ч.)

Условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применение правила при написании. Определение словообразовательной основы сложных прилагательных, применение правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приведение примеров, грамотное употребление дефиса на письме. Объяснение выбора слитного и раздельного написания числительных, применение способа определения слитного или раздельного написания слов. Применение правила, связанного со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объяснение в тексте и самостоятельный подбор примеров слов с данной орфограммой. Объяснение выбора слитного и раздельного написания наречий, применение способов определения слитного или раздельного написания слов. Объяснение выбора слитного и раздельного написания наречий, применение способа определения слитного или раздельного написания слов-наречий. Применение правила дефисного написания наречий.


  1. Правописание Н и НН в различных частях речи (4 ч.)

Безошибочное определение условия выбора одной и двух Н в суффиксах полных отыменных прилагательных. Правильное написание слов с Н и НН, определение условия выбора одной и двух букв «Н». Определение условия выбора одной и двух Н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличительные особенности омонимичных форм. Условия выбора одной и двух Н в суффиксах имен существительных.


  1. Правописание НЕ с разными частями речи (5 ч.)

Применение правила слитного написания НЕ со словами, не употребляющимися без НЕ на практике, приведение примеров, опознание в

тексте соответствующих словоформ, грамотное употребление данных словоформ в собственных письменных работах. Определение

условий всегда раздельного написания НЕ со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

Объяснение условий выбора слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные

правила при написании. Применение правила написания НЕ с причастиями на практике, приведение собственных примеров, грамотное

употребление причастий с не на письме. Объяснение условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с наречиями, применение

данного правила при написании.


  1. Правописание служебных частей речи (2 ч.)

Определение написания производных и непроизводных предлогов и безошибочное написание их. Опознавание союзов и безошибочное написание их.


  1. Пунктуация в простых и сложных предложениях (5 ч.)

Распознавание обращения в художественном тексте, применение правила постановки знаков препинания при обращениях на практике.

Определение трудных случаев постановки знаков препинания при однородных членах, применение правила постановки знаков препинания

при обобщающих словах и однородных членах на письме. Применение пунктуационного правила постановки знаков препинания при

причастном обороте на практике. Применение пунктуационного правила постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и

деепричастном обороте, распознание одиночных деепричастий и наречия. Применение пунктуационного правила постановки знаков

препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).


  1. Итоговая проверочная (тестовая) работа (1 ч.)


Учебно-тематический план ФК «Пишем без ошибок»


п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Правописание гласных и согласных корня

4 ч.

2

Правописание приставок

2 ч.

3

Правописание форм глагола

5 ч.

4

Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов


6 ч.

5

Правописание Н и НН в различных частях речи

4 ч.

6

Правописание НЕ с разными частями речи

5 ч.

7

Правописание служебных частей речи

2 ч.

8

Пунктуация в простых и сложных предложениях


5 ч.

9

Итоговая проверочная (тестовая) работа

1 ч.


ИТОГО:

34 ч.


Учебно-методическое обеспечение программы

1.Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.-25-е изд.-М.: Просвещение, 2010.

2.Тесты по русскому языку:7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7 класс»/И.В. Текучева.

3.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.

4.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.

5.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.

6.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.


Список литературы

  1. Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи).- Волгоград: Учитель, 2003.

  2. Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс.-М.: Издательство «Экзамен»,2005.

  3. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс».-М.: Экзамен,2008.

  4. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособ.- М.: Дрофа, 1997.

  5. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

  6. Интернет-материалы


Литература для учителя и учащихся:

1. П.А.Лекант «Школьный справочник по русскому языку», М., «Русское слово», 2004 год;

2. Л.Л.Касаткин, П.А.Лекант «Современный русский язык» Словарь – справочник, М., «Просвещение», 2005 год;

3. М.Т.Баранов «Школьный словарь образования слов русского языка», М., «Просвещение», 2005 год;

4. В.В.Одинцов и другие. «Школьный словарь иностранных слов», М., «Просвещение», 2006 год;

5. П.А.Лекант, В.В.Леденёва «Школьный орфоэпический словарь русского языка», М., «Просвещение», 2006 год;

6. М.Р.Львов «Школьный словарь антонимов русского языка», М., «Просвещение», 2006 год;

7. А.А.Семенюк, М.А.Матюшина «Школьный толковый словарь русского языка», М., «Просвещение», 2006 год;

8. З.Е.Александрова «Словарь синонимов русского языка», М., «Русский язык. Медиа.», 2006 год;

9. Н.М.Шанский «Школьный фразеологический словарь русского языка», М., «Дрофа», 2006 год;

19. «Тесты по русскому языку. 5 – 7 класс», М., «Дрофа», 2001 год.















