СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование кружка "Кубанский сувенир" с УУД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание любви к малой Родине, людям, культуре, творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно - тематическое планирование кружка "Кубанский сувенир" с УУД.»

1.Пояснительная записка


Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца; блузы и платья с вышивкой, кружевом; украшения и изделия из дерева, кожи, керамики и др. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а, в первую очередь, как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением жилья. В этом выражается исконная потребность человека в красоте, желание видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства с их доброй энергией мастера, подарившего эти изделия.

В наши дни народное декоративное творчество переживает новый этап – словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающий многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью обучения и воспитания детей.

Занятия декоративно-прикладным творчеством дают неиссякаемые возможности для разностороннего развития детей. Обучение видению прекрасного в жизни, творческая деятельность, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир растущего человека.

Декоративно-прикладное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Актуальность данной программы заключается в том, что за счет развития креативного мышления учащиеся могут приобрести практические навыки ручного труда, которые могут использоваться в повседневной жизни (для украшения одежды, быта и т.д.), выразить себя в творчестве.

При разработке программы был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению.

Основной идеей данной программы является соединение различных видов рукоделия на занятиях, работа с различными материалами, изучение культуры и истории разных народов.

Содержание программы дает полное представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую деятельность учащегося, направленную на преображение окружающего мира. На занятиях используется интеграция слухового, зрительного восприятия с практической работой, - в этом заключается оригинальность и новизна данной программы.

Программа направлена на удовлетворение интересов ребенка, развитие его творческого потенциала и позволяет решать задачи эстетического, трудового воспитания. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Народное декоративно-прикладное искусство стоит у истоков эстетического воспитания дошкольников, которое сегодня, к сожалению, теряет свои приоритеты под напором западной массовой культуры далеко не лучшего образца.

Кубанское декоративно-прикладное искусство всегда занимало достойное место в работе с школьниками. Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков.

Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий. Поэтому, при знакомстве с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, иногда очень

сложно назвать автора.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественного вкуса. Основу декоративно – прикладного искусства составляет ручной творческий труд мастера.

Общеобразовательная школа, используя программы по кубановедению, разнообразные формы трудового обучения, воспитания и профориентации, призвана помочь не только сохранению богатства традиций народного казачьего искусства, но и его развитию. Но углубленного изучения данного вида творчества на уроках осуществить невозможно, поэтому необходимы дополнительные занятия. Занятия в системе дополнительного образования помогают детям получать углубленные знания, заниматься в объединениях по интересам. На занятиях различными видами народного искусства Кубани воспитанники учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, но и любовь к родному краю, уважение к традициям и обычаям казаков. Дают им необходимые технические знания, развивают трудовые компетенции, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к самостоятельному труду, к выбору профессии, позволяют использовать знания, полученные на уроках кубановедения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и других предметах.

Педагогические принципы реализации образовательного процесса.

Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно - ориентированного обучения и построена на следующих педагогических принципах:

доступности и последовательности в обучении - «построение» учебного процесса от простого к сложному;

природосообразности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;

наглядности - использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения;

связь теории с практикой - сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений;

актуальности - приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей;

межпредметности - связь программы с другими науками или областями деятельности (музыка, изо, рукоделие).

культуросообразности - основывается на ценности региональной и национальной культур;

прагматичности - практической полезности.

Широко используются в работе с детьми принципы индивидуализации, дифференциации, а деятельностный подход позволяет учащимся приобретать знания во время активной деятельности.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-знакомству с историей своего народа и других стран и народными традициями.

Целью данной программы является воспитание обучающихся в традициях и обычаях кубанского казачества, овладение компетенциями в технологии изготовления изделий народных мастеров, формирование носителя традиционной кубанской культуры, воспитание у учащихся чувства глубокой любви к своей малой родине, подготовка подростков к активной самостоятельной деятельности и профессиональному самоопределению в условиях рыночной экономики, развитие творческих потребностей и склонностей к творчеству.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • изучать традиционные промыслы и ремесла Кубани;

  • раскрывать истоки народного творчества и роль декоративно – прикладного искусства в жизни общества;

  • прививать любовь к традиционному народному искусству;

  • формировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;

  • осваивать специфику художественной системы народного искусства;

  • формировать у воспитанников целостное восприятие народного искусства как части культуры народа;

  • обучать навыкам и приемам традиций художественной обработки материалов различных видов;

  • развивать самостоятельность и способность решать творческие и изобретательские задачи;

  • развивать эстетический и художественный вкус.


