2018 г.
Рабочая программа по предмету Современная Хакасия для 10-11 классов является авторской. При ее создании использовался материал, взятый из учебника для общеобразовательных учреждений Современная Хакасия 10-11 классы. Части I и II. – Абакан: хакасское книжное издательство, 2008г.
Требование времени и задачи модернизации российского образования предполагают значительное обновление содержания и качества общего образования, вариативность и свободу выбора в образовании для субъектов образовательного процесса, усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся многонациональной российской школы. Важным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта национально-регионального компонента общего образования на уровне субъектов РФ.
- содействовать развитию патриотизма и гражданственности при изучении местного материала с учетом общего и особенного в развитии конкретного региона – Республики Хакасия;
- становление социальной ответственности личности через отношения к конкретным проблемам развития региона как части России;
- развитие умения получать социальную информацию и самостоятельно ориентироваться в ней через расширение круга источников: местные СМИ, информацию от близких людей, личные наблюдения и др.;
- формирование умения применять получены при изучении курса сведения в определении собственной позиции для решения познавательных и практических задач в условиях конкретных проблем развития региона (на основе субъективного опыта жизнедеятельности учащегося).
- решение профориентационных задач в условиях региональной системы образования и рынка рабочей силы.
- реализация возможностей комплексного регионального материала курса для создания необходимых условий всесторонней реализации межпредметного взаимодействия с дисциплинами учебного базисного плана средней школы с историей, обществознанием, географией;
- использование местного, близкого и понятного учащимся материала для реализации личностно-ориентированного подхода при изучении содержания НРК;
- самостоятельно употреблять те или иные знания курса в отдельном высказывании.
Программа отражает аспекты развития республики, наиболее актуальные для старшеклассников, будущих выпускников. Это потенциально дает возможность самоопределиться в пределах родного края, а для тех, чьи жизненные планы связаны с освоением профессий в других городах, будет возможность осознать закономерности развития современного общества и найти свой путь развития.
Программа курса «Современная Хакасия» - новая модель современного школьного курса по НРК для обучающихся 10 – 11 классов. В 10 классе курс направлен на изучение социально-политических и культурных процессов в современной Хакасии.
Программа включает в себя: 1) теоретический материал; 2) вопросы и задания практического характера; 3) таблицы и документы (дополнительные материалы).
Всё содержание курса рабочей программы «Современная Хакасия» полностью построено на материале с использованием регионального компонента. Программа опирается на реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами базисного учебного плана средней школы, как: история, обществознание, география, знания таких отраслей науки, как социология, культурология, политология, экономика, что в целом отражает специфику данного курса.
В соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком в МБОУ Балыксинская СОШ на изучение курса «Современная Хакасия 10 класс» в 2018-2019 учебном году отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Время на изучение выделено из учебного плана ОУ, отведенной на реализацию национально-регионального компонента.
Геополитическое положение и природно-географическое расположение РХ. Расположение РХ на карте России. РХ субъект РФ. Субъекты РФ граничащие с РХ. Районы, города РХ. Транспортно-географический фактор и природно-ресурсный потенциал. Основные виды транспорта РХ. Природно-ресурсный потенциал РХ (полезные ископаемые, лес, водные ресурсы). Экономический потенциал. Экономический потенциал (цветная металлургия, топливная промышленность, энергетика, с/х). Органы государственной власти. Виды государственной власти РХ: законодательная, исполнительная, судебная. Геральдика РХ. Символы РХ. Государственный флаг, герб РХ. Выдержки из Конституции РХ и РФ, устройство местного самоуправления, избирательная система РХ, избирательные комиссии, характеристика ведущих политических партий РХ, детские и молодёжные общественные организации.
Становление государственности Хакасии. Развитие конституционного процесса. Характеристика органов власти в РХ. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.
Понятие «местное самоуправление. Административно- территориальное устройство РХ. Полномочия органов местного самоуправления. Бюджет местного самоуправления.
Избирательная система в Хакасии. Государственная автоматизирована система (ГАС). Избирательные комиссии. Правовая культура избирателя.
