Филиал №3 «Звёздочка» РМБДОУ «Знаменский детский сад «Ромашка»
Рабочая программа
коррекционно-логопедической работы для детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Возрастная группа: 5 - 7 лет
Срок реализации: 1-2 года
Сведения о разработчиках:
Т. Я. Федотова, учитель-логопед
2015-2016 уч.год
р.п. Знаменка
Содержание
Целевой раздел.
Пояснительная записка……………………………………………….….3-4
Цели и задачи, принципы воспитания и обучения……………….……5-9
Общая характеристика детей с ФФНР…………………………….…10-11
Планируемые результаты………………………………………………....12
Содержательный раздел
План индивидуально-коррекционной работы по звукопроизношению………………………………………………….13-17
Учебно-методическое сопровождение…………………………..…18-22
III . Организационный раздел
Направления, формы реализации………………………………………23
Модель организации коррекционно-образовательного процесса……………………………………………………………...24-26
Взаимодействие с педагогами………………………………………27-28
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями…………………29-31
Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете………………………………………………32
Литература……………………………………..…………………………33
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
«Рабочая программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» разработана для детей старшей и подготовительной групп, имеющих клинико-педагогические диагнозы ФН и ФФН.
Программа содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности. Рабочая программа учителя-логопеда обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность программы и необходимость ее внедрения в практику.
Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:
• на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира,
• на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Цели и задачи, принципы воспитания и обучения
Цель реализации программы - проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи программы:
создание благоприятных условий для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками,
овладение фонетической системой русского языка, элементами грамоты,
обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,
способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс,
формирование профессиональной компетенции педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения,
обучение родителей приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.
Решение данных задач позволит сформировать у детей психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
Теоретическая основа программы:
- у детей 7 лет речь как еще не сформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам;
- речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения; в основе потребности говорить ребенка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик;
- побуждение к речевому высказыванию возникает у ребенка под влиянием эмоционального переживания воспринятого;
- содержание речи составляют впечатления, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у детей дошкольного возраста.
В программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,
- возрастная адекватность дошкольного образования,
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,
- возможности освоения ребенком с нарушениями речи программы на разных этапах ее реализации,
- специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принципы интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Программа составлена на основе программ коррекционной работы:
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 2002 г.
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Ч.2., второй год обучения, подготовительная группа, М., 1993 г.
- Н.В. Нищева «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет», СПб, 2015.
Таким образом, программа направлена на:
• охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие, коррекцию нарушений речевого развития,
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения,
• раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе,
• использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития,
• реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ ДО и НОО,
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Общая характеристика детей с ФФН.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.
В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество произносимых звуков искаженно. Типично недостаточное различение звуков на слух.
Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний.
Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.
Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи. Значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.
Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.
Планируемые результаты освоения «Программы»:
целевые ориентиры
Дети должны уметь:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изучаемые звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
II. Содержательный раздел.
План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
I. Подготовительный
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)
Игры и игровые упражнения подготовительного этапа
логопедической работы.
- игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений – «Времена года», «Контуры», «Упражнения с числовыми и буквенными таблицами».
- игры и игровые упражнения на формирование
• общей моторики – комплексы коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной координации,
• ручной моторики – пазлы, прищепковый конструктор, упражнения Е.Железновой,
• артикуляторной моторики – игровые комплексы артикуляторной гимнастики
- игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций – «4 лишний», «Ребусы», «Забавные истории», «Занимательные последовательности»,
- игры и игровые упражнения на формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия – «Не ошибись», «Эхо», «Повтори, как я», «Испорченный телефон».
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
шипящий Ш
сонор Л
шипящий Ж
соноры Р, Р'
-шипящий Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3). Автоматизация каждого исправленного звукка в словах: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4). Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5).Дифференциация звуков:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6).Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале.
V.Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Лексические и грамматические упражнения. Нормализация просодической стороны речи. Обучение рассказыванию.
Игры и игровые упражнения на этапе формирования
произносительных умений и навыков
- игры и игровые упражнения для коррекции
фонематического строя речи – «Доскажи словечко», «Что услышал, что увидел», «Звуковая полянка», «В каком домике живет звук?», «Веселый поезд»
лексико-грамматического строя речи – «Большие и маленькие», «Что забыл нарисовать художник?», «Скатерть-самобранка», «Зоологическое лото», «Наша квартира», «Скажи наоборот», «Что растет на грядке», «На воде, в воздухе, на суше», «Наша семья», «Кто как передвигается?», «Кто как голос подает?», «Кто что делает?», «Вкусный сок», «Приготовим суп», «Земля и ее жители», «Как Вася одевался», «Что с чем?», «Что кому нужно?», «Волшебный сундучок», «Кто чем питается?», «Кто чем защищается?», «Кто у кого?»
