СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса «Тропинки к здоровью» для 1-4 класса. Направление: спортивно-оздоровительное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционного курса (начальное общее образование) для обучающихся с ЗПР. Направление: спортивно-оздоровительное. Срок реализации программы - 5 лет.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Тропинки к здоровью» для 1-4 класса. Направление: спортивно-оздоровительное.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА



Рассмотрено на Согласовано Утверждаю

Заседании методического _______________ _____________

объединения Заместитель директора Директор МОУ «СОШ № 13»

Протокол № _______ по УВР Ю.Э. Туманова

От «____»______20____г. А.С.Лямина «____»_____20_____г.

«____»_____20_____г.









Рабочая программа коррекционного курса

«Тропинки к здоровью»

Направление: спортивно-оздоровительное









Тип программы: модифицированный

Срок реализации программы: 5 лет

Возраст участников: 7 – 11 лет

Руководитель: Вдовина И.Ю.









2020 – 2021

учебный год

Рабочая программа коррекционного курса

«Тропинки к здоровью»

(начальное общее образование)

(направление: спортивно-оздоровительное)

срок реализации рабочей программы – 5 лет


Автор-составитель: Вдовина И.Ю., учитель начальных классов

Программа составлена на основе авторской программы

«Тропинки к здоровью» Мещеряковой А.О., учителя,

МБС(К)ОУ СОШ № 60 г. Челябинска



  1. Результаты освоения коррекционного курса


В результате реализации рабочей программы коррекционного курса «Тропинки к здоровью» при получении начального общего образования у учащихся с ЗПР будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные базовые учебные действия как основа умения учиться.


    1. Личностные результаты обучающихся 1–4 классов


1 класс - 1 класс (дополнительный)


У обучающегося с ЗПР будут сформированы:

  • готовность слушать инструкцию и выполнять элементарные задания с помощью взрослого при неоднократном повторении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

  • готовность выполнять социальные роли с помощью взрослого (учитель, родитель) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.


Обучающийся получит возможность для формирования:

- ответственного отношения к своему здоровью как к важнейшей социальной ценности;

- гигиенических навыков и привычек;

- разумной физической активности;

- навыков наблюдения за изменениями своего организма и умения их анализировать.

2 класс


У обучающегося с ЗПР будут сформированы:

  • умение использовать элементарные правила поведения во взаимодействии с окружающим миром с помощью взрослого (учителя, родителя);

  • умение понимать и соблюдать простую инструкцию при выполнении учебных заданий, поручений с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.


Обучающийся получит возможность для формирования:

- ответственного отношения к своему здоровью как к важнейшей социальной ценности;

- гигиенических навыков и привычек;

- разумной физической активности;

- навыков наблюдения за изменениями своего организма и умения их анализировать.

3 класс


У обучающегося с ЗПР будут сформированы:

  • умения проявлять положительные эмоции к окружающей действительности; вступать во взаимодействие с окружающей действительностью с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

  • умение осознанно применять элементарные правила безопасного поведения во взаимодействии с окружающим миром в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, использовать правила безопасного поведения с помощью учителя.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- ответственного отношения к своему здоровью как к важнейшей социальной ценности;

- гигиенических навыков и привычек;

- разумной физической активности;

- навыков наблюдения за изменениями своего организма и умения их анализировать.

4 класс


У обучающегося с ЗПР будут сформированы:

  • умение осознанно применять правила и алгоритмы безопасного поведения в условиях с помощью взрослого (родителя, учителя);

  • умение применять алгоритмы в выполнении заданий, поручений, простых договоренностей с помощью взрослого.


Обучающийся получит возможность для формирования:

- ответственного отношения к своему здоровью как к важнейшей социальной ценности;

- гигиенических навыков и привычек;

- разумной физической активности;

- навыков наблюдения за изменениями своего организма и умения их анализировать.


    1. Метапредметные результаты освоения коррекционного курса


Освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве ;

  • Вести безопасный, здоровый образ жизни.


1.2.1. Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР при получении начального общего образования


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):


  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Познавательные универсальные учебные действия


Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • Умению донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


      1. Формирование оздоровительных результатов

(метапредметные результаты)


Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • осознанию необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальной адаптации, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.



2. СОДЕРЖАНИЕ коррекционного КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рабочая программа коррекционного курса «Тропинки к здоровью» рассчитана на 5 лет обучения.

Общее количество часов: 168.