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

факультативного курса «Пишем без ошибок»



п/п


Темы занятий


Кол-во часов


Планируемые действия


Форма контроля

Дата

План

Факт


Правописание гласных и согласных корня (4часа)


1

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

1

Учащиеся опознают проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, определяют правильное написание путём подбора однокоренных слов.

Объяснительный диктант



2

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

1

Правильно пишут слова с чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной

в корнях с чередованием.

Распределительный диктант



3

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание

непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.


1

Определяют написание согласных и безошибочно пишут их.

Выборочный диктант



4

О, Е,Ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

1

Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются

Тематический тест




Правописание приставок (2 часа)


5

Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся наз и с.

1

Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания.

Самодиктант




6

Приставки пре-/при-.

1

Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-.

Распределительный

диктант





Правописание форм глагола (5 часов)


7

Правописание личных окончаний глагола.

1

Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола.

Объяснительный диктант



8

Употребление мягкого знака в глагольных формах.

1

Указывают условия выбора буквы «мягкий знак» и правильно применяют правило.

Осложненное списывание.



9

Правописание суффиксов

глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

1

Применяют способы действия по написанию

суффиксов глагола

Работа по карточке



10

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ-

(-ющ-),

-ом- (-ем-), -им-.

1

Указывают суффиксы причастий и условия их употребления.

Самодиктант



11

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

1

Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры.

Тематическая тестовая работа




Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов (6 часов)

12

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

1

Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании.

Работа по карточке.



13

Слитные и дефисные написания имён прилагательных.




1

Указывают словообразовательную основу сложных прилагательных, применяют правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приводят примеры, грамотно употребляют дефис на письме.

Объяснительный диктант



14

Слитные и раздельные написания имён числительных.

1

Объясняют выбор слитного и раздельного написания числительных, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются.

Трансформационный диктант




15

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

1

Применяют правило связанное со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объясняют в тексте и самостоятельно подбирают примеры на данную орфограмму

Распределительный диктант



16

Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.

1

Объясняют выбор слитного и раздельного написания наречий, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются.

Выборочный диктант



17

Дефисное написание наречий.

1

Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры.

Тематический тест




Правописание н и нн в различных частях речи (4 часа)

18

Употребление Н и НН в полных формах отыменных имён прилагательных.

1

Безошибочно определяют условия выбора одной и двух нв суффиксах полных отыменных прилагательных

Выборочный диктант



19

Употребление Н и НН в полных формах причастий и отглагольных прилагательных.

1

Правильно пишут слова с н и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н».

Объяснительный диктант



20

Употребление Н и НН в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях.

1

Определяют условия выбора одной и двух нв суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы.

Работа по карточке



21

Употребление Н и НН в именах существительных.

1

Указывают условия выбора одной и двух нв суффиксах имен существительных.

Самостоятельная проверочная работа





Правописание не с разными частями речи (5 часов)



22

Слитное написание НЕ со словами, не употребля-ющимися без НЕ.

1

Применяют правила слитного написания НЕ со словами, не употребляющимися без

не на практике,

приводят примеры, опознают в тексте соответствующие словоформы, грамотно употребляют данные словоформы в собственных письменных работах.

Объяснительный диктант



23

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

1

Определяют условия всегда раздельного написания не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

Распределительный

диктант




24

Написание не с именами существительными, прилагательными.

1

Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании.

Выборочный диктант



25

Написание не с причасти-ями.

1

Применяют правила написания не с причастиями на практике, приводят собственные примеры, грамотно употребляют причастия с не на письме.

Самодиктант



26

НЕ с наречиями.

