СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Современная Хакасия» для учащихся 10 класса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса краеведения "Современная Хакасия" для обучающихся 10 класса. Для её создания использовался материал из учебника для общеобразовательных учреждений "Современная Хакасия" 10-11 классы. Часть 1. Л.В. Анжиганова, Т.И.Зеленецкая, Л.П. Орлова, 2008г. Курс направлен на изучение социально-политических и культурных процессов в современной Хакасии.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Современная Хакасия» для учащихся 10 класса»

Управление образования

Муниципального образования Аскизский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балыксинская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрено

на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Руководитель ШМО __________________ Протокол №_____ от

«___»_____________2018 г.


Согласовано:

зам. Директора УВР __________ «__» _________2018 г

Утверждаю:

Директор МБОУ Балыксинская СОШ _____________ «___»_____________2018г. Приказ № ___от ___________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Современная Хакасия»

для учащихся 10 класса





Составитель:

Учитель химии 1 квалификационной категории

Струкова Людмила Васильевна



















Балыкса

2018 г.

  1. Пояснительная записка

Программа курса «Современная Хакасия» составлена на основе:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089);

  2. Образовательная программа основного и среднего общего образования МБОУ Балыксинская СОШ, утверждённая приказом № 157- 1 от 28.08.2015г;

  3. Учебный план МБОУ Балыксинская СОШ на 2017-2018 учебный год, утверждённый приказом №145 от 31.08.2018г.



Рабочая программа по предмету Современная Хакасия для 10-11 классов является авторской. При ее создании использовался материал, взятый из учебника для общеобразовательных учреждений Современная Хакасия 10-11 классы. Части I и II. – Абакан: хакасское книжное издательство, 2008г.

Требование времени и задачи модернизации российского образования предполагают значительное обновление содержания и качества общего образования, вариативность и свободу выбора в образовании для субъектов образовательного процесса, усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся многонациональной российской школы. Важным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта национально-регионального компонента общего образования на уровне субъектов РФ.

Цель программы:

- содействовать развитию патриотизма и гражданственности при изучении местного материала с учетом общего и особенного в развитии конкретного региона – Республики Хакасия;

- становление социальной ответственности личности через отношения к конкретным проблемам развития региона как части России;

- развитие умения получать социальную информацию и самостоятельно ориентироваться в ней через расширение круга источников: местные СМИ, информацию от близких людей, личные наблюдения и др.;

- формирование умения применять получены при изучении курса сведения в определении собственной позиции для решения познавательных и практических задач в условиях конкретных проблем развития региона (на основе субъективного опыта жизнедеятельности учащегося).

- решение профориентационных задач в условиях региональной системы образования и рынка рабочей силы.

Достижению названных целей служит решение дидактических задач, прямо связанных с региональным компонентом содержания образования:

- реализация возможностей комплексного регионального материала курса для создания необходимых условий всесторонней реализации межпредметного взаимодействия с дисциплинами учебного базисного плана средней школы с историей, обществознанием, географией;

- использование местного, близкого и понятного учащимся материала для реализации личностно-ориентированного подхода при изучении содержания НРК;

- самостоятельно употреблять те или иные знания курса в отдельном высказывании.

Программа отражает аспекты развития республики, наиболее актуальные для старшеклассников, будущих выпускников. Это потенциально дает возможность самоопределиться в пределах родного края, а для тех, чьи жизненные планы связаны с освоением профессий в других городах, будет возможность осознать закономерности развития современного общества и найти свой путь развития.



  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа курса «Современная Хакасия» - новая модель современного школьного курса по НРК для обучающихся 10 – 11 классов. В 10 классе курс направлен на изучение социально-политических и культурных процессов в современной Хакасии.

Программа включает в себя: 1) теоретический материал; 2) вопросы и задания практического характера; 3) таблицы и документы (дополнительные материалы).

Всё содержание курса рабочей программы «Современная Хакасия» полностью построено на материале с использованием регионального компонента. Программа опирается на реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами базисного учебного плана средней школы, как: история, обществознание, география, знания таких отраслей науки, как социология, культурология, политология, экономика, что в целом отражает специфику данного курса.