Многопартийность в Хакасии. Правовой статус политических партий. Политические партии в РХ.
Общественные объединения РХ. Детские и молодежные общественные организации. Хакасская республиканская общественная организация жертв политических репрессий общества «мемориал» Российский Красный крест. Общественная палата.
Поликультурное пространство республики. Этническая диаспора. Социальная адаптация этнических диаспор. Сохранение и развитие языка и национальной культуры в Республике Хакасия. Восстановление связей с исторической родиной и соотечественниками в других регионах РФ. Презентация языка и национальной культуры в Республике Хакасия. Культура как социальный институт. Творческие организации. Музыкальная культура Хакасии. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Театры Хакасии. Республика Хакасия в зеркале прессы и кино. Республика Хакасия в зеркале прессы и кино. Спортивная Хакасия История физической культуры и спорта в Хакасии. Основные виды спорта в РХ. Организация физической культуры и спорта в Хакасии.
Языки: проблемы сохранения и развития. Развитие литературы в Хакасии. История хакасской письменности. Развитие литературы в Хакасии. Хакасская проза. Развитие литературы в Хакасии. Русскоязычная проза. Сохранение историко-культурного наследия: библиотеки и музеи. Роль музеев в обществе. Школьные музеи - история и современность. Хаксасский национальный краеведческий музей. Хакасский республиканский национальный музей-заповедник. Музеи ведомственные. Музеи муниципальные. Историко-культурное наследие. Необходимость сохранения памятников историко-культурного наследия. Деятельность Государственной археологической службы РХ. Этнографические памятники. Современные памятные знаки.
Религия как социальное явление. Религия, ее сущность и функции. Характеристика религии как социального явления. Традиционные религии Хакасов. Христианство. Ислам. Иудаизм. Новые религиозные движения. Религиозная ситуация в современной Хакасии.
Рабочая программа адаптирована под учащихся МБОУ Балыксинская СОШ обучающихся в 10 классе в 2015-2016 учебном году. С учетом индивидуальных особенностей учащихся в программе запланированы уроки обобщающего повторения, уроки контроля знаний.
Основной формой обучения является урок. Для реализации данной программы будут использоваться следующие организационные формы проведения занятий: рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы, опрос, самостоятельные, проверочные работы и контрольные работы.
В учебной деятельности обучающихся в старших классах привлекает эвристический компонент, и важно моделировать на уроке ситуации исследования. Деятельностный подход в обучении готовит детей к будущей взрослой жизни и адаптации в социуме.
В зависимости от характера учебного материала в преподавании предмета «Современная Хакасия» буду использовать элементы самых различных педагогических технологий: репродуктивные – объяснительно-иллюстративные и продуктивные: проблемное изложение, частично поисковые, исследовательские, активные и интерактивные методы обучения. Информационно-коммуникативные технологии с использованием интернет ресурсов, личностно-ориентированные технологии, КСО, так как в классе обучаются учащиеся с разным уровнем подготовки, к ним будет применяться дифференцированный подход, что даст возможность учитывать подготовленность учащихся к уроку.
