СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Мой край - Сибирь» Духовно -нравственной направленн уровень основного общего образования

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край -Сибирь"

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Мой край - Сибирь» Духовно -нравственной направленн уровень основного общего образования»



муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новосёловская средняя школа» Убинского района Новосибирскойобласти

ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей ________________________________

от «_30___» августа 2015 года № 1___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________ __________________

от «_30_____» августа 2015 года

ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей ________________________________

от «_30___» августа 2016 года № 1___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________ __________________

от «_30_____» августа 2016 года

ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей ________________________________

от «__29__» августа 2017 года № _1__

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________ __________________

от «___29___» августа 2017 года

ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей ________________________________

от «_30___» августа 2018 года № ___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________ __________________

от «_30_____» августа 2018 года

ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей ________________________________

от «_30___» августа 201 года № ___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________ __________________

от «__30____» августа 2019 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

внеурочной деятельности

«Мой край - Сибирь»

Духовно -нравственной направленности

уровень основного общего образования

(5-9 классы)


Составитель:



_____ Дмитриева Н.А.

2019





1Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мой край - Сибирь»




3-20

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Мой край - Сибирь» с указанием форм организации и видов деятельности



21- 32

3.Тематическое планирование

32



















1.Планируемые результаты изучения учебного предмета ««Мой край - Сибирь»


Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметные результаты

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия


- овладение обучающимися основами читательской компетенции;

- приобретение навыков работы с информацией;

- участие в проектной деятельности


Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности


Обучающийся сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.


3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или


  • самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  • 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.


Обучающийся сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и

соподчиненных ему слов;


  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;


  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания


живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.



  • 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.


Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);


  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии

  • с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации



  • непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  • 13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты освоения курса истории родного края предполагают, что у учащегося будут сформированы:

1. целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории; о месте и роли сибирского региона в истории России.

2. базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

3. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

4. способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

5. умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

6. умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

7.  уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


5 класс

Личностные результаты:

основной школы включают:

— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

— осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;


Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:


— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;


Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;


6 класс


Личностные результаты:

основной школы включают:

— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

— осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;


— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей пози ции и ответственному поведению в современном обществе;


Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:


— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;


Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;


— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);


7 класс


Личностные результаты:

основной школы включают:

— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

— осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;


— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей пози ции и ответственному поведению в современном обществе;


— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей совре менной цивилизации, уважение прав и свобод человека;


Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:


— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;


Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;


— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);




8 класс


Личностные результаты:

основной школы включают:

— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

— осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;


— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей пози ции и ответственному поведению в современном обществе;


— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей совре менной цивилизации, уважение прав и свобод человека;


Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:


— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;


Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;


— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);




  1. Класс

Личностные результаты


— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

— осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей совре менной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей пози ции и ответственному поведению в современном обществе;

— понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.


Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);

— использование современ ных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;

— способность решать творческие задачи, представлять ре зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; — владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников.


2.Содержание курса внеурочной деятельности «Мой край - Сибирь»


  1. Класс

Содержание курса внеурочной деятельности


Формы организации внеурочной деятельности


Виды внеурочной деятельности


1

Введение. О чём рассказывает наука история Как воссоздаётся история.

Знакомство с книгой «История Новосибирской области»

Работа с книгой «История Новосибирской области».Работа с историческими источниками.

2

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России..

Экскурсия

Работа с картой

3

Новосибирской область на карте. История Убинского района. История появления села Колмакова

Историческая экскурсия

Составить путеводитель География Новосибирской области

Интернет ресурсы.

4

История появления села Новосёлова

экскурсия

Практическое занятие Раб. с источниками,

5

Известные люди Убинского района Поэты и художники

Экскурсия в сельскую библиотеку

Знакомство с газетой «Убинский вестник»

6

Начало Великой Отечественной войны. Убинский район в годы войны. Героизм жителей района на фронтах войны.

