СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "За страницами учебника" (34 ч). Курс рассчитан на учащихся 6 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "За страницами учебника"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

с углубленным изучением иностранных языков

«ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

Приморского района Санкт-Петербурга







ПРИНЯТА

Педагогическим советом

ГБОУ школы № 43

Приморского района Санкт-Петербурга


Протокол № 1 от «___» ________ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 43

________________Л.В. Расторгуева


Приказ № 122-д от «___» ________ 2020 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА»

для обучающихся 6 классов

34 часа в год

Сроки реализации: 01.09.2020-25.05.2021










Разработчик:

учитель

Василькова Юлиана Сергеевна











Санкт-Петербург

2020

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Велика роль языка в воспитании школьника. Важно с первых дней пребывания детей в школе пробудить у них интерес к русскому языку, воспитать любовь к языку, расширить и углубить познания языка.

Познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей.

Актуальность программы — в формировании знаний по русскому языку, умений и навыков его использовать детьми разных национальностей, которые обучаются вместе.

Программа разработана с учетом с учетом психологических особенностей среднего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения.


2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся с использованием русского языка.

Задачи программы:

  1. Расширение кругозора учащихся.

  2. Развитие познавательного интереса к русскому языку.

  3. Развитие любознательности.

  4. Формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку.

  5. Способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий.

  6. Научить обучающихся делать осознанный выбор тех или иных особенностей русского языка для достижения целей в общении людей.

В результате освоения программы у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Познавательные:

  • Строить сообщения в устной и письменной формах.

  • Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

  • Делать осознанный выбор конструкций языка.

Личностные:

  • Любовь к языку, к людям.

  • Развитие эстетических чувств.

  • Патриотизма.

Регулятивные:

  • Уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

  • Уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.

Коммуникативные:

  • Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания.

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты с помощью языковых приемов.

  • Формулировать собственное мнение и позицию.

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

В результате освоения программы:

Каждый ученик поучит возможность научиться:

  • Работать со словарями.

  • Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах.

  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов использования возможностей русского языка в зависимости от конкретных условий.

Каждый ученик получит возможность для формирования:

  • Чувства любви к русскому языку, а с помощью языка — осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство использовать русский язык как важный инструмент общения людей.

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:

  • Целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.

  • Готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

  • Уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение.

  • Доброжелательность, доверие, внимание и любовь к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Формы работы:

  • Игры.

  • Беседы.

  • Поиск информации и ее анализ.

Форма учета умений и навыков — контрольные работы.

Материально-технические ресурсы: компьютер, словари, карточки с заданиями, книги, компьютерные презентации.


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы состоит из следующих блоков:

  1. Информационный блок информирование всех участников процесса (учеников, учителей, родителей) о роли русского языка в жизни нашей многонациональной страны, о возможностях языка для развития коммуникативных навыков школьников.

  2. Диагностический блок проведение диагностики (контрольные работы, наблюдение) среди учащихся с целью выявления психологического климата в группах обучающихся, их знаний и умений, эмоционального состояния учащихся.

  3. Практический блок — обучение учащихся конструкциям языка, приемам его использования в устной и письменной формах.

Занятия строятся в следующей последовательности: введение понятия, отработка и закрепление навыка. Продолжительность занятия не должна превышать 35 минут в 1-2 четвертях и 45 минут — в 3-4 четвертях, количество учеников в группе: 12-20 человек.

Задача учителя — создание доверительной обстановки, чтобы каждый учащийся имел возможность проявить себя и не боялся ошибок.


Тематический план


№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Сроки проведения

1

Вводное занятие. План работы.

1

сентябрь

2

Славянская азбука.

1

сентябрь

3

Азбучный имяслов.

1

сентябрь

4

История буквы ять.

1

сентябрь

5

Современные приметы старинных слов.

1

октябрь

6

Исторические изменения в составе слова.

1

октябрь

7

К истокам слова.

1

октябрь

8

Развитие речи. Сжатое изложение.

1

октябрь

9

Орфоэпия. Московская норма произношения.

1

ноябрь

10

Московские нормы произношения.

1

ноябрь

11

Как говорят в моей семье.

1

ноябрь

12

Живое слово Владимира Ивановича Даля.

1

ноябрь

13

Подвиг В. И. Даля.

1

декабрь

14

Лексическое значение слова.

1

декабрь

15

Заимствованные слова в русском языке.

1

декабрь

16

Заимствования из латинского языка.

1

декабрь

17

Друг и враг человеческий.

1

январь

18

Крылатая мудрость народа.

1

январь

19

Источник происхождения фразеологизмов.

1

январь

20

Роль фразеологизмов в художественном тексте.

1

февраль

21

«Великое русское слово»

1

февраль

22

«Наш дар бессмертный — речь»

1

февраль

23

«Наш дар бессмертный — речь»

1

февраль

24

Творцы языка словенского.

1

март

25

Творцы языка словенского.

1

март

26

Писатели о русском языке.

1

март

27

Память слова.

1

март

28

Трудно ли говорить по-русски.

1

апрель

29

«Язык, великолепный наш язык»

1

апрель

30

Развитие речи.

1

апрель

31

Развитие речи.

1

апрель

32

Развитие речи.

1

май

33

Развитие речи.

1

май

34

Развитие речи.

1

май

Итого

34 часа









Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие. План работы.

1


2

Славянская азбука.

1


3

Азбучный имяслов.

1


4

История буквы ять.

1


5

Современные приметы старинных слов.

1


6

Исторические изменения в составе слова.

1


7

К истокам слова.

1


8

Развитие речи. Сжатое изложение.

1


9

Орфоэпия. Московская норма произношения.

1


10

Московские нормы произношения.

1


11

Как говорят в моей семье.

1


12

Живое слово Владимира Ивановича Даля.

1


13

Подвиг В. И. Даля.

1


14

Лексическое значение слова.

1


15

Заимствованные слова в русском языке.

1


16

Заимствования из латинского языка.

1


17

Друг и враг человеческий.

1


18

Крылатая мудрость народа.

1


19

Источник происхождения фразеологизмов.

1


20

Роль фразеологизмов в художественном тексте.

1


21

«Великое русское слово»

1


22

«Наш дар бессмертный — речь»

1


23

«Наш дар бессмертный — речь»

1


24

Творцы языка словенского.

1


25

Творцы языка словенского.

1


26

Писатели о русском языке.

1


27

Память слова.

1


28

Трудно ли говорить по-русски.

1


29

«Язык, великолепный наш язык»

1


30

Развитие речи.

1


31

Развитие речи.

1


32

Развитие речи.

1


33

Развитие речи.

1


34

Развитие речи.

1



Итого:

34 часа



4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г

  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.

  3. Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005 г.

  4.  Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.

  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения

  6. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

  7. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

  8. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.

  9. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

  10. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

  11. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

  12. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

  13. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007


Список литературы для учащихся


  1. Иванова В.А., Потиха З.А. Занимательно о русском языке. Москва. Дрофа.2008

  2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

  3. Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

  4. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.