Содержание программы предусматривает ознакомление с народными художественными промыслами Кубани, основами композиции, материаловедения для художественных работ, традиционной технологией художественной обработки и декорирования изделий, с природой, хозяйством, искусством, культурой Кубани.

Приступая к изучению этнографии Кубани, конкретных видов народного искусства, необходимо иметь в виду, что каждый из них имеет особый образный строй, свои технические и стилистические приемы. На основе принципа обработки материала складывается система построения формы, ритмическая закономерность ее образов.

Научить ребят любить и понимать красоту и совершенство окружающего мира помогают предусмотренные программой экскурсии на природу, во время которых целесообразно заготавливать материал для флористики, делать зарисовки и наброски. Эти материалы в дальнейшем помогут обучающимся глубже понимать происхождение, характер и содержание декоративных форм в народном искусстве, а также дает возможность использовать собранный природный материал для создания художественных изделий.

Практические занятия направлены на формирование у воспитанников компетенций по изготовлению изделий на основе знаний, полученных в процессе творческого обучения и демонстрации готовых изделий. Эстетические чувства, художественная культура воспитанников активнее развиваются в процессе этнографического творческого труда, в процессе изготовления ими традиционных общественно – полезных изделий. Народное кубанское искусство всегда было преимущественно бытовым, и изучать его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру следует, непосредственно общаясь с народными мастерами на их территории.

Большие изделия целесообразно выполнять коллективно, что ускоряет процесс творчества и даст воспитанникам навыки совместной работы.

Пройдя полный курс обучения, ученик получит возможность научиться овладевать:

  • комплексом знаний по истории и этнографии Кубани;

  • широким спектром информации о профессиях, связанных с данным видом деятельности;

  • комплексом компетенций по традиционной технологии изготовления изделий из природного материала, ткани т.д.;

  • практическими навыками по изготовлению изделий своими руками;

  • комплексом компетенций, которые сможет применить во взрослой жизни, уметь контактировать с другими людьми, легко адаптироваться в коллективе, раскрывать свои творческие способности и применять их в жизни;

  • возможность выбрать профессиональную деятельность, связанную с традиционным декоративно – прикладным искусством, краеведением, быть не потребителем, а носителем традиционной народной культуры.

Планируемые результаты

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение воспитанниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты

учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Регулятивные

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;

моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;

осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

Познавательные

различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;

развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.

Младшие школьники получат возможность научиться:

создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно - творческой деятельности в целом.

Коммуникативные

первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

формировать собственное мнение и позицию.



Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Срок реализации программы – 4 года.

При изучении всех разделов следует подчеркнуть, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает от бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью вычислительной техники.

Вопросы экономики, информационных технологий, профориентации, графики, дизайна и экологии рассматриваются при изучении каждого раздела.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность – овладения основными навыками и умениями. Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять индивидуальный и групповой методы изготовления изделий.



2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ




Наименование разделов тем

Кол-во часов

Количество часов учебных занятий

Характеристика деятельности уч-ся

1 год

теория

практика



1

Вводное занятие

1

1

-

Знакомятся с техникой безопасности, правилами поведения в мастерской, санитарно – гигиенические требования. Знакомство с учебной программой на год и на курс обучения; с необходимыми инструментами и материалами.


2

Кубанский дом. Обереги.

2

1

1


Знакомство с интерьером кубанской хаты. Изготовление домовят.


3

Традиционные праздники Кубани. Обрядовые куклы.

4

1

3

Знакомство с традиционными праздниками Кубани, кубанским костюмом, технологией изготовления обрядовых кукол. Изготовление ангелочка. Изготовление домовят.


