Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 81
имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева»
Рассмотрено и одобрено на НМС МБОУ СШ №81 Протокол №-__ от _____.2022г. | Согласовано Зам. директора по УВР _________Толсточенко О.М. | Утверждаю Директор МБОУ СШ №81 __________Комиссаров И.В. Пр №____от ___.___.2022г. |
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
внеурочной деятельности
«Развитие речи»
Всего 34 часа.
| Программу разработала: учитель начальных классов Андреянова О.А. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа "Развитие речи" на 2022 – 2023 учебный год составлена для обучающегося с ОВЗ (ТНР) вариант 5.1 ______________ на основе следующих нормативных документов:
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования науки РФ от 14 декабря года № 1598;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ СШ № 81 (срок реализации 4 года), утвержденная приказом № 401 от 25.05.2021г (с изменениями, приказ № 686 от 01.09.2022г.)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”
Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы/Под ред. С. Г. Шевченко.-М.: Школьная Пресса, 2004.
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 81 на 2022- 2023 учебный год на изучение "Развитие речи" в 3 классе отводится 34 часа.
Планируемые результаты
Коррекционные занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного
пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения математической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной математике, заинтересованности в научных знаниях обустройстве мира и общества;
Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а так же в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике
Ценностей научного познания Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, ко сознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Личностные результаты освоения функциональной грамотности: формирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина
Способы проверки результатов обучения.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:
стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом младший школьник класса СКК должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам курса.
Тематический план
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
«Путешествие в мире слов» |
1. | Занимательное путешествие в страну Слов. Путешествие в мир слов. | 1ч |
2. | Чудесные превращения слов. | 1ч |
3. | Многозначность слова. | 1ч |
4. | Слова бывают разные: « Волшебные и Важные» | 1ч |
5. | Путешествие по прошлому. Устаревшие слова. | 1ч |
6. | Путешествие в настоящем. Новые слова в русском языке. | 1ч |
7. | По страницам русской истории. | 1ч |
8. | Употребление синонимов в русском языке. В мире «Лексики» | 1ч |
9. | В театре близнецов. Слова - братья | 1ч |
10. | Слова- омонимы | 1ч |
11. | Празднуем, творим и играем. | 1ч |
12. | Трудные слова. | 1ч |
13. | Анаграммы и метаграммы. | 1ч |
14. | Интересные шарады и логогрифы. | 1ч |
15. | Как возникли имена, фамилии и отчества людей? | 1ч |
16. | Занимательное словообразование. | 1ч |
17. | Слова, пришедшие из других стран. | 1ч |
Орфография и орфоэпия. |
18. | Стоп! Опасные согласные. | 1ч |
19. | Загадочные и незаменимые ъ и ь знаки. | 1ч |
20. | Вспомним правила о непроизносимых согласных. Игра «Запомни и напиши» Тема 41.Игра «Наоборот» (1ч) Тема 42.Олимпиада по русскому языку.(1ч) Тема 43-44 Удвоенные согласные»(2ч) Тема 45-46.В стране ошибии или Ошибкоопасные»места (2ч) Тема 47-48 В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.(2ч) Тема 49-50 Всё про чк, чн, чт, нч, рщ…(2ч) Тема 51 . Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…(1ч) Тема 52.Волшебник Ударение(1ч) Тема 53.Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование»(1ч) Тема 54-55 Слова – «родственники». Как они образовались.(2ч) 56 Суффикс-консультант(1ч) Тема 57 «Пересаженные корни» (1ч) . Тема 58 Трудные случаи правописания корней(1ч) Звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенные, чередующиеся. Проверяемые и непроверяемые. Орфографический анализ текста. Тема 59 -60 Новые друзья корней(приставки) (2ч) Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.) Слова -части речи Тема 60 Имя Существительное- часть страны речи. (2ч) Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Этимологическое значение слова- существительное. Грамматические сказки и рассказы о существительном. Разгадывание чайнворда. Тема 61 Прилагается ли прилагательное?(1ч) Скромные просители. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг. Игра «Узнай предмет по его признакам». Тема 62 Его величество – Глагол!(2ч) Сказка о глаголе « Глагол и его друзья». Разработка проектов. Игра « Перепутаница» Тема 63-64 Роль местоимений в нашей речи.(2ч) «Первый заместитель Существительного» Почему о нём так говорят. Беседа о местоимениях. Игра « Заказ» Тема 65 Служебные части речи(2ч) Сравнение как метод исследования. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг Тема 66 Ссора предлогов со всеми словами(1ч) Беседа о предлогах, частицах и союзов. Разгадывание ребусов и шарад. Тема 67 «Память и грамотность.(1ч.) Беседа о памяти и грамотном письме. Для чего она нам нужна. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. Тема 68 Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»(1ч) Проверка знаний по русскому языку. «Подводим итоги» Тема 69 Викторина « Умники и умницы» (1ч) Проверка знаний по русскому языку Тема 70 Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык»(1ч) Проверка знаний по русскому языку | 1ч |
21. | Удвоенные согласные | 1ч |
22. | В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши | 1ч |
23. | Всё про чк, чн, чт, нч, рщ | 1ч |
24. | Волшебник Ударение. | 1ч |
| Из чего состоят слова или « Словообразование» | |
25. | Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование» | 1ч |
26. | Слова – «родственники». Как они образовались | 1ч. |
27. | Трудные случаи правописания корней | 1ч |
28. | Суффикс-консультант | 1ч |
Слова- части речи. |
29. | Имя Существительное- часть страны речи | 1ч |
30. | Прилагается ли прилагательное? | 1ч |
31. | Его величество – Глагол | 1ч |
32. | Роль местоимений в нашей речи | 1ч |
33. | Служебные части речи | 1ч |
34. | Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык | 1ч |
Итого | | 34ч |
3. Содержание занятий.