  1. Место учебного предмета в учебном плане школы

В соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком в МБОУ Балыксинская СОШ на изучение курса «Современная Хакасия 10 класс» в 2018-2019 учебном году отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Время на изучение выделено из учебного плана ОУ, отведенной на реализацию национально-регионального компонента.



  1. Содержание рабочей программы курса «Современная Хакасия» 10 класс.

Тема 1. Особенности геополитического положения Республики Хакасия (5 часов).

Геополитическое положение и природно-географическое расположение РХ. Расположение РХ на карте России. РХ субъект РФ. Субъекты РФ граничащие с РХ. Районы, города РХ. Транспортно-географический фактор и природно-ресурсный потенциал. Основные виды транспорта РХ. Природно-ресурсный потенциал РХ (полезные ископаемые, лес, водные ресурсы). Экономический потенциал. Экономический потенциал (цветная металлургия, топливная промышленность, энергетика, с/х). Органы государственной власти. Виды государственной власти РХ: законодательная, исполнительная, судебная. Геральдика РХ. Символы РХ. Государственный флаг, герб РХ. Выдержки из Конституции РХ и РФ, устройство местного самоуправления, избирательная система РХ, избирательные комиссии, характеристика ведущих политических партий РХ, детские и молодёжные общественные организации.

Тема 2. Национально-государственное строительство Хакасии (9 часов).

Становление государственности Хакасии. Развитие конституционного процесса. Характеристика органов власти в РХ. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.

Тема 3. Местное самоуправление (5 часов).

Понятие «местное самоуправление. Административно- территориальное устройство РХ. Полномочия органов местного самоуправления. Бюджет местного самоуправления.

Тема 4. Избирательная система в Хакасии (3 часа).

Избирательная система в Хакасии. Государственная автоматизирована система (ГАС). Избирательные комиссии. Правовая культура избирателя.

Тема 5. Многопартийность в Хакасии (3 часа).

Многопартийность в Хакасии. Правовой статус политических партий. Политические партии в РХ.

Тема 6. Общественные объединения и их роль в развитии межнациональных отношений (6 часов).

Общественные объединения РХ. Детские и молодежные общественные организации. Хакасская республиканская общественная организация жертв политических репрессий общества «мемориал» Российский Красный крест. Общественная палата.

Тема 7. Культурное пространство РХ (17 часов)

Поликультурное пространство республики. Этническая диаспора. Социальная адаптация этнических диаспор. Сохранение и развитие языка и национальной культуры в Республике Хакасия. Восстановление связей с исторической родиной и соотечественниками в других регионах РФ. Презентация языка и национальной культуры в Республике Хакасия. Культура как социальный институт. Творческие организации. Музыкальная культура Хакасии. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Театры Хакасии. Республика Хакасия в зеркале прессы и кино. Республика Хакасия в зеркале прессы и кино. Спортивная Хакасия История физической культуры и спорта в Хакасии. Основные виды спорта в РХ. Организация физической культуры и спорта в Хакасии.

Тема 8. Культурно-историческое наследие РХ (12 часов).

Языки: проблемы сохранения и развития. Развитие литературы в Хакасии. История хакасской письменности. Развитие литературы в Хакасии. Хакасская проза. Развитие литературы в Хакасии. Русскоязычная проза. Сохранение историко-культурного наследия: библиотеки и музеи. Роль музеев в обществе. Школьные музеи - история и современность. Хаксасский национальный краеведческий музей. Хакасский республиканский национальный музей-заповедник. Музеи ведомственные. Музеи муниципальные. Историко-культурное наследие. Необходимость сохранения памятников историко-культурного наследия. Деятельность Государственной археологической службы РХ. Этнографические памятники. Современные памятные знаки.

Тема 9. Религии в Современной Хакасии (8 часов)

Религия как социальное явление. Религия, ее сущность и функции. Характеристика религии как социального явления. Традиционные религии Хакасов. Христианство. Ислам. Иудаизм. Новые религиозные движения. Религиозная ситуация в современной Хакасии.



Рабочая программа адаптирована под учащихся МБОУ Балыксинская СОШ обучающихся в 10 классе в 2015-2016 учебном году. С учетом индивидуальных особенностей учащихся в программе запланированы уроки обобщающего повторения, уроки контроля знаний.