4

Технология работы с природным материалом. Аппликация из соломки, кукурузного листа.

6

1

5

Знакомство с инструктажем по технике безопасности.

Технология изготовления аппликации.

Изготовление аппликации из соломы.


5

Изготовление глиняной игрушки.

6

1

5

Знакомство с инструктажем по технике безопасности. Изготовление глиняной игрушки, разукрашивание игрушки.


6

Технология кубанской вышивки

6

2

4

Знакомство с инструментами, материалами и приспособлениями для вышивки, правилами пользования, гигиены и безопасной работы с ними. Знакомство с видами кубанской вышивки. Освоение приемов простых швов, технология выполнения простых швов.


7

Лоскутная пластика. Тряпичная кукла.

3

1

2

Знакомство с техникой безопасной работы с ножницами и иглами. Знакомство с видами тряпичных кукол в школьном музее. Выполнение куклы – скатки.


8

Пасхальные яйца.

2

1

1

Знакомство с техникой безопасной работы с колющими инструментами. Подготовка яиц к работе: освобождение от содержимого, промывка, просушка яиц. Подбор композиций. Оформление изделий из яиц. Совершенствование компетенций.


9

Игровые куклы.

3

1

2

Изготовление костюмов для кукол – живулек. Сочинение весенних стишков и песенок. Изготовление веснянок. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.


Итого

33

10

23












УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование разделов тем

Кол-во часов

Количество часов учебных занятий

Характеристика деятельности уч-ся

2 год

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Знакомятся с техникой безопасности, правилами поведения в мастерской, санитарно – гигиенические требования. Знакомство с учебной программой на год и на курс обучения; с необходимыми инструментами и материалами.

2

Кубанский дом. Обереги.

2

1

1

Знакомство с интерьером кубанской хаты. Изготовление домовят.

3

Традиционные праздники Кубани. Обрядовые куклы.

2

1

1

Знакомство с традиционными праздниками Кубани, кубанским костюмом, технологией изготовления обрядовых кукол. Изготовление плакунички.

4

Технология работы с природным материалом. Кукла-талашка

6

1

5

Знакомство с инструктажем по технике безопасности.

Технология изготовления аппликации.

Технология плетения из талаша. Изготовление ангелочка. Плетение подставок под горячее, небольших ковриков.

5

Технология вязания спицами и крючком

4

1

3

Условные обозначения, правила вязания. Знакомство с видами вязаных кукол. Знакомство с видами вязаных кукол в школьном музее.

Использование всех петель, столбиков, образцов узоров. Изготовление вязаных кукол. Выполнение куклы черноморской казачки.

6

Технология кубанской вышивки

5

1

4

Назначение инструментов и приспособлений. Правила пользования, гигиены и безопасной работы с ними. Освоение приемов простых швов, технология выполнения простых швов. Совершенствование компетенций учащихся. Отделка вышивкой одежды. Отделка вышивкой фартука для кукол.

7

Лоскутная пластика. Тряпичная кукла.

5

1

4

Знакомство с техникой безопасной работы с ножницами и иглами. Закрепление компетенций в процессе создания композиций. Выполнение куклы – закрутки. Празднование Масленицы. Выполнение куклы – Масленицы.

8

Пасхальные композиции.

3

1

2

Техника безопасной работы с колющими инструментами. Празднование Пасхи. Создание куклы Пасхи. Совершенствование компетенций.

9

Игровые куклы

6

1

5

Исполнение колыбельных песенок. Изготовление пеленашек. Изготовление куваток. Анализ работы по созданию сувенирной куклы. Посещение итоговой выставки. Экскурсия в парк.

Итого

34

9

25










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Наименования разделов, блоков, тем

Всего

часов

Количество часов учебных занятий

Характеристика деятельности уч-ся





теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

Знакомятся с техникой безопасности, правилами поведения в мастерской, санитарно – гигиенические требования. Знакомство с учебной программой на год и на курс обучения; с необходимыми инструментами и материалами.

2

Техника безопасности. Выполнение простейших видов швов.

