| | УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31.08.2020 г. протокол № 1 Председатель педсовета ______________ Н.В.Копнинова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУЛЬТУРА КУБАНИ
2020-2021 учебный год
Уровень образования (класс) Количество часов Уровень Учитель начальных классов | – начальное общее – 1-4 класс – 135 – базовый – Серебрянская Галина Вячеславовна |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА
В СООТВЕТСТВИИ с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373, с изменениями, далее ФГОС НОО);
НА ОСНОВЕ авторской образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» М.В.Мирук, Е.Н. Еременко, О.В. Чуб – Краснодар: «Традиция», 2009
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Предметные результаты
Воспитательные результаты | Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни /1 уровень/ | Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом /2 уровень/ | Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия |
История и культура кубанского казачества | определять основные жанры фольклорного искусства кубанского казачества; знать историю своей казачьей семьи или семьи своего одноклассника; понимать особенности традиций и обрядов кубанских казаков; знать основные памятные сооружения выполнять элементы народных поделок, присущие традиционным видам ДПИ кубанского казачества; объяснять структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска. | | |
уметь исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества; реконструировать основные праздничные обряды; выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом; уметь рассказать о своём казачьем роде. | |
инсценировать народные обряды с песнями и фольклором кубанских казаков; исполнять основы духовной жизни кубанских казаков; выполнять изделия, поделки в традициях ДПИ кубанского казачества; выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества». |
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «История и культура кубанского казачества»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
формирование эстетических чувств, творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение обсуждать и анализировать театральную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
Формирование установки на здоровый образ жизни.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. Возбуждение интереса к занятиям декоративным –прикладным искусством.
Формирование адекватной дифференцированной самооценки.
отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез (техника безопасности, этические нормы).
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Умение проводить сравнение, устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 2 класса, рассчитана на 1 год обучения (34 часа).
Актуальность выбора определена следующими факторами:
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Данная образовательная программа, объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учеными-этнографами Краснодарского края.
Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;
ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
развитие творческих способностей детей;
формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения выделяются восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак – патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4. Демонстрационные
Методы достижения цели:занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).
Сведения о сроках реализации программы.
Полный курс «Культура Кубани» рассчитан на 4 года обучения, изучается с 1 по 4 класс в объёме 135 часов, 1 час в неделю, 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2 – 4 классов. В отличие от авторской образовательной программы дополнительного образования, которая составляет 36 часов за год обучения, данная рабочая программа содержит меньшее количество часов- 34 часа (33 ч - 1 класс) за год обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (33 часа).
Вводное занятие.
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.
Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.
Раздел 8. Казак – патриот.
Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.
2 год обучения (34 часа).
Вводное занятие.
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.
Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.
Раздел 2. История моей казачьей семьи.
Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.
Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества.
Памятники казакам – защитникам Родины.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество.
Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.
Раздел 8. Казак – патриот.
Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
1 класс
№ | Разделы, темы | Кол-во часов | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Ауд | Вн |
1. | Вводное занятие. | 1 | | 1 | Познакомиться с задачами факультатива.Задавать вопросы, вступать в диалог с товарищами, отвечать на вопросы одноклассников, формулировать выводы, оценивать результаты своей работы. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков. | 4 | 1 | 3 | Познакомиться с фольклором кубанских казаков, научиться различать обряды и традиции Кубани, научиться формулировать собственное мнение и позицию. |
3. | История моей казачьей семьи. | 4 | 1 | 3 | Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Знать историю своей казачьей семьи, рассказывать о своём казачьем роде, отбирать из семейного архива фотографии членов семьи, интервьюировать членов семьи, оценивать значение семьи для человека. |
4. | Труд и быт казаков на Кубани. | 4 | 1 | 3 | Познакомиться с трудом и бытом казаков на Кубани; называть предметы быта казаков. Приводить примерывидов труда на Кубани. Объяснять названия орудий труда. Выполнять домашние обязанности в соответствии с возрастом, формулировать выводы из изученного материала, договариваться и приходить к общему мнению. |
5. | Декоративно-прикладное искусство. | 4 | 1 | 3 | Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. |
6. | Памятники истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 | Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества. Различать исторические памятники казачества, участвовать в охране и уходе за памятниками |
7. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 | Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Работать со взрослыми: находить в Интернете, дополнительной литературе информацию, готовить сообщение, отвечать на вопросы. |
