Пояснительная записка
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является повышение творческо-поисковой активности детей. Важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме, так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций. Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.
Введение в школьную программу начальных классов курса коррекционно- развивающих занятий имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка. Таким образом, программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти. Осуществлять коррекционно-развивающую работу надо по специальным программам, составляющим единый развивающий курс и прошедшим проверку на эффективность.
Как в условиях модернизации Российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность. Наиболее удачными являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками. По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться в решении нестандартных заданий, его мышление неизбежно начинает перестраиваться. Это проявляется в качественном развитии практически-действенного, образного и понятийного-теоретического мышления. При решении нестандартных заданий формируются навыки самостоятельности, неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для современного школьника, овладевающего учебно-организационной и интеллектуальной компетенциями. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Состояние умственного развития, его уровень не есть нечто неизменное, его можно улучшить. Несформированность основных умственных действий и навыков у школьников не только отрицательно влияет на успеваемость и создаёт специфические трудности при выполнении учебной деятельности, но и ведёт к учебным перегрузкам.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 1 класса и заканчивая 4 классом.
В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике. Но проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «творческие познавательные способности», быстро не решаются. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей.
Задачи программы
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению.
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Все задания условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.
Основные принципы, на которых построена программа:
* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей.
* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
* Принцип доступности. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
*Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся могут научиться:
-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся необходимо проводить диагностику этих процессов в начале учебного года и в конце. Такую диагностику проводит школьный психолог.
Содержание программы.
Раздел 1. Введение в программу
Вводное занятие.
Раздел 2. Развивающие занятия.
Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. «Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам».
Упражнения на развитие памяти. «Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память»,
Упражнения на развитие внимания. «Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам».
Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. «Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память».
Упражнения на установление связи между понятиями.
«Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».
Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.
«Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».
Упражнения на развитие ассоциативного мышления.
«Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Учебно-наглядные пособия в виде таблиц.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
-
| Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 22.12 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по математике. | 1 | 23.12 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по русскому языку. | 1 | 29.12 | |
-
| Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. | 1 | 12.01 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по чтению | 1 | 13.01 | |
-
| Упражнения на развитие зрительной памяти. | 1 | 19.01 | |
-
| Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. | 1 | 20.01 | |
-
| Упражнения на развитие вербально - логического мышления. | 1 | 26.01 | |
-
| Упражнения на развитие внимания. | 1 | 27.01 | |
-
| Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 | 02.02 | |
-
| Упражнения на развитие зрительной памяти. | 1 | 03.02 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по математике | 1 | 09.02 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по чтению | 1 | 10.02 | |
-
| Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. | 1 | 24.02 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по русскому языку | 1 | 02.03 | |
-
| Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | 03.03 | |
-
| Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | 09.03 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по русскому языку | 1 | 10.03 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по математике | 1 | 16.03 | |
-
| Упражнения на развитие вербально - логического мышления. | 1 | 17.03 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по математике | 1 | 30.03 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по чтению | 1 | 31.03 | |
-
| Упражнения на развитие внимания. | 1 | 06.04 | |
-
| Упражнения на развитие вербально - логического мышления | 1 | 07.04 | |
-
| Упражнения на развитие вербально - логического мышления | 1 | 13.04 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по чтению | 1 | 14.04 | |
-
| Упражнения на установление связи между понятиями. | 1 | 20.04 | |
-
| Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 | 21.04 | |
-
| Упражнения на установление связи между понятиями. | 1 | 27.04 | |
-
| Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 | 28.04 | |
-
| Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 | 04.05 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по русскому языку | 1 | 05.05 | |
-
| Упражнения на развитие вербально - логического мышления. | 1 | 11.05 | |
-
| Упражнения на развитие вербально - логического мышления. | 1 | 12.05 | |
-
| Восполнение пробелов в знаниях по математике | 1 | 18.05 | |
-
| Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 | 19.05 | |
-
| Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 | 25.05 | |