2

-

2

Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Освоение навыков в вышивании; выполнение образца вышивки; шов «вперёд иголку» (длина стежка 1—2 мм, 6-8 мм, с пропусками 2 мм); шов «стебельчатый» — сохранение направлении нити. Выполнение несложного орнамента в полосе с применением швов: «вперед иголку» или «стебельчатый" (по выбору учащихся).

3

Знакомство с мережками.

2

-

2

Технология выполнен простых мережек: «кисточка», «колышек», «враскол».

4

Выполнение изделия (салфетка) и технике шов «вперёд иголку», «тамбурной», «стебельчатый»; обработки края мережкой «снопик»

4

-

4

Выполнение вышивки салфетки с пользованием орнамента, предоставленного учителем (по образцам народных мастеров). Форма салфетки — квадрат или прямоугольник. Подбор цветовой гаммы -- контрастные цвета (зеленый - красный; синий — жёлтый..,)-


5

Знакомство с художественной гладью.

2

-

2

Перевод рисунка па ткань. Правильное исполнение элементов рисунка. Соблюдение правильности направления стежков - от центра к краям лепестков и листика. Чистота изнаночной, стороны.

Выполнение несложных элементов художественной глади. Выполнение изделия (салфетки, платочка) в технике «художественная гладь».

6

Техника безопасности; плетение, из природных материалов

10

3

7

Знакомство с изделиями из соломки, листьев початков кукурузы, лозы; их роль в казачьем быту (корзинки, плетни, вэрши и др.). Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Освоение приёма плетения «полоски».

Расщепление соломинок на полоски. Наклеивание в определённом порядке соломенных лент на картонную основу (круг, овал) с двух сторон. Оформление подставки плетёной «полоской». Изготовление основы изделия — декоративной подставки, оформленной «полоской». Сшивание «сухарницы» по кругу подставки, постепенно поднимая и расширяя стенки изделия.

7

Кружево России и Кубани

2

-

2

Знакомство с изделиями народных мастеров.Искусство русского кружевоплетения. Виды кружев России. Вязание крючком на Кубани. Способы вязания (филейное, филейно-игольное, игольное, коклюшечное). Орнамент кружев.

8

Основные приемы вязания крючком. Вязание крючком круглых ковриков из связанных между собой ленточек ткани.

2

-

2

Подготовка «ниток» — связанных ленточек ткани. Вязание изделия.


9

Гончарство как вид ДПИ.

4

2

2

Гончарные центры России. Экскурсия в музей. Зарисовки музейных экспонатов. Беседа о гончарном промысле на Кубани. Изготовление посуды из глины.

10

Итоговое занятие.

2

-

2

Обсуждение работ учащихся и отбор лучших для экспозиции. Анализ выполненных работ. Подведение итогов за год.


Итого часов

34

6

28




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ



.№ п/п

Наименования разделов, блоков, тем

Всего

часов

Количество часов учебных запиши

Характеристика деятельности уч-ся





теория

практика

1

Вводное занятие. Народная вышивка Кубани

2

2

-

Знакомятся с техникой безопасности, правилами поведения в мастерской, санитарно – гигиенические требования. Знакомство с учебной программой на год и на курс обучения; с необходимыми инструментами и материалами.

2

Выполнение счетных швов (крест)

2

-

2

Освоение навыков в вышивке крестом, но счету нитей с: горизонтальными стежками на изнанке. Выполнение несложного геометрического орнамента в полосе с образца.

3

Выполнение рушника с несложным орнаментом в технике «крест» (красно-черная цветовая гамма)

12

1

11

Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Исправность инструментов: ножниц (игл, пялец). Составление на миллиметровой бумаге орнамента вышивки для рушника на основе зарисовок старинных
образцов, сделанных в музее. Подготовка ткани для рушника, обработка края мережкой «снопик». Вышивка орнамента.

4

Плетение из природных материалов на Кубани. Основные приёмы плетения из листьев початков кукурузы

4

-

4

Техника безопасности при работе с острыми инструментами (ножницы). Подготовка материала к работе (отбор листьев по топу, нарезка полос, увлажнение). Знакомство с основными приёмами плетения из листьев початков кукурузы, назначением предметов. Освоение приёма, плетения петли из листьев початков кукурузы. выполнение плетения по часовой стрелке; изготовление небольшой круглой подставки.