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни Республики Хакасия;
-использования знаний об историческом пути и традициях коренного народа Хакасии и в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
№ урока | Раздел или тема | Часы | Содержание образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения |
План | Факт |
| Тема 1. Особенности геополитического положения Республики Хакасия (5 часов). | | |
1 | 1. Геополитическое положение и природно-географическое расположение РХ | 1 | Расположение РХ на карте России. РХ субъект РФ. Субъекты РФ граничащие с РХ. Районы, города РХ. | Знать особенности геополитического положения и природно-географического расположения Республики Хакасия. Уметь сравнивать особенности геополитического положения РХ с другими субъектами РФ | | |
2 | 2. Транспортно-географический фактор и природно-ресурсный потенциал РХ | 1 | Основные виды транспорта РХ. Природно-ресурсный потенциал РХ (полезные ископаемые, лес, водные ресурсы). | Иметь представление о природных ресурсах РХ. Знать и характеризовать основные виды транспорта в РХ | | |
3 | 3. Экономический потенциал РХ | 1 | Экономический потенциал (цветная металлургия, топливная промышленность, энергетика, с/х). | Иметь представление об основных отраслях РХ | | |
4 | 4. Органы государственной власти. | 1 | Три вида государственной власти РХ: законодательная, исполнительная, судебная. | Иметь представление об органах законодательной, исполнительной и судебной власти РХ. Знать специфику национально-государственного строительства РХ. | | |
5 | 5. Геральдика РХ | 1 | Государственный флаг, герб РХ | Знать государственные символы РХ (флаг, герб), уметь изображать эти символы по памяти. | | |
| Тема 2. Национально-государственное строительство Хакасии (9 часов). | | |
6-7 | 1-2.Становление государственности Хакасии | 2 | Государственность РХ. Статус | Объяснять, как осуществлялось становление государственности РХ. Знать какие права получила Хакасия после получения статуса Республики | | |
8-9 | 3-4.Развитие конституционного процесса. | 2 | Периоды становления конституции Хакасии. | Иметь представление о конституции РХ. | | |
10-11 | 5-6.Характеристика органов власти в РХ. Законодательная власть | 2 | Органы власти Хакасии. Законодательная власть. Верховный совет РХ. Комитеты и комиссии верховного совета РХ. | Знать историю формирования органов власти. Иметь представление о том, какие функции выполняет законодательная власть РХ | | |
12 | 7.Исполнительная власть. | 1 | Правительство РХ. Министерства РХ. Государственные комитеты РХ. Федеральные органы государственной власти в РХ. | Иметь представление о том, какие функции выполняет исполнительная власть РХ | | |
13 | 8. Судебная власть | 1 | Органы судебной власти в РХ. Конституционный суд РХ. Верховный суд РХ. | Иметь представление о том, какие функции выполняет судебная власть РХ | | |
14 | 9.Обобщающий урок по теме «Национально-государственное строительство Хакасии» | 1 | Повторить основные понятия темы 2. | | | |
| Тема 3. Местное самоуправление (5 часов). | | |
15 | 1.Понятие «местное самоуправление». | 1 | Местное самоуправление. Органы местного самоуправления и их полномочия. | Понимать, что подразумевается под местным самоуправлением. Знать, что является органом местного самоуправления Знать какими полномочиями обладает мэр, Совет депутатов. | | |
16 | 2.Административно- территориальное устройство РХ. | 1 | Административно- территориальное устройство РХ. Районы РХ и административные центры. Село. Посёлок городского типа. | Знать районы РХ и их административные центры. Давать определение селу | | |
17 | 3.Полномочия органов местного самоуправления. | 1 | Полномочия местного самоуправления. Муниципальные образования. | Знать чем определяются полномочия местного самоуправления. Приводить примеры реализации положений в собственном муниципальном образовании. Назвать какая система местного самоуправления существует в собственном муниципалитете. | | |
18 | 4.Бюджет местного самоуправления. | 1 | Формирование бюджета местного самоуправления. Польза местного самоуправления. | Знать, как формируется бюджет местного самоуправления. Иметь представление о пользе местного самоуправления. | | |
19 | 5. Повторение и закрепление знаний по теме «Местное самоуправление». | 1 | Повторить основные понятия темы 3. | Знать чем определяются полномочия местного самоуправления. Назвать какая система местного самоуправления существует в собственном муниципалитете. | | |