1

Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с наречиями, применяют данное правило при написании.

Тематический тест




Правописание служебных частей речи (2 часа)

27

Правописание предлогов.

1

Определяют написание производных и непроизводных предлогов и безошибочно пишут их.

Тестовая работа



28

Правописание союзов.

1

Опознают союзы и безошибочно пишут их.

Тестовая работа



Пунктуация в простых и сложных предложениях (5 часов)

29

Пунктуация в предложениях с обращениями.

1

Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки знаков препинания при обращениях на практике.

Выборочный диктант



30

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.

1

Указывают трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме.

Объяснительный диктант



31

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

1

Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном обороте на практике.

Тестовая работа



32

Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

1

Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при

одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознают одиночные деепричастия и наречия

Работа по карточке



33

Пунктуация в сложных предложениях.

1

Применяют пунктуационное правило правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения

(сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

Самостоятельная проверочная работа




34. Итоговая тестовая работа (1 час)



Методическое обеспечение программы.

Рекомендации по проведению факультативных занятий.

В основу факультативного занятия положен коммуникативно-деятельностный подход. На I этапе – определение темы и постановка цели – используются такие методы, как эвристический (какова будет тема занятия?), проблемный (зачем нам это надо?), актуализация опорных знаний.

На II этапе – практическая работа – используются элементы проектной деятельности, проблемно-поискового обучения, развиваются коммуникативные умения на уровне «ученик – ученик», «ученик – группа», осуществляется диалоговое взаимодействие в группе. Групповая форма работы позволяет организовать сотрудничество учащихся, включить их в деятельность по достижению общей цели. Работа с дифференцированными заданиями помогает формировать лингвистическую компетенцию учащихся, совершенствовать речевые умения.

На III этапе идет проверка уровня сформированности орфографических и пунктуационных умений, осознанность и прочность полученных знаний.

На этапе рефлексии ученики дают самоанализ своей деятельности и оценку проведенной работы.

Роль учителя на уроке – консультативная.




Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов.

Входная тестовая работа.

Вариант 1.


I. Укажите слова, в корне которых пишется буква е.

  1. наб…рать номер телефона

  2. зап…реть дверь на замок

  3. усм…рить буйного

  4. прот…реть через тёрку

  5. кл…новый лист

  6. св… той источник

II. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная.

  1. стоять на пер…оне

  2. срочная телеграм…а

  3. гал…ерея образов

  4. идти по кор…идору

  5. водные рес…урсы

  6. пятибал…ная система оценивания

III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. чре..мерный, и..подтишка, не..говорчивый

  2. пр..градить, пр..страстный, пр..следователь

  3. не..правданный, п..становка, под..зрение

  4. без..сходный, под..грать, по..грать

IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (Диван)кровать, где (же), (розовато)сиреневый;

  2. (один)одинешенек, (пол)яблока, пройдет (ли);

  3. потому (что), (рок)группа, (метео)станция

  4. (вице)президент, (русско)испанский, (темно)русый.

V. В каком слове пропущена буква Е?

  1. Быль за сказкой не угон..тся.

  2. Друга за деньги не куп..шь.

  3. Какое слово произнесешь, такое и услыш..шь.

  4. Дитя не плач..т, мать не разуме..т.

VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.

  1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)законченный портрет.

  2. Рукопись (не)отредактирована; (не)решенная еще проблема.

  3. (Не)исписанные листы; (не)запланированная на сегодня поездка.

  4. (Не) факт; (не) делает чести

  5. Работал (не) скоро; (не)кому доверить.

VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, где пишется одна буква Н?

Разработа (1) ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова (2) ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё (4) ой в иероглифическом письме.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

VIII. В каком слове пишется Е?

  1. Отча..ться

  2. засе..но

  3. вывал..вшийся

  4. упорядоч..нный

IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью ( ) и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

X. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Одни только грачи (1) привыкшие к степному шуму (2) спокойно носились над травой (3) ни на что не обращая внимания.

1) 123 2) 2 3) 12 4) 23

Вариант 2.


