Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Чаплыгинского муниципального района
Липецкой области
Российской Федерации
Принята на заседании педагогического совета МАУ ДО «ДШИ» Протокол № 1 «31» августа 2018 г. | Утверждаю Директор МАУ ДО «ДШИ» Танчук С.М (подпись) «31» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2 ГОДА
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОТ 10 ДО 13ЛЕТ
Составитель: преподаватель
теоретических дисциплин Погонина И.С.
Чаплыгин
2019 г.
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Планируемые результаты
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени
Годовые требования по классам
Учебно-тематический план
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Критерии оценки промежуточной аттестации
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации
Методы обучения
Список учебной и методической литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Рабочая программа к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе "Хореографическое творчество" по учебному предмету «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательнойпрограмме в области хореографическогоискусства "Хореографическое творчество"
Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области "Теория и история музыки".На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.
Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.
Первый год обучения, обучающийся должен знать и уметь: о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
Второй год обучения, обучающийся должен знать и уметь:в соответствии с программными требованиями музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;уметь в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» групповая (от 11 человек), но возможно мелкогрупповая (от 4-10 человек).
Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Целью учебного предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;
воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;
овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения музыкальной литературе являются базовыми для формирования у учащихся знаний о музыкальных жанрах и формах. Важной задачей становится развитие исторического мышления: учащиеся должны представлять себе последовательную смену культурных эпох, причем не только в мире музыки, но и в других видах искусства. Главная задача предмета состоит в том, чтобы интересы учеников в итоге становились шире заданного минимума, чтобы общение с музыкой, историей, литературой, живописью стали для них необходимостью.
Второй год обучения музыкальной литературе является итоговым в музыкальной школе. Его основная задача – при помощи уже имеющихся у учащихся навыков работы с учебником, нотным текстом, дополнительными источниками информации существенно расширить их музыкальный кругозор, увеличить объем знаний в области русской и советской музыкальной культуры, научить подростков ориентироваться в современном музыкальном мире. При изучении театральных произведений рекомендуется использовать возможности видеозаписи. Необходимо также знакомить учеников с выдающимися исполнителями современности. Заключительный раздел, посвященный изучению музыки последней трети двадцатого столетия, является ознакомительным, музыкальные примеры для прослушивания педагог может отобрать исходя из уровня подготовки учеников, их интересов, наличия звукозаписей.
Сведения о затратах учебного времени
Срок реализации учебного предмета "Музыкальная литература" для детей поступивших в МАУ ДО ДШИ в первый класс на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 2 года (с 5 по 6 класс).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета " Музыкальная литература"
Год обучения | 1-й | 2-й | Итого Часов |
Форма занятий |
Аудиторная (в часах) | 33 | 33 | 66 |
Внеаудиторная (самостоятельная, в часах) | 33 | 33 | 66 |
Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 132 часов.
Годовые требования по классам
Первый год обучения (5 класс)
Обучающийся должен знать:
о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
творческие биографии зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям, грамотно и связно рассказывать о том или ином сочинении или историческом событии;
основные исторические периоды развития музыкальной культуры, основные направления, стили и жанры;
особенности традиций отечественной музыкальной культуры, фольклорных истоков музыки;
Обучающийся должен уметь:
работать с учебником, нотным текстом, дополнительными источниками информации;
ориентироваться в современном музыкальном мире;
воспринимать музыкальный идею;
представлять исторический контекст событий, изложенных в биографиях композиторов;
ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей;
Второй год обучения (6 класс)
Обучающийся должен знать:
основные стилевые направления в культуре и определять их характерные черты;
знать и определять характерные черты пройденных жанров и форм;
творческое наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
основные музыкальные термины;
основные элементы музыкального языка и принципы формообразования;
Обучающийся должен уметь:
в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
ориентироваться в биографии композитора;
определить на слух тематический материал пройденных произведений;
характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму музыкальных произведений.