5

Выполнение изделия из листьев початков кукурузы - хлебница (овальной формы)

6

1

5

Изготовление изделия; закрепление приёмов плетения из листьев початков кукурузы.


6

Кубанское, кружево; орнаменты кубанского кружева; закрепление приёмов плетения кружева крючком

2

-

2

Закрепление приёмов плетения кружева крючком


7

Выполнение несложного кружева для рушника (настольника)

4

-

5

Изготовление несложного кружева для рушника (настольника).


8

Анализ выполненных работ. Выставка работ

2

-

2

Обсуждение работ учащихся и отбор лучших для экспозиции: Анализ выполненных работ. Подведение итогов работы за год.


Итого часов

34

4

30






3.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1-го года обучения (33часа)



Вводное занятие.

Теория:

техника безопасности, правила поведения в мастерской, санитарно – гигиенические требования. Знакомство с учебной программой на год и на курс обучения. Необходимые инструменты и материалы.

1.Кубанский дом. Обереги.

Теория:

кубанский дом. Интерьер кубанской хаты. Технология плетения из талаша. Технология изготовления оберегов.

Практика:

изготовление оберегов. Плетение подставок под горячее, небольших ковриков. Применение традиционного оформления в современных интерьерах. Изготовление домовят.

2. Традиционные праздники Кубани.

Теория: традиционные праздники Кубани: календарные праздники, обычаи и обряды, семейные праздники, обычаи и обряды. Кубанский костюм. Технология изготовления обрядовых кукол.

Практика:

изготовление обрядовых кукол. Проведение мероприятий, посвященных кубанским традиционным праздникам. Изготовление костюмов и украшений.

Раздел программы интегрирован в разделы программы «Кубанская вышивка», «Лоскутная пластика», «Пасхальные яйца», «Игровые куклы».

3. Технология работы с природным материалом.

Теория:

инструктаж по технике безопасности с оборудованием и инструментами, санитарно – гигиенические требования. Технология сборки, хранения и обработки соломы, кукурузного листа. Технология изготовления аппликации. Правила выполнения объемных и плоскостных композиций.

Практика:

подготовка соломы к работе. Изготовление аппликации из соломы.

4. Изготовление глиняной игрушки.

Теория:

инструктаж по технике безопасности при работе с глиной, пластилином, санитарно- гигиенические требования. Беседа о гончарном ремесле на Кубани.

Практика: запись и чтение условных знаков, подбор материалов и инструментов, начало и окончание работы. Приемы соединения глиняных деталей. Изготовление глиняной игрушки, разукрашивание игрушки.

5. Технология кубанской вышивки.

Теория:

инструменты, материалы и приспособления для вышивки. Назначение инструментов и приспособлений. Правила пользования, гигиены и безопасной работы с ними. Краткие сведения о тканях и нитках. Виды простых и сложных швов. Изучение кубанской народной вышивки. Орнамент и цвет в народной вышивке, сюжетные сцены и их смысловая значимость. Демонстрация образцов. Знакомство с традиционными видами вышивки.

Практика:

освоение приемов простых швов, технология выполнения простых швов. Требования к качеству выполнения изделия. Работа над изделием.

Примерные образцы изделий: закладки для книг, платочки. Фартуки для лоскутных кукол, изделия для украшения интерьера. Совершенствование компетенций учащихся. Организация выставки работ учащихся.

6. Лоскутная пластика. Тряпичная кукла.

Теория:

техника безопасной работы с ножницами и иглами, организация

рабочего места, ткани и нитки, история возникновения и виды тряпичной куклы, особенности выполнения элементов кубанского костюма, технология изготовления тряпичной куклы. Изучение образцов тряпичной куклы.

Практика:

выполнение различных видов тряпичной куклы. Создание плоскостных и объемных композиций с тряпичными куклами. Закрепление компетенций в процессе создания композиций. Выполнение куклы – скатки.

7. Пасхальные яйца.

