СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Рабочая программа  для детей с  фонетико-фонематическим недоразвитием речи»  разработана для детей старшей и подготовительной групп, имеющих клинико-педагогические диагнозы ФН и ФФН.

Программа содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности. Рабочая программа учителя-логопеда обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

Филиал №3 «Звёздочка» РМБДОУ «Знаменский детский сад «Ромашка»






Рабочая программа

коррекционно-логопедической работы для детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 








Возрастная группа: 5 - 7 лет

Срок реализации: 1-2 года

Сведения о разработчиках:

Т. Я. Федотова, учитель-логопед







2015-2016 уч.год

р.п. Знаменка


Содержание

  • Целевой раздел.

  • Пояснительная записка……………………………………………….….3-4

  • Цели и задачи, принципы воспитания и обучения……………….……5-9

  • Общая характеристика детей с ФФНР…………………………….…10-11

  • Планируемые результаты………………………………………………....12

  • Содержательный раздел

  • План индивидуально-коррекционной работы по звукопроизношению………………………………………………….13-17

  • Учебно-методическое сопровождение…………………………..…18-22

  • III . Организационный раздел

  • Направления, формы реализации………………………………………23

  • Модель организации коррекционно-образовательного процесса……………………………………………………………...24-26

  • Взаимодействие с педагогами………………………………………27-28

  • Взаимодействие учителя-логопеда с родителями…………………29-31

  • Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете………………………………………………32

  • Литература……………………………………..…………………………33










I. Целевой раздел

Пояснительная записка

«Рабочая программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» разработана для детей старшей и подготовительной групп, имеющих клинико-педагогические диагнозы ФН и ФФН.

Программа содержит материал для организации коррекционно-логопедической деятельности. Рабочая программа учителя-логопеда обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена ростом числа детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность программы и необходимость ее внедрения в практику.

Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

• на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира,

• на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.

В основе программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.




















Цели и задачи, принципы воспитания и обучения

Цель реализации программы - проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи программы:

  • создание благоприятных условий для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

  • овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками,

  • овладение фонетической системой русского языка, элементами грамоты,

  • обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,

  • способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс,

  • формирование профессиональной компетенции педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения,

  • обучение родителей приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Решение конкретных задач коррекционно-логопедической работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов коррекционного процесса, а также при участии родителей в реализации программных требований.

Решение данных задач позволит сформировать у детей психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.

Теоретическая основа программы:

- у детей 7 лет речь как еще не сформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам;

- речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения; в основе потребности говорить ребенка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик;

- побуждение к речевому высказыванию возникает у ребенка под влиянием эмоционального переживания воспринятого;

- содержание речи составляют впечатления, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у детей дошкольного возраста.

В программе учитываются:

- индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования,

- возрастная адекватность дошкольного образования,

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования,

- возможности освоения ребенком с нарушениями речи программы на разных этапах ее реализации,

- специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Содержание рабочей программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:

  • принцип комплексности;

  • принцип природосообразности;

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

  • принципы интеграции усилий специалистов;

  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

  • принцип постепенности подачи учебного материала;

  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Программа составлена на основе программ коррекционной работы:

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 2002 г.

- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Ч.2., второй год обучения, подготовительная группа, М., 1993 г.

- Н.В. Нищева «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет», СПб, 2015.

Таким образом, программа направлена на:

• охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие, коррекцию нарушений речевого развития,

• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения,

• раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе,

• использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития,

• реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ ДО и НОО,

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.























Общая характеристика детей с ФФН.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.

В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество произносимых звуков искаженно. Типично недостаточное различение звуков на слух.

Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний.

Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.

Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи. Значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.

Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.




























Планируемые результаты освоения «Программы»:

целевые ориентиры

Дети должны уметь:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изучаемые звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.















II. Содержательный раздел.

План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению


I. Подготовительный

Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)

Игры и игровые упражнения подготовительного этапа

логопедической работы.

- игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений – «Времена года», «Контуры», «Упражнения с числовыми и буквенными таблицами».