Основной формой обучения является урок. Для реализации данной программы будут использоваться следующие организационные формы проведения занятий: рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы, опрос, самостоятельные, проверочные работы и контрольные работы.

Методы, используемые в уроках: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрации таблиц, использование мультимедиа, просмотр видео фильмов), практические (работа с учебником и дополнительными источниками информации).

В учебной деятельности обучающихся в старших классах привлекает эвристический компонент, и важно моделировать на уроке ситуации исследования. Деятельностный подход в обучении готовит детей к будущей взрослой жизни и адаптации в социуме.

В зависимости от характера учебного материала в преподавании предмета «Современная Хакасия» буду использовать элементы самых различных педагогических технологий: репродуктивные – объяснительно-иллюстративные и продуктивные: проблемное изложение, частично поисковые, исследовательские, активные и интерактивные методы обучения. Информационно-коммуникативные технологии с использованием интернет ресурсов, личностно-ориентированные технологии, КСО, так как в классе обучаются учащиеся с разным уровнем подготовки, к ним будет применяться дифференцированный подход, что даст возможность учитывать подготовленность учащихся к уроку.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает следующие формы: самостоятельные, проверочные, тестовые и контрольные работы. Курс «Современная Хакасия 10 класс» включает в себя 2 контрольные работы, в основном содержащие вопросы с формулировкой свободного ответа

Распределение учебного материала по разделам и часам

темы

Название раздела

Кол-во часов

1.

Особенности геополитического положения Республики Хакасия

5

2.

Национально-государственное строительство Хакасии

9

3.

Местное самоуправление

5

4.

Избирательная система в Хакасии

3

5.

Многопартийность в Хакасии

3

6.

Общественные объединения и их роль в развитии межнациональных отношений

6

7.

Культурное пространство РХ

17

8.

Культурно-историческое наследие РХ

12

9.

Религии в Современной Хакасии

8

Итого


68 часов



  1. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по программе «Современная Хакасия» 10 класс

В результате изучения учебного предмета «Современная Хакасия» учащиеся 10 класса к концу учебного года должны знать:

  • геополитическое положение, природно-ресурсный и экономический потенциал РХ;

  • развитие конституционного процесса и становление государственной власти РХ;

  • особенности законодательной, исполнительной и судебной власти РХ;

  • органы власти и представителей органов управления республикой и муниципальным образованием;

  • особенности избирательной системы и многопартийность РХ;

  • поликультурное пространство, объекты историко-культурного наследия РХ

  • особенности развития физкультуры и спорта в РХ

  • что составляет культурное пространство РХ;

  • историко-культурное наследие и проблемы его сохранения;

  • основные религии на территории современной Хакасии;

  • экономический потенциал РХ;

  • характеризовать структуру экономики РХ, демографические проблемы РХ;

  • направление и реализацию социальной политики РХ.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять существенное из текста;

  • составлять план, тезисы, конспект;

  • составлять схемы, графики и диаграммы;

  • выполнять анализ изучаемого объекта;

  • формулировать выводы;

  • осуществлять в целях собственно образования выбор своих действий, объектов и предметов познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;

  • владеть навыками взаимодействия с людьми, работы в группе;

  • уметь самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию;


В результате изучения предмета учащиеся 10 класса должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни Республики Хакасия;

- высказывания собственных суждений о развитии своей республики;

-использования знаний об историческом пути и традициях коренного народа Хакасии и в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Для реализации данной программы курса «Современная Хакасия 10 класс» будут использоваться компьютер, мультимедиа проектор, учебные презентации, выполненные в программе Microsoft Office PowerPoint, таблицы и рисунки, интернет ресурсы.

  2. Атлас Республики Хакасия.

  1. Список литературы


  1. Современная Хакасия 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1. Л.В. Анжиганова, Т.И. Зеленецкая, Л. П. Орлова. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 208. 464 с.

  2. Зеленецкая Т.И. Методическое пособие по курсу «Современная Хакасия» для 10-11 классов. - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2007. – 160 с.

  3. Аскизский район: история и современность: (к 80-летию образования). – Новосибирск: Наука, 2004. 203 с.