Учебно-тематический план
Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе дополняются или заменяются другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
1 год обучения (5 класс)
1 четверть
№ | Тема | Количество часов аудиторные | Количество часов самостоятельные |
1 | Легенды о музыке | 1 | 1 |
2 | Программно-изобразительная музыка | 1 | 2 |
3 | П.И. Чайковский. Биография | 1 | 1 |
4-6 | П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик» | 3 | 3 |
7 | П.И. Чайковский. «Детский альбом» | 1 | 1 |
8 | Текущий контроль в форме контрольного урока | 1 | |
2 четверть
№ | Тема | Количество часов аудиторные | Количество часов самостоятельные |
9 | Музыка и слово. Песня, романс | 1 | 1 |
10 | М.И. Глинка. Биография | 1 | 1 |
11-13 | М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» | 3 | 3 |
14-15 | Повторение пройденного материала, подготовка к викторине | 2 | 3 |
16 | Промежуточная аттестация в форме контрольного урока | 1 | |
3 четверть
№ | Тема | Количество часов аудиторные | Количество часов самостоятельные |
17-19 | Музыка и движение. Марш, танец | 3 | 3 |
20-22 | История зарубежного балета Адольф Адан. Балет «Жизель» | 3 | 3 |
23 | Симфонический оркестр | 1 | 1 |
24 | Й. Гайдн. Биография | 1 | 2 |
25 | Й. Гайдн. Симфоническое творчество | 1 | 1 |
26 | Й. Гайдн. Сонаты | 1 | 1 |
27 | Текущий контроль в форме контрольного урока | 1 | |
4 четверть
№ | Тема | Количество часов аудиторные | Количество часов самостоятельные |
28 | В. А. Моцарт. Биография | 1 | 1 |
29 | Опера «Свадьба Фигаро» | 1 | 1 |
30 | Сонаты В.А.Моцарта | 1 | 1 |
31 | Симфония соль минор | 1 | 1 |
32 | Повторение пройденного материала, подготовка к викторине | 1 | 2 |
33 | Промежуточная аттестация в форме контрольного урока | 1 | |
Содержание
1Легенды о музыке. На уроке познакомились с легендами «Аполлон и музы», «Состязание Аполлона и Пана», «Легенда об Орфее». Слушали отрывки из оперы К.В.Глюка «Орфей и Эвридика» (Хор фурий, Ария Орфея, «Мелодия»). Сюжет оперы
2. Программно-изобразительная музыка. На примере фортепианных циклов П.И. Чайковского «Времена года» и М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» вывели понятие «программно-изобразительная музыка» : имеет название, литературный сюжет, эпиграф, помогающие понять содержание произведения в едином ключе. К программной музыке относятся музыкально-театральные жанры (опера, балет), вокальные жанры, связанные со словом (кантаты, оратории, романсы), инструментальная музыка, имеющая название.
3. Лекция П.И. Чайковский
1) Биография. Детство в Воткинске. Учеба в Петербурге. Училище Правоведения. Консерватория. Москва. Преподавание в консерватории.
2) Поездка заграницу.
Жизнь в Клину. Н.Ф. фон Мекк. Доктор музыки Кембриджского университета
Слушали : отрывки из произведений П. И. Чайковского
4 Балет. История жанра. Балет в России.
