СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки безопасности" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, вариант 8.2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где у обучающихся с ОВЗ закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей детей с РАС – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка с РАС умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе играет программа кружка «Уроки безопасности».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки безопасности" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, вариант 8.2»





























































  1. Пояснительная записка

Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где у обучающихся с ОВЗ закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей детей с РАС – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка с РАС умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе играет программа кружка «Уроки безопасности».

Программой предусмотрены обязательные практические занятия: работа с дидактическим материалом (в игровой форме); изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестры, фельдшера или врача), а также родителей учащихся (профессионалов-спасателей, пожарных, представителей МВД и МЧС России).

Изучение программы в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы.



  1. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса

Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся с РАС ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи курса:

  • обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

  • раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

  • прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

  • формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

  • воспитывать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

  • развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.

  1. Место курса в учебном плане


Программа рассчитана на 168 часов:

для учащихся 1 и 1 дополнительных классов составит по 33 часа в год, всего 66 ч,

для уч-ся 2 – 4 классов – по 34 ч. И предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю

Продолжительность одного занятия:

в 1 кл - 4 кл – по 40 минут


  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности


Воспитательный потенциал курса «Уроки безопасности» предполагает:

  • вовлечение обучающихся с ОВЗ в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

  • формирование детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся с ОВЗ и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

  • поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

  • поощрение  детских инициатив и детского самоуправления.


  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Уроки безопасности»


Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.


Метапредметные результаты:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
    приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
    развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
    освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование умений  взаимодействовать с окружающими,
    выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметные результаты.


1 и 1 дополнительный класс

Обучающиеся узнают:

- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое экологическая катастрофа, стихийное бедствие;

-основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;

- основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;

-общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;

-источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

-опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;

-наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;

-правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;


2 класс


Обучающиеся узнают:

-о влиянии на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;

- чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;

- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;

-опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты;

-чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;

-правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

-правила безопасного поведения в лесу, в поле;

-возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;

-ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;

3 класс


Обучающиеся узнают:

-от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;

-травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;

-какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;

-как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

- правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;

- виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;

- правила движения пешеходов по загородной дороге;

-обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него;

- правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;

4 класс


Обучающиеся узнают:

- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;

- признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;

- правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;

- как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;

- о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:

- ураган, буря, смерч (примеры, последствия);

- лесной пожар. Действия по его предупреждению.

- правила перехода дороги;

- правила движения на велосипедах;

- правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;

- основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;

- как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;

- меры пожарной безопасности при разведении костра;

- когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;

- основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).


  1. Содержание кружка «Уроки безопасности»

  1. и 1 дополнительный класс (33 и 33 часа, всего 66 часов)


Введение. Что такое безопасность? (2 ч).

Безопасное поведение в школе. (4 ч)

Экскурсия по школе. Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой.

Школа Светофоркина.(10 ч)

Для чего нужны правила дорожного движения. Диагностика уровня осведомлённости учащихся по ПДД и уровня сформированности практических умений ПДД. Дорога в школу. Формировать у школьников представления об особенностях дорожного движения осенью в связи с повышением опасности ДДТП.

Безопасное поведение  дома. (10 ч)

Как могут стать опасными обычные домашние вещи. Огонь – враг и друг. Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Правила поведения при пожаре. Если кто-то звонит в твою дверь. Правила личной безопасности, если оказался дома без взрослых.

Твоё здоровье. (10 ч).

Личная гигиена. Забота о глазах, уход за ушами, за зубами. Вырабатывать навыки гигиены зрения, заботы о сохранении зрения. Дать общее представление о строении органа слуха, познакомить с правилами ухода за ушами; развивать слуховое восприятие. Как следует питаться. Сформировать у детей представление о причинах болезни зубов и важности правильного питания в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Безопасное поведение в природе.(6 ч)

Опасные погодные условия. Влияние погоды на человека. Уметь правильно вести себя во время дождя, грозы, снегопада, гололёда. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Правила безопасности на воде. Узнать причины несчастных случаев на воде; повторить правильность действий при случившемся несчастье на льду. Осознать значимость соблюдения правил безопасного поведения на льду. Мы и животные. Познакомятся с группой опасных животных и насекомых. Научатся правилам защиты от опасных животных и насекомых.

Дорожно-транспортная безопасность. (10 ч.)

Безопасность пешеходов на дороге. Наш друг – светофор. Дорожные знаки. Игра «Узнай знак». Различать составные части дороги. Понимать различие между дорогой и улицей. Знать кто такие участники дорожного движения. Знать как вести себя в соответствии с правилами. Научить различать виды светофоров (транспортный и для пешеходов). Научить пользоваться сигналами светофора для обеспечения безопасности перехода проезжей части.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (6 ч)

Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. ( наводнение, землетрясение, пожар, ураган).

Безопасность в сети Интернет. ( 4 ч)

Компьютер-враг, друг, помощник? Компьютер и здоровье. Правила безопасного поведения в интернете.

Этикет – правила правильного поведения. (6 ч)

Как вести себя за сто­лом. Как вести себя в гостях. Как вести себя в обще­ствен­ных местах.


2 класс. (34 ч)


Введение. Что такое безопасность? (1 ч).

Безопасное поведение в школе. (1 ч)

Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой.

«Школа Светофоркина». ( 5 ч)

Как устроена дорога. Путь сообщения и элементы дороги; перекрестки. Участники дорожного движения. Экскурсионное занятие, разработка безопасного маршрута от дома до школы.