развития связного высказывания – «Вставь пропущенное слово»,
Закончи предложение», «Назови по порядку», «Что сначала, что потом»
- игры и игровые упражнения для коррекции нарушения
• движения артикуляторного аппарата - игровые комплексы артикуляторной гимнастики: в картинках, сказках, презентациях, песенках.
• дыхательной функции – «Задуй свечу», «Футбол», «Фокус», «Разноцветные вертушки», «Чудо-птички»
• голосовой функции – «Оркестр», «Эхо», «Тихо-громко»,
- игры и игровые упражнения для обучения грамоте – рабочие тетради «От А до Я», «Составь слово», «Читаем по слогам», «Собери дорожку», «Слоговые шары», «Читай и узнавай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем сами», «Составь слова», «Почитай-ка», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Буква за буквой», «Сложи слово», «Продолжи слово», «Чем отличаются эти слова».
Учебно-методическое сопровождение
а) Оборудование
Настенное зеркало (1.2м * 2,3м) - 1 шт.
Стол для индивидуальных занятий - 1 шт.
Детские стулья - 3 шт.
Шкаф для пособий - 1 шт.
Зеркала для индивидуальной работы - 10 шт.
Стол письменный- 1шт.
Логопедический стол - 1шт.
Логопедические зонды (массажные) - набор
Логопедические зонды (постановочные) – набор
Ноутбук – 1шт.
Чистое полотенце - 1 шт.
Картотека на имеющиеся пособия.
Карточки с чистоговорками, скороговорками.
Логопедическая улитка.
Музыкальные игрушки.
б) дидактический материал для логопедического обследования.
1. Логопедический альбом для обследования всех сторон речи:
2. Дидактический материал для обследования психических процессов.
3. Дидактический материал для обследования счета, знания геометрических фигур, знания цветов.
в) Дидактический материал для формирования правильного звукопроизношения.
Набор звуков-символов
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Ц у детей» Дидактический материал для логопедов. Альбом №1. М.: ГНОМ, 2013.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж,Ч, Щ у детей» Дидактический материал для логопедов. Альбом №2. М.: ГНОМ, 2013
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей» Дидактический материал для логопедов. Альбом №3. М.: ГНОМ, 2013
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей» Дидактический материал для логопедов. Альбом №4. М.: ГНОМ, 2013
Т.М. Флерова «В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий» Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Э.М. Курицына, Л.А. Тараева «Игры на развитие речи» М.:ЗАО «Росмэн-ПРЕСС», 2008.
Т.А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет (пособие для логопедов, воспитателей и родителей) М.: ГНОМ, 2004.
А.С. Галанов «Логопедическое лото [Ж],[Ш]»
Зонды для постановки звуков
Артикуляция звуков в графическом изображении: учебно– демонстрационный материал.
Иллюстрации артикуляционных упражнений.
Стихи к артикуляционным упражнениям.
Зеркала.
Картинки для автоматизации звуков.
Стихи для автоматизации звуков.
Скороговорки в схемах.
Логопедические лото «Подбери и назови», «Домики звуков».
Игра «Веселый поезд».
Логопедическая улитка.
Рабочие тетради: Комаровой Л.А. Автоматизация С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ,Л, Р в игровых упражнениях.
г) Дидактический материал по развитию фонематического восприятия.
Игра «Что услышал, что увидел»
«Звуковая полянка»
«В каком домике живет звук»
"Веселый поезд»
«Звуковой кубик»
Т.А. Ткаченко «Формирование навыка звукового анализа и синтеза». Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. М.: ГНОМ, 2005.
Н.М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы». Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. М.: ГНОМ, 2008.
Н.М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей поготовительной логогруппы». Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. М.: ГНОМ, 2008.
д) дидактический материал для обогащения словарного запаса
1 Овощи, фрукты, ягоды.
2. Деревья, растения, грибы.
3. Продукты питания.
4. Посуда, столовые приборы
5. Одежда, обувь.
6. Профессии.
7. Животные.
8. Игрушки, предметы, спортивный и садовый инвентарь, инструменты
9. Рыбы, насекомые
10. Дома, улицы, транспорт, мебель, электроприборы, почта
11. «Большие и маленькие»
«Что забыл нарисовать художник?»
«Скатерть-самобранка»
«Зоологическое лото»
«Наша квартира»
«Скажи наоборот»
«Что растет на грядке»
«На воде, в воздухе, на суше»
«Наша семья»
«Кто как передвигается?»
«Кто как голос подает?»
«Кто что делает?»
«Вкусный сок»
«Приготовим суп»
«Земля и ее жители»
Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» в 4-х альбомах. М.: ГНОМ, 2010.
е) дидактический материал по формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.
«Как Вася одевался»
«Что с чем?»
«Что кому нужно?»