- игры и игровые упражнения на формирование

общей моторики – комплексы коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной координации,

ручной моторики – пазлы, прищепковый конструктор, упражнения Е.Железновой,

артикуляторной моторики – игровые комплексы артикуляторной гимнастики

- игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций – «4 лишний», «Ребусы», «Забавные истории», «Занимательные последовательности»,

- игры и игровые упражнения на формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия – «Не ошибись», «Эхо», «Повтори, как я», «Испорченный телефон».

II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1). Постановка звуков в такой последовательности:

- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

шипящий Ш

сонор Л

шипящий Ж

соноры Р, Р'

-шипящий Ч, Щ

Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3). Автоматизация каждого исправленного звукка в словах: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4). Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5).Дифференциация звуков:

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;

Ж – З, Ж – Ш;

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

6).Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале.

V.Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Лексические и грамматические упражнения. Нормализация просодической стороны речи. Обучение рассказыванию.

Игры и игровые упражнения на этапе формирования

произносительных умений и навыков

- игры и игровые упражнения для коррекции

  • фонематического строя речи – «Доскажи словечко», «Что услышал, что увидел», «Звуковая полянка», «В каком домике живет звук?», «Веселый поезд»

  • лексико-грамматического строя речи – «Большие и маленькие», «Что забыл нарисовать художник?», «Скатерть-самобранка», «Зоологическое лото», «Наша квартира», «Скажи наоборот», «Что растет на грядке», «На воде, в воздухе, на суше», «Наша семья», «Кто как передвигается?», «Кто как голос подает?», «Кто что делает?», «Вкусный сок», «Приготовим суп», «Земля и ее жители», «Как Вася одевался», «Что с чем?», «Что кому нужно?», «Волшебный сундучок», «Кто чем питается?», «Кто чем защищается?», «Кто у кого?»

  • развития связного высказывания – «Вставь пропущенное слово»,

Закончи предложение», «Назови по порядку», «Что сначала, что потом»

- игры и игровые упражнения для коррекции нарушения

движения артикуляторного аппарата - игровые комплексы артикуляторной гимнастики: в картинках, сказках, презентациях, песенках.

дыхательной функции – «Задуй свечу», «Футбол», «Фокус», «Разноцветные вертушки», «Чудо-птички»

голосовой функции – «Оркестр», «Эхо», «Тихо-громко»,

- игры и игровые упражнения для обучения грамоте рабочие тетради «От А до Я», «Составь слово», «Читаем по слогам», «Собери дорожку», «Слоговые шары», «Читай и узнавай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем сами», «Составь слова», «Почитай-ка», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Буква за буквой», «Сложи слово», «Продолжи слово», «Чем отличаются эти слова».


























Учебно-методическое сопровождение

а) Оборудование

  • Настенное зеркало (1.2м * 2,3м) - 1 шт.

  • Стол для индивидуальных занятий - 1 шт.

  • Детские стулья - 3 шт.

  • Шкаф для пособий - 1 шт.

  • Зеркала для индивидуальной работы - 10 шт.

  • Стол письменный- 1шт.

  • Логопедический стол - 1шт.

  • Логопедические зонды (массажные) - набор

  • Логопедические зонды (постановочные) – набор

  • Ноутбук – 1шт.

  • Чистое полотенце - 1 шт.

  • Картотека на имеющиеся пособия.

  • Карточки с чистоговорками, скороговорками.

  • Логопедическая улитка.

  • Музыкальные игрушки.

б) дидактический материал для логопедического обследования.

1. Логопедический альбом для обследования всех сторон речи:

  • Звукопроизношения;

  • Фонематического восприятия;

  • Грамматического строя речи;

  • Словарного запаса;

  • Связной речи;

2. Дидактический материал для обследования психических процессов.

3. Дидактический материал для обследования счета, знания геометрических фигур, знания цветов.

в) Дидактический материал для формирования правильного звукопроизношения.


  • Набор звуков-символов

  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Ц у детей» Дидактический материал для логопедов. Альбом №1. М.: ГНОМ, 2013.