Безопасное поведение  дома. ( 5 ч)

Опасные места дома. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов. Запомните детки-таблетки не конфетки. Лекарственные средства могут причинить человеку, не только пользу, но и вред, стать причиной травм и заболеваний. Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой. Что и как надо делать в домашних условиях, чтобы не нанести ущерб домашнему имуществу.

Безопасное поведение на улице. (5 ч)

Опасности улицы. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.

Твой двор. Терроризм – это опасно! Если ты потерялся. Твои координаты.

Твоё здоровье. (5 ч)

Почему мы болеем? О причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как ор­ганизм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый об­раз жизни», ка­кие врачи помогают сохранить нам здоровье. Прививки от болезней. Что такое инфекци­онные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства. Как избежать отравле­ний. Признаки ле­карственных и пищевых отравлений. Как уберечься от поре­зов, уши­бов, переломов.

Безопасность в природе. (5 ч)

Правила поведения в лесу. Опасные растения. Опасные грибы .Научить распознавать ядовитые растения и грибы. Опасные насекомые и звери. Избегать опасности при встречах и общении с опасными насекомыми и животными. Опасные явления природы. Закрепить знания о природных явлениях окружающего мира, о правилах безопасности во время опасных природных явлениях, научить практическим действиям.

Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч.)

Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник. Путешествие в страну дорожных знаков.

Опасные ситуации на дороге. На загородной дороге.

Мы – пассажиры.

Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)

Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. Причины наводнений. Меры защиты человека. Безопасное поведение во время землетрясения.

Безопасность в сети Интернет. (2 ч)

Компьютер и компьютерные игры. Путешествие в страну «Безопасный интернет».


  1. класс ( 34 ч)

Введение. Что такое безопасность? (1 ч).

Безопасное поведение в школе. (1 ч)

Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой.

«Школа Светофоркина». (5 ч)

Берегись автомобиля . Виды транспорта. Различать транспорт, который мы видим в городах и посёлках, на земле, на воде и в воздухе. Движение пешеходов по улице и дороге. Безопасность на железной дороге.

Безопасное поведение  дома. (5 ч)

Как обращаться с электроприборами. Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Огонь, вода и газ. Знакомство с действиями при пожаре. Профессия пожарный. Уметь правильно действовать при аварии водопровода. Действия при утечке газа. Правила поведения с незнакомцами. Правила личной безопасности, если оказался дома без взрослых.

Безопасное поведение на улице. (5 ч)

Опасные места на улице, во дворе. С другом мы идем гулять. Усвоить несколько известных правил безопасного поведения на улице: вблизи строительной площадки, трансформаторной будки, на пустыре. Правила безопасности на льду. Правила поведения в толпе. Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника. Какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления. Наступает Новый год.

Безопасность в природе. (5 ч)

Как  люди  относятся  к природе? Как  должно  вести  себя   разумное  существо  в  природе? Осторожно, гололёд! Опасность схода снега с крыш. Метели, снежные бури, снегопады и сильные мороз. Формировать безопасное поведение в зимнее время, умения действовать в случае пребывания на морозе.

Как вести себя во время грозы. Познакомить учащихся с явлениями природы – грозой, молнией, громом; о роли этих явлений природы в жизни человека, о правилах поведения во время грозы.

Твоё здоровье. (5 ч)

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Научить общаться без напряжения и страха; думать о своих по­ступках; избегать при общении лжи; стараться пони­мать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации. Не грызи ногти, не ковы­ряй в носу. Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни. Обсуждение проблемы вредных привычек в классе. Как нужно одеваться. Показать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года. Формировать представления детей об одежде, ее связи с сезоном, возрастом, о материалах, из которых она изготовлена, и их качестве. Как вести себя за сто­лом. Как вести себя в гостях. Как вести себя в обще­ствен­ных местах. Научить сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по те­лефону; уметь по­мочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг.

Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч)

Из истории правил дорожного движения. Улица полна неожиданностей. Город и его транспорт. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Опасные ситуации на дорогах. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Мы – пассажиры. Правила для пассажира. Мы – велосипедисты. Правила для велосипедиста. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения».

Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)

Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. Причины наводнений. Меры защиты человека. Безопасное поведение во время землетрясения. Безопасное поведение во время урагана, смерча.

Безопасность в сети Интернет. (2 ч)

Какие опасности ждут школьника в сети Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете. Мошенничество в сети интернет.


  1. класс ( 34 ч)

Введение. Что такое безопасность? (1 ч).

Безопасное поведение в школе. (1 ч)

Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой. Как вести себя во время пожара в школе.

«Школа Светофоркина». (5 ч)

Правила перехода дороги: нерегулируемые переходы, регулируемые переходы, виды светофоров. Отработка умений безопасного движения на улице, объективной оценки ситуации на дороге. Научить различать виды светофоров (транспортный и для пешеходов). Мы пассажиры. Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить автобус и автомобиль. Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте.

Безопасное поведение  дома. (5 ч)

Профессия пожарный. Пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных). Предупреждение пожаров основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров. Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны. Пожар в лесу и на даче. Тест-викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности». Правила поведения в квартире без родителей. Лекарства и средства бытовой химии, как источники возможной опасности.

Безопасное поведение на улице. (5 ч)

Опасные места на улице, во дворе. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника. Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды. Безопасность на льду. "Учимся решать жизненные задачи". Тематическое спортивное ориентирование по станциям.

Безопасность в природе. (5 ч)

Если ты заблудился в лесу. Обеспечить усвоение учащимися мер безопасности в экстремальных ситуациях в природной среде: человