СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Краснодарский край, Северский район,
станица Крепостная
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 имени дважды Героя
Советского Союза маршала авиации Савицкого Евгения Яковлевича
станицы Крепостной муниципального образования Северский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30 августа 2022 года
Председатель педсовета
____________Е.А. Подружная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Уровень образования (класс) основное общее образование, 5-7 классы
Количество часов 102
Учителя:Замараевой Евгении Николаевны
Программа разработана в соответствии и на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 (с изменениями), примерной основной образовательной программы (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15)), программы «Изобразительное искусство 5-8 классы». М.: Просвещение,3-е издание 2020 г., авторы: Б.М. Неменский.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Выпускник
по окончании 5 класса научится:
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
понимать язык искусства орнаментации и колористики казачьего женского праздничного костюма.
знать основные компоненты, составляющие ансамбль казачьего женского праздничного костюма.
использовать декоративные элементы и мотивы русского орнамента для украшения праздничного платья .
расширять и углублять знания в области кубанского фольклора
понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов Краснодарского края.
получит возможность научиться:
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж, роспись и т. п.);
по окончании 6 класса научится:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
получит возможность научиться:
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
использовать свою художественно-практическую компетентность — владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.
по окончании 7 класса научится:
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
получит возможность научиться:
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5класс ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
Древние корни народного искусства (8ч.)
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Русская народная вышивка
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Городецкая роспись.
Хохлома.
Искусство Жостова. Роспись по металлу.
Щепа, роспись по лубу и дереву, резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение раздела).
Декор — человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Одежда «говорит» о человеке.
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение раздела)
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство
Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.
Народные промыслы Кубани.
класс ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(34 часа)
|
1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8ч.)
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения
2.Мир наших вещей. Натюрморт (8ч)
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта
3. Вглядываясь в человека. Портрет (11ч.)
3.1 Вглядываясь в человека
Образ человека — главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
3.1 Портрет
Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека. Портрет в живописи. Портрет в скульптуре.
Роль цвета в портрете. Образные возможности освещения в портрете.
Великие портретисты (обобщение темы)
4.Человек и пространство. Пейзаж (7ч.)
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж — большой мир.
Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи.
Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.
класс ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
1.Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств (9)
Мир, который создает человек
Гармония плоскостной композиции
Движение и статика. Ритм.
Прямые линии и организация пространства
Цвет — элемент композиционного творчества
Линии и тоновые пятна
Искусство шрифта
Композиционные основы макетирования
Многообразие форм графического дизайна
2.В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8ч.)
Художественный язык конструктивных искусств.
Объект и пространство.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Роль цвета в формотворчестве (в архитектуре и дизайне)
3.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (8ч)
Образы материальной культуры прошлого.
Русская архитектура.
Пути развития современной архитектуры и дизайна
Город, микрорайон, улица.
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды
интерьера.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
4.Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (9ч)
Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом
Интерьер, который мы создаём.
Дизайн и архитектура моего сада. Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй
Цветы-частица сада в доме.
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Встречают по одёжке.
Автопортрет на каждый день. Грим, прическа в практике дизайна.
Моделируя себя — моделируешь мир.
Защита проекта.