Экскурсия в сельскую библиотеку

Экскурсия в сельскую библиотеку Знакомство с книгой Памяти новосибирской области

7

История войны на страницах местных печатных изданий.

Чтение исторической литературы

Экскурсия в сельскую библиотеку

8

Книги Памяти

Чтение исторической литературы

Экскурсия в сельскую библиотеку

9

Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др

Экскурсия



10

Земляки – Герои Советского Союза. История войны на страницах местных печатных изданий. Как жили люди во время войны.

Историческая экскурсия

Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян.

11

История Убинского района Новосибирской области . Земляки – Герои Советского Союза.

Выполнение творческих заданий.

Устный журнал «Голоса истории живые».

12

Послевоенные годы. Оформление и защита творческих работ. Встречи с интересными людьми с целью сбора материала.

Выполнение творческих заданий

умения делать сообщения, составлять рассказ

13

Моя родословная. Как составить генеалогическое древо

проектная.

Практическое занятие.

14

Разработка исследовательских проектов. Генеалогическое древо.

проектная.


15

Моя родословная. Как составить генеалогическое древо

проектная.

Создание презентации «Эпоха звонкого металла»


16


История моей семьи.

проектная.


17

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала

проектная.

Защита проекта





  1. Класс




Содержание курса внеурочной деятельности


Формы организации внеурочной деятельности


Виды внеурочной деятельности


1

Введение. Моя Родина – Россия.

Знакомство с книгой «История Новосибирской области»

Работа с книгой «История Новосибирской области».Работа с историческими источниками.

2

Топонимический словарь Новосибирской области.

Работа Эл. ресурс. Режим доступа:

http://ilia-romantic.narod.ru/ Беседа

Практическое занятие Раб. с источниками, Работа с о словарём

3

Топонимика.

Историческая экскурсия Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.toponimika.ru/

Практическое занятие Раб. с источниками, Интернет ресурсы.

4

Топонимика.

Историческая экскурсия Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

Практическое занятие Раб. с источниками,

5

Бараба – страна диковинная.

Познавательная экскурсия Мордкович. Эл. ресурс. Режим доступа:

 http://barabinsk.net/ Беседа

Экскурсия

6

Скифы. Строители степных пирамид.

Познавательная экскурсия Эл. ресурс. Режим доступа:

 http://www.balatsky.ru/Историческая экскурсия

Экскурсия

7

Скифы. Строители степных пирамид.

Эл. ресурс. Режим доступа:

 http://www.balatsky.ru/Историческая экскурсия

Экскурсия


Скифы. Строители степных пирамид.

Познавательная экскурсия Эл. ресурс. Режим доступа:

 http://www.balatsky.ru/

Экскурсия

8

Удивительная находка российских археологов – алтайская леди

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.websib.ru/ Беседа. Историческая экскурсия

Путешествие

9

Наука в Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.sbras.ru/                                                               


9

Красная книга России.

Познавательная экскурсия Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.biodat.ru/ обмен информацией


Работа над проектом


10

Реки Сибири.

Познавательная экскурсия Реки Сибири. Работа с картой Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

Создание презентации

11

Новосибирский край – озеро Карачинское.

Выполнение творческих заданий. Эл. ресурс. Режим доступа: http://nsokarachi.ru/

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы.

12

Природа и климат озера Карачи

Познавательная экскурсия .Эл. ресурс. Режим доступа: http://nsokarachi.ru/


13

Праздники русского народа.

Выполнение творческих заданий

умения делать сообщения, составлять рассказ

14

Праздники татарского народа.

Обмен информацией.

Практическое занятие. Подготовка проектов

15

Обряд имя наречения у Сибирских татар.

Обмен информацией.

Путешествие

16

Алтайские народные праздники.

ПознЭл. ресурс. Режим доступа: http://turkolog.narod.ru/

Путешествие

17

Защита проектов

Обмен информацией.

Выступления

18

Подведение итогов






7 класс

Содержание курса внеурочной деятельности


Формы организации внеурочной деятельности


Виды внеурочной деятельности


1

Введение. Западная Сибирь в 13—16 веках Как воссоздаётся история.

Лекция и беседа

«История Сибири»

Рабочая тетрадь

Кузнецова Ф.С.


Географическая характеристика Новосибирской области. (6часов.)



2

У истоков Новосибирской области

Васюганье Растительный мир. Сообщества. Древние животные и растения Васюганья. (1час)

Историческая экскурсия

Составить путеводитель География Новосибирской области

Интернет ресурсы.

3

Бараба Внутренние воды. Животный и растительный мир Барабы. (1час)

Чтение исторической литературы

Практическое занятие Раб. с источниками, картой,

4

Кулунда Кулундинские степи. Природная зона и природоохранные работы. Основные типы растительности и животного мира Кулунды(1час)

Лекция и беседа

Практическое занятие Раб. с источниками, картой,

5

Приобье Приобское плато. Обское водохранилище и его значение. Животные. Ископаемые древние. Боры Приобья. Ландшафты Приобья(1час)

Историческая экскурсия

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

6

Палеолитические памятники в Новосибирской области

Чтение исторической литературы

Работа . с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ

7

Изучение исторических источников.

Чтение исторической литературы

Практическое занятие. Раб. с источниками


Когда ушёл ледник. 4 часа.




8

1.Новая эпоха каменного века на территории Новосибирской области.

Познавательная экскурсия

Создание презентации «Новая эпоха каменного века на территории Новосибирской области»

9

Жизнь и занятия людей эпохи неолита

Выполнение творческих заданий.

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы.

10

Представление людей о мире эпохи неолита.

Выполнение творческих заданий

умения делать сообщения, составлять рассказ

11

Изучение исторических источников.

.

Практическое занятие.


Эпоха звонкого металла.


Создание презентации «Эпоха звонкого металла»


12

Жизнь людей в бронзовом веке.

Чтение исторической литературы

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

13

Ранний бронзовый век. Усть-тартасская культура.

Выпуск исторических газет

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

14

Развитая бронза. Одиновская культура..

Выпуск исторических газет

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

15

Кротовская культура.

Выпуск исторических газет

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

16

Андроновская культура.

Выпуск исторических газет

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

17

Ирменская культура.

Выпуск исторических газет

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

18

Изучение исторических источников.

Чтение исторической литературы

Практическое занятие.


Когда грифон парил над миром.


Создание презентации «Когда грифон парил над миром»

19

Становление скифского мира.

Чтение исторической литературы

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

20

Саргатская культура.

Написание рефератов и докладов

умения делать сообщения, составлять рассказ

21

Кулайская культура.

Написание рефератов и докладов

умения делать сообщения, составлять рассказ

22

Большереченская культура.

Написание рефератов и докладов

умения делать сообщения, составлять рассказ

23

Изучение исторических источников.


Практическое занятие.


Железные волки тайги и степей.


Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

24

У истоков древнетюркской эпохи. Эпоха Средневековья.

экскурсия

Создание презентации «Железные волки тайги и степей»

25

Потчевашская культура.

Написание рефератов и докладов

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

26

Верхнеобская культура.

Написание рефератов и докладов

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

27

Сротскинская культура.

Написание рефератов и докладов

умения делать сообщения, составлять рассказ

28

Изучение исторических источников

Чтение исторической литературы

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы


У границ кочевых империй.



29

Венгеровская культура.

Написание рефератов и докладов

умения делать сообщения, составлять рассказ

30

Басандайская культура.

Написание рефератов и докладов

умения делать сообщения, составлять рассказ

31

Кыштовская культура.

Написание рефератов и докладов

Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

32

Тюркоязычное население

Написание рефератов и докладов

Работа с исторической литературой

33

Изучение исторических источников.

Чтение исторической литературы

Практическое занятие. умения делать сообщения, составлять рассказ

34

Венгеровская культура.

Написание рефератов и докладов

умения делать сообщения, составлять рассказ

35

Басандайская культура. Кыштовская культура.