Теория:

техника безопасной работы с колющими инструментами. Материалы и инструменты. Подбор композиций. Технология работы над изделиями. Цветовое решение. Правила композиции из пасхальных яиц.

Практика:

подготовка яиц к работе: освобождение от содержимого, промывка, просушка яиц. Подбор композиций. Оформление изделий из яиц. Совершенствование компетенций.

Подведение итогов года. Организация выставки. Оформление выставки. Беседа о программе на будущий год.

8. Игровые куклы

Изготовление куклы – живульки. Изготовление костюмов для кукол – живулек.

Изготовление веснянок. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-го года обучения (34часа)

Вводное занятие.

Теория:

техника безопасности, правила поведения в мастерской, санитарно – гигиенические требования. Знакомство с учебной программой на год и на курс обучения. Необходимые инструменты и материалы.

1. Кубанский дом. Обереги.

Теория:

кубанский дом. Интерьер кубанской хаты. Технология плетения из талаша. Изготовление плакунички.

Практика:

изготовление оберегов. Плетение подставок под горячее, небольших ковриков. Применение традиционного оформления в современных интерьерах.

2. Традиционные праздники Кубани.

Теория:

традиционные праздники Кубани: календарные праздники, обычаи и обряды, семейные праздники, обычаи и обряды. Кубанский костюм. Технология изготовления обрядовых кукол.

Практика:

изготовление обрядовых кукол. Проведение мероприятий, посвященных кубанским традиционным праздникам. Изготовление костюмов и украшений.

Раздел программы интегрирован в разделы программы «Кубанская вышивка», «Лоскутная пластика», «Пасхальные яйца», «Игровые куклы».

3.Технология работы с природным материалом. Кукла-талашка.

Теория:

инструктаж по технике безопасности с оборудованием и инструментами, санитарно – гигиенические требования. Технология сборки, хранения и обработки талаша. Технология изготовления кукол. Правила выполнения объемных и плоскостных композиций. Знакомство с видами кукол-талашек.

Практика:

подбор и подготовка талаша к работе. Изготовление кукол-талашек и композиций из них. Изготовление ангелочка.

4.Технология вязания крючком и спицами.

Теория:

инструктаж по технике безопасности при работе с колющими инструментами, санитарно – гигиенические требования. История вязания, виды материалов и инструментов, их разнообразие и различие. Демонстрация образцов вязок и изделий. Условные обозначения, правила вязания. Знакомство с видами вязаных кукол.

Практика:

запись и чтение условных знаков, подбор материалов и инструментов, начало и окончание работы. Использование всех петель, столбиков, образцов узоров. Изготовление вязаных кукол. Выполнение куклы черноморской казачки.

5. Технология кубанской вышивки.

Теория:

инструменты, материалы и приспособления для вышивки. Назначение инструментов и приспособлений. Правила пользования, гигиены и безопасной работы с ними. Краткие сведения о тканях и нитках. Виды простых и сложных швов. Изучение кубанской народной вышивки. Орнамент и цвет в народной вышивке, сюжетные сцены и их смысловая значимость. Демонстрация образцов. Знакомство с традиционными видами вышивки.

Практика:

освоение приемов простых швов, технология выполнения простых швов. Требования к качеству выполнения изделия. Работа над изделием.

Совершенствование компетенций учащихся. Изучение образцов кубанского орнамента, рушников. Вышивание рушника, салфетки.

Отделка вышивкой одежды. Отделка вышивкой фартука для кукол. Организация выставки работ учащихся.

6. Лоскутная пластика. Тряпичная кукла.

Теория:

техника безопасной работы с ножницами и иглами, организация

рабочего места, ткани и нитки, история возникновения и виды тряпичной куклы, особенности выполнения элементов кубанского костюма, технология изготовления тряпичной куклы. Изучение образцов тряпичной куклы.

Практика:

выполнение различных видов тряпичной куклы. Создание плоскостных и объемных композиций с тряпичными куклами. Закрепление компетенций в процессе создания композиций. Выполнение куклы – закрутки.

Выполнение куклы – Масленицы.

7.Пасхальные композиции.