3.Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
Раздел | Количество уроков | Тема урока | Количество уроков |
| Основные направления воспитательной деятельности | ||||||||
5 класс |
|
| |||||||||||
Декоративные корни народного искусства | 8 |
|
|
|
| ||||||||
|
| Древние образы в народном искусстве. | 1 | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. | гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред
| ||||||||
|
| Убранство русской избы. | 1 | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | |||||||||
|
| Внутренний мир русской избы. | 1 | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | |||||||||
|
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда. | 1 | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | |||||||||
|
| Русская народная вышивка | 1 | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | |||||||||
|
| Народный праздничный костюм. | 1 | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. | |||||||||
|
| Народные праздничные обряды. | 1 | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. | |||||||||
|
| Народные праздничные обряды (обобщение) | 1 | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции | |||||||||
Связь времён в народном искусстве | 8 |
|
|
|
| ||||||||
|
| Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старо оскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старо оскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред
| ||||||||
|
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старо оскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
| |||||||||
|
| Искусство Городца. Городецкая роспись. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. | |||||||||
|
| Хохлома | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | |||||||||
|
| Искусство Жостова. Роспись по металлу. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | |||||||||
|
| Щепа. Роспись по лубу и дереву. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям росписи по дереву и лубу, резьбе по бересте Сравнивать и различать неповторимость орнаментов и технику исполнения предметов разных народных промыслов. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях деревенских умельцев. Осваивать приемы резьбы и росписи по бересте. Создавать композицию росписи или резьбы в процессе практической творческой работы | |||||||||
|
| Теснение и резьба по бересте. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям росписи по дереву и лубу, резьбе по бересте Сравнивать и различать неповторимость орнаментов и технику исполнения предметов разных народных промыслов. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях деревенских умельцев. Осваивать приемы резьбы и росписи по бересте. Создавать композицию росписи или резьбы в процессе практической творческой работы | |||||||||
|
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 1 | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего, как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | |||||||||
Декор – человек, общество, время | 10 |
|
|
|
| ||||||||
|
| Зачем людям украшения. | 1 | Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». | гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред
| ||||||||
|
| Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
| 1 | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства. Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | |||||||||
|
| Одежда «говорит» о человеке | 1 | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | |||||||||
|
| Одежда и национальный колорит. | 1 | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов | |||||||||
|
| О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | 1 | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. | |||||||||
|
| Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. | 1 | Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов | |||||||||
|
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 | Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
| |||||||||
|
| Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом. | 1 | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства | |||||||||
|
| Гербы и эмблемы – знаки отличия. | 1 | Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства |
| ||||||||
|
| Герб - знак достоинств его владельца, символ чести рода. | 1 | Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства | |||||||||
Декоративное искусство в современном мире | 8 |
|
|
|
| ||||||||
|
| Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. | 1 | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». | гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред
| ||||||||
|
| Современное декоративное искусство. Витраж. | 1 | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | |||||||||
|
| Создание коллективной декоративной работы из мозаики. | 1 | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | |||||||||
|
| Создание декоративной композиции из соленого теста «Весна - красна». | 1 | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть виды искусства, которые используются в проекте. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации творческих работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по различным темам. | |||||||||
|
| Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере. | 1 | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства | |||||||||
|
| Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. | 1 | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства | |||||||||
|
| Народные промыслы Кубани. | 1 | Ориентироваться в широком разнообразии народных промыслов, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и тд Выявлять и называть характерные особенности разнообразных промыслов. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях народных мастеров связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с народными промыслами Кубани.
| |||||||||
|
| Проект: «Украсить школу своими руками» | 1 | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно- прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. |
| ||||||||
| 34 |
| 34 |
|
| ||||||||
6 класс |
|
| |||||||||||
Виды изобразительного искусства | 8 |
|
|
|
| ||||||||
|
| Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 1 | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. Ознакомление с видами искусства. Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Привитие любви к произведениям искусства. Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка. Умение отличать и выполнять тональные соотношения. Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы. Создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка. Знать основы языка изобразительного искусства(тон, выразительные возможности тона. Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение. Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры. Связь объема с окружающим пространством и окружением. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. Знать виды пластических и изобразительных искусств. Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке.
| гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред
| ||||||||
|
| Рисунок – основа изобразительного творчества.
| 1 | ||||||||||
|
| Линия и ее выразительные возможности. | 1 | ||||||||||
|
| Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
| 1 | ||||||||||
|
| Цвет. Основы цветоведения.
| 1 | ||||||||||
|
| Цвет в произведениях живописи.
| 1 | ||||||||||
|
| Объемные изображения в скульптуре. | 1 | ||||||||||
|
| Основы языка изображения. | 1 | ||||||||||
Мир наших вещей. Натюрморт | 8 |
|
|
|
| ||||||||
|
| Реальность и фантазия в творчестве художника.