Написание рефератов и докладов

Работа с исторической литературой





  1. класс


Содержание курса внеурочной деятельности


Формы организации внеурочной деятельности


Виды внеурочной деятельности


1

Введение


Работа с картой, понятиями

2

На Восточных рубежах России. Освоение Сибири. XVII век

Исторические экскурсии

Работа с картой, понятиями, Хар-ка политики Рос. Гос-ва в Сибири в 17 веке, соотносить события

3

Сибирские пограничные линии

Исторические экскурсии

Раб. с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ

4

На край Земли

Исторические экскурсии

Раб. с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ

5

Сибирское казачество

Исторические экскурсии

Работа . с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ


Тема 1 Крестьянская колонизация и аграрная политика


Раб. с источниками, картой, иллюстрациями, делать выводы

6

Политика Российского правительства в Сибири Колонизация Сибири в 17 веке

Исторические экскурсии

Создание презентации «Крестьянская колонизация и аграрная политика»

7

Государственные и приписные крестьяне

Лектории

Раб. над понятиями, с таблицами

8

Переселение крестьян в Сибирь

Исторические экскурсии

Раб. с картой, документами, составлять рассказ

9

Русские морские экспедиции в Тихом океане


Раб. с картой, иллюстрациями, делать сообщения

11

Русские морские экспедиции в Тихом океане

Лектории

Раб. с картой, иллюстрациями, делать сообщения

12

Начало сибирского земледелия

Лектории

Раб. с картой, иллюстрациями, делать сообщения

13

Наш край в17 веке Наш край после падения Сибирского ханства

Исторические экскурсии

Раб. с картой, иллюстрациями, делать сообщения

14

Начало земледельческого освоения Новосибирского Приобья


Раб. с картой, иллюстрациями, делать сообщения

15

Устройство тракта через Барабинскую степь и её заселение

Исторические экскурсии

Раб. с картой, иллюстрациями, делать сообщения

16

Каинский уезд и город Каинск

Выпуск исторических газет

Создание презентации «Каинский уезд и город Каинск»

17

Образование Колывано- воскресенского (Алтайского) горного округа

Лектории

Раб. с картой, иллюстрациями, делать сообщения

18

Миграция крестьян в юго-западные районы нашего края

Лектории

Раб. с картой, иллюстрациями, делать сообщения

19

Изучаем исторические источники

практика

Практическое занятие.

20

Итоговое обобщение по теме «Освоение Сибири в 17 веке»

квн

Работа . с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ

21

Тема 2 «Народы Сибири и нашего края в XVII-начале XVIII в.в.»

Этнографическая карта Сибири

Практикум мини проекта

Работа . с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ

22

«Сибирь и наш край в XVIII веке»

Сибирские пограничные линии

Практикум мини проекта

Работа . с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ

23

Принудительные переселения крестьян в Сибирь


Практикум мини проекта

Работа с документам .Работа . с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ .

24

Принудительные переселения крестьян в Сибирь


Лектории

Работа с документам .Работа . с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ Круглый стол.

25

Принудительные переселения крестьян в Сибирь


Круглый стол.

Работа с документам .Работа . с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ Круглый с

26

Горнодобывающая и металлургическая промышленность

Исторические экскурсии

Работа . с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ

27

Горнодобывающая и металлургическая промышленность

Исторические экскурсии

Работа . с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ

28

Купечество Сибири

Исторические экскурсии

Создание презентации «Купечество Сибири»

29

Сферы предпринимательской деятельности

Лектории

умения делать сообщения, составлять рассказ

.

30

Купеческие династии

Исторические экскурсии


31

Народная культура и образ жизни сибиряков. Мир сибирской деревни

Практикум мини проекта

Практикум мини проекта «Народная культура и образ жизни сибиряков. Мир сибирской деревни»

32

Просвещение Сибири

Практикум мини проекта

Статья в газету «Просвещение Сибири17-18век.»

