МБДОУ «детский сад № 73 «Малыш»
Рабочая программа кружка «Лепка из соленого теста» на 2018-2019 учебный год
Подготовила:
Дорощенкова А.В.
Анкета для родителей «Выявление творческих способностей у детей»
Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома.
1) Рисует ли ваш ребёнок дома?
а) да-1
б) нет-0
2) Как часто ваш ребёнок рисует дома?
а) каждый день-2
б) 2-3 раза в неделю-1
в) реже-0
3) Чем ребёнку больше нравится рисовать?
а) красками-1
б) цветными карандашами-1
в) фломастерами-1
г) ничем-0
4) Ребёнок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению.
а) сам пожелает - 1
б) разрешаю - 0
5) Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы
(пальцем, ладошкой, другими предметами?
а) да-1
б) нет-0
6) Аккуратен ли ребёнок во время рисования (пачкает ли лист, мебель, лицо, руки?
а) аккуратен-1
б) пачкает-0
7) Если ребёнок пачкается во время рисования, ругаете ли вы его за это?
а) нет-1
б) да-0
8) Обращаете ли вы внимание ребёнка на красоту природы в разное время года?
а) да-1
б) нет-0
9) Часто ли ребёнок просит кого – либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
а) часто – 2
б) иногда – 1
в) никогда - 0
10) Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребёнка порисовать с ним:
а) предлагаете ребёнку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас
заняты – 1
б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю, более удобное для Вас) – 0
в) откладываете дело, которым занимались и включаетесь в рисование – 2
11) Рисует ли ваш ребёнок сам или вы помогаете ему?
а) сам-1
б) помогаю-0
12) Сколько времени ребёнок может заниматься рисованием?
а) 5 минут-0
б) 10-15 минут-1
в) дольше-2
13) Тему для рисования ваш ребёнок:
а) выбирает сам-1
б) с вашей помощью-0.
14) Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребёнка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др., декоративно – прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.):
а) да – 1
б) нет - 0
• Более 15 баллов. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
• От 10 до 15 баллов. Вы искренно стремитесь помочь ребёнку, но больше давайте ему самостоятельности.
• Менее 10 баллов. Вам недостаёт знаний, как развить творческие способности в ребёнке, либо желания добиться этого.
1.1 Пояснительная записка
Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Этот старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с тестом увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и фантазию.
Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений, животных, человека. Развивается мелкая моторика, так как дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных налепов. В ходе работы с тестом развивается воображение детей, так как дети стремятся к созданию оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы, следуют определённому замыслу, внося некоторые коррективы.
Актуальность образования. Создание программы дополнительного образования «Волшебный комочек» связано с актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста, а также запросом родителей дополнить занятия с детьми по изобразительной деятельности лепкой из солёного теста. Так как лепка из теста так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является:
1.Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
-Формирование у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности.
- Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
- Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
- Развивать мелкую моторику, координацию рук.
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
2.Доступность материалов и оборудования для реализации программы.
3. Постепенное усложнение программного материала.
4.Групповой характер освоения программного материала.
Адресат программы. Данная программа адресована детям от 5 до 6 лет.
Особенности организации образовательного процесса. Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний. Программа предусмотрена для 5 -6 лет, является первым этапов в освоении лепки из теста.
Объём и сроки освоения программы. Программа рассчитана на один учебный год. Продолжительность программы определяется:
-постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной программы;
-процессами психического развития ребёнка;
-объёмом материалов;
-групповым характером освоения программного материала и предъявления образовательного результата.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, в понедельник, в 16.00-16.20, 20 минут. В месяц 2 раза, в год 18 занятий.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Образовательные:
- Овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;
- Обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;
- Формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- Овладевать умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни по средствам декоративно-прикладного искусства;
-Развивать воображение и творческие возможности детей через включение дошкольников в практическую деятельность, связанную с созданием предметов декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать устойчивый интерес к народной культуре;
- Воспитывать уважение к истории русского народного творчества, традициям, обычаям русского народа.
1.3 Принципы программы:
-Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
-Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Пути реализации программы
В работе с детьми:
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий
Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий
Создание условий для самостоятельной художественной деятельности вне занятий
В работе со взрослыми:
Осуществление совместной работы с администрацией и родителями по внедрению программы
Создание предметно – развивающей и пространственной среды
Проведение бесед – консультаций с родителями
Привлечение родителей к организации выставок в группе и детском саду
В работе педагогов:
Расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок, конкурсов
Обзор новой методической литературы
Накопление материалов – образцов для использования на занятиях.
Для эффективного развития изобразительной деятельности с привлечением сюжетной лепки, созданы все необходимые условия для занятий с детьми:
- для занятий в группе создаётся обстановка «мастерской»
-занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
- подобраны все необходимые материалы и пособия
- систематизирован литературный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки.
1.4 Содержание программы
Содержание занятий кружка «Волшебная лепка» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 12 человек.
1.4.1 Этапы реализации программы
Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:
1.Подготовительный
-Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.
-Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;
-Освоить приёмы вдавливания;
-Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;
-Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста.
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
2.Основной
- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый)
-Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.
-Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.
-Научиться раскрашивать работу гуашью.
-Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
-Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
-Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3.Итоговый
-Самостоятельно решать творческие задачи.
-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
1.4.2 Календарно-тематическое планирование
Перспективное планирование организационной деятельности детей .
Месяц | Тема занятия | Цель | Оборудование |
Сентябрь | «Фрукты в вазе» «Урожай» | Учить лепить с натуры сложные по форме фрукты разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных фруктов. Закреплять умение лепить вазу. Развивать образное мышление, мелкую моторику. Развивать умения создавать лепную картину с выпуклым изображением корзины с овощами. Сформировать у детей обобщённое представление об овощах. Развивать умение лепить корзину с овощами, из нескольких деталей, стараясь четко передать сходство с настоящими овощами Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой, изображаемой, Воспитывать усидчивость | Муляжи, иллюстрации фруктов. Пластика, стеки, доски. Муляжи, иллюстрации овощей, силуэт корзинки. Пластика, стеки, доски. |
Октябрь | «Грибы» «Осенние листочки» | Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ. Развивать умения детей изображать листья, используя пластилин. Продолжать формировать желание детей лепить листья, используя ранее изученные приемы лепки. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать умение аккуратного использования пластилина в своей работе. | Муляжи, иллюстрации. Пластика, стеки, доски Муляжи, листочки деревьев, иллюстрации. Пластика, стеки, доски. |
Ноябрь | «Совушка-сова Большая голова» « Подарок для мамы» | Расширять представления детей о лесной птице – Сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни Формировать умение детей лепить аккуратно. Воспитывать интерес к обитателям леса Закрепить навыки и приемы лепки цветов, учить детей работать стекой. Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать уверенность инициативность в изобразительной деятельности, желание доставить радость близкому человеку. | Предметные картинки: «Птицы»; иллюстрации. Пластика, стеки, доски. Предметные картинки: «Цветы»; иллюстрации. Пластика, стеки, доски. |
Декабрь | «Пингвины на льдинке» «Снеговик» | Познакомить детей с представителем животного мира самой холодной природной зоны – пингвином Обогощять умение делать заготовки из колбасок и шариков, путем раскатывания круговыми и прямыми движениями Развивать творческое воображение Воспитывать любовь к животным Продолжать формировать навыки детей изображать снеговика, передавать особенности внешнего вида (строение туловища, головы, рук), лепить объекты из отдельных деталей Закреплять навыки раскатывания, сплющивания Воспитывать умение детей получать удовольствие от проделанной работы | Предметные картинки: «Птицы»; иллюстрации. Пластика, стеки, доски Картинки, иллюстрации. Пластика, стеки, доски |
Январь | «Ежик» | Закреплять познавательный интерес к природе Развивать желание детей лепить ежа, старясь передать точную форму, изображения мелких деталей объекта, используя ранее изученные приемы лепки (сглаживание, раскатывание круговыми и прямыми движениями, сплющивание) Воспитывать интерес к диким животным | Предметные картинки: «Животные»; иллюстрации. Пластика, стеки, доски |
Февраль | « Теремок» «Танк» | Учить лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение. Закрепить умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков. Развивать фантазию в украшении теремка.