  4. Атлас Республики Хакасия.

  5. Музеи Аскизского района Хакасии. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007. – 144 с.

  6. Валерий Полежаев. Хаксия, судьбой нам дарованная. – Абакан. 2012. – 288 с.

  7. Энциклопедия Республики Хакасия. Т. 1,2. – Абакан: Поликор, 2007.

  8. Шулбаев В.К. Хакасия в 90-е годы XX века: проблемы социально-экономического развития. - Абакан: издательство ХГУ им. Н.Ф. Катано2004. - 186 c.

  1. Календарно-тематическое планирование курса «Современная Хакасия» 10 класс

урока

Раздел или тема


Часы

Содержание образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

План

Факт


Тема 1. Особенности геополитического положения Республики Хакасия (5 часов).



1

1. Геополитическое положение и природно-географическое расположение РХ

1

Расположение РХ на карте России. РХ субъект РФ. Субъекты РФ граничащие с РХ. Районы, города РХ.

Знать особенности геополитического положения и природно-географического расположения Республики Хакасия. Уметь сравнивать особенности геополитического положения РХ с другими субъектами РФ



2

2. Транспортно-географический фактор и природно-ресурсный потенциал РХ

1

Основные виды транспорта РХ. Природно-ресурсный потенциал РХ (полезные ископаемые, лес, водные ресурсы).

Иметь представление о природных ресурсах РХ. Знать и характеризовать основные виды транспорта в РХ



3

3. Экономический потенциал РХ

1

Экономический потенциал (цветная металлургия, топливная промышленность, энергетика, с/х).

Иметь представление об основных отраслях РХ



4

4. Органы государственной власти.

1

Три вида государственной власти РХ: законодательная, исполнительная, судебная.

Иметь представление об органах законодательной, исполнительной и судебной власти РХ. Знать специфику национально-государственного строительства РХ.



5

5. Геральдика РХ

1

Государственный флаг, герб РХ

Знать государственные символы РХ (флаг, герб), уметь изображать эти символы по памяти.




Тема 2. Национально-государственное строительство Хакасии (9 часов).



6-7

1-2.Становление государственности Хакасии

2

Государственность РХ. Статус

Объяснять, как осуществлялось становление государственности РХ. Знать какие права получила Хакасия после получения статуса Республики



8-9

3-4.Развитие конституционного процесса.

2

Периоды становления конституции Хакасии.

Иметь представление о конституции РХ.



10-11

5-6.Характеристика органов власти в РХ. Законодательная власть

2

Органы власти Хакасии. Законодательная власть. Верховный совет РХ. Комитеты и комиссии верховного совета РХ.

Знать историю формирования органов власти. Иметь представление о том, какие функции выполняет законодательная власть РХ



12

7.Исполнительная власть.

1

Правительство РХ. Министерства РХ. Государственные комитеты РХ. Федеральные органы государственной власти в РХ.

Иметь представление о том, какие функции выполняет исполнительная власть РХ



13

8. Судебная власть

1

Органы судебной власти в РХ. Конституционный суд РХ. Верховный суд РХ.

Иметь представление о том, какие функции выполняет судебная власть РХ



14

9.Обобщающий урок по теме «Национально-государственное строительство Хакасии»

1

Повторить основные понятия темы 2.





Тема 3. Местное самоуправление (5 часов).



15

1.Понятие «местное самоуправление».

1

Местное самоуправление. Органы местного самоуправления и их полномочия.

Понимать, что подразумевается под местным самоуправлением. Знать, что является органом местного самоуправления

Знать какими полномочиями обладает мэр, Совет депутатов.



16

2.Административно- территориальное устройство РХ.

1

Административно- территориальное устройство РХ. Районы РХ и административные центры. Село. Посёлок городского типа.

Знать районы РХ и их административные центры. Давать определение селу



17

3.Полномочия органов местного самоуправления.

1

Полномочия местного самоуправления. Муниципальные образования.

Знать чем определяются полномочия местного самоуправления. Приводить примеры реализации положений в собственном муниципальном образовании. Назвать какая система местного самоуправления существует в собственном муниципалитете.



18

4.Бюджет местного самоуправления.