  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация шипящих звуков Ш, Ж,Ч, Щ у детей» Дидактический материал для логопедов. Альбом №2. М.: ГНОМ, 2013

  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей» Дидактический материал для логопедов. Альбом №3. М.: ГНОМ, 2013

  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей» Дидактический материал для логопедов. Альбом №4. М.: ГНОМ, 2013

  • Т.М. Флерова «В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий» Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  • Э.М. Курицына, Л.А. Тараева «Игры на развитие речи» М.:ЗАО «Росмэн-ПРЕСС», 2008.

  • Т.А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет (пособие для логопедов, воспитателей и родителей) М.: ГНОМ, 2004.

  • А.С. Галанов «Логопедическое лото [Ж],[Ш]»

  • Зонды для постановки звуков

  • Артикуляция звуков в графическом изображении: учебно– демонстрационный материал.

  • Иллюстрации артикуляционных упражнений.

  • Стихи к артикуляционным упражнениям.

  • Зеркала.

  • Картинки для автоматизации звуков.

  • Стихи для автоматизации звуков.

  • Скороговорки в схемах.

  • Логопедические лото «Подбери и назови», «Домики звуков».

  • Игра «Веселый поезд».

  • Логопедическая улитка.

  • Рабочие тетради: Комаровой Л.А. Автоматизация С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ,Л, Р в игровых упражнениях.

г) Дидактический материал по развитию фонематического восприятия.

  • Игра «Что услышал, что увидел»

  • «Звуковая полянка»

  • «В каком домике живет звук»

  • "Веселый поезд»

  • «Звуковой кубик»

  • Т.А. Ткаченко «Формирование навыка звукового анализа и синтеза». Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. М.: ГНОМ, 2005.

  • Н.М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы». Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. М.: ГНОМ, 2008.

  • Н.М. Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей поготовительной логогруппы». Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. М.: ГНОМ, 2008.

д) дидактический материал для обогащения словарного запаса

  • Материал по лексическим темам: раздаточный и демонстрационный:

1 Овощи, фрукты, ягоды.

2. Деревья, растения, грибы.

3. Продукты питания.

4. Посуда, столовые приборы

5. Одежда, обувь.

6. Профессии.

7. Животные.

8. Игрушки, предметы, спортивный и садовый инвентарь, инструменты

9. Рыбы, насекомые

10. Дома, улицы, транспорт, мебель, электроприборы, почта

11. «Большие и маленькие»

  • «Что забыл нарисовать художник?»

  • «Скатерть-самобранка»

  • «Зоологическое лото»

  • «Наша квартира»

  • «Скажи наоборот»

  • «Что растет на грядке»

  • «На воде, в воздухе, на суше»

  • «Наша семья»

  • «Кто как передвигается?»

  • «Кто как голос подает?»

  • «Кто что делает?»

  • «Вкусный сок»

  • «Приготовим суп»

  • «Земля и ее жители»

  • Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» в 4-х альбомах. М.: ГНОМ, 2010.

е) дидактический материал по формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

  • «Как Вася одевался»

  • «Что с чем?»

  • «Что кому нужно?»

  • «Волшебный сундучок»

  • «Кто чем питается?»

  • «Кто чем защищается?»

  • «Кто у кого?»

  • Е.М. Косинова «Грамматическая тетрадь для домашних заданий с дошкольниками» (в 4-х частях) М.: ТЦ Сфера, 2014.

  • Сюжетные картинки.

  • Серии сюжетных картинок.

  • Схемы для составления описательных рассказов.

  • Тексты для пересказа.

ж) дидактический материал по обучению грамоте:

  • Демонстрационная азбука

  • Касса букв и слогов

  • Набор ребусов

  • «Тридцать три богатыря»

  • Е. Колесникова. Рабочая тетрадь «От А до Я»

з) пособия для развития пальчикового праксиса

  • «Лабиринт»

  • «Солнышко»

  • «Ежик»

  • счетные палочки

  • сухой бассейн


III. Организационный раздел

Направления, формы работы

Коррекционно-развивающая работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в основном представляет собой игровую деятельность, в разных формах организации деятельности игровой метод выступает ведущим.

Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:

-коррекция нарушенного звукопроизношения;

-формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе;

-совершенствование слоговой структуры слов;

- уточнение грамматических представлений.

Формы работы – подгрупповая и индивидуальная. На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. ФН – 1 раз в неделю; ФФН – 2 раза в неделю

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Периодичность занятий 1-2 раза в неделю по 20 минут.

Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.


Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

исходно-

диагностический


1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач корр. работы.

2 этап

организационно-

подготовительный


1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий.

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.

3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

4. Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

календарно-тематическое планирование подгрупп. занятий;

планы индивидуальной работы;

взаимодействие специалистов ДОУ и родителей ребёнка с наруш. речи.

3 этап

коррекционно-

развивающий

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии

4 этап

итогово-

диагностический

1.Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ – группы для детей с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.


Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного год.


Взаимодействие с педагогами

Цель: реализация идеи комплексного сопровождения ребенка с нарушениями речи


Модель взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями

























План взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями


№п/п

Название мероприятия

Время проведения

1

Отчет: «Результаты обследования устной речи»

Октябрь

2

Консультация: «Организация единого речевого режима МКДОУ»

Ноябрь

3

Семинар – практикум «Профилактика речевых нарушений в массовых группах ДОУ»

Декабрь

4

Сообщение воспитателям: «Как относиться к речевым ошибкам детей»

Январь

5

Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи

Февраль

6

Семинар-практикум: «Речевой слух: развиваем в игре»

Март

7

Консультация: «Игры для развития речи и мышления»

Апрель

8

Отчет о результатах коррекционной работы.

Май










Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Цель: повышение результативности коррекционно-развивающей и профилактической работы


Модель взаимодействия педагога с родителями


























Этапы работы учителя-логопеда с родителями воспитанников


1. Подготовительный:

- сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития;

-формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом;

- изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции.

2.Основной:

- участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов;

-включение родителей в проведение занятий;

- содержательное информирование родителей о динамике речевого развития ребенка в процессе логопедической помощи;

-обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи;

-мониторинг процесса логопедической коррекции в семье;

- содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка.

3. Завершающий:

- анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;

- разработка рекомендации по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.




План работы с родителями


№ п/п

Направление работы

Сроки проведения

1.


Индивидуальные консультации.


В течение года


2.

Родительские собрания.

  • «Речевые нарушения и причины их возникновения»

  • «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения»

В течение года


3.

Обучающие занятия-практикумы.

Тема: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Октябрь

4.

Изготовление буклета для родителей «Комплексы артикуляционной гимнастики».

Ноябрь

5.

Открытые занятия.

Апрель-май

6.

Проведение логопедического обследования по запросу в присутствии родителей.

В течение года

7.

Заполнение индивидуальных тетрадей.

В течение года

8.

Листовки, папки-передвижки, оформление логопедического уголка для родителей

В течение года








Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете

Логопедический кабинет при организации развивающей среды нужно наполнить необходимым оборудованием для развития всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения.

  1. Картотека словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков;

  2. Пособия для развития лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи

  3. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей);

  4. Игры и пособия для подготовки к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности (настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука, кубики с буквами, слоговые таблицы, атрибуты для игры в школу);

  5. Схемы для составления рассказов о предметах и объектах;

  6. Серии сюжетных картинок, сюжетные картины;











Литература

  • Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие/ Сост. И.Ю. Кондратенко – М.: Айрис-пресс, 2005.

  • Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.

  • Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения – М.: Гном, 2011.

  • Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений развития речи: Пособие для логопедов и для родителей – М.: Аквариум, 1996.

  • Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

  • Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет, СПб, 2015.

  • Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов /Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной – М.: АРКТИ, 2005.

  • Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство- М.: Айрис-пресс, 2006

  • Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ. сост: Ю.А. Афонькина, Н.А.Кочугова. Волгоград. Учитель, 2014г.

  • Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи. Москва «Просвещение» 2009




33