ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Русский язык» для 3 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ № 6», с.Еленовское Красногвардейского района Республики Адыгея, Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г), Концепции- духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы по русскому языку для 1 -4 классов В.П. Канакиной (Русский язык, авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий и др. Сборник рабочих программ «Школа России», М.: «Просвещение», 2011), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в 3 классе выделяется 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недель ).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Рабочая программа обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).
Систематический курс
Фонетика и орфография.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание частицы не с глаголами;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
Лексика.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Морфемика и словообразование.
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Морфология. Понятие о частях речи.
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Числительное
Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Формирование умения составлять схему предложения.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Лексикография.
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Язык и речь | 2ч |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14ч |
3 | Слово в языке и речи | 19ч |
4 | Состав слова | 16ч |
5 | Правописание частей слова | 29ч |
6 | Части речи | 61ч |
7 | Повторение | 7 ч |
| ИТОГО | 136ч |
Календарно- тематическое планирование по русскому языку 3 класс (136часов – 4 часа в в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
План | Факт |
1 четверть | |
Язык и речь (2ч) | |
1 | | | Виды речи. Её назначение. Стр.6-7 | |
2 | | | Речь – отражение культуры человека. Р.р. Составление текста по рисунку. Проверь себя! Стр. 8-10 | |
Текст. Предложение. Словосочетание (14ч) | |
3 | | | Текст. Типы текстов | |
4 | | | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | |
5 | | | Виды предложений по интонации | |
6 | | | Предложение с обращением. | |
7-8 | | | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении Распространённые и нераспространённые предложения | |
|
9-10 | | | Простое и сложное предложения | |
Простое и сложное предложения | |
11-12 | | | Словосочетание | |
13 | | | Контрольный диктант по теме «Предложение» | |
Слово в языке и речи (19ч) | |
14 | | | Работа над ошибками. Лексическое значение слова | |
15 | | | Синонимы и антонимы | |
16 | | | Омонимы | |
17 | | | Слово и словосочетание | |
18 | | | Фразеологизмы | |
19 | | | Изложение «Ёлочка» (упр. 88) | |
20 | | | Части речи | |
21 | | | Имя существительное | |
22 | | | Имя прилагательное | |
23 | | | Глагол | |
24 | | | Имя числительное | |
25 | | | Однокоренные слова | |
26 | | | Гласные звуки и буквы | |
27 | | | Согласные звуки и буквы | |
28 | | | Парные согласные. Разделительный ь | |
29 | | | Обучающее изложение | |
30 | | | Обобщение изученного. Проект «Рассказ о слове» | |
31 | | | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | |
Состав слова (16ч) |
32 | | | Что такое корень слова? Как найти в слове корень? | |
33 | | | Сложные слова | |
34 | | | Что такое окончание? Как найти окончание? | |
35 | | | Окончание слова | |
36 | | | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | |
2 четверть |
37 | | | Значение приставок | |
38 | | | Что такое суффикс? Как найти суффикс? | |
39 | | | Значения суффиксов | |
40 | | | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | |
41 | | | Основа слова | |
42 | | | Обобщение изученного | |
43 | | | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | |
44 | | | Работа над ошибками. Обучающее изложение. | |
45 | | | Разбор слова по составу. стр.97-98 Проверь себя. Проект «Семья слов» | |
Правописание частей слова (29ч) | |
46 | | | Орфограммы в значимых частях слова. Правописание безударных гласных в корне слова | |
47 | | | Правописание безударных гласных в корне слова | |
48 | | | Правописание безударных гласных в корне слова | |
49 | | | Правописание глухих и звонких согласных в корне слов | |
50 | | | Правописание глухих и звонких согласных на конце слов | |
51 | | | Обучающее изложение | |