Из расчета 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 1 класс (дополнительный) – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.


В рамках спортивно-оздоровительного направления будут осуществляться следующие формы организации: игры, викторины; спортивные праздники.

Содержание коррекционного курса структурировано по четырем разделам: 1) Общеразвивающие упражнения.

2) Азбука здоровья.

  1. Игры на развитие психических процессов.

  2. Развивающие подвижные игры.


1 класс (33 часа)

1 класс (дополнительный) (33 часа)


Раздел «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, знакомство с двигательными способностями людей и ходьбой, как основным видом движения, игры на свежем воздухе, овладение первичными навыками выполнения нормативов ГТО, знакомство с физминутками.

Формы организации: беседа, игра, спортивные праздники, конкурсы.

Виды деятельности: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, участие в играх, спортивных праздниках.


2 класс (34 часа)


Раздел «Если хочешь быть здоров»: ознакомление с правилами составления и проведения утренней гимнастики, проверка осанки, основы самоконтроля – самочувствие и болевые ощущения, профилактика простудных заболеваний, строение глаза и укрепление его мышц, игры на воспитание гибкости, бег как основной вид движения, соревнования, овладение навыками выполнения нормативов ГТО, комплексы физкультминуток.

Формы организации: беседа, игра, спортивные праздники, соревнования.

Виды деятельности: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, участие в играх, спортивных праздниках.


3 класс (34 ч)


Раздел «Тропинка к здоровью»: мода и гигиена школьной одежды, влияние неправильной осанки и плоскостопия на здоровье, пульс и его зависимость от физической нагрузки, закаливание организма, близорукость, воспитание ловкости, основной вид движения – прыжки, овладение навыками выполнения нормативов ГТО, физкультминутки для друзей.

Формы организации: беседа, игра, спортивные праздники, конкурсы.

Виды деятельности: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, участие в играх, спортивных праздниках.


4 класс (34 ч)


Раздел «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, культура эмоций и чувств, правильное питание, индивидуальные программы по улучшению здоровья, дневник самоконтроля, точечный массаж, тренировка выносливости и силы. Овладение навыками выполнения нормативов ГТО, эстафеты разработка игр и применение их на динамических паузах.

Формы организации: беседа, игра, спортивные праздники, соревнования.

Виды деятельности: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, участие в играх, спортивных праздниках.


Содержание программы коррекционного курса по спортивно-оздоровительному направлению «Тропинка к здоровью»» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.


Программа коррекционного курса по спортивно-оздоровительному направлению «Тропинка к здоровью» состоит из четырёх частей:


Общеразвивающие упражнения. Упражнения на улучшение осанки, силы рук. Упражнения для улучшения осанки и укрепления мышц голеностопа. Имитация движений животных, птиц. Упражнения для укрепления позвоночника и мышц спины. Упражнения для укрепления силы рук, грудных мышц, мышц спины. Отработка упражнений для осанки силы рук, грудных мышц, мышц спины.

Азбука здоровья. Понятие «Здоровье». Как сделать сон полезным? Настроение в школе. Вредные привычки. «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры. «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика. Формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств. Путешествие по стране Здоровья, соблюдение режимных моментов, секреты здорового питания.

Игры на развитие психических процессов. Игры на развитие восприятия. Знакомство с правилами и проведение игр. Игры на развитие памяти. Знакомство с правилами и проведение игр. Игры на развитие мышления. Игры и упражнения на развитие памяти. Игры на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

Развивающие подвижные игры. Игры на развитие координации движений. Сюжетные подвижные игры. Двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, игры с элементами соревнования. Игры на развитие внимательности, концентрацию внимания на каком-либо действии или предмете. Игры на развитие физической выносливости. Игры на развитие физической и эмоциональной выносливости ребенка, игры на снятие утомления при длительном выполнении какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.


2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Инструктаж по т/б. Правила поведения в школе.

1

2

Я – ученик. Подвижные игры «Гуси-лебеди».

2

3

Я пришёл из школы. Подвижные игры «У медведя во бору».

2

4

Какое Настроение?

2

5

Советы Доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. Подвижные игры «Филин и пташки»

2

6

Вредные привычки. Подвижные игры «Палочка-выручалочка».

2

7

Чтобы уши слышали.

2

8

Правила поведения на перемене.

2

9

Викторина по ПДД. Подвижные игры «Ловишки с приседаниями».

2

10

Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор?

2

11

Мой путь домой.

