МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Принята на педагогическом совете Утверждена
МАОУ СОШ № 8 Приказом по МАОУ СОШ № 8
от 30.09.2017 № 1 от 01.09.2017
Рабочая программа
курса по выбору
«География Пермского края»
для 8 класса
на 2017-2018 учебный год
Учитель:
Радостева Т.Е.
Красновишерск, 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией Котельниковой Г. И. – главного специалиста краевого института повышения квалификации работников образования, также с учетом содержания учебника «География Пермской области» под редакцией Назарова Н. Н., Шарыгина М. Д., атласа Пермской области и рабочей тетради «Природа Пермской области»
Программа предназначена для изучения основ краеведения.
В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа по географии Пермского края рассчитана на 17 часов. Данная программа дополняется дидактическим комплектом, включающим учебное пособие, учебные практические материалы.
Особенности программы:
- расширение перечня практических работ, ориентирующих на активное и самостоятельное познание явлений и процессов развивающих практические и творческие умения учащихся;
- усиление внимания к изучению родного края, бережного отношения к природе.
Содержание курса играет большую роль в формировании научного мировоззрения, способствует развитию мышления у учащихся, обеспечивает достижение необходимого уровня географических знаний, понимание высокой значимости жизни, а также ценности знаний о родном крае, их месте в научной картине мира и в практической деятельности. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных географических понятий и способствует формированию эволюционного мышления.
Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: развивать память, наблюдательность обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию любознательности, интереса к предмету, чувство любви к родному краю.
Вариативность изучения. В условиях различной подготовленности учащихся программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и уровня сложности, выполняемых учащимися практических и творческих заданий.
Усиление практической направленности знаний. Приобретаемые учащимися знания не должны быть сугубо теоретическими, а должны помочь правильно выбрать свой жизненный путь, осознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить полноценную и счастливую жизнь.
Активное овладение знаниями. В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этимпредусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий.
Основная цель курса:
Расширение и углубление знаний по краеведению Пермского края.
Общеобразовательные задачи:
Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.
Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.
Способствовать воспитанию экологического сознания.
Предметные задачи:
Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Пермского края, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.
Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки.
Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания.
Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.
Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.
Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.
Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.
Учащиеся должны знать:
источники комплексного изучения Пермского края;
терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;
особенности освоения территории;
особенности природы и ресурсно-природный потенциал края;
правила поведения на природе;
Учащиеся должны уметь:
вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
давать описание природных и хозяйственных объектов;
вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;
владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.
Результаты программы:
Приобщение подростков к изучению родного края.
Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления;
Повышение географических и коммуникативных компетенций выпускников школ;
Воспитание настоящих хозяев своей земли.
Отслеживание результатов должно происходить через:
тестирование;
качество выполнения практических и творческих работ учащихся;
выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях;
развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать.
Контрольно - измерительные материалы:
ХЛЮПИНА Т. Л. Географические диктанты по курсу «География Пермской области» для 8-9 классов – Пермь: ПОИПКРО, 2005, - 36с.
Календарно-тематическое планирование
курса «География Пермского края»
(17 часов)
Тема | Основные | Практические работы |
| знания | умения | |
Введение |
1. Географическое положение (2ч.) | Понятие «географическое положение», его особенности | Определять ГП, выделять его положительные и отрицательные черты | 1.Характеристика ГП с использованием географических карт» |
Физико-географическая характеристика Пермского края (7 часов) |
| | | | |
1.Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые (2 час) 2. Климат (2 час) 3. Внутренние воды ( 2час) 4. Почвы (2 час) 5.Растительный и животный мир (2час) 6.Природно-территориальные комплексы Прикамья (3час) 7.Памятники природы Вишерского края (2 час) | Особенности рельефа и их причины. Геологическая история. Минеральные ресурсы. Климатообразующие факторы. Особенности климата. Разнообразие внутренних вод. Водные ресурсы и ихохрана. Факторы почвообразования. Типы почв. Их охрана. Типы растительности животный мир, растения и животные, занесенные в Красную книгу Среднего Урала. Охрана этих компонентов.Заповедники, заказники. Разнообразие ПТК. Отличительные особенности нашего города и района | Характеризовать рельеф, анализировать карты. Характеристика климата, анализ карт. Характеристика рек, озер ит. д. Характеризовать почвы, устанавливать взаимосвязи между рельефом, климатом, растительностью и животным миром.Оценивать возможности использования изученных компонентов природы в хозяйстве, осуществлять простейшие меры поохране природы. Характеризовать ПТК, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы внутри ПТК. Определять роль Красновишерского района в масштабе края и страны. | 2. Установление взаимосвязей между геологическим строением, рельефом и полезными ископаемыми. Возможности использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности. 3. Выявление закономерностей распределения температуры воздуха, годового количества осадков по территории края. Влияние климатических условий на развитие с\х. 4. Нанесение на контурную карту важнейших водных объектов. Оценка ихиспользования. 5.Подготовить рефераты, электронные презентации по данной теме. 6. Описание ПТК своей местности (по итогам экскурсии) |
Список литературы для учителя:
Учебник: под редакцией Назарова Н. Н., Шарыгина М. Д. «География Пермской области», - Пермь, «Книжный мир», 1999.
ХЛЮПИНА Т. Л. Географические диктанты по курсу «География Пермской области» для 8-9 классов – Пермь: ПОИПКРО, 2005, - 36с.
Список литературы для ученика:
Учебник: под редакцией Назарова Н. Н., Шарыгина М. Д. «География Пермской области», - Пермь, «Книжный мир», 1999.
Рабочая тетрадь. С.Б. Девяткова. « География Пермской области», - Пермь, «Книжный мир», 1999.