| Тема 4. Избирательная система в Хакасии (3 часа). | | |
20 | 1. Избирательная система в Хакасии | 1 | Понятия «электорат», «избирательный процесс», «мажоритарная избирательная система», «пропорциональная избирательная система». | Объяснять значение понятий «электорат», «избирательный процесс», «мажоритарная избирательная система», «пропорциональная избирательная система». | | |
21 | 2. Государственная автоматизирована система (ГАС). Избирательные комиссии | 1 | Государственная автоматизирована система (ГАС). Избирательные комиссии. Государственная система в Российской Федерации и РХ. | Характеризовать какую роль играет, в организации проведения выборов, государственная автоматизирована система (ГАС), избирательные комиссии. Объяснять какая государственная система действует в Российской Федерации и РХ | | |
22 | 3.Правовая культура избирателя | 1 | Избирательные комиссии в РХ и в РФ. | Уметь высказывать свое отношение о необходимости участвовать в голосовании на выборах. Объяснять, почему становление правового государства связано с процессом формирования политической и правовой культуры граждан в сфере избирательного права. | | |
| Тема 5. Многопартийность в Хакасии (3 часа). | | |
23 | 1.Многопартийность в Хакасии | 1 | Многопартийность в Хакасии. Политическая партия. | Давать определение понятию «Политическая партия». Называть критерии, которым должны соответствовать политические партии. | | |
24 | 2. Политические партии в РХ и их правовой статус. | 1 | Политические партии в РХ и их правовой статус. | Знать политические партии РХ; в каких документах прописаны правовые нормы регулирующие политическое положение политической партии. | | |
25 | 3. Обобщающий урок по теме «Многопартийность в Хакасии». | 1 | Повторить основные понятия темы 5. | | | |
| Тема 6. Общественные объединения и их роль в развитии межнациональных отношений (6 часов). | | |
26 | 1.Общественные объединения РХ | 1 | Гражданские движения и объединения. | Давать определение терминам «гражданское общество». Объяснять какую роль в современных условиях играют гражданские общества. | | |
27 | 2.Детские и молодежные общественные организации | 1 | Понятия «детская общественная организация», «профсоюз» их роль в современных условиях. | Давать определение термину «детская общественная организация», «профсоюз». Объяснять какую роль в современных условиях играют детские общества. | | |
28 | 3. Хакасская республиканская общественная организация жертв политических репрессий общества «мемориал». Российский Красный крест. | 1 | Общества «Мемориал», Российский Красный крест их роль в современных условиях. | Иметь представление о целях и задачах общества «мемориал». «Российский Красный Крест». Объяснять какую роль в современных условиях играют эти организации | | |
29 | 4. Общественная палата | 1 | Понятие «общественна палата» и её роль в современных условиях. | Объяснять какую роль в современных условиях играет общественная палата. | | |
30 | 5. Обобщающий урок по теме общественные объединения в РХ и их роль в развитии межнациональных отношений | 1 | Повторить основные понятия темы 6. | Уметь характеризовать общественные объединения в РХ и их роль в развитии межнациональных отношений | | |
31 | 6. Контрольная работа №1 за 1-е полугодие | 1 | Контроль знаний по материалу, изученному в течение 1-го полугодия | | | |
| Тема 7. Культурное пространство РХ (17 часов) | | |
32 | 1.Поликультурное пространство республики | 1 | Особенности становления поликультурного пространства в РХ. | Знать особенности становления поликультурного пространства. Систематизировать знания о проявлениях культуры во всем ее многообразии. Дискутировать по проблемам формирования поликультурного пространства. | | |
33 | 2.Этническая диаспора | 1 | Понятие «этническая диаспора и её функции. | Давать определение этническая диаспора. Знать какие функции выполняет этническая диаспора. | | |
34 | 3.Социальная адаптация этнических диаспор в РХ | 1 | Пути формирования этнических диаспор в РХ. | Знать пути формирования этнических диаспор. Объяснять, как происходила социальная адаптация этнических диаспор. | | |