52 | | | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | |
53 | | | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | |
54,55 | | | Правописание слов с удвоенными согласными. | |
56 | | | Контрольный диктант по теме «Правописание частей речи» | |
| | | Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными. | |
57 | | | Сочинение по опорным словам по картине В. Васнецова «Снегурочка» (упр. 235) | |
58 | | | Правописание приставок и суффиксов | |
59 | | | Правописание приставок и суффиксов | |
60 | | | Правописание приставок и суффиксов | |
61 | | | Правописание приставок и предлогов | |
62 | | | Правописание приставок и предлогов | |
63 | | | Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие по теме «Правописание частей речи | |
3 четверть |
64 | 64 | | Работа над ошибками. Правописание слов с Ъ | |
65 | | | Разделительные Ъ и Ь знаки | |
66 | | | Изложение по тексту «Скворец-музыкант» (упр. 278) Р/Р | |
67 | | | Разделительные Ъ и Ь знаки | |
68 | | | Проект «Составляем орфографический словарь» | |
Части речи (61 ч) | |
Имя существительное | |
69 | | | Части речи | |
70 | | | Имя существительное как часть речи | |
71 | | | Начальная форма имени существительного | |
72 | | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | |
73 | | | Изложение по тексту «Горностай» (упр. 19) | |
74 | | | Собственные и нарицательные имена существительные | |
75 | | | Проект «Тайна имени» | |
76 | | | Число имён существительных | |
77 | | | Число имён существительных | |
78 | | | Род имён существительных | |
79 | | | Род имен существительных | |
80 | | | Ь на конце имён существительных после шипящих | |
81 | | | Ь на конце имён существительных после шипящих | |
82 | | | Обучающее изложение | |
83 | | | Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | |
84 | | | Изменение имён существительных по падежам | |
85 | | | Работа над ошибками Падеж имен существительных | |
86 | | | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | |
87 | | | Именительный падеж | |
88 | | | Родительный падеж | |
89 | | | Дательный падеж | |
90 | | | Винительный падеж | |
91 | | | Творительный падеж | |
92 | | | Предложный падеж | |
93 | | | Изложение по самостоятельно составленному плану | |
94 | | | Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка» | |
95 | | | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | |
96 | | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
| | | Имя прилагательное (15 ч) | |
97,98 | | | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи | |
99 | | | Роль имен прилагательных в тексте | |
100 | | | Текст-описание. Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна - лебедь» | |
101 | | | Род имен прилагательных | |
102 | | | Изменение имен прилагательных по родам | |
103 | | | Изменение имен прилагательных по родам | |
104 | | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |
4 четверть |
105 | | | Число имен прилагательных | |
106 | | | Число имен прилагательных | |
107 | | | Изменение имен прилагательных по падежам | |
108 | | | Изменение имен прилагательных по падежам | |
109 | | | Обобщение знаний | |
110 | | | Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» | |
111 | | | Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках» | |
| | | Местоимение (4 ч) | |
112 | | | Личные местоимения | |
113 | | | Изменение местоимений 3 лица по родам | |
114 | | | Местоимение | |
115 | | | Обучающее изложение | |
| | | Глагол (14 ч) | |
116-117 | | | Глагол как часть речи. Значение и употребление глаголов в речи | |
118 | | | Неопределённая форма глагола | |
119 | | | Неопределённая форма глагола | |
120 | | | Число глаголов | |
121 | | | Времена глаголов | |
122 | | | Времена глаголов.2 лицо глаголов. | |
123 | | | Изменение глаголов по временам | |
124 | | | Изменение глаголов по временам. Изложение «Лось» (упр. 204) | |
125 | | | Изменение глаголов по родам | |
126 | | | Правописание частицы НЕ с глаголами | |
127 | | | Обобщение знаний о глаголе | |
128 | | | Проверочная работа | |
129 | | | Контрольный диктант по теме «Глагол» | |
| | | Повторение (7ч) | |
130 | | | Части речи | |
131 | | | Обобщение изученного о словах, предложениях | |
132 | | | Правописание имен прилагательных | |
133 | | | Правопсиание приставок и предлогов | |
134 | | | Правописание безударных гласных | |
135 | | | Итоговый контрольный диктант | |
136 | | | Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | |