Рабочая программа
Кружка «Подготовка к ОГЭ по географии»
9 класс
учителя географии Жанабаевой А.Т.
Программа рассчитана на 34 часа
Срок реализации: 2024 -2025 гг.
2024г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
- кодификатора и спецификатора к экзамену по географии в форме ОГЭ 2025 г.
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;
- Концепции развития географического образования в Российской Федерации, утвержденной решением Коллегии Минпросвещения от 28.12.2018
- образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС 2021 г.
- Образовательной программой МАОУ «СОШ №18» основного общего образования на 2024-2025 г.
УМК, обеспечивающий реализацию рабочей программы:
1.География 5-6 класс, «Полярная звезда», Просвещение, 2021г.
2. География 7 класс, «Полярная звезда», Просвещение, 2024г.
География 8 класс, «Русское слово», Москва, 2014г.
3. География 9 класс, «Полярная звезда», «Просвещение», Москва, 2023г.
4. .Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru
5. .Атласы и контурные карты 8-9 классы, Дрофа, Просвещение.
Рабочая программа курса составлена на 34 часа, 1 час в неделю.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии, знакомства обучающихся с особенностями экзамена, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов.
Основные задачи:
осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;
выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;
обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;
формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Базовые логические действия
- Выявлять и характеризовать существенные признаки объ-
ектов (явлений)
-Устанавливать существенный признак классификации, осно-
вания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа
-С учётом предложенной задачи выявлять закономерности
и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей
и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи
-Выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов
-Делать выводы с использованием дедуктивных и индук-
тивных умозаключений, умозаключений по аналогии, фор-
мулировать гипотезы о взаимосвязях
-Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наи-
более подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев)
Базовые исследовательские действия
-Проводить по самостоятельно составленному плану опыт,
несложный эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-
следственных связей и зависимостей объектов между собой
-Оценивать применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования (эксперимента)
-Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведённого наблюдения, опыта, исследо-
вания, владеть инструментами оценки достоверности по-
лученных выводов и обобщений
-Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах
-Использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений
и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
-Работа с информацией
-Применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев
-Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпре-
тировать информацию различных видов и форм представ-
ления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опро-
вергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках
-Самостоятельно выбирать оптимальную форму представле-
ния информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями
-Оценивать надёжность информации по критериям, предло-
женным педагогическим работником или сформули-
рованным самостоятельно
-Эффективно запоминать и систематизировать информацию
- Коммуникативные УУД
Общение
-Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах
-В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацелен-
ные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участ-
ников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций
-Публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом
задач презентации и особенностей аудитории и в соот-
ветствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов
-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать пред-
посылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отно-
шение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения
- Регулятивные УУД
- Самоорганизация
-Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учё-
том имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений
-Ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой);
составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алго-
ритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение
-Самоконтроль
-Владеть способами самоконтроля, самомотивации и ре-
флексии
-Вносить коррективы в деятельность на основе новых обсто-
ятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей
-Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её
изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям
-Эмоциональный интеллект
-Различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
регулировать способ выражения эмоций
Предметные результаты
- Освоение и применение системы знаний о разме-
щении и основных свойствах географических объ-
ектов, понимание роли географии в формировании
качества жизни человека и окружающей его среды
на планете Земля, в решении современных прак-
тических задач своего населённого пункта, Рос-
сийской Федерации, мирового сообщества, в том
числе задачи устойчивого развития, понимание роли
и места географической науки в системе научных
дисциплин
Формирование представлений о географических знаниях
как компоненте научной картины мира, их необходимости
для решения современных практических задач челове-
чества и своей страны, в том числе задачи охраны окру-
жающей среды и рационального природопользования;
формирование представлений о географии, её роли в осво-
ении планеты человеком
- Освоение и применение системы знаний об ос-
новных географических закономерностях, опре-
деляющих развитие человеческого общества
с древности до наших дней в социальной, эконо-
мической, политической, научной и культурной
сферах
Формирование представлений и основополагающих тео-
ретических знаний о целостности и неоднородности
Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах её географического освоения, особен-
ностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных
материках и в отдельных странах
- Овладение базовыми географическими понятиями
и знаниями географической терминологии и их
использование для решения учебных и практических
задач
Формирование представлений о географических знаниях
как компоненте научной картины мира, их необходимости
для решения современных практических задач челове-
чества и своей страны
-Умение сравнивать изученные географические
объекты, явления и процессы на основе выделения
их существенных признаков
-Умение классифицировать географические объ-
екты и явления на основе их известных характер-
ных свойствмежду изученными природными, социальными и экономи-
ческими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами
Формирование первичных компетенций использования
территориального подхода как основы географического
мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекват-
ной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоре-
тических знаний об особенностях природы, жизни, куль-
туры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах на разных материках и в отдельных странах
Умение использовать географические знания для
описания существенных признаков разнообразных
явлений и процессов в повседневной жизни,
положения и взаиморасположения объектов и яв-
лений в пространстве
-Формирование первичных компетенций использования
территориального подхода как основы географического
мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекват-
ной ориентации в нём
- Умение объяснять влияние изученных географи-
ческих объектов и явлений на качество жизни
человека и качество окружающей среды
-Формирование умений и навыков использования разнообраз-
ных географических знаний в повседневной жизни для объ-
яснения явлений и процессов, адаптации к условиям терри-
тории проживания, соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений и основополагающих теоре-
тических знаний об особенностях природы, жизни, куль-
туры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах на разных материках и в отдельных странах
- Умение выбирать и использовать источники
географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизобра-
жения, компьютерные базы данных), необходимые
для решения учебных, практико-ориентированных
задач, практических задач в повседневной жизни
- Умение представлять в различных формах (в ви-
де карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необхо-
димую для решения учебных, практико-ориенти-
рованных задач
Овладение основными навыками нахождения, использо-
вания и презентации географической информации
- Умение оценивать характер взаимодействия дея-
тельности человека и компонентов природы в раз-
ных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития
- Умение представлять в различных формах (в ви-
де карты, таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию, необхо-
димую для решения учебных, практико-ориенти-
рованных задач
-Овладение основными навыками нахождения, использо-
вания и презентации географической информации
-Умение оценивать характер взаимодействия дея-
тельности человека и компонентов природы в раз-
ных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития
-Формирование представлений и основополагающих тео-
ретических знаний об экологических проблемах на разных
материках и в отдельных странах;
Формирование умений и навыков использования разно-
образных географических знаний в повседневной жизни
для оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды
-Умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей её сохранения и улучшения; задачи в сфере эконо-мической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.
