Пояснительная записка
Успешность современного человека определяют знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.
Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые дети получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются на кружковых занятиях, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время.
Программа внеурочной деятельности для 8-9 классов «Очумелые ручки» будет способствовать:
– развитию разносторонней личности ребёнка, воспитанию воли и характера;
– самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;
– ознакомлению с новыми технологиями декоративно-прикладного искусства;
– обучению практическим навыкам художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению выражать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
– созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
На занятиях, создавая красоту своими руками, обучающиеся смогут освоить необходимые технологические и дизайнерские способы деятельности, приобрести трудовые умения и навыки.
Цель программы – формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Воспитательные:
Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивающие:
Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Очумелые ручки» предназначена для обучающихся 8-9 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (35 часа в год).
В программу включены следующие разделы: работа с бумагой, художественная обработка бросового материала, работа с природным материалом.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение учебных заданий, выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Обучающиеся должны знать:
- названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
- правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
- способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | всего |
теория | практика |
1 | Работа с природным материалом | 2 | 5 | 7 |
2 | Работа с бумагой | 4 | 16 | 20 |
3 | Художественная обработка бросового материала | 2 | 6 | 8 |
Итого | 8 | 27 | 35 |
Содержание программы кружка «Очумелые ручки»
Раздел 1. Работа с природным материалом
Тема 2.1. Флористика
Разнообразие флористического материала. Правила сбора, подготовки и хранения материала.
Практическая работа: изготовление панно «Красавица осень».
Тема 2.2. Из семян растений, крупы
Виды круп и семян растений. Техника работы с крупой и семенами растений.
Практическая работа: изготовление картины из круп и семян «Символ года»
Раздел 2. Работа с бумагой
Тема 1.1. Плетение из газет
История плетения из лозы. Знакомство с техниками плетения из газет. Практическая работа: Изготовление бумажной лозы. Плетение дна изделия. Плетение по кругу. Плетение по спирали. Плетение шахматкой. Закрепление края изделия. Покраска изделия. Покрытие изделия лаком. Изготовление корзинки из бумажной лозы.
Тема 1.2. Работа с гофрированной бумагой
Свойства гофрированной бумаги. Идеи изделий из гофрированной бумаги.
Практическая работа: изготовление цветов из гофрированной бумаги – розы, георгина, лилии, хлопка, ириса.
Раздел 3. Художественная обработка бросового материала
Тема 3.1. Изделия из пластиковых бутылок
Идеи изделий из пластиковых бутылок.
Практическая работа: изготовление вазы из пластиковых бутылок; изготовление цветов из пластиковых бутылок.
Тема 3.2. Изделия из пакетов
Идеи изделий из пакетов. Техника вязания крючком.
Практическая работа: изготовление коврика из пакетов.
Методическое обеспечение
Энциклопедии, таблицы и технологические карты, предметные рисунки.
Материалы на CD и DVD носителях.
Список используемой литературы
Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. – М.: Эксмо, 2011.
Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.
Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2011.
Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. –Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.
Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ Классик, 2009.
Капулетти М. Плетение из газет: пособие по рукоделию. – М.: Мир книги, 2008.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название тем занятий | Форма занятия | Дата план | Дата факт |
Раздел 1. Работа с природным материалом (7ч.) |
1 | Разнообразие флористического материала | теория | 06.09 | |
2 | Правила сбора, подготовки и хранения материала. | теория | 13.09 | |
3 | Изготовление панно «Красавица осень» | п/р | 20.09 | |
4 | Виды круп и семян растений. | п/р | 27.09 | |
5 | Техника работы с крупой и семенами растений. | п/р | 04.10 | |
6 | Изготовление картины из круп и семян «Символ года» | п/р | 11.10 | |
7 | п/р | 18.10 | |
Раздел 2. Работа с бумагой (20ч.) |
8 | История плетения из лозы. | теория | 25.10 | |
9 | Знакомство с техниками плетения из газет. | теория | 08.11 | |
10 | Изготовление бумажной лозы. | п/р | 15.11 | |
11 | Плетение дна изделия. | п/р | 22.11 | |
12 | Плетение по кругу. | п/р | 29.11 | |
13 | Плетение по спирали. | п/р | 06.12 | |
14 | Плетение шахматкой. | п/р | 13.12 | |
15 | Закрепление края изделия. | п/р | 20.12 | |
16 | Покраска изделия. | п/р | 27.12 | |
17 | Покрытие изделия лаком. | п/р | 17.01 | |
18 | Изготовление корзинки из бумажной лозы. | п/р | 24.01 | |
19 | п/р | 31.01 | |
20 | Свойства гофрированной бумаги. Идеи изделий из гофрированной бумаги. | теория | 07.02 | |
21 | Оформление букетов из гофрированной бумаги. | теория | 14.02 | |
22 | Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Роза. | п/р | 21.02 | |
23 | Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Георгин. | п/р | 28.02 | |
24 | Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Лилии. | п/р | 07.03 | |
25 | Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Хлопок. | п/р | 14.03 | |
26 | Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Ирис. | п/р | 21.03 | |
27 | Изготовление цветов из гофрированной бумаги. Нарцисс. | п/р | 28.03 | |
Раздел 3. Художественная обработка бросового материала. |
28 | Идеи изделий из пластиковых бутылок. | теория | 04.04 | |
29 | Изготовление вазы из пластиковых бутылок. | п/р | 11.04 | |
30 | Изготовление цветов из пластиковых бутылок. | п/р | 18.04 | |
31 | Идеи изделий из пакетов. | теория | 25.04 | |
32 | Техника вязания крючком. | теория | 16.04 | |
33 | Изготовление коврика из пакетов. | п/р | 23.05 | |
34 | п/р | 24.05 | |
35 | п/р | 30.05 | |