8. | Православие и казачество. | 4 | 1 | 3 | Различать и называть особо почитаемых святых среди кубанских казаков.Проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). Знать правила поведения при посещении храма, задавать вопросы, формулировать выводы. |
9. | Казак – патриот. | 4 | 1 | 3 | Знать структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска, делиться впечатлениями от фотографий и от картин на патриотическую тему, работать с терминологическим словарём |
10. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | - | - | - | Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы. |
| Итого часов: | 34 | 8 | 25 | |
2 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Ауд. | Вне |
1. | Вводное занятие. | 1 | | 1 | Повторить пройден.за год. Знакомиться с программой. |
2. | Традиционная культуракубанских казаков. | 4 | 1 | 3 | Знать особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков, уметь исполнять демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества, работать со взрослыми: находить информацию о традиционной культуре кубанских казаков, выступать с подготовленными сообщениями, отвечать на итоговые вопросы. |
3. | История моей казачьей семьи. | 4 | 1 | 3 | Знать историю своей казачьей семьи и историю семьи своих одноклассников.Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать об интересных событиях в жизни семьи, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографиями, слушать и понимать речь других людей, |
4. | Труд и быт казаков на Кубани. | 4 | 1 | 3 | Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Познакомиться с блюдами кубанской кухни и названиями предметов быта казаков.Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. Знать основные ремёсла кубанского казачества. Слушать и понимать речь других людей, оценивать свои достижения. |
5. | Декоративно-прикладное искусство. | 4 | 1 | 3 | Знать основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, технологические особенности изготовления отдельных изделий. Выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества . |
6. | Памятники истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 | Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества. Различать исторические памятники казачества, участвовать в охране и уходе за памятниками |
7. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 4 | 1 | 3 | Знать основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Работать со взрослыми: находить в Интернете, дополнительной литературе информацию, готовить сообщение, выступать с сообщением в классе, встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их, отвечать на вопросы. |
8. | Православие и казачество. | 4 | 1 | 3 | Объяснять значение красного угла в казачьих хатах. Различать и называть особо почитаемых святых среди кубанских казаков.Понимать:смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников. Проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них). Знать правила поведения при посещении храма, задавать вопросы, формулировать выводы. |
9. | Казак – патриот. | 4 | 1 | 3 | Определять основные задачи воспитания будущих защитников родной земли. Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета, готовить сообщения, встречаться с казаками, интервьюировать их. |
10. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 1 | | 1 | Обсуждать полученные сведения по данной теме. Оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы. |
| Итого часов: | 34 | 8 | 26 | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:
• представление коллективного результата группы обучающихся в рамках работы курса;
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности в рамках работы курса каждого обучающегося;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности детского коллектива по курсу на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Представление коллективного результата группы обучающихся происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр.
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
Критерии мониторинговых исследований:
личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);
сформированность детского коллектива в рамках объединения (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.);
качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности.
Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.
№ | Разделы программы | Виды контроля | Формы контроля | Что контролируем |
1 1. | Традиционная культура кубанских казаков. | Вводный, текущий, итоговый | Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья» | - Знание различных фольклорных форм кубанского казачества; - знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков; умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанскогоказачества; -умение реконструировать основные праздничные обряды. |
2. | История моей казачьей семьи. | Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи» | - Знание истории своей казачьей семьи и/или истории семьи своих одноклассников; - знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи; умение рассказать о своем казачьем роде. |
3. | Труд и быт казаков на Кубани. | Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков» | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом; знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий |
4. | Декоративно-прикладное искусство. | Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся | Знание основных ремесел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий; выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества. |
5. | Памятники истории Кубанского казачества. | Видео-,слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося) | - Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества; - выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
6. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | Викторина, тестирование, праздники, связанны с памятными датами, исследовательский проект. | Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества; проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
7. | Православие и казачество. | Исследовательский проект, православные праздники. | кубанских казаков. проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
8. | Казак- патриот. | Исследовательский проект «Казаки-войны моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. | - Структура и направления деятельности кубанского казачьего войска; проекта на тему «История и культура кубанского казачества» |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания предметной кафедры учителей начальных классов от 24.08.2020 г. № 1 ___________ Н.А.Панкратова | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ____________ Е.Н.Газарова 24 августа 2020 г. |