35 | 4.Сохранение и развитие языка и национальной культуры в Республике Хакасия | 1 | Сохранение и развитие языка и национальной культуры диаспорами в РХ. | Знать, что предпринимается для сохранения национального языка диаспорами в РХ. | | |
36 | 5.Восстановление связей с исторической родиной и соотечественниками в других регионах РФ. | 1 | Деятельность национально-культурных центров РХ. | Объяснять, каким образом осуществляется восстановление связей с исторической родиной и соотечественниками в др регионах. | | |
37 | 6.Презентация языка и национальной культуры в Республике Хакасия | 1 | Работа, проводимая по сохранению языка и культуры НКЦ диаспор РХ. | Характеризовать работу, проводимую по сохранению языка и культуры НКЦ диаспор РХ. Знать какие основные принципы языковой политики нашли отражение в законодательстве РХ | | |
38 | 7.Культура как социальный институт | 1 | Организация самостоятельного творчества в РХ. | Приводить примеры самодеятельного творчества в РХ. Называть виды формальной организации культурной жизни сообщества. | | |
39 | 8.Творческие организации | 1 | Союзы композиторов и архитекторов и их значение | Объяснять с какой целью создаются союзы композиторов и архитекторов. Какую пользу приносят данные организации. Приводить примеры известных коллективов художественной самодеятельности. | | |
40 | 9. Музыкальная культура Хакасии. | 1 | Хакасский музыкальный фольклор. Музыкальная культура Хакасии. Музыкальные коллективы РХ. | Знать какие направления музыкального искусства развиваются в Хакасии. Называть формы деятельности музыкантов | | |
41 | Изобразительное и декоративно-прикладное искусство | 1 | Окуневская культура. Бытовой, пейзажный и портретный жанр в изобразительном искусстве. Становление скульптуры в РХ. | Знать какие жанры в изобразительном искусстве получили наиболее широкое развитие. Объяснять какую роль в развитии изобразительного искусства играет. Деятельность выставок в картинных галереях. | | |
42 | 11.Театры Хакасии | 1 | Разнообразие направлений театральной деятельности Хакасии. Национальные театры РХ. | Объяснять, чем обосновано разнообразие направлений театральной деятельности Хакасии. Называть особенности национальных театров республики | | |
43-44 | 12-13.Республика Хакасия в зеркале прессы и кино | 2 | Муниципальные и региональные издания, СМИ в РХ. | Объяснять разницу между муниципальными и региональными изданиями. Объяснять каким тенденциям в рекламной деятельности соответствуют рекламные материалы муниципальных и региональных СМИ в РХ. | | |
45 | 14.Спортивная Хакасия. История физической культуры и спорта в Хакасии | 1 | Народные игры и состязания. Современные виды спорта РХ | Знать народные игры и состязания. Знать современные виды спорта РХ | | |
46 | 15.Основные виды спорта в РХ | 1 | Основные виды спорта в РХ (греко-римская борьба, лёгкая атлетика, тяжелая атлетика, хоккей с мячом, настольный теннис, лыжный спорт). | Объяснять есть ли связь между национальными спортивными играми и видами спорта, получившими наиболее успешное развитие в Хакасии. | | |
47 | 16.Организация физической культуры и спорта в Хакасии | 1 | Система профессиональной подготовки спортсменов в Хакасии. | Знать систему профессиональной подготовки спортсменов в Хакасии. | | |
48 | 17.Обобщающий урок по теме «Культурное пространство РХ» | 1 | Повторить основные понятия темы 7. | | | |
| Тема 8. Культурно-историческое наследие РХ (12 часов). | | |
49 | 1.Языки: проблемы сохранения и развития. | 1 | Языки в РХ. Понятия «доминирующий язык», «миноритарный язык», «третий язык», «язык государственный». Виды миноритарных языков и их роль. Виды национально-русского двуязычия. | Знать какие языки относят к миноритарным языкам. Объяснять, почему важно сохранять миноританые языки. Характеризовать проблемы этнического самосознания и функционирования хакасского языка. | | |
50 | 2.Развитие литературы в Хакасии. История хакасской письменности. | 1 | История хакасской письменности | Знать историю хакасской письменности. Объяснять, как происходил процесс развития хакасской поэзии в 1920-1990гг. | | |
51 | 3. Хакасская проза. | 1 | Процесс развития хакасской прозы и драматургии в 20 веке. | Объяснять, как происходил процесс развития хакасской прозы и драматургии в 1920-1990гг. Давать характеристику одного из произведений литературы созданного в ХХв. | | |