33

Политическая ссылка и её влияние на общественную жизнь

Круглый стол

умения делать сообщения, составлять рассказ

Круглый стол

34

Общественная жизнь горожан

Круглый стол

Интервьюирование горажан17-18века

35

Общественная жизнь горожан

Круглый стол

Выпуск печатной газеты «Ведомости»

статья «Общественная жизнь горожан»

34

Наш край в XVIII в.

проектная

Работа . с картой, умения делать сообщения, составлять рассказ

35

Наш край в XVIII в.

Защита проекта.












  1. класс




Содержание курса внеурочной деятельности


Формы организации внеурочной деятельности


Виды внеурочной деятельности


1

Тема1.Становление сибирской ссылки. Ссылка в 18 веке.

Круглый стол.

сообщения учащихся беседа


2

Ссылка в первой половине 19 века.




Декабристы в Сибири



3

Декабристы на каторге и поселении. Нерчинский край

Работа с историческими источниками

Работа с историческими источниками, сообщения учащихся, делают выводы

4

Петровский завод

Работа с историческими источниками

Работа с историческими источниками, сообщения учащихся, делают выводы

5

Значение ссылки декабристов

Конференция.

Конференция.

Работа с историческими источниками, сообщения учащихся, делают выводы

6

Петрашевцы

Круглый стол.


Работа с историческими источниками, сообщения учащихся, делают выводы

7

«Социально-экономическое развитие Сибири и нашего края в первой половине XIX века»


Семинарское занятие тема:

«Социально-экономическое развитие Сибири и нашего края в первой половине XIX века»

Работа с картой, текстом учебника, исторического источника, сравнение фактов, выводы

8

Сибирское казачество в первой половине XIX в.

Лектории

Создание презентации «Сибирское казачество в первой половине XIX в.»

Работа с картой, текстом учебника, исторического источника, сравнение фактов, выводы

9

Государственные крестьяне Сибири

Лектории

Деловая игра «Государственные крестьяне Сибири»

Характеристика сословия, сравнение положения гос. Кр –ян в Сибири с положением гос. Кр-ян в европейской части России

10

Сибирь в первой половине XIX века Переселение государственных крестьян в

Круглый стол


Круглый стол»

Работа с документом, текстом учебника, сравнение фактов, выводы

11

Переселение государственных крестьян

Круглый стол


Работа с документом, текстом учебника, сравнение фактов, выводы

12

Земледелие и скотоводство сибирских крестьян

Круглый стол


Работа с текстом , анализ источников, сообщения учащихся

13

Промыслы сибирских крестьян

Работа с текстом

Работа с текстом, анализ источника, выводы

14

Сибирский сухопутный тракт и его роль в жизни крестьянства

практикка

Проект. Тема «Сибирские крестьяне в XIX веке»

15

Кабинетское хозяйство Колыванско- Воскресенского (Алтайского) горного округа


Раб. с источниками, картой, , составление плана, сообщения


«Реформы 60-70-х гг.и особенности социально-экономического развития Сибири во второй половине XIX века»

практикка

Круглый стол «Реформы 60-70-х гг.и особенности социально-экономического развития Сибири во второй половине XIX века»

Работа с документом, текстом учебника, сравнение фактов, выводы

16

Крестьянская реформа в Сибири


Конференция «Крестьянская реформа в Сибири»

17

Изменения в переселенческой политике правительства после реформы

Работа с текстом

Работа с текстом, составление плана, сообщения

18

Промышленность Сибири во второй половине XIX в.

Исторические экскурсии

Работа с текстом, составление плана, сообщения

19

Промышленность Сибири во второй половине XIX в.