Личностные
отражают готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности.
Содержание и результаты выполнения заданий ОГЭ связаны в том
числе с достижением следующих личностных результатов освоения
основной образовательной программы на основе ФГОС 2021 г.
В части гражданского воспитания:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
– неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
– понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
– представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
– представление о способах противодействия коррупции.
В части патриотического воспитания:
– осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России;
– ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
– уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
В части духовно-нравственного воспитания:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
– готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учётом осознания последствий поступков;
– активное неприятие асоциальных поступков, свобода
и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
В части эстетического воспитания:
– восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
– овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Применительно к ФГОС 2010 г. можно говорить о связи заданий ОГЭ
с достижением личностных результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования, отражающих готовность
и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению
и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание; способность ставить цели
и строить жизненные планы, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, в том числе
«1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
Тематическое планирование:
№ | Разделы. Темы | Количество часов |
| Раздел 1. Географическое изучение Земли. | 1 |
1 | География-наука о планете Земля. История географических открытий. | 1 |
| Раздел 2. Изображение земной поверхности. | 2 |
2 | Планы местности. Масштаб. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Азимут | 1 |
3 | Географическая широта и географическая долгота. Условные знаки, способы картографического изображения. | 1 |
| Раздел 3. Земля-планета Солнечной системы. | 1 |
4 | Земля- планета Солнечной системы. Форма, размеры, движения Земли, их географические следствия. | 1 |
| Раздел 4. Оболочки Земли. | 10 |
5 | Литосфера. Внутреннее строение Земли. Минералы и горные породы. История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Сейсмические пояса. | 1 |
6 | Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Рельеф земной поверхности и дна Мирового океана. Полезные ископаемые. | 1 |
7 | Гидросфера. Мировой океан и его части. Движение вод Мирового океана. Система океанических течений. Солёность и температура океанических вод. | 1 |
8 | Воды суши. Реки . Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 |
9 | Атмосфера. Газовый состав. Атмосферное давление. Ветер. Воздушные массы. Преобладающие ветры. Погода и её показатели. | 1 |
10 | Климат и климатообразующие факторы. Разнообразие климата на Земле. | 1 |
11 | Биосфера. Разнообразие животного и растительного мира. | 1 |
12 | Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. | 1 |
13 | Географическая оболочка. Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность. | 1 |
14 | Природные комплексы. Материки, океаны, части света. Острова, их типы по происхождению. | 1 |
| Раздел 5. Человечество на Земле. Материки и страны. | 3 |
15 | Распространение людей на Земле. Размещение и плотность населения. Города и сельские поселения. Народы и религии мира. | 1 |
16 | Южные материки. История открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климта и внутренних вод и определяющие их факторы. Население и страны. | 1 |
17 | Северные материки. История открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климта и внутренних вод и определяющие их факторы. Население и страны. | 1 |
| Раздел 6. Взаимодействие природы и общества. | 3 |
18 | Природная среда. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Природные и культурные объекты. | 1 |
19 | Природно- ресурсный капитал. Классификация природных ресурсов. Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках. Принципы рационального природопользования и методы их реализации. | 1 |
20 | Стихийные явления в литосфере, атмосфере, гидросфере. Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая. Глобальные изменения климата. | 1 |
| Раздел 7. География России. | 14 |
21 | Географическое пространство. История формирования и освоения территории России. Географическое положение и границы России. Административно- территориальное устройство России. Районирование территории | 1 |
22 | Время на территории России. Россия на карте часовых поясов мира. Карты часовых зон России.. | 1 |
23 | Природа России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа. | 1 |
24 | Климатические пояса и типы климатов России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. | 1 |
25 | Почва. Основные зональные типы почв. Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв. Природно- хозяйственные зоны России. | 1 |
26 | Население России. Численность, естественный прирост, миграции населения. Географические особенности размещения населения. Городское и сельское население. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. | 1 |
27 | Народы и религии России. | 1 |
28 | Хозяйство России. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Условия и факторы развития и размещения хозяйства. | 1 |
29 | ТЭК. Металлургический комплекс. | 1 |
30 | Машиностроительный комплекс. Химико- лесной комплекс. | 1 |
31 | АПК. Инфраструктурный комплекс. | 1 |
32 | Регионы России. Западный макрорегион (Европейская часть) | 1 |
33 | Регионы России. Восточный макрорегион (Азиатская часть). Россия в современном мире. Россия в системе международного географического разделения труда. | 1 |
34 | Демоверсия ОГЭ 2025. | 1 |