1

Формирование бюджета местного самоуправления. Польза местного самоуправления.

Знать, как формируется бюджет местного самоуправления. Иметь представление о пользе местного самоуправления.



19

5. Повторение и закрепление знаний по теме «Местное самоуправление».

1

Повторить основные понятия темы 3.

Знать чем определяются полномочия местного самоуправления. Назвать какая система местного самоуправления существует в собственном муниципалитете.




Тема 4. Избирательная система в Хакасии (3 часа).



20

1. Избирательная система в Хакасии

1

Понятия «электорат», «избирательный процесс», «мажоритарная избирательная система», «пропорциональная избирательная система».

Объяснять значение понятий «электорат», «избирательный процесс», «мажоритарная избирательная система», «пропорциональная избирательная система».



21

2. Государственная автоматизирована система (ГАС). Избирательные комиссии

1

Государственная автоматизирована система (ГАС). Избирательные комиссии. Государственная система в Российской Федерации и РХ.

Характеризовать какую роль играет, в организации проведения выборов, государственная автоматизирована система (ГАС), избирательные комиссии. Объяснять какая государственная система действует в Российской Федерации и РХ



22

3.Правовая культура избирателя

1

Избирательные комиссии в РХ и в РФ.

Уметь высказывать свое отношение о необходимости участвовать в голосовании на выборах. Объяснять, почему становление правового государства связано с процессом формирования политической и правовой культуры граждан в сфере избирательного права.




Тема 5. Многопартийность в Хакасии (3 часа).



23

1.Многопартийность в Хакасии

1

Многопартийность в Хакасии. Политическая партия.

Давать определение понятию «Политическая партия». Называть критерии, которым должны соответствовать политические партии.



24

2. Политические партии в РХ и их правовой статус.

1

Политические партии в РХ и их правовой статус.

Знать политические партии РХ; в каких документах прописаны правовые нормы регулирующие политическое положение политической партии.



25

3. Обобщающий урок по теме «Многопартийность в Хакасии».

1

Повторить основные понятия темы 5.




Тема 6. Общественные объединения и их роль в развитии межнациональных отношений (6 часов).



26

1.Общественные объединения РХ

1

Гражданские движения и объединения.

Давать определение терминам «гражданское общество». Объяснять какую роль в современных условиях играют гражданские общества.



27

2.Детские и молодежные общественные организации

1

Понятия «детская общественная организация», «профсоюз» их роль в современных условиях.

Давать определение термину «детская общественная организация», «профсоюз». Объяснять какую роль в современных условиях играют детские общества.



28

3. Хакасская республиканская общественная организация жертв политических репрессий общества «мемориал». Российский Красный крест.

1

Общества «Мемориал», Российский Красный крест их роль в современных условиях.

Иметь представление о целях и задачах общества «мемориал». «Российский Красный Крест». Объяснять какую роль в современных условиях играют эти организации



29

4. Общественная палата

1

Понятие «общественна палата» и её роль в современных условиях.

Объяснять какую роль в современных условиях играет общественная палата.



30

5. Обобщающий урок по теме общественные объединения в РХ и их роль в развитии межнациональных отношений

1

Повторить основные понятия темы 6.

Уметь характеризовать общественные объединения в РХ и их роль в развитии межнациональных отношений



31

6. Контрольная работа №1 за 1-е полугодие

1

Контроль знаний по материалу, изученному в течение 1-го полугодия





Тема 7. Культурное пространство РХ (17 часов)



32

1.Поликультурное пространство республики

1

Особенности становления поликультурного пространства в РХ.


Знать особенности становления поликультурного пространства. Систематизировать знания о проявлениях культуры во всем ее многообразии. Дискутировать по проблемам формирования поликультурного пространства.



33

2.Этническая диаспора

1

Понятие «этническая диаспора и её функции.

Давать определение этническая диаспора. Знать какие функции выполняет этническая диаспора.



34

3.Социальная адаптация этнических диаспор в РХ

1

Пути формирования этнических диаспор в РХ.

Знать пути формирования этнических диаспор. Объяснять, как происходила социальная адаптация этнических диаспор.