1. «Занимательное путешествие в страну Слов. Путешествие в мир слов» (1ч.) Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
2. Чудесные превращения слов.(1 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Буква заблудилась». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
3. Многозначность слова (1ч)
Знакомство с многозначностью слов. Умение работать с Толковым словарём. Прямое и переносное значение слов. Определять значение многозначных слов с помощью Толкового словаря.
4. Слова бывают разные: « Волшебные и Важные» (1ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе у. Слова бывают разные: « Волшебные и Важные» (1ч.)
5. Путешествие по прошлому. Устаревшие слова.(2ч)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
6. Путешествие в настоящем. Новые слова в русском языке.(1ч)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
7. По страницам русской истории. (1ч.)
Знакомство с фразеологизмами. Как они возникли. Для чего они служат. Умение находить их в тексте.
В мире «Лексики»
8. Употребление синонимов в русском языке. В мире «Лексики» (1ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа с рассказом-шуткой «Сотрудник института Синоимов», стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
9. В театре близнецов. Слова -братья (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
10. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
11. Празднуем, творим и играем. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
12. Трудные слова. (1ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
13. Анаграммы и метаграммы. (1ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами ( карп –парк, цапля-капля).
14. Интересные шарады и логогрифы. (1ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
15 . Как возникли имена, фамилии и отчества людей?.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке.
16. Занимательное словообразование. (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
17. Слова пришедшие из других стран.(1ч)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Орфография и орфоэпия.
18. Стоп! Опасные согласные.(1ч)
Беседа о парных по звонкости - глухости согласные, формулировка правил написания, слов исключений. Тестирование по теме.
19. Загадочные и незаменимые ъ и ь знаки. (1ч)
Повторять изученные орфограммы, знать случаи правописания разделительные ъ и ь знаки. Работа со сказками и рассказами о ь и ъ знаках. Составление весёлых рифмов.
20. Вспомним правила о непроизносимых согласных.(1ч)
Беседа о непроизносимых согласных. Игра «Определите, нужны ли в предложенных вам словах буквы Л или В.» Игра ”Запоминай, не зевай”
21. Удвоенные согласные»(1ч)
Повторение о правописании удвоенных согласных. Игра « Зоркий глаз». Тренировочные упражнения.
22. В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.(1ч)
Беседа о правописании. Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща,. Тренировочные упражнения.
23. Всё про чк, чн, чт, нч, рщ…(1ч)
Беседа о правописании. Игры со словами с сочетаниями чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
24 .Волшебник Ударение(1ч)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Беседа из-за чего поссорились гласные.
Из чего состоят слова или « Словообразование»
25.Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование»(1ч)
Беседа об окончаниях. Какую роль они играют в жизни слов. Разгадывание загадок, шарад и кроссвордов.
26. Слова – «родственники». Как они образовались.(1ч)
Беседа о словах- « родственниках». Почему их так назвали. Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
27. Трудные случаи правописания корней(1ч)
Звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенные, чередующиеся. Проверяемые и непроверяемые. Орфографический анализ текста.
28. Суффикс-консультант(1ч)
Беседа о суффиксах, их значении. Рассказ учителем сказки о суффиксе- ся. Тренировочные упражнения.
Слова- части речи
29. Имя Существительное- часть страны речи. (1ч)
Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Этимологическое значение слова- существительное. Грамматические сказки и рассказы о существительном. Разгадывание чайнворда и ребусов.
30. Прилагается ли прилагательное?(1ч)
Скромные просители. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг. Игра «Узнай предмет по его признакам».