| 1 | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества. Уметь планировать деятельность в результате работы над проектом. Формирование представлений о ритме и цвете. Привитие любви к произведениям искусства. Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта. Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. Знать правила объемного изображ. геометрических тел с натуры, основы композиц. на плоскости. Творческое обсуждение выполненных работ. Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Знать выдающихся художников- графиков.Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского. Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его. Понимать роль языка изо. искусства в выражении худож. своих переживаний. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики. Знать выразительные возможности цвета. Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы». Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творческая индивидуальность художника. Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. | гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред
| ||||||||
|
| Изображение предметного мира: натюрморт.
| 1 | ||||||||||
|
| Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 1 | ||||||||||
|
| Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | 1 | ||||||||||
|
| Освещение. Свет и тень. | 1 | ||||||||||
|
| Натюрморт в графике. | 1 | ||||||||||
|
| Цвет в натюрморте. | 1 | ||||||||||
|
| Выразительные возможности натюрморта. | 1 | ||||||||||
Вглядываясь в человека. Портрет | 11 |
|
|
| |||||||||
|
| 3.1 Вглядываясь в человека | |
|
| ||||||||
|
| Образ человека - главная тема искусства. | 1 | Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора. Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция). Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ. Найти и прочитать материал в исторической литературе. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. Творческое обсуждение работ. Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей. Поиск информации, создание алгоритма деятельности. Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к Произведениям худ.литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Знать материалы и выразительные возможности. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры.Уметь передать пропорции лица. Понимание правды жизни и язык искусства. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Уметь работать графическими материалами. Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия. Понимать роль света в разных видах искусства. Театр, кино Уметь применять полученные знания при выполнении работы. Уметь активно работать в технике коллажа. Знать худож. Портрет Леонардо да Винчи. Роль живопис. портрета в истории искус Композиция в портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры. Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. Выражение творческой индивидуальности. Личность героев портрета и творческая интерпритация ее художником. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. | гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред
| ||||||||
|
| Конструкция головы человека и её пропорции. | 1 | ||||||||||
|
|
Изображение головы человека в пространстве. | 1 | ||||||||||
|
| 3.1 Портрет | | ||||||||||
|
| Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | 1 | ||||||||||
|
| Портрет в скульптуре
| 1 | ||||||||||
|
| Портрет в скульптуре | 1 | ||||||||||
|
| Сатирические образы человека. | 1 | ||||||||||
|
| Образные возможности освещения в портрете. | 1 | ||||||||||
|
| Портрет в живописи. | 1 | ||||||||||
|
| Роль цвета в портрете.
| 1 | ||||||||||
|
| Великие портретисты (обобщение темы). | 1 | ||||||||||
Человек и пространство в изобразительном искусстве | 7 |
|
|
| |||||||||
|
| Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль. Специфика языка художественных материалов. Развитие интереса к предмету изобразительного искусства. Фронтальный опрос. Работа в художественно-конструктивной деятельности. Знать правила воздушной и линейной перспективы. Уметь организовать пространство на листе бумаги.Выделить горизонт и точку зрения. Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы. Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. Уметь использовать выразительные возможности материала. Роль выбора формата. Творческое обсуждение работ. Принять участие в беседе. Уметь отличать работы Рериха от Левитана. Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет. Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности. Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами. Творчески подойти к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, иперспективой. Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в пятом классе. Знать виды и жанры худож. деятельности. Эстетическая оценка результатов. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров. Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году. Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике.
| гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред
| ||||||||
|
| Изображение пространства. | 1 | ||||||||||
|
| Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 | ||||||||||
|
| Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | 1 | ||||||||||
|
| Пейзаж – настроение. | 1 | ||||||||||
|
| Природа и художник. | 1 | ||||||||||
|
| Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | ||||||||||
| 34 |
| 34 |
|
| ||||||||
7 класс |
|
| |||||||||||
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств | 9 |
|
|
|
| ||||||||
|
| Мир, который создает человек | 1 |
| гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред
| ||||||||
|
| Гармония плоскостной композиции | 1 | Характеризовать основные типы композиций, объяснять их различное назначение в жизни людей. Давать определение баланса масс и уметь применять эти знания при создании творческих работ. Ориентироваться в многообразии современной материально-вещевой среды. | |||||||||
|
| Движение и статика. Ритм. | 1 | Рассуждать о роли доминанты в создании плоскостной композиции. Характеризовать и объяснять восприятие произведений плоскостной композиции с точки зрения гармонии, динамики и статики. Овладевать навыками построения фронтальной и глубинной композиции. Уметь сравнивать и обобщать плоскостные формы. | |||||||||
|
| Прямые линии и организация пространства | 1 | Знать о видах и характере линий. Приобретать навыки работы графическими и аппликационными материалами в процессе создания творческой работы. Овладевать навыками размещения элементов в создании выразительной композиции. | |||||||||
|
| Цвет — элемент композиционного творчества | 1 | Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию применения цвета в конструктивных искусствах. Применять цвет в плоскостных композициях как акцент или доминанту. Определять функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. | |||||||||
|
| Линии и тоновые пятна | 1 | Рассуждать о выразительности линии и пятна. Определять роль пятна и его выразительных возможностях при создании плоскостной композиции. Овладевать навыками определения тона и тональных отношений при восприятии и создании композиций. | |||||||||
|
| Искусство шрифта | 1 | Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные. | |||||||||
|
| Композиционные основы макетирования | 1 | Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создавать творческую работу в материале. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | |||||||||
|
| Многообразие форм графического дизайна | 1 | Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создавать творческую работу в материале. | |||||||||
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств | 8 |
|
|
|
| ||||||||
|
| Художественный язык конструктивных искусств.
| 1 | Осознавать взаимное влияние объѐмов и их сочетаний на образный характер постройки. Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. Применять модульные элементы в создании макета Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей. | гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред
| ||||||||
|
| Объект и пространство. | 1 | Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять элементы, входящие в конструкцию. Применять модульные элементы в создании эскизного макета здания. Создавать оригинальную постройку из модулей разных объѐмов.
| |||||||||
|
| Взаимосвязь объектов в архитектурно м макете.
| 1 | Осознавать взаимное влияние объѐмов и их сочетаний на образный характер постройки. Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. Применять модульные элементы в создании макета Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей. | |||||||||
|
| Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | 1 | Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять элементы, входящие в конструкцию. Применять модульные элементы в создании эскизного макета здания. Создавать оригинальную постройку из модулей разных объѐмов.
| |||||||||
|
| Важнейшие архитектурные элементы здания | 1 | Иметь представление о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития. Создавать творческие работы в смешанных техниках. Развивать визуально-пространственное мышление как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном пространстве. | |||||||||
|
| Вещь как сочетание объёмов и образ времени. | 1 | Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания. Уметь выявлять сочетание объѐмов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи как искусство и как социальное проектирование. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать творческие работы в материале | |||||||||
|
| Форма и материал. | 1 | Понимать и объяснять, в чѐм заключается взаимосвязь формы и материала. Развивать творческое воображение. Создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать творческие работы в материале. | |||||||||
|
| Роль цвета в формотворчестве (в архитектуре и дизайне) | 1 | Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, архитектуре, дизайне. Выполнять творческую работу по теме. Уметь определять психологическое воздействие цвета на восприятие пространства человеком. | |||||||||
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека | 8 |
|
|
|
| ||||||||
|
| Образы материальной культуры прошлого. | 1 | Иметь общее представление об особенностях архитектурно- художественных стилей разных эпох. Создавать образ культуры прошлого в творческой работе. Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Понимать взаимосвязь города с природой и бытовой средой | гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред
| ||||||||
|
| Русская архитектура. | 1 | Знать архитектуру Руси X – XII, XIII – XVII веков, знаменитые архитектурные ансамбли. Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры. Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре. Выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы. | |||||||||
|
| Пути развития современной архитектуры и дизайна | 1 | Знать технологические и эстетические предпосылки градостроительной революции ХХ века. Понимать современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве. Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей. Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции. | |||||||||
|
| Город, микрорайон, улица. | 1 | Объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей. Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции. Осознавать роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства. Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого. Понимать роль цвета в формировании пространства и влияния цветовой среды. | |||||||||
|
| Городской дизайн. | 1 | Осознавать роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства. Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого. Создавать практические творческие работы дизайн-проектов. | |||||||||
|
| Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. | 1 | Учиться понимать роль цвета, фактур и наполнения интерьерного пространства. Уметь различать и использовать дизайнерские детали интерьера Определять влияние отделочных материалов, фактуры и цвета на создание гармонии и контраста. Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля. | |||||||||
|
| Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 | Понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры. Развивать и реализовывать своѐ чувство красоты, художественную фантазию в сочетании с архитектурно - смысловой логикой при оформлении ландшафтного пространства. | |||||||||
|
| Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
| 1 | Совершенствовать навыки коллективной работы над пространственной композицией. Развивать и реализовывать своѐ чувство красоты, художественную фантазию в сочетании с архитектурно - смысловой логикой. Совершенствовать навыки коллективной работы над пространственной композицией.