2

12

Почему болят зубы. Подвижные игры «К своим флажкам».

2

13

Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.

2

14

Поговорим о здоровье. Копилка витаминов. Подвижные игры «Собери урожай».

2

15

Правила безопасности на льду. Подвижные игры «Мышеловка».

2

16

Урок-игра «Энергия на весь день»

2

17

На зарядку становись!

1

18

Обобщающие уроки «Доктора природы»

1


итого

33






1 класс (дополнительный)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Инструктаж по т/б. Правила поведения в школе.

1

2

На зарядку становись!

1

3

Урок о культуре поведения. Подвижные игры «Пустое место».

2

4

Глаза - главные помощники человека.

2

5

«Рабочие инструменты» человека. Подвижные игры «Кто быстрее?»

2

6

Зачем человеку кожа? Подвижные игры «Жмурки».

2

7

Надёжная защита человека. Если кожа повреждена.

2

8

Питание-необходимое условие для жизни человека. Подвижные игры «Пятнашки».

2

9

Здоровая пища для всей семьи. Подвижные игры «Эстафета по кругу»

2

10

Правила поведения на весеннем льду.

2

11

Мы пешеходы и пассажиры.

2

12

Скелет - наша опора. Подвижные игры «Охотники и зайцы».

2

13

Осанка - стройная спина. Подвижные игры «Фанты».

2

14

Сон-лучшее лекарство. Подвижные игры «Совушка».

2

15

Сохраним природу – сохраним здоровье.

2

16

Если хочешь быть здоров.

2

17

Правила безопасности на воде

2

18

Обобщающие уроки «Доктора природы»

1


итого

33


2 класс


Тема занятия

Кол-во часов

1

Инструктаж по т/б. Правила поведения в школе.

1

2

Я – ученик. Подвижные игры «Встань правильно».

1

3

Личная гигиена. Подвижные игры «карлики и великаны».

1

4

Причина болезни. Признаки болезни. Подвижные игры «К своим флажкам».

1

5

Как здоровье? Подвижные игры «Запрещённые движения».

1

6

Как организм помогает себе сам?

1

7

Если солнечно и жарко. Подвижные игры «У ребят порядок строгий».

1

8

Если на улице дождь и гроза.

1

9

Оазис Здоровья. Я выбираю движение.

1

10

Мой безопасный путь в школу.

1

11

Беседа «Мой До дыр». Подвижные игры «Совушка», «Воробьи-попрыгунчики».

1

12

Звуки природы (дыхательная гимнастика).

1

13

Опасность в нашем доме. Подвижные игры «Кошки-мышки».

1

14

Как вести себя на улице. Подвижные игры «Летает – не летает».

1

15

Вода - наш друг. Подвижные игры «Статуя».

1

16

Правила безопасности на льду. Подвижные игры «Кто идёт?».

1

17

Чтобы огонь не причинил вреда. Подвижные игры «Товарищ командир».

1

18

Как уберечься от мороза. Травмы в зимнее время года.

1

19

Чем опасен электрический ток.

1

20

Пищевые отравления. Подвижные игры «Космонавты»

1

21

Отравления лекарствами. Подвижные игры «Пустое место».

1

22

Домашняя аптечка.

1

23

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

1

24

Правила поведения на весеннем льду.

1

25

Здоровый ребенок – хороший ученик.

1

26

Как помочь себе при тепловом ударе. Подвижные игры «Пчёлы и медведи».

1

27

Если ты ушибся или порезался.

1

28

Расти здоровым. Подвижные игры «Хитрая лиса»

1

29

Воспитание здоровых привычек. В здоровом теле – здоровый дух.

1

30

Зачем человек спит, или как сделать сон полезным.

1

31

Профилактика утомления, связанная с учебной деятельностью.

1

32

Правила безопасности на воде. Подвижные игры «Через ручеёк».

1

33

«С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД».

1

34

Обобщающие уроки «Доктора природы»

1


итого

34


3 класс


Тема занятия

Кол-во часов

1

Инструктаж по т/б. Правила поведения в школе.

1

2

Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Подвижные игры «Кузнечики», «Лошадки».

1

3

Учимся думать. Подвижные игры «Эстафеты».

1

4

Спеши делать добро. Подвижные игры «Мышеловка».

1

5

Поможет ли нам обман?

1

6

Урок-игра «Энергия на весь день»

1

7

На зарядку становись! Подвижные игры и народные игры «У ребят порядок строгий», «Попрыгунчики-воробушки».