31. Его величество – Глагол!(1ч)
Сказка о глаголе « Глагол и его друзья». Разработка проектов. Игра « Перепутаница»
32. Роль местоимений в нашей речи.(1ч)
«Первый заместитель Существительного» Почему о нём так говорят. Беседа о местоимениях. Игра « Заказ»
33. Служебные части речи(1ч)
Сравнение как метод исследования. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг
34. Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык»(1ч)
Проверка знаний по русскому язык
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятий |
«Путешествие в мир слов» |
1. | | | Занимательное путешествие в страну Слов. Путешествие в мир слов. |
2. | | | Чудесные превращения слов. |
3. | | | Многозначность слова. |
4. | | | Слова бывают разные: « Волшебные и Важные» |
5. | | | Путешествие по прошлому. Устаревшие слова. |
6. | | | Путешествие в настоящем. Новые слова в русском языке. |
7. | | | По страницам русской истории. |
8. | | | Употребление синонимов в русском языке. В мире «Лексики» |
9. | | | В театре близнецов. Слова - братья |
10. | | | Слова- омонимы |
11. | | | Празднуем, творим и играем. |
12. | | | Трудные слова. |
13. | | | Анаграммы и метаграммы. |
14. | | | Интересные шарады и логогрифы. |
15. | | | Как возникли имена, фамилии и отчества людей? |
16. | | | Занимательное словообразование. |
17. | | | Слова, пришедшие из других стран. |
|
18. | | | Стоп! Опасные согласные. |
19. | | | Загадочные и незаменимые ъ и ь знаки. |
20. | | | Вспомним правила о непроизносимых согласных. Игра «Запомни и напиши» Тема 41.Игра «Наоборот» (1ч) Тема 42.Олимпиада по русскому языку.(1ч) Тема 43-44 Удвоенные согласные»(2ч) Тема 45-46.В стране ошибии или Ошибкоопасные»места (2ч) Тема 47-48 В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.(2ч) Тема 49-50 Всё про чк, чн, чт, нч, рщ…(2ч) Тема 51 . Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…(1ч) Тема 52.Волшебник Ударение(1ч) Тема 53.Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование»(1ч) Тема 54-55 Слова – «родственники». Как они образовались.(2ч) 56 Суффикс-консультант(1ч) Тема 57 «Пересаженные корни» (1ч) . Тема 58 Трудные случаи правописания корней(1ч) Звонкие и глухие, непроизносимые, удвоенные, чередующиеся. Проверяемые и непроверяемые. Орфографический анализ текста. Тема 59 -60 Новые друзья корней(приставки) (2ч) Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.) Слова -части речи Тема 60 Имя Существительное- часть страны речи. (2ч) Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Этимологическое значение слова- существительное. Грамматические сказки и рассказы о существительном. Разгадывание чайнворда. Тема 61 Прилагается ли прилагательное?(1ч) Скромные просители. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг. Игра «Узнай предмет по его признакам». Тема 62 Его величество – Глагол!(2ч) Сказка о глаголе « Глагол и его друзья». Разработка проектов. Игра « Перепутаница» Тема 63-64 Роль местоимений в нашей речи.(2ч) «Первый заместитель Существительного» Почему о нём так говорят. Беседа о местоимениях. Игра « Заказ» Тема 65 Служебные части речи(2ч) Сравнение как метод исследования. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг Тема 66 Ссора предлогов со всеми словами(1ч) Беседа о предлогах, частицах и союзов. Разгадывание ребусов и шарад. Тема 67 «Память и грамотность.(1ч.) Беседа о памяти и грамотном письме. Для чего она нам нужна. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. Тема 68 Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»(1ч) Проверка знаний по русскому языку. «Подводим итоги» Тема 69 Викторина « Умники и умницы» (1ч) Проверка знаний по русскому языку Тема 70 Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык»(1ч) Проверка знаний по русскому языку |
21. | | | Удвоенные согласные |
22. | | | В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши |
23. | | | Всё про чк, чн, чт, нч, рщ |
24. | | | Волшебник Ударение. |
|
25. | | | Зачем словам окончания. Из чего состоят слова или « Словообразование» Слова – «родственники». Как они образовались |
26. | | | Слова – «родственники». Как они образовались |
27. | | | Трудные случаи правописания корней |
28. | | | Суффикс-консультант |
|
29. | | | Имя Существительное- часть страны речи |
30. | | | Прилагается ли прилагательное? |
31. | | | Его величество – Глагол |
32. | | | Роль местоимений в нашей речи |
33. | | | Служебные части речи |
34. | | | Урок-игра «Мой любимый и могучий русский язык |
для учителя:
Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. – 144 с.
Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 96 с.
Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: «СамВен», 1992. – 120 с.
Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. – Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. – 54 с.
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
Начальная школа №12, 2000. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.
Начальная школа №1, 2003. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.
для обучающихся:
Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с.
Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2006.
Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000. – 616 с.
Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
Каширина, Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина, Т.Г., Бойко, Л.Ф. – М.: Эскимо, 2011. – 64 с. - (Светлячок).
Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.
Орфографический словарь.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/сост. Е.В. Языканова. – 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010, - 80 с.
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальной школе: Книга для учителей и учащихся в начальных классов в 2-ух частях. Часть 1./ сост. С.е. Царева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – 123 с.
Этимологический словарь.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер
Экран