I. Укажите слова, в корне которых пишется буква о.

  1. непром…каемый плащ

  2. лучший пл…вец

  3. не к…саться этой проблемы

  4. раск…чать лодку

  5. бой гл…диаторов

  6. б…льной человек

II. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная.

  1. стать первокурс…ником

  2. военный кор…еспондент

  3. тихая ал…ея

  4. выйти на тер…асу

  5. дрож…евое тесто

  6. прес…ная вода

III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. с..ехал, обез..яний, транс..европейский

  2. пр..небрежение, пр..тендент, пр..скорбное

  3. поз..вчерашний, н..кинутый, пр..родина

  4. об..ск, об..грать, сверх..нициативный


IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. (Пол) Петербурга, как (будто), (черно)белый;

  2. (военно)обязанный, (кисло)сладкий, там (же); 3. (юго) восток, (русско)французский, (пол)лимона;

4. (фото)аппарат, все (ли), (режиссер)постановщик.

V. В каком слове пропущена буква Е?

  1. Язык – стяг, дружину вод..т.

  2. Хорошее дело само свет..тся.

  3. Родительское слово мимо не молв..тся.

  4. Правда в огне не горит и в воде не тон..т.

VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.

  1. (Не)исписанные листы; (не)запланированная на сегодня поездка.

  2. Работал (не) скоро; (не)кому доверить.

  3. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)законченный портрет.

  4. (Не) факт; (не) делает чести

  5. Рукопись (не)отредактирована; (не)решенная еще проблема.

VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.

1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3


VIII. В каком слове пишется Е?

  1. Наве..ть

  2. раскле..нный

  3. наде..вшийся

  4. послыш..лся

IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. X. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Громом (1) возвестив весну (2) гроза звенела (3) по траве (4) давно ожидавшей влаги и прохлады.


1) 124 2) 23 3) 4 4) 24



Итоговая тестовая работа.

1 вариант.

I. Укажите слова, в корне которых пишется буква и.

  1. осв…тить дорогу фонарём

  2. оп…реться на мужское плечо

  3. уб…рать в квартире

  4. прот…рать пыль

  5. изм…рять температуру

  6. дл…на отрезка

II. Укажите, в корне каких слов следует писать непроизносимую согласную.

  1. храброе сер…це

  2. раскалённое со..нце

  3. мой ровес…ник

  4. быть сверс…ником кому-нибудь

  5. прекрас…ная пора

  6. крутая лес…ница

III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. под..брать, пр..образ, н..илучший

  2. пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост

  3. в..лелеять, обе..доленный, ра..грести

  4. вз..скательный, от..скать, по..сковый

IV. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

  1. дыш…щий, (они) выскоч…т

  2. плач…щий, (они) изуч…т

  3. служ…щий, (они ) скач…т

  4. реж…щий, (они) выдерж…т

V. Пишется две буквы Н во всех словосочетаниях ряда:

  1. рва…ая куртка, испуга…о вскрикнул

  2. собрание прошло организова…о, огни потуше…ы

  3. давно потуше…ы, суше…ые ягоды

  4. скупле…ый товар, реше…ая задача

VI. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда.

  1. Ничуть (не) интересен, весьма (не) глупый мальчик.

  2. (Не) известное науке животное, томящая (не) известность.

  3. Травы (не) кошены, дом (не) кирпичный.

  4. Ветер (не) холодный, но сильный; задание совсем (не) выполнено.

  5. Вовсе (не) нужные вещи, вещь никому (не) нужна.

VII. Какие слова пишутся через дефис?

1. Строго(настрого)

2.Пол(лимона)

  1. Северо(восточный)

  2. (Дерево)обрабатывающий

  3. Взмыть (в)верх

  4. (По)прежнему дружить

VIII. Укажите случаи слитного написания.

  1. (За)тем лесом озеро

  2. (По)тому не делаю, что не могу

  3. Сначала ты иди, (за)тем я.

  4. (На)конец доски

  5. (На)конец занавес поднялся

  6. Идти (по)тому мостику

IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами ( ) и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

X. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.

Недавно (1) неожиданно обмелел (2) пополнявшийся горными ключами(3) бассейн.

Туристы(4)не зная об этом (5) продолжали свой путь.