52 | 4. Русскоязычная проза Хакасии. | 1 | Русскоязычная проза Хакасии. Писатели и поэты Хакасии. | Объяснять, как происходил процесс взаимодействия двух литератур: хакасской и русскоязычной. Знать писателей и поэтов Хакасии. | | |
53 | 5.Сохранение историко-культурного наследия: библиотеки и музеи. | 1 | Библиотеки и музеи и их роль в сохранении историко-культурного наследия РХ. | Знать какую роль играют библиотеки в сохранении историко-культурного наследия. Характеризовать особенности национальных библиотек. Оценивать потенциал школьной библиотеки. | | |
54 | 6.Роль музеев в обществе | 1 | Школьные музеи - история и современность. Хакасский национальный краеведческий музей | Знать, что является предметом деятельности музеев заповедников, созданных на территории Хакасии? Знать историю создания и сферу деятельности школьного музея, хакасского национального краеведческого музея | | |
55 | 7.Хакасский республиканский национальный музей-заповедник | 1 | Хакасский республиканский национальный музей-заповедник и его значение в РХ. | Защищать рефераты по теме музеи: хроники, события и личности. Характеризовать хакасский республиканский национальный музей-заповедник | | |
56 | 8. Ведомственные и муниципальные музеи | 1 | Ведомственные и муниципальные музеи и их значение. | Защищать рефераты по теме музеи: хроники, события и личности. Характеризовать ведомственные и муниципальные музеи | | |
57 | 9.Историко-культурное наследие РХ. Археологические памятники | 1 | Историко-культурное наследие РХ. Археологические памятники. Необходимость сохранения памятников историко-культурного наследия. | Знать что такое историко-культурное наследие. Называть формы сохранения историко-культурного наследия. Объяснять, почему необходимо бережно относиться к памятникам историко-культурного наследия. | | |
58 | 10. Деятельность Государственной археологической службы РХ | 1 | Государственная археологическая служба РХ. Памятники столицы, районного центра, села. | Выделять проблемы сохранения и развития историко-культурного наследия. Знать памятники столицы, районного центра, села. | | |
59 | 11.Этнографические памятники. Современные памятные знаки. | 1 | Защита рефератов по темам: «Курганография Хакасии», «Сберечь памятники старины», «Сообщение о памятнике свой местности» | Защищать рефераты по теме: «Курганография Хакасии», «Сберечь памятники старины», «Сообщение о памятнике свой местности» | | |
60 | 12.Повторение и закрепление по теме «Культурно-историческое наследие» | 1 | Повторить основные понятия темы 8. | Выделять проблемы сохранения и развития историко-культурного наследия. Знать, что является предметом деятельности музеев заповедников, созданных на территории Хакасии? | | |
| Тема 9. Религии в Современной Хакасии (8 часов). | | |
61 | 1.Религия как социальное явление. Религия, ее сущность и функции. | 1 | Религия, ее сущность и функции. | Знать какие функции выполняет религия. Объяснять, какие факторы современного общества оказывают влияние на религию.Выделять показатели приобщения человека к религии. | | |
62 | 2.Характеристика религии как социального явления | 1 | Характерные черты культовой деятельности. Религия - важная составная часть общественной жизни. | Называть характерные черты культовой деятельности. Объяснять почему религия является важной составной частью общественной жизни. | | |
63-64 | 3-4. Традиционные религии Хакасов | 2 | Традиционные религии Хакасов. Шаманизм. | Характеризовать традиционные религии хакасов | | |
65 | 5. Христианство. Ислам. Иудаизм. | 1 | Основные направления христианства в РХ: православие, католицизм, протестантизм. Характеристика ислама, иудаизма. | Характеризовать христианство, ислам, иудаизм. | | |
66 | 6. Новые религиозные движения. Религиозная ситуация в современной Хакасии | 1 | Новые религиозные движения в РХ. Секты. Религиозная ситуация в современной Хакасии. Принцип «отделения церкви от государства». | Характеризовать новые религиозные движения, религиозную ситуацию в современной Хакасии. Объяснять какую опасность для человека, общества и государств представляет деятельность религиозных сект. Объяснять, что включает в себя принцип «отделения церкви от государства», почему необходимо осуществлять межконфессиональную политику. | | |
67 | 7. Контрольная работа №2 за курс «Современной Хакасии 10 класс». | 1 | Контроль знаний по материалу, изученному в течение года | | | |
68 | Повторение за курс «Современная Хакасия. 10 класс». | 1 | | | | |