Учить лепить танк из отдельных частей, правильно передав ах форму и пропорции. Упражнять в приемах скатывания, раскатывания и приплющивания. Продолжать учить соединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их методом примазывания. | Муляжи, книга, иллюстрации. Пластика, стеки, доски. Предметная картинка с танком. Пластика, стеки, дощечки – подкладки на каждого ребёнка. |
Март | «Бусы для мамы» «Первоцветы» | Учить детей создавать узоры на круге при помощи жгутов, кружочков. Воспитывать чувство цвета и ритма. Закрепить умение раскатывать пластику тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность. | Пластика, стеки, доски. Предметные картинки: «Цветы»; иллюстрации. Пластика, стеки, доски. |
Апрель | «Планета Земля» « Пасхальное яйцо». | Закрепить умение катать пластику в шар, смешивать цвета, выполнять работу по образцу. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность. Продолжать знакомить детей с праздником Пасхи. Совершенствовать умения в нанесении пластики на заготовку . Упражнять в украшении изделия узорами из жгутов, стеки. | Предметная картинка с планетой. Пластика, стеки, дощечки – подкладки на каждого ребёнка. Картинки, иллюстрации. Пластика, стеки, доски |
Май | «Вечный огонь» «Весенний лес» | Продолжать знакомить детей с праздником победы. Совершенствовать умения в лепке из пластики заготовок . Упражнять в умении работать с тонкими деталями. Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение задумывать содержание коллективной работы и доводить задуманное до конца. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. | Картинки, иллюстрации. Пластика, стеки, доски. Картинки, иллюстрации. Пластика, стеки, доски |
РАЗДЕЛ №2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Условия реализации программы
Занятия по программе кружка «Волшебный комочек» проводятся в группе, во второй половине дня.
Материально- техническое оборудование:
Мука пшеничная, ржаная, соль;
Пищевые красители;
Дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна…
Бросовый материал;
Природный материал;
Материалы для рукоделия: пуговицы, бусинки, бисер,…
Клеёнки, досточки для лепки;
Картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;
Стеки разной формы, тычки;
Формы для выдавливания;
Салфетки для рук;
Стаканчики для воды;
Цветная гуашь;
Кисточки разной толщины;
Муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
2.2 Формы отчётности образовательных результатов
При посещении кружка «Волшебный комочек» каждый ребёнок отмечается в табеле посещаемости, отчётность представлена в материалах диагностики. Кроме этого в конце учебного года на итоговом педсовете предоставляется аналитическая справка о проделанной работе по кружку.
2.3 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Организация выставок продуктов совместного творчества, интерьера в группе и помещениях ДОУ.
Фотоматериалы.
Открытое занятие для родителей в конце учебного года.
2.4 Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Умеет самостоятельно достигать цель;
-Проявляет начало творческих способностей.
Средний уровень:
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Недостаточная самостоятельность;
-Замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
-Отсутствует самостоятельность, интерес;
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
Список литературы
1. Чаянова Г.Н. «Соленое тесто» - М., 2005г.
2.Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». –М., 1995г.
3. Хоменко В.А. «Соленое тесто: шаг за шагом» - Харьков, 2007г.
4.Хананова И.Н. «Соленое тесто» - М., 2006г.
5. Зимина Н. В «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2010г.
6. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
7. «Фигурки из соленого теста» Москва «АСТ ПРЕСС книга» 2010г. серия мастер – класс на дому.
8. М. О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто» Москва Издательский дом МСП -2007г.