Теория:

техника безопасной работы с колющими инструментами. Материалы и инструменты. Подбор композиций. Технология работы над изделиями. Цветовое решение.

Практика:

Создание куклы Пасхи. Совершенствование компетенций.

Подведение итогов года. Организация выставки. Оформление выставки. Беседа о программе на будущий год.

8. Игровые куклы

Изготовление пеленашек. Изготовление куваток. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3-й год обучения (34 часов)


Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с народной вышивкой Кубани и России

Знакомство с программой, цели и задачи программы. Виды вышивок. Назначение вышитых изделий. Виды орнаментов, применяемых в вышивке (геометрический, растительный, зооморфный). Орнаментальные мотивы (цветы, птицы, бабочки, геометрические фигуры — квадрат, ромб, треугольник). Особенности технических приёмов вышивки, используемых мастером. Знакомство с образцами изделий мастера. Цветовая гамма вышивки.

Тема 2. Техника безопасности. Выполнение простейших видов швов: «вперёд иголку», «стебельчатый», «тамбурный»

Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Исправность инструментов (ножниц, игл, пялец). Применение специальных нитей для вышивания - мулине.

Практическая работа: освоение навыков в вышивании; выполнение образца вышивки; шов «вперёд иголку» (длина стежка 1—2 мм, 6-8 мм, с пропусками 2 мм); шов «стебельчатый» — сохранение направлении нити. Выполнение несложного орнамента в полосе с применением швов: «вперед иголку» или «стебельчатый" (по выбору учащихся).

Тема 3. Знакомство с мережками, изготовление простого вида мережек «снопик», «враскол»

Виды мережек: «кисточка», «столбик», «снопик», «козлик» «паучок». Их декоративные качества. Технология выполнен простых мережек: «кисточка», «колышек», «враскол». Применение однотонных тканей и нитей в работе над мережками.

Практическая работа: изготовление простого вида мережек «снопик»,«враскол».

Тема 4. Выполнение изделия (платочка) в технике швов «вперёд иголку», «тамбурный», «стебельчатый»; обработка края мережкой «снопик»

Практическая работа: выполнение вышивки салфетки с пользованием орнамента, предоставленного учителем (по образцам народных мастеров). Форма салфетки — квадрат или прямоугольник. Подбор цветовой гаммы -- контрастные цвета (зеленый - красный; синий — жёлтый..,)-

Тема 5. Знакомство с художественной гладью. Освоение и приемов вышивки гладью, выполнение несложных элементов

Перевод рисунка па ткань. Правильное исполнение элементов рисунка. Соблюдение правильности направления стежков - от центра к краям лепестков и листика. Чистота изнаночной, стороны.

Практическая работа: выполнение несложных элементов художественной глади.

Тема 6. Выполнение изделия (платочка) в технике «художественная гладь»

Перевод рисунка на ткань. Правильное выполнение всех элементов рисунка. Соблюдение правильности направления стежков — от центра к краям лепестков и листика. Чистота изнаночной стороны.

Практическая работа: выполнение изделия (салфетки, платочка) в технике «художественная гладь».

Тема 7. Плетение из природных материалов

Знакомство с изделиями из соломки, листьев початков кукурузы, лозы; их роль в казачьем быту (корзинки, плетни, вэрши и др.).

Беседа о хлебе и его значении в жизни человека, о злаковых культурах (пшеница, рожь, ячмень, овёс). Верба (использование в быту, смысл).

Тема 8. Техника безопасности. Основные приёмы плетения из соломки

Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Исправность инструментов (ножниц, игл). Наличие ниток дли сшивания изделия.

Природный материал — соломка. Основные свойства материала — пластичность, мягкость, простота в обработке, доступность, имеет разные оттенки.

Практическая работа: освоение приёма плетения «полоски».

Тема 9. Виды плетения. Прямое плетение «рогожка». Изготовление декоративной подставки, оформленной «полоской»

Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Практическая работа: подготовка материала — соломки. Расщепление соломинок на полоски. Наклеивание в определённом порядке соломенных лент на картонную основу (круг, овал) с двух сторон. Оформление подставки плетёной «полоской».