«Волшебный сундучок»
«Кто чем питается?»
«Кто чем защищается?»
«Кто у кого?»
Е.М. Косинова «Грамматическая тетрадь для домашних заданий с дошкольниками» (в 4-х частях) М.: ТЦ Сфера, 2014.
Сюжетные картинки.
Серии сюжетных картинок.
Схемы для составления описательных рассказов.
Тексты для пересказа.
ж) дидактический материал по обучению грамоте:
з) пособия для развития пальчикового праксиса
«Лабиринт»
«Солнышко»
«Ежик»
счетные палочки
сухой бассейн
III. Организационный раздел
Направления, формы работы
Коррекционно-развивающая работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в основном представляет собой игровую деятельность, в разных формах организации деятельности игровой метод выступает ведущим.
Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:
-коррекция нарушенного звукопроизношения;
-формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе;
-совершенствование слоговой структуры слов;
- уточнение грамматических представлений.
Формы работы – подгрупповая и индивидуальная. На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. ФН – 1 раз в неделю; ФФН – 2 раза в неделю
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Периодичность занятий 1-2 раза в неделю по 20 минут.
Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Этапы | Задачи этапа | Результат |
1 этап исходно- диагностический | 1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка. 2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. | Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач корр. работы. |
2 этап организационно- подготовительный | 1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий. 2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования. 3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы. 4. Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. 5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. | календарно-тематическое планирование подгрупп. занятий; планы индивидуальной работы; взаимодействие специалистов ДОУ и родителей ребёнка с наруш. речи. |
3 этап коррекционно- развивающий | 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах. 2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. 3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии |
4 этап итогово- диагностический | 1.Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане). 2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ – группы для детей с нарушениями речи. | Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы. |
Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного год.
Взаимодействие с педагогами
Цель: реализация идеи комплексного сопровождения ребенка с нарушениями речи
Модель взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями
















План взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями
№п/п | Название мероприятия | Время проведения |
1 | Отчет: «Результаты обследования устной речи» | Октябрь |
2 | Консультация: «Организация единого речевого режима МКДОУ» | Ноябрь |
3 | Семинар – практикум «Профилактика речевых нарушений в массовых группах ДОУ» | Декабрь |
4 | Сообщение воспитателям: «Как относиться к речевым ошибкам детей» | Январь |
5 | Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи | Февраль |
6 | Семинар-практикум: «Речевой слух: развиваем в игре» | Март |
7 | Консультация: «Игры для развития речи и мышления» | Апрель |
8 | Отчет о результатах коррекционной работы. | Май |
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
Цель: повышение результативности коррекционно-развивающей и профилактической работы
Модель взаимодействия педагога с родителями








Этапы работы учителя-логопеда с родителями воспитанников
1. Подготовительный:
- сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития;
-формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом;
- изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции.
2.Основной:
- участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов;
-включение родителей в проведение занятий;
- содержательное информирование родителей о динамике речевого развития ребенка в процессе логопедической помощи;
-обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи;
-мониторинг процесса логопедической коррекции в семье;
- содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка.
3. Завершающий:
- анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;
- разработка рекомендации по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.
План работы с родителями
№ п/п | Направление работы | Сроки проведения |
1. | Индивидуальные консультации. | В течение года |
2. | Родительские собрания. | В течение года |
3. | Обучающие занятия-практикумы. Тема: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» | Октябрь |
4. | Изготовление буклета для родителей «Комплексы артикуляционной гимнастики». | Ноябрь |
5. | Открытые занятия. | Апрель-май |
6. | Проведение логопедического обследования по запросу в присутствии родителей. | В течение года |
7. | Заполнение индивидуальных тетрадей. | В течение года |
8. | Листовки, папки-передвижки, оформление логопедического уголка для родителей | В течение года |
Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете
Логопедический кабинет при организации развивающей среды нужно наполнить необходимым оборудованием для развития всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения.
Картотека словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков;
Пособия для развития лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи
Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей);
Игры и пособия для подготовки к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности (настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука, кубики с буквами, слоговые таблицы, атрибуты для игры в школу);
Схемы для составления рассказов о предметах и объектах;
Серии сюжетных картинок, сюжетные картины;
Литература
Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие/ Сост. И.Ю. Кондратенко – М.: Айрис-пресс, 2005.
Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.
Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения – М.: Гном, 2011.
Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений развития речи: Пособие для логопедов и для родителей – М.: Аквариум, 1996.
Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет, СПб, 2015.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов /Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной – М.: АРКТИ, 2005.
Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство- М.: Айрис-пресс, 2006
Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ. сост: Ю.А. Афонькина, Н.А.Кочугова. Волгоград. Учитель, 2014г.
Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи. Москва «Просвещение» 2009
33