Виды хореографии:
Классические танцы – аллегро, адажио; характерные танцы – национальные и народные в обработке
Музыка в балете
Строение балета. Увертюра, антракты, апофеоз, действия, картины, сцены, сольные номера (вариации, па-де-де, па-де-труа, па-де-катр)
Сюита, дивертисмент
5 П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»
История создания, либретто, строение балета
Слушание музыки: увертюра, 1д. 1к. Марш, Танец Щелкунчика, Колыбельная, танец бабушек и дедушек, ночь в зале, рост елки, сцена сражения. 1д.2к. Танец снежных хлопьев
6. 2д. В «Стране Сластей». Дивертисмент – танцевальная сюита:
испанский танец («Шоколад»), арабский танец («Кофе»),
китайский танец («Чай»), русский танец («Трепак»),
французский «Танец пастушков»,
«Вальс цветов», Адажио – па-де-де, Танец феи Драже
7 «Детский альбом» П, И, Чайковского как музыкальная повесть
Единство сюжетной линии 24 пьес цикла
Музыкальный язык пьес – выразительные средства
Анализ формы всего цикла в целом и отдельных пьес
8. Контрольный урок по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик» и 24 пьесам «Детского альбома»
1) Опрос по сюжету и выразительным средствам музыки
Викторина по музыке балета, по пьесам «Детского альбома»
9. Песня – жанр вокальной музыки, сплав музыки и слова. Песни – народные: обрядовые («Во поле береза стояла»), исторические («Как за речкою да за Дарьею»), профессиональные (Ф. Шуберт «Форель»)
Русские романсы
А.А. Алябьев. Биография. Романс «Соловей», Сл. А. Дельвига
А. Е. Варламов. Биография.. Учебник «Полная школа пения» Романс «Белеет парус одинокий», Сл. М. Лермонтова, песня «Красный сарафан»
А.Л. Гурилев. Биография. Песня «Колокольчик», Сл. Н Некрасова
10. Михаил Иванович Глинка
1) Первый русский композитор-классик. Роль в русской и мировой музыке
2) Биография. Впечатления детства:война с французами, крепостной оркестр. Учеба в Благородном Пансионе, Кавказ. Италия, Зигфрид Дэн. Россия. Германия.
3) Жанры в музыке М.И. Глинки
11 М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»
История создания, сюжет, либретто, строение оперы
Слушание музыки:
Увертюра, Интродукция – 1-я Песнь Баяна.
1действие:
Каватина Людмилы, Сцена похищения Людмилы (целотонная гамма),
Ансамбль «Какое чудное мгновенье»
12 2 действие:
1) Рондо Фарлрфа (форма рондо), Ария Руслана
3действие:
Сцена с Головой. Персидский хор
4действие:
1) Ария Людмилы, Марш Черномора
13 Опера «Руслан и Людмила»
Восточные танцы: турецкий, арабский, лезгинка (кавказский)
Сцена сражения Руслана и Черномора
5 действие:
Хор « Ах, ты, свет, Людмила»
Заключительный хор
17 Музыка и движение. Марш, танец
Марш – инструментальный жанр, сопровождающий шествие Четкий ритм, четный размер. (П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»)
.
18 Музыка и движение. Танец
Танец – жанр инструментальной музыки, сплав ритмичной музыки и движения
Слушали: Европейские танцы (Й. Брамс «Венгерский танец №5, Э. Григ «Норвежский танец»)
19. Народные танцы
«Камаринская» – русский народный танец
«Бульба» – белорусский народный танец
«Трепак» – русский народный танец
«Гопак» – украинский народный танец
«Лезгинка» – танец лезгин из Дагестана (инструмент зурна)
20 История зарубежного балета. «Жизель» А Адана
Краткое содержание постановки: граф Альберт и крестьянка Жизель любят друг друга, но у Альберта есть невеста; девушка узнаёт об этом и умирает от горя, после чего становится вилисой; Альберт приходит ночью на могилу возлюбленной и его окружают вилисы, ему грозит смерть, но Жизель защищает его от гнева подруг и ему удаётся спастись. Т. Готье – основной разработчик либретто, он переработал славянскую легенду под спектакль «Жизель» (балет). Содержание постановки уводит зрителя от места, где возник этот миф. Все события либреттист перенёс в Тюрингию.
21 1 действие
22 2 действие
23 Формирование классического стиля в музыке
Венские классики
Состав симфонического оркестра. Группы инструментов: струнные, духовые деревянные, духовые медные, ударные.
24 Биография Й. Гайдна. Судьба сына каретника из деревушки Рорау, пение в соборе св. Стефана, Служба у князя Эстергази, 2 поездки в Лондон
Слушали: фрагменты произведений Й.Гайдна «Прощальная симфония»,
25 Й. Гайдн «Симфония с тремоло литавр» №103 ми бемоль мажор
1) 1 часть «форма сонатного аллегро», строение 1 части. Роль вступления
2) Разделы: Экспозиция, в ней главная, связующая, побочная и заключительная партии.