Тема 10. Закрепление приёма плетения «полоски» (лента). Изготовление небольшой «сухарницы»

Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Практическая работа: плетение «полоски». Изготовление основы изделия — декоративной подставки, оформленной «полоской». Сшивание «сухарницы» по кругу подставки, постепенно поднимая и расширяя стенки изделия.


Тема 11. Кружево России и Кубани. Знакомство с изделиями народных мастеров

Искусство русского кружевоплетения. Виды кружев России. Вязание крючком на Кубани. Способы вязания (филейное, филейно-игольное, игольное, коклюшечное). Орнамент кружев.

Практическая работа: зарисовка образцов изделий, оформленных кружевом.

Тема 12. Вязание крючком круглых ковриков из связанных между собой ленточек ткани

Техника безопасности. Инструменты и материалы.

Практическая работа: подготовка «ниток» — связанных ленточек ткани. Вязание изделия.

Тема 13. Гончарство как вид ДПИ. Экскурсия в музей, знакомство с глиной

Гончарные центры России. Экскурсия в музей. Зарисовки музейных экспонатов. Беседа о гончарном промысле на Кубани.

Практическая работа: изготовление посуды из глины.


Тема 14. Итоговое занятие. Анализ выполненных работ. Выставка работ

Обсуждение работ учащихся и отбор лучших для экспозиции. Анализ выполненных работ. Подведение итогов за год.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


4-й год обучения (34 часов)


Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с народной вышивкой Кубани

Роль и функции рушника в жизни восточнославянского населения Кубани. Из истории вышивки крестом. Вышивка, крестом на Кубани. Орнамент вышивки. Вышивка в костюме восточнославянского населения Кубани (кубанской казачки).

Тема 2. Выполнение счётных швов (крест)

Техника безопасности.

Практическая работа: освоение навыков в вышивке крестом, но счету нитей с: горизонтальными стежками на изнанке. Выполнение несложного геометрического орнамента в полосе с образца.

Тема 3. Выполнение рушника с несложным орнаментом в технике «крест» (красно-черная гамма цветов). Обработка края рушника

Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Исправность инструментов: ножниц (игл, пялец).

Практическая работа: составление на миллиметровой бумаге
орнамента вышивки для рушника на основе зарисовок старинных
образцов, сделанных в музее. Подготовка ткани для рушника, обработка края мережкой «снопик». Вышивка орнамента.

Тема 4. Плетение из природных материалов на Кубани. Народные мастера. Основные приёмы плетения из листьев початков кукурузы

Техника безопасности при работе с острыми инструментами (ножницы). Подготовка материала к работе (отбор листьев по топу, нарезка полос, увлажнение). Знакомство с основными приёмами плетения из листьев початков кукурузы, назначением предметов. Освоение приёма, плетения петли из листьев початков кукурузы. (Практическая работа: выполнение плетения по часовой стрелке; изготовление небольшой круглой подставки.


Тема 5. Выполнение изделия из листьев початков кукурузы — хлебница (овальной формы)

Практическая работа: изготовление изделия; закрепление приёмов плетения из листьев початков кукурузы.

Тема 6. Кубанское кружево. Орнаменты кубанского кружева Закрепление приёмов плетения кружева крючком

Тема 7. Выполнение несложного кружева для рушника (настольника)

Техника безопасности при работе с острыми предметами.

Практическая работа: изготовление несложного кружева для рушника (настольника).

Тема 8. Анализ выполненных работ. Выставка работ.

Обсуждение работ учащихся и отбор лучших для экспозиции: Анализ выполненных работ. Подведение итогов работы за год.



Формы и методы работы


В данной программе применяются следующие методы работы:

  • познавательно – тематические игры;

  • экскурсии;

  • встреча с народными мастерами;

  • индивидуальная подготовка информации;

  • викторины на любознательность и эрудицию;

  • обучение работе со специальными пособиями;

  • просмотр компьютерной информации;

  • конкурсы мастерства;

  • соревнование по группам;

  • тест – опрос;

  • работа по карточкам;

  • беседа;

  • экспресс – опрос.