1

8

Урок о культуре поведения. Поиграем в гости.

1

9

Мы пешеходы и пассажиры.

1

10

Внеклассное мероприятие: «Солнце – источник жизни на земле».

1

11

Правила поведения на дорогах.

1

12

Спорт- это здорово! Игры на свежем воздухе.

1

13

Окружающая среда. Оглянись вокруг.

1

14

Что такое экология. Игра «Земля, вода, воздух».

1

15

Режим дня. Подвижные и народные игры «Быстро встань в колонну».

1

16

Я и мой день. Здоровый образ жизни.

1

17

Поиграем - отдохнем! Подвижные и народные игры «К своим флажкам», «Зайцы, сторож, Жучка».

1

18

Правила безопасности на льду

1

19

Путешествие в страну здоровья.

1

20

Надо ли прислушиваться к советам родителей? Почему родители и дети не всегда понимают друг друга?

1

21

Все ли желания исполнимы? Подвижные игры «Комбинированная эстафета».

1

22

Как воспитать в себе сдержанность. «Дыхательная и звуковая гимнастика».

1

23

Я принимаю подарок. Я дарю подарок. Подвижные игры «День и ночь».

1

24

Ответственное поведение. Наказание. Подвижные игры «Беги и хватай».

1

25

Моё здоровье – в моих руках! Гигиена и ее значение.

1

26

Правила поведения на весеннем льду. Подвижные игры «Волк во рву».

1

27

Формирование навыка правильной осанки. Игра «Самолёт».

1

28

Правила дорожного движения. Школа пешехода

1

29

Вредные привычки: «Ай, не буду, не хочу!»

1

30

Беседа о спортивных праздниках.

1

31

Укрепление мышечного корсета. Игра «Карлики, великаны»

1

32

Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом

1

33

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

1

34

Игры-тренинги на приобретение навыков общения, наблюдательности, внимания, самостоятельности, фантазии, активности.

1


итого

34





4 класс


Тема занятия

Кол-во часов

1

Инструктаж по т/б. Правила поведения в школе.

1

2

«Школа - наш второй дом». Подвижные игры «Гори, гори ясно».

1

3

Гимнастика для развития мелкой моторики. Подвижные игры «Краски».

1

4

«Хочешь здоровым быть, умей правильно питаться»

1

5

Беседа о видах спорта. Подвижные игры «Охотники и зайцы».

1

6

Растем здоровыми (профилактика инфекционных заболеваний).

1

7

Воспитание здоровых привычек. Подвижные игры «Пятнашки».

1

8

«Я и мое здоровье». В приёмной у доктора Айболита.

1

9

Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство.

1

10

Сохраним природу – сохраним здоровье. Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор?

1

11

Правила поведения на дорогах, водоёмах в осенний период.

1

12

Мой безопасный путь в школу. Подвижные игры «Фанты».

1

13

Умывайтесь, умывайтесь по утрам и вечерам. Подвижные игры «Снайперы».

1

14

Поговорим о здоровье (здоровое питание). Копилка витаминов.

1

15

Упражнения на равновесие. Игра «Шишки, жёлуди, орехи».

1

16

Профилактика утомления, связанная с учебной деятельностью.

1

17

Веселые старты. К тайникам силы.

1

18

Будем делать хорошо и не будем плохо.

1

19

Урок о культуре поведения. Подвижные игры «Птицелов».

1

20

Чистота – залог здоровья. Как правильно чистить зубы.

1

21

Защитники Отечества.

1

22

Формирование навыка правильной осанки. Игра «Выше ноги от земли».

1

23

Питание-необходимое условие для жизни человека.

1

24

Откуда берутся грязнули? Подвижные игры «Перебежки с выручкой».

1

25

Зачем человек спит, или как сделать сон полезным.

1

26

Умеем ли мы правильно питаться?

1

27

Мальчики и девочки. Дружба.

1

28

Почему вредной привычке ты скажешь: « НЕТ»? Подвижные игры «Перетягивание каната».

1

29

Чистота в твоем доме, на твоем рабочем месте. Подвижные игры «Кто самый ловкий?».

1

30

«С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД».

1

31

КВН «Наше здоровье».

1

32

Я здоровье берегу - сам себе я помогу. Подвижные игры «Чижик», «Стоп».

1

33

Правила безопасности на воде.

1

34

Будьте здоровы! Обобщающие уроки «Доктора природы».

1


итого

34