3) Разработка – развитие тем экспозиции
4) Реприза - повторение тем экспозиции с изменением в побочной партии.
2 часть – двойные вариации на 2 хорватские народные темы в до миноре и в до мажоре
3) 3 часть «Менуэт»
4) 4 часть симфонии Финал. «Золотой ход» валторн. Строение, образная сфера
Слушали: отрывки из 1,2,3,4,частей симфонии
26 Й. Гайдн Сонаты для клавира
1) Соната Ре мажор
2) Соната ми минор 1часть. Форма сонатного аллегро. Схема 1 части
Соотношение главной и побочной партий: в экспозиции: t - || T, в репризе t – t . Образный строй 1 ч.
3)Соната ми минор
1 часть – повторение основных тем; 2часть Адажио; 3 часть Форма рондо
28 Вольфганг Амадей Моцарт
Роль Моцарта в развитии классического стиля в музыке
Жизненный и творческий путь. Отец Леопольд Моцарт. Круиз по странам Европы. Трагедия выросшего «вундеркинда» из Зальцбурга. Жизнь в Вене. Знакомство с Гайдном и Бетховеном
29 В.А. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро»
1) Комедия Бомарше. Либретто оперы. Русский перевод П.И. Чайковского
2) Увертюра
3) Ария Фигаро «Мальчик резвый»
4) Ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» (меццо-сопрано)
5) Дуэт Сюзанны и Марцелины
6) Ария Барбарины «Уронила, потеряла»
30. В.А. Моцарт Соната Ля мажор № 11
1) часть Тема и 6 вариаций. Разбор вариаций. Принцип единства и контрастности.
2) 2 часть Менуэт ( в середине – трио)
3) 3часть Финал «В турецком роде» ( «Турецкий марш») Черты рондо.
31. В.А. Моцарт Симфония № 40 соль минор
1) 1 часть . Форма сонатного аллегро. Схема 1 части
Экспозиция. Разработка. Реприза; Соотношение главной и побочной партий в тональном плане: в экспозиции: t-|| T, в репризе: t – t
Образный строй симфонии
2) 2 часть Анданте. Созерцательная, форма сонатного аллегро
3) 3 часть Менуэт.
4) 4 часть Финал. Форма «сонатного аллегро». Работа с цветными карточками. Эмоциональная сфера образов симфонии. Целостность цикла.
32,Заключительный урок по творчеству В.А. Моцарта. «Реквием»
1) История создания «Реквиема»
2) А.С. Пушкин маленькая трагедия «Моцарт и Сальери»
3) «Лакримоза» - «Слезная»
4)Опрос по биографии и творчеству В.А. Моцарта
5) подготовка к викторине
2 год обучения (6 класс)
1 четверть
№ | Тема | Количество часов аудиторные | Количество часов самостоятельные |
1 | Ф. Шуберт. Биография | 1 | 1 |
2-3 | Ф. Шуберт. Произведения для фортепиано и симфоническое творчество. | 2 | 2 |
4 | Ф. Шуберт. Вокальные циклы | 1 | 1 |
5 | Л. Бетховен. Биография | 1 | 2 |
6 | Л. Бетховен. Патетическая соната | 1 | 1 |
7 | Л. Бетховен. Пятая симфония | 1 | 1 |
8 | Текущий контроль в форме контрольного урока | 1 | |
2 четверть
№ | Тема | Количество часов аудиторные | Количество часов самостоятельные |
9 | Ф. Шопен. Биография | 1 | 1 |
10 | Ф. Шопен. Мазурки. Полонезы | 1 | 1 |
11 | Ф. Шопен. Вальсы. | 1 | 1 |
12 | М.П. Мусоргский. Биография | 1 | 1 |
13 | М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов» | 1 | 1 |
14 | М.П. Мусоргский. Песни, «Картинки с выставки» | 1 | 1 |
15 | Повторение пройденного материала, подготовка к викторине | 1 | 2 |
16 | Промежуточная аттестация в форме контрольного урока | 1 | |
3 четверть