Исторические экскурсии

Работа с текстом, составление плана, сообщения

20

Купечество Сибири

Круглый стол


Проект «Купечество Сибири»

21

Сферы предпринимательской деятельности


Работа с текстом, составление краткого конспекта, сообщения

22

Купеческие династии

Работа с документами



«Народная культура и образ жизни сибиряков. Просвещение»


Работа с текстом, составление краткого конспекта, сообщения

23

Просвещение в Сибири в XIX веке

Работа с документами

Круглый стол «Просвещение в Сибири в XIX веке»

Работа с текстом, составление краткого конспекта, сообщения

24

Крестьянская семья. Усадьба и жилище

Работа с документами

Работа с текстом, составление плана, сообщения

25

Духовная культура сибирских крестьян


Работа с документами

26

Образ жизни и быт горожан нашего края в XIX веке

Исторические экскурсии

Работа со статистическим материалом, текстом

27

Народное просвещение и здравохранение



28

Изучение Сибири и развитие её научной жизни

Работа с текстом ,документами

Работа с текстом ,документами ,интернет ресурсами.

Создать презентацию « Культура Сибири в XIX веке

29

Литература и театр

Круглый стол


Оформление газеты

«Литература и театр в XIX веке»

30

Прикладное и изобразительное искусство, Архитектура

Работа с текстом ,документами

Выпуск исторических газет 

31

Выдающиеся личности Сибири

Конференция

Конференция « Выдающиеся личности Сибири»

32

Выдающиеся личности Сибири

Устный журнал

Работа с текстом ,документами

33

Взаимодействие культур


Защита проектов.

34

Место Сибири в составе Российского государства


Защита проектов.






3.Тематическое планирование «Мой край - Сибирь»


5 класс (17 часов)


Тема

Кол-во часов

1

Введение. О чём рассказывает наука история

1

2

Россия - Родина моя

1

3

История Убинского района.

3

4

Послевоенные годы.

1

5

Убинский район в годы Великой Отечественной войны.

6

6

Моя родословная

5



17


  1. класс (17 часов)


Тема

Кол-во часов

1

Введение. Моя Родина – Россия.

1

2

Топонимический словарь Новосибирской области.

3

3

Бараба – страна диковинная.

1

4

Скифы. Строители степных пирамид.

3

5

Удивительная находка российских археологов

1

6

Наука в Сибири.

1

7

Красная книга России.

1

8

Природа нашего края

1

9

Культура нашего края

5

10

Подведение итогов

1



17 часов



7 класс (35 часов)




Тема

Кол-во часов

1

Введение. Западная Сибирь в 13—16 веках

1

2

Географическая характеристика Новосибирской области.

6

3

Когда ушёл ледник.

4

4

Эпоха звонкого металла.

7

5

Когда грифон парил над миром.

5

6

Железные волки тайги и степей.

5

7

У границ кочевых империй.

7



35 часов


8 класс(35 часов)



Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

На Восточных рубежах России. Освоение Сибири. XVII век

3

3

Крестьянская колонизация и аграрная политика

14

4

«Сибирь и наш край в XVIII веке»


17



35 часов






9 класс (34часа)



Тема

Кол-во часов

1

Становление сибирской ссылки

2

2

Декабристы в Сибири

3

3

Петрашевцы

1

4

«Социально-экономическое развитие Сибири и нашего края в первой половине XIX века»

9

5

«Реформы 60-70-х гг.и особенности социально-экономического развития Сибири во второй половине XIX века»

7

6

«Народная культура и образ жизни сибиряков. Просвещение»

12



34 часа



Приложение №1



Список полезной литературы для учителя и учащихся.


№                     п./п.

Название

Автор, выходные данные

1.

Мир словарей.


2.

Толковый словарь С.И. Ожегова.


3.

Толковый словарь В.И. Даля.


4.

Моя Родина – Россия.

Сергеева Е.Г. Татарск. 2006.

5.

Нам здесь жить.

Калинина Н.М. Новосибирск. 2005.

6.

Топонимический словарь Новосибирской области.

Эл. ресурс. Режим доступа:

http://ilia-romantic.narod.ru/

7.

Топонимика России и мира.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.toponimika.ru/

8.

Топонимический словарь Новосибирской области.

Эл. ресурс. Режим доступа:

 http://www.eto-nsc.ru/

9.

Топонимика.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

10.