35

4.Сохранение и развитие языка и национальной культуры в Республике Хакасия

1

Сохранение и развитие языка и национальной культуры диаспорами в РХ.

Знать, что предпринимается для сохранения национального языка диаспорами в РХ.



36

5.Восстановление связей с исторической родиной и соотечественниками в других регионах РФ.

1

Деятельность национально-культурных центров РХ.

Объяснять, каким образом осуществляется восстановление связей с исторической родиной и соотечественниками в др регионах.



37

6.Презентация языка и национальной культуры в Республике Хакасия

1

Работа, проводимая по сохранению языка и культуры НКЦ диаспор РХ.

Характеризовать работу, проводимую по сохранению языка и культуры НКЦ диаспор РХ. Знать какие основные принципы языковой политики нашли отражение в законодательстве РХ



38

7.Культура как социальный институт

1

Организация самостоятельного творчества в РХ.

Приводить примеры самодеятельного творчества в РХ. Называть виды формальной организации культурной жизни сообщества.



39

8.Творческие организации

1

Союзы композиторов и архитекторов и их значение

Объяснять с какой целью создаются союзы композиторов и архитекторов. Какую пользу приносят данные организации. Приводить примеры известных коллективов художественной самодеятельности.



40

9. Музыкальная культура Хакасии.

1

Хакасский музыкальный фольклор. Музыкальная культура Хакасии. Музыкальные коллективы РХ.

Знать какие направления музыкального искусства развиваются в Хакасии. Называть формы деятельности музыкантов



41

  1. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

1

Окуневская культура. Бытовой, пейзажный и портретный жанр в изобразительном искусстве. Становление скульптуры в РХ.

Знать какие жанры в изобразительном искусстве получили наиболее широкое развитие. Объяснять какую роль в развитии изобразительного искусства играет. Деятельность выставок в картинных галереях.



42

11.Театры Хакасии

1

Разнообразие направлений театральной деятельности Хакасии. Национальные театры РХ.

Объяснять, чем обосновано разнообразие направлений театральной деятельности Хакасии. Называть особенности национальных театров республики



43-44

12-13.Республика Хакасия в зеркале прессы и кино

2

Муниципальные и региональные издания, СМИ в РХ.


Объяснять разницу между муниципальными и региональными изданиями. Объяснять каким тенденциям в рекламной деятельности соответствуют рекламные материалы муниципальных и региональных СМИ в РХ.



45

14.Спортивная Хакасия. История физической культуры и спорта в Хакасии

1

Народные игры и состязания. Современные виды спорта РХ

Знать народные игры и состязания. Знать современные виды спорта РХ



46

15.Основные виды спорта в РХ

1

Основные виды спорта в РХ (греко-римская борьба, лёгкая атлетика, тяжелая атлетика, хоккей с мячом, настольный теннис, лыжный спорт).

Объяснять есть ли связь между национальными спортивными играми и видами спорта, получившими наиболее успешное развитие в Хакасии.



47

16.Организация физической культуры и спорта в Хакасии

1

Система профессиональной подготовки спортсменов в Хакасии.

Знать систему профессиональной подготовки спортсменов в Хакасии.



48

17.Обобщающий урок по теме «Культурное пространство РХ»

1

Повторить основные понятия темы 7.





Тема 8. Культурно-историческое наследие РХ (12 часов).



49

1.Языки: проблемы сохранения и развития.

1

Языки в РХ. Понятия «доминирующий язык», «миноритарный язык», «третий язык», «язык государственный». Виды миноритарных языков и их роль. Виды национально-русского двуязычия.

Знать какие языки относят к миноритарным языкам. Объяснять, почему важно сохранять миноританые языки. Характеризовать проблемы этнического самосознания и функционирования хакасского языка.



50

2.Развитие литературы в Хакасии. История хакасской письменности.

1

История хакасской письменности


Знать историю хакасской письменности. Объяснять, как происходил процесс развития хакасской поэзии в 1920-1990гг.



51

3. Хакасская проза.

1

Процесс развития хакасской прозы и драматургии в 20 веке.


Объяснять, как происходил процесс развития хакасской прозы и драматургии в 1920-1990гг. Давать характеристику одного из произведений литературы созданного в ХХв.