№ | Тема | Количество часов аудиторные | Количество часов самостоятельные |
17 | А. С. Даргомыжский. Биография | 1 | 1 |
18 | А. С. Даргомыжский. Опера «Русалка» | 1 | 1 |
19 | А. С. Даргомыжский. Романсы и песни | 1 | 1 |
20 | Русская культура второй половины 19 века | 1 | 1 |
21 | А. П. Бородин. Биография | 1 | 2 |
22 | А. П. Бородин. Богатырская симфония | 1 | 1 |
23-25 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь» | 3 | 3 |
26 | Текущий контроль в форме контрольного урока | 1 | |
4 четверть
№ | Тема | Количество часов аудиторные | Количество часов самостоятельные |
27 | Н. А. Римский-Корсаков. Биография | 1 | 1 |
28-29 | Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» | 2 | 2 |
30 | С.Рахманинов | 1 | 1 |
31 | «Советская» и постсоветская» - русская музыкальная литература | 1 | 1 |
32 | Повторение пройденного материала. Подготовка к аттестации | 1 | 2 |
33 | Промежуточная аттестация в форме зачета | 1 | |
Содержание
1.Франц Шуберт
1) Шуберт – первый композитор-романтик, черты романтизма
2) Жизненный и творческий путь. Детство в Лихтентале. Запрет отца на музыку. Конвикт. Жизнь в Вене. Уроки у А. Сальери. «Шубертиады» Певец И.М. Фогль.
3) Вокальное творчество: «Баркарола», «Форель». Лирический герой песен Шуберта: близость к природе, наивность, искренность переживаний
2-3 Ф. Шуберт Фортепианное и Симфоническое творчество
1) Пьесы для ф-но: Вальс си минор, Экспромты: Соль мажор, Ми бемоль мажор,
Музыкальный момент фа минор
Симфония № 7 си минор «Неоконченная» - всего 2 части. Строение 1 части
1 ч. классическая форма сонатного аллегро. Работа с цветными карточками
4 Ф. Шуберт. Вокальное творчество
1) Цикл «Прекрасная мельничиха» на стихи В.Мюллера: «В путь», «Куда?»
2) Баллада «Лесной царь» на стихи Г.Гете
3) «Вечерняя серенада» на стихи Людвига Рельштаба
4) «Аве Мария» на стихи В. Скотта
5) Цикл «Зимний путь» на стихи В. Мюллера: «Шарманщик»
5.Л.В. Бетховен.
Вершина классического стиля. Переход к романтизму
Жизненный и творческий путь.
«Я схвачу судьбу за глотку»:
«Музыка должна высекать огонь из груди человеческой»
2) Эпоха французской революции. Черты романтизма
3) Хор в Финале 9-й симфонии. Ода Ф. Шиллера «К радости»
6.Л.В. Бетховен «Патетическая соната» №8 до минор,
1) Анализ 1 части. Роль вступления. Новаторство: побочная партия в 1 части не в параллельном мажоре, а в соответствующем миноре.
в репризе классический вариант: t-t
2) 2 часть в низком регистре, вариации
3)3 часть Рондо в до миноре.
7.Л.В. Бетховен Симфония №5 до минор
1) Тематическое и тональное единство цикла
1 часть. Форма «сонатного аллегро». Главная тема «Так судьба стучится в дверь»
Образная сфера 1 части симфонии – героика, борьба
2) 2 часть – Анданте кон мотто, форма двойных вариаций ля бемоль мажор
3) 3 часть Скерцо (начиная со 2-й симфонии 3ч. - «скерцо» вместо «менуэта») до минор, трио в до мажоре
4) 4 часть Финал в До мажоре – торжество идеалов, победа в борьбе
9. Фридерик Шопен
Великий польский композитор, родом из Желязовой Воли
Жизнь на родине. Жизнь во Франции Встреча с Жорж Санд
Слушали : Творения для фортепиано: прелюдии, ноктюрны, фантазии, экспромты, этюды.
