Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
«Готовимся к школе»
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ
6-7 ЛЕТ
Пояснительная записка
Группа развития «Родничок» создана с целью адаптации дошкольников к школьному обучению и рассчитана на детей не посещающих ДОУ. Занятия разработаны в соответствии с ФГОС второго поколения. Рабочая программа составлена, опираясь на авторскую программу «От звука к букве» Е.В.Колесниковой, сборник заданий О.А. Холодовой «За три месяца до школы», авторские методики педагога высшей категории К.В.Шеваелёва «Готовимся к школе».
Поступление в школу – важный момент в жизни ребёнка. Самое важное на этапе подготовки к школьному обучению – помочь ребёнку быстрее адаптироваться к школе, развить интерес к обучению, сохранить позитивный настрой. В этот период взросления (около 7 лет) психологически ребёнок перестраивается, и игровая мотивация сменяется познавательной мотивацией. Психологи утверждают, что дошкольник должен обучаться, не догадываясь, что он это делает. Именно поэтому задания предлагаемые детям всегда игровые, с присутствием сказочного персонажа. Очень важно на этом этапе развития поддержать ребёнка эмоционально, снабдить подходящей и необходимой информацией его пытливый ум, расширить словарный запас, кругозор и помочь усвоить правила поведения в общественных местах.
«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Л.А. Вагнер
Помочь подготовиться к обучению – цель групп развития. В процессе обучения ребёнок под руководством педагога будет выполнять задания, которые позволят научить детей: слушать и наблюдать; запоминать и перерабатывать полученную информацию; определять различные свойства предметов и объединять их между собой по общему отличительному признаку; определять последовательность событий; ориентироваться в пространстве; обобщать и классифицировать; работать по образцу; действовать по правилу; развивать подвижность рук, ловкость, реакцию. Обучение с развлечением – главная особенность групп развития. Система игровых обучающих ситуаций и упражнений, представленных в рабочих тетрадях «Прописи» и «Я начинаю читать», способствует формированию звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке обучения грамоте, развитию графических навыков». В рабочих тетрадях «Готовимся к школе», «За три месяца до школы» учтены все задачи и требования ФГОС к уровню подготовки будущего первоклассника. Задания, подобранные в этих тетрадях, определяют умение быстро отвечать, оценивают уровень общих знаний, кругозор. Родители и педагоги могут своевременно помочь ребёнку овладеть недостающими знаниями и умениями. Упражнения развивают логику, внимание, память, а вместе с тем помогают оценить уровень развития ребёнка. В тетради включены задания на развитие мелкой моторики, а так же на умение воспринимать материал на слух, запоминать правило и выполнять задания, следуя ему.
Курс занятий в группе развития «Родничок» рассчитан на 24 недели (с ноября 2014года по май 2015 года), 2 раза в неделю по три занятия в день (продолжительность каждого занятия 35 мин.) или 16 недель (с января по май) с той же периодичностью.
Развитие детей ведётся по четырём направлениям:
Основы математической грамотности;
Знакомство с миром звуков и букв;
Элементарные представления об окружающем мире.
Весёлый карандаш
Внутри каждого занятия предусмотрены физкультминутки, пальчиковые игры, упражнения на развитие памяти, внимания, реакции, воображения, творческого и пространственного мышления, что позволяет увеличить производительность и усвоение материала за счет смены деятельности, а также сделать занятия увлекательными.
В блоке занятий «Основы математической грамотности» дети изучат темы «Количество и счёт», «Величина», «Ориентирование в пространстве», «Геометрические фигуры», «Графические работы», «Логические задания», «Число и состав числа от 1 до 10».
В блоке занятий «Знакомство с миром звуков и букв» дети познакомятся со звуками и символами, которыми звуки обозначаются на письме – буквами, научатся играть в «Звуковые ловушки», находить место буквы и звука в слове (в начале, середине или конце), составлять слоги, из слогов – слова, из слов – предложения. Научатся различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Расширят свой лексический словарь, пересказывая сказки, составляя рассказ по картинкам, обсуждая в группе общие темы: овощи, птицы, звери, мебель, одежда, транспорт и т.д Научатся синтезировать и анализировать полученные знания.
Упражнения из серии «Весёлый карандаш» необходимы для подготовки руки ребёнка к написанию букв, цифр, символов, поэтому включены в каждый блок занятий и представляют собой рисование по образцу, по пунктирным линиям, продолжение закономерностей, вписывание фигур, букв и цифр в квадраты, линии и другие фигуры.
Для занятий у ребёнка должны быть: цветные карандаши, простой карандаш, шариковая ручка.
Ожидаемые результаты курса
Самое важное качество, которое сформируется у ребёнка по итогам прохождения курса занятий – умение понять учебно-игровую задачу и самостоятельно её выполнить, развивается навык контроля и самоконтроля.
По итогам прохождения программы группы развития «Родничок» ребёнок должен знать и уметь:
Своё имя, отчество и фамилию;
Свой возраст и дату рождения;
Свой домашний адрес;
Страну и город , в котором живёт;
Фамилию, имя отчество родителей, кем они работают;
Времена года;
Часть суток;
Домашних животных, их детёнышей, повадки;
Диких животных;
Зимующих и перелётных птиц;
Транспорт (виды);
Различать одежду, обувь, головные уборы;
Различать и правильно называть плоскостные фигуры;
Свободно ориентироваться на листке бумаги (понимать, где верх, низ, право, лево);
Свободно считать от 1 до 10 и обратно;
Выполнять счётные операции в пределах 10+2, 10-2;
Различать гласные и согласные звуки;
Разделять слова на звуки с помощью хлопков, шагов и т.д.
Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «дубы», «осы».
Знать и уметь рассказывать русские народные сказки;
Знать наизусть стихи для детей;
Уметь пересказывать прослушанный рассказ;
Уметь придумывать рассказ по картинке, по серии картинок;
Владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать, не выходя за контуры предметов);
Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги);
Сохранять хорошую осанку в положении сидя.
Уметь выполнять задания по образцу;
Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать.
Запоминать и называть 6-10 предметов, картинок, слов;
Вести себя на уроке и на перемене, согласно установленным правилам.
Литература
1. Х73 За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6лет): Рабочая тетрадь)/О.А. Холодова .- М.:Издательство РОСТ. - 80с.(Юным умникам и умницам).
2. Прописи для дошкольников 5-7 лет: Издание 2, перераб./ Графические навыки, внимание, самостоятельность.: Рабочая тетрадь /Е.В.Колесникова.-М.: Издательство Ювента, 2014.- 32с.:ил.
3. Я начинаю читать: Рабочая тетрадь для детей 6-8 лет/Е.В.Колесникова.-Изд.4-е доп. И перераб.-М:Ювента,2014.-64с.:ил.
4. Ш37 Готовим к школе: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2ч.,Ч.1\
К.В.Шевелёв. - М.: Ювента, 2014.-64с.:ил.
5. Ш37 Готовим к школе: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2ч.,Ч.2\
К.В.Шевелёв. - М.: Ювента, 2014.-64с.:ил.