Топонимика.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/

11.

Бараба – страна диковинная.

Мордкович. Эл. ресурс. Режим доступа:

 http://barabinsk.net/

12.

Кунгурская летопись.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://historydoc.edu.ru/

13.

Герой Соц. Труда. Окладников Алексей Павлович.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://warheroes.ru/                                                                                                                               

14.

Троицкая Татьяна Николаевна.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.nspu.net/                                                       

15.

Наука в Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.sbras.ru/                                                               

16.

Полосьмак Наталья Викторовна.

Эл. ресурс. Режим доступа:                           http://www.infolio-press.ru/

17.

Наш край в древности и в средневековье.

Троицкая Т.Н., Соболев В.И. Новосибирск, 1996.

18.

Скифы. Строители степных пирамид.

Эл. ресурс. Режим доступа:

http://www.kirsoft.com.ru/

19.

Удивительная находка российских археологов – алтайская леди.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.websib.ru/

20.

Лаборатория ИИГСО.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://iigso_lab.nspu.net/

21.

Животные и растения Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

22.

Ландшафтные зоны и провинции Западно-Сибирской равнины. Лесостепная зона.

Эл. ресурс. Режим доступа:                          http://www.ecosy stema.ru/

23.

Красная книга России.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.biodat.ru/


24.

Реки Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

25.

Реки Восточной Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа:                                                                        http://bg-znanie.ru/

26.

Байкал – жемчужина Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа:

 http://www.bigcountry.ru/.

27.

Озёра Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

28.

На берегах озера Чаны.

Эл. ресурс. Режим доступа:                                http://www. ozero-chany.ru/

29.

Природа и климат озера Карачи.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://nsokarachi.ru/

30.

Новосибирский край – озеро Карачинское.

Эл. ресурс. Режим доступа:

 http://www.balatsky.ru/

31.

Амурский тигр.

Эл. ресурс. Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/

32.

Реки Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/

33.

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения.

Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.raipon.info/

34.

Коренные народы Севера.

Эл. ресурс. Режим доступа:                                             http: //www.eduhmao.cos.ru/

35.

Народы Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ 

36.

Одежда народов Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

37.

Культура повседневности старожилов Сибири.

Андюсев Б.Е. Эл. ресурс. Режим доступа: http://andjusev.narod.ru/

38.

Верхняя одежда народов Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/

39.

Этнографический музей под открытым небом «Торум-Маа».

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.admhmao.ru/

40.

Праздники народов Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

41.

Праздники народов России.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.tataroved.ru/

42.

Алтайские народные праздники.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.altai-tourist.ru/

43.

Праздники русского народа.

Эл. ресурс. Режим   доступа: http://school.collection.edu.ru/

44.

Татарские национальные блюда.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.tatar.ru/

45.

Путь в Сибирь.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.ikz.ru/                                         

46.

Первопроходцы Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

47.

История Сибири. Часть I. Присоединение к России.

Кузнецова Ф.С. Новосибирск, 1997.

48.

История Новосибирской области с древнейших времён до конца          XIX в.

Миненко Н.А.Новосибирск. 1983

49.

Ермак.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

50.

Тобольск.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.eurotob.ru/

51.

Моя Родина – Россия.

Сергеева Е.Г. Татарск. 2006.

52.

Фрагмент Кунгурской летописи II половины XVII в.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://historydoc.edu.ru/

53.

Русская Православная Церковь в освоении Сибири.

Покровский Н.Н. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.zaimka.ru/

54.

Политическая ссылка.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

55.

Ссылка и каторга в России.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://his.1september.ru/

56.

Шаманизм.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

57.

Традиции воспитания в Сибири.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

58.

Традиционное воспитание детей у народов Сибири.

Сборник статей. Под ред.    Кон И.С., Такеаши Ч.М. Л., 1988.

59.

Воспитание детей в России.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://gov.cap.ru/

60.

Обряд имя наречения у Сибирских татар.

Эл. ресурс. Режим доступа: http://turkolog.narod.ru/



40