10.Ф. Шопен – «певец фортепиано»
Новое содержание в уже знакомых жанрах
Слушание музыки: мазурки, полонезы
11. Ф. Шопен – «певец фортепиано»
Слушание музыки: вальсы, баллады.
12.М.П. Мусоргский
1) Биография
2) История создания оперы «Борис Годунов»
М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»
1) Драма А. Пушкина. Народ как главное действующее лицо
2) Вступление. Тема угнетенного народа
3) Пролог. 1 картина. Двор Новодевичьего монастыря Хор «На кого ты нас покидаешь»
4) Пролог. 2 картина. Венчание на царство Б.Годунова в 1598г.)
Хор «Уж как на небе солнцу» Ариозо Бориса «Скорбит душа»
13. М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»
1действие. 1 картина Келья в Чудовом монастыре 1603г.
Монолог Пимена «Еще одно последнее сказанье»
Картина. Сцена в корчме на литовской границе
Песня Варлаама «Как во городе было во Казани»
2 действие 1 картина. Царская палата в Кремле
1) Сцена царя Бориса с дочерью Ксенией
3) Монолог Бориса «Достиг я высшей власти»
3 действие Польские сцены.
4) Замок польского воеводы. Полонез.
5) Сцена у фонтана Марина Мнишек.
4 действие 1 картина. Площадь перед собором Василия Блаженного.
1) Песня Юродивого
4 действие. 2 картина
2) Монолог и смерть Бориса Годунова
4 действие 3 картина Лесная прогалина под Кромами
3) Хор «Расходилась, разгулялась»
14. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», «В детской»
1) Цикл пьес для фортепиано, 1876г., посвящение В. Гартману
2) «Прогулка» - объединяющая цикл пьеса
3) «Гном», «Старый замок», «Тюильрийский сад»,
4) «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея, богатый и бедный»,
5) «Лимож. Рынок», «Катакомбы», «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга»),
6) «Богатырские ворота»
7) Вокальный цикл «В детской» - «В углу»
17.А.С. Даргомыжский
1) Биография
2) «Хочу правды». Поиски нового музыкального языка
3) Преемственность идей М. Глинки
4) Опера «Русалка». История создания. Сюжет.
18. А.С. Даргомыжский опера «Русалка»
Слушание музыки: 1) Ария Мельника
1) Терцет «Ах, прошло то время»
2) Хоры: «Заплетися, плетень», «Как на горе мы пиво варили», «Сватушка»
3) Песня Наташи «По камушкам»
4) Песня Ольги «Как у нас на улице»
19. А.С. Даргомыжский Песни и романсы
1) «Шестнадцать лет». Сл. А. Дельвига – романс-портрет
2) «Старый капрал». Сл.П. Беранже – В.С. Курочкина – драматическая песня
3) «Мне грустно» Сл. М. Лермонтова - элегия
4) Выводы по творчеству А. Даргомыжского
20.Русская культура второй половины 19 века
Политическая и экономическая обстановка в России
Великие деятели культуры. Литераторы – Некрасов, Чернышевский, Добролюбов, Герцен, Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин;
Художники-передвижники – Крамской, Перов, Серов, Репин, Суриков, Девитан, Васнецов;
Музыканты. Композиторы. «Могучая кучка» - Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков; критик Стасов;
Первые русские консерватории – братья Рубинштейны
21.А.П. Бородин
1) Композитор и ученый-химик в одном лице
2) Вклад в мировую культуру
3) Биография
22.А.П. Бородин Симфония №2 «Богатырская»
1) Разбор 1 части симфонии.
2) Эпический характер симфонии. Образ богатырей
3) Обзор 2,3 и 4 частей симфонии
23.А.П. Бородин опера «Князь Игорь»
1) История создания. «Слово о полку Игореве». Сюжет.
2) Пролог. Хор «Солнцу красному слава». Сцена затмения солнца
1 действие
3) Песня князя Галицкого
4) Хор девушек «Мы к тебе, княгиня»
24.А.П. Бородин опера «Князь Игорь»
1) Хор бояр «Мужайся, княгиня»
2 действие
2) Каватина Кончаковны «Ночь, спускайся скорей»
3) Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу»
4) Ария Кончака «Нет, князь»
25. А.П. Бородин опера «Князь Игорь»
1) Половецкие пляски, хор «Улетай на крыльях ветра»
2) 3 и 4 действие: «Плач Ярославны», Хор поселян
3) Романс «Для берегов отчизны дальной» Сл. А. Пушкина
4) Выводы по опере «Князь Игорь» и творчеству А. Бородина
27.Н. А. Римский-Корсаков. Биография
1) Композитор – морской офицер. Музыка и море
2) Симфоническая поэма «Шехерезада»
28.Н.А. Римский-Корсаков Опера «Снегурочка»
1) История создания. Сюжет
2) Пролог. Прилет Весны. Песни и пляски птиц «Сбирались птицы»
3) Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить».
4) Хоровая сцена «Проводы масленицы»
29.Н.А. Римский-Корсаков) Опера «Снегурочка»
1) 1 действие 2 песни Леля
2) 2 действие Шествие и каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа»
3) 3 действие. 3 песня Леля «Туча со громом сговаривалась»
4) Ариозо Мизгиря «На теплом, синем море»
5) 4 действие Сцена таяния Снегурочки и песнь Яриле-Солнцу
30. Сергей Васильевич Рахманинов
Роль в мировом музыкальном искусстве
Биография. Детство в имении Онег Новгородской губернии
Петербургская консерватория, с 9 лет. Колокольный звон.
Перевод в Московскую консерваторию.
Занятия у Н.С.Зверева. А. Зилоти. Оценка П.И Чайковского
Опера «Алеко», 2 диплома – пианист и композитор
Работа в училище, театре Мамонтова, дружба с Ф.Шаляпиным
Отъезд за границу. Жизнь в Америке. Гастроли пианиста
Ностальгия. Возобновление творчества. Встречи с Шаляпиным
31. «Советская» и постсоветская» - русская музыкальная литература
Введение в курс «Советской» музыкальной литературы»
1) Задачи искусства после революции 1917г.
2) Многонациональный характер искусства СССР
3) Возникновение школ, клубов, училищ, консерваторий, союзов
4) Массовая песня (Александров, Соловьев-Седой, Блантер, Дунаевский)
5) Жанры классической музыки: оперы, балеты, симфонии, кантаты, оратории.
Выдающиеся деятели советской культуры
Исполнители: певцы – В. Козловский, С. Лемешев, А. Ведерникоа, В. Атлантов, З. Соткилава, Г. Вишневская, Е. Образцова, И. Архипова, Л. Казарновская, Н. Гурякова, Х.Гирзмава,
Пианисты – Л. Оборин, Э. Гилельс, С.Рихтер,М. Плетнев, Е. Кисин, Д. Мацуев, В. Крайнев,
Скрипачи _ Д. Ойстрах, Л. Коган,В. Третьяков Е. Менухин, М. Венгеров
Виолончелисты – М. Ростропович, Д. Шафран Е. Кнушевицкий, Н. Гутман
Альтисты – Ю. Башмет
Дирижеры – Е. Светланов, Г. Рождественский, Китаенко, Е. Мравинский, В. Гергиев
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма
Цель аттестационных (контрольных) мероприятий – определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Виды контроля
Контрольный урок - проводится преподавателем, ведущим предмет. Контрольные уроки проводятся в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля в форме контрольного урока выводятся четвертные оценки. На контрольном уроке могут быть использованы следующие виды заданий: устные, письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.).
Текущийконтроль – осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация – осуществляется в конце каждого полугодия. Проводится в форме контрольного урока и зачета по окончанию изученияучебного предмета. Включает индивидуальный устный опрос или различные виды письменного задания, в том числе, анализ незнакомого произведения. Задания для промежуточного контроля должны охватывать весь объем изученного материала.