| |||||||||
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование | 9 |
|
|
|
| ||||||||
|
| Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом | 1 | Осуществлять в собственном архитектурно – дизайнерском проекте реальные и фантазийные представления о своѐм будущем доме. Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами. Знать принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны | гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред
| ||||||||
|
| Интерьер, который мы создаём. | 1 | Понимать задачи зонирования помещения. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей комнаты образный композиционный замысел. Осваивать способы зонирование помещения с помощью цвета и мебели. Развивать и реализовывать своѐ чувство красоты, художественную фантазию в сочетании с архитектурно - смысловой логикой | |||||||||
|
| Дизайн и архитектура моего сада. Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй | 1 | Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Использовать малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. при создании проектов парков, садов и.т.п. Развивать и реализовывать своѐ чувство красоты, художественную фантазию в сочетании с архитектурно - смысловой логикой | |||||||||
|
| Цветы- частица сада в доме. | 1 | Понимать роль цвета, фактур и наполнения при создании букетов и аранжировки помещения. Уметь различать и использовать дизайнерские детали в фитодизайне. Применять навыки создания объѐмно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны. | |||||||||
|
| Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды | 1 | Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон). Применять законы композиции в создании одежде и Костюма. Осваивать технологии создания одежды. | |||||||||
|
| Встречают по одёжке.
| 1 | Ориентироваться в молодѐжной субкультуре и подростковой моде. Создавать творческие работы. Проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы. Применять законы композиции в создании современной одежды и костюма. Осваивать технологии создания современной одежды. | |||||||||
|
| Автопортрет на каждый день. Грим, прическа в практике дизайна. | 1 | Понимать и объяснять, в чѐм разница между творческими задачами, стоящими перед гримѐром и визажистом. Ориентироваться в технологии нанесения бытового и театрального грима. Уметь воспринимать макияж и причѐску как единое целое | |||||||||
|
| Моделируя себя — моделируешь мир. | 1 | Понимать и объяснять, в чѐм разница между творческими задачами, стоящими перед гримѐром и визажистом. Ориентироваться в технологии нанесения бытового и театрального грима. Применять законы композиции в создании костюмов. Осваивать технологии создания сценических костюмов. | |||||||||
|
| Защита проекта. | 1 | Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика. Объяснять место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств Уметь видеть искусство вокруг себя. Обсуждать практические творческие работы. | |||||||||
| 34 |
| 34 |
|
| ||||||||
Всего | 102 |
| 102 |
|
В программе выделены три содержательные линии «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью», реализующие концентрический принцип предъявления обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения.
Основные характеристики содержательных линий:
«Мир изобразительных (пластических) искусств» ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Подразумевает изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России, на развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, на обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
«Художественный язык изобразительного искусства» посвящен изучению собственно изобразительного искусства, формированию основ грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), пониманию основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Зам. директора по УВР
методического объединения _____ /Кисленко Н.П./
учителей гуманитарного цикла _____________2022 года
СОШ № 3
От 30. 08. 2022г. № 1
Руководитель. МО
_______/________________/