52

4. Русскоязычная проза Хакасии.

1

Русскоязычная проза Хакасии. Писатели и поэты Хакасии.

Объяснять, как происходил процесс взаимодействия двух литератур: хакасской и русскоязычной. Знать писателей и поэтов Хакасии.



53

5.Сохранение историко-культурного наследия: библиотеки и музеи.

1

Библиотеки и музеи и их роль в сохранении историко-культурного наследия РХ.


Знать какую роль играют библиотеки в сохранении историко-культурного наследия. Характеризовать особенности национальных библиотек. Оценивать потенциал школьной библиотеки.



54

6.Роль музеев в обществе

1

Школьные музеи - история и современность. Хакасский национальный краеведческий музей

Знать, что является предметом деятельности музеев заповедников, созданных на территории Хакасии? Знать историю создания и сферу деятельности школьного музея, хакасского национального краеведческого музея



55

7.Хакасский республиканский национальный музей-заповедник

1

Хакасский республиканский национальный музей-заповедник и его значение в РХ.

Защищать рефераты по теме музеи: хроники, события и личности. Характеризовать хакасский республиканский национальный музей-заповедник



56

8. Ведомственные и муниципальные музеи

1

Ведомственные и муниципальные музеи и их значение.

Защищать рефераты по теме музеи: хроники, события и личности. Характеризовать ведомственные и муниципальные музеи



57

9.Историко-культурное наследие РХ. Археологические памятники

1

Историко-культурное наследие РХ. Археологические памятники. Необходимость сохранения памятников историко-культурного наследия.

Знать что такое историко-культурное наследие. Называть формы сохранения историко-культурного наследия. Объяснять, почему необходимо бережно относиться к памятникам историко-культурного наследия.



58

10. Деятельность Государственной археологической службы РХ

1

Государственная археологическая служба РХ. Памятники столицы, районного центра, села.

Выделять проблемы сохранения и развития историко-культурного наследия. Знать памятники столицы, районного центра, села.



59

11.Этнографические памятники. Современные памятные знаки.

1

Защита рефератов по темам: «Курганография Хакасии», «Сберечь памятники старины», «Сообщение о памятнике свой местности»

Защищать рефераты по теме: «Курганография Хакасии», «Сберечь памятники старины», «Сообщение о памятнике свой местности»



60

12.Повторение и закрепление по теме «Культурно-историческое наследие»

1

Повторить основные понятия темы 8.

Выделять проблемы сохранения и развития историко-культурного наследия. Знать, что является предметом деятельности музеев заповедников, созданных на территории Хакасии?




Тема 9. Религии в Современной Хакасии (8 часов).



61

1.Религия как социальное явление. Религия, ее сущность и функции.

1

Религия, ее сущность и функции.

Знать какие функции выполняет религия. Объяснять, какие факторы современного общества оказывают влияние на религию.Выделять показатели приобщения человека к религии.



62

2.Характеристика религии как социального явления


1

Характерные черты культовой деятельности. Религия - важная составная часть общественной жизни.

Называть характерные черты культовой деятельности. Объяснять почему религия является важной составной частью общественной жизни.



63-64

3-4. Традиционные религии Хакасов

2

Традиционные религии Хакасов. Шаманизм.

Характеризовать традиционные религии хакасов



65

5. Христианство. Ислам. Иудаизм.

1

Основные направления христианства в РХ: православие, католицизм, протестантизм. Характеристика ислама, иудаизма.

Характеризовать христианство, ислам, иудаизм.



66

6. Новые религиозные движения. Религиозная ситуация в современной Хакасии

1

Новые религиозные движения в РХ. Секты. Религиозная ситуация в современной Хакасии. Принцип «отделения церкви от государства».


Характеризовать новые религиозные движения, религиозную ситуацию в современной Хакасии. Объяснять какую опасность для человека, общества и государств представляет деятельность религиозных сект. Объяснять, что включает в себя принцип «отделения церкви от государства», почему необходимо осуществлять межконфессиональную политику.



67

7. Контрольная работа №2 за курс «Современной Хакасии 10 класс».

1

Контроль знаний по материалу, изученному в течение года




68

Повторение за курс «Современная Хакасия. 10 класс».

1