Критерии оценки
5 («отлично») - содержательный и грамотный (с позиции русского языка) устный или письменный ответ с верным изложением фактов. Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств).
4 («хорошо») - устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную. Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается необходимый ответ.
3 («удовлетворительно») - устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.
2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.
Формы занятий
Занятия могут проводиться в форме бесед и лекций преподавателя, диалога между преподавателем и обучающимися. Эффективной формой занятий являются выступления обучающихся с заранее подготовленными докладами по заданной теме. На уроке выступают не более двух докладчиков (занятия в форме семинара). Остальные ученики являются активными слушателями, задают вопросы, высказывают свои суждения. Доклад подкрепляется прослушиванием музыкальных произведений. Накопленный учащимися опыт позволит обращаться к более сложным и объемным произведениям, позволит затрагивать вопросы, отвечающие интересам взрослеющих школьников. Безусловно, подготовка к докладу осуществляется с помощью преподавателя, который рекомендует перечень литературы; объясняет схему выступления; контролирует продолжительность выступления; указывает моменты, на которые необходимо при выступлении обратить особое внимание учеников.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации
Каждую новую тему открывает небольшое вступительное слово преподавателя, устанавливающее связи новой темы с содержанием предшествующих уроков, собирающее внимание учеников. Затем слово передается ученику, подготовившего сообщение (доклад) по данной теме в пределах 5-10 минут (возможно чтение заранее написанного текста). Оно должно содержать краткую характеристику эпохи, среды, личности и творческого наследия композитора (при этом необходимо приводить наиболее значительные факты из жизни композитора).
Ввиду того, что подобная форма заданий ранее не практиковалась и представляет для подростка определенную сложность, задача преподавателя - объяснить, каким должно быть подобное сообщение и как его следует готовить.
Выступление учащегося перед своими одноклассниками должно быть прокомментировано преподавателем, а его замечания и советы - учтены будущими «докладчиками». Количество выступлений каждого ученика зависит от численного состава группы, но не должно быть менее 2-3-х раз в учебном году. Каждое выступление засчитывается как выполнение требований и включается в общий зачет.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие)
6. Список учебной и методической литературы
Учебники
Аверьянова О.И. «Отечественная музыкальная литература ХХ века» Учебник для ДМШ (четвертый год обучения). М.: «Музыка», 2005
Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002
Козлова Н.П. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ. Третий год обучения. М.: «Музыка», 2004
Лагутин А. И, Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М.: «Престо», 2006
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения
Прохорова И.А. «Музыкальная литература зарубежных стран» для 5 класса ДМШ. М.: «Музыка», 1985.
Смирнова Э.С. «Русская музыкальная литература». Учебник для ДМШ (третий год обучения). М.: «Музыка»
Учебные пособия
Калинина Г.Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса
Калинина Г.Ф. Тесты по зарубежной музыке
Калинина Г.Ф. Тесты по русской музыке
Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. Тесты по отечественной музыке
Островская Я.Е., Фролова Л. А., Цес Н.Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе зарубежных стран 5 класс (2 год обучения). «Композитор» С-Пб, 2012
Панова Н.В. Музыкальная литература зарубежных стран (рабочая тетрадь для 5 кл.). М., «Престо», 2009
Панова Н.В. Русская музыкальная литература (рабочая тетрадь для 6-7 кл.). I часть. М., «Престо», 2009; II часть. М., «Престо», 2010
Хрестоматии
Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ. Составители Владимиров В.Н., Лагутин А.М.: «Музыка», 1970
Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран для 5 класса ДМШ. Составитель Прохорова И.М.: «Музыка», 1990
Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 классов ДМШ. Составители. Смирнова Э.С., Самонов А.М.: «Музыка», 1968
Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода для 7 класса ДМШ. Составитель Самонов А.М.: «Музыка», 1993
Методическая литература
Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982
Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе (для музыкальных училищ). М., 2005
Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: методическое пособие. Росмэн, 2001
Методические записки по вопросам музыкального образования. Сб. статей, вып.3. М.: «Музыка»,1991