1. 1,2,3,4,5 2. 2,3,4,5 3. 4,5

2 вариант.


I. Укажите слова, в корне которых пишется буква Е.

  1. прим…рять костюм

  2. пос…деть от горя

  3. соб…рать грибы

  4. нат…реть паркет воском

  5. изящный с…луэт

  6. т…ория музыки

II. Укажите, в корне каких слов следует писать непроизносимую согласную.

  1. чес…ная игра

  2. чу…ство мести

  3. принимать участие в ше…ствии

  4. искус…ный мастер

  5. совмес…ный проект

  6. пышные рес…ницы

III. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. и..черпанный, ра..грести, ра..кошелиться

  2. от..двинуть, пр..мывать, поз..растали

  3. в..ездная, подош..ют, раз..единить

  4. пр..сечь, пр..глубокий, пр..вратности (судьбы)

IV. В каком ряду во всех словах пропущена буква У?

  1. меч…щийся, (они) перетащ…т

  2. блещ…щий, (они) полощ…т

  3. брызж…щий, (они) наточ…т

  4. слыш…щий, (они) ищ…т

V. Пишется одна буква Н во всех словосочетаниях ряда:

  1. варе…ые в кастрюле, ударил нечая…о

  2. организова…ые спонсорами, каша недоваре…а

  3. убра…ые вещи, ветре…ый день

  4. туше…ые овощи, потуше..ые ветром

  1. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.

а) Говорил (не) раз, давно (не) хоженная тропинка.

б) (Не) пролитые слезы, (не) достойное человека поведение.

в) Поведение, (не) достойное солдата; (не) выполненное мною задание.

г) (Не) нужные нам сведения, (не) открытые страны.

д) Ничем (не) огороженное место, далеко (не) случайно.

  1. Какие слова пишутся через дефис?

1. (Пол)города

2.(во)вторых

3.бок(о)бок

  1. (кисло)сладкий

  2. (древне)русский

  3. как(нибудь)

    1. Укажите случаи слитного написания.

    1. (За)тем озером лес

    2. (По)этому и не делаю

    3. (По)тому пути

    4. (По)тому жалеют, что слабый

    5. (На)конец все закончилось

    6. (На) конец рабочего дня

    1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

По ночам земля быстро выхолаживалась ( ) и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.

    1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    1. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.

Рыбак(1) склонившись лицом к самой воде (2) высматривал что-то в глубине. Там(3) косматились черные водоросли (4)застилавшие все дно.

1. 1,2,3,4 2. 2,3,4, 3. 1,2,4

Ресурсное обеспечение программы

I. Литература для учителя.

    1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.

    2. Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.

    3. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1966.

    4. Гольдин, З. Д. Русский язык. Таблицы и тесты / З. Д. Гольдин, В. Н. Светлышев. – М. : Издатель Булатникова И. С., 2004.

    5. Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.

    6. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. – 2-е изд., перераб. - М., 1982.

    7. Лисовская, Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии / Е. А. Лисовская. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.

    8. Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента / А. А. Мурашов. – 2-е изд., испр. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 9. Пронина, И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И. В. Пронина. – М. : Просвещение, 1964.

  1. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе : кн. для учителя / М. М. Разумовская. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996.

  2. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. – М. : Изд. АПН РСФСР, 1960.

  3. Русское правописание сегодня: О правилах русской орфографии и пунктуации / С. Н. Борунова [и др.]; под ред. В. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2006.

II. Литература для учащихся.

  1. Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 5-7 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.

  2. Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008.

  3. Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.

  4. Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.

  5. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.

1. 6. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. — 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.

7. Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах : для школьников / Э. В. Солодовникова. - 2-е изд. – Минск : Аверсэв, 2007.

III. Электронные образовательные ресурсы (в том числе Internet-ресурсы).

http://school-collection.edu.ru – Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://abc.edu-net.khb.ru – краевой образовательный портал «Пайдейя»

http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm – сайт «Образовательные ресурсы и Интернет» http://www.5ballov.ru – сайт «5 баллов.ру» http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm сайт «Словесник» http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР http://www.gramota.ru/ Грамота.ру

http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm портал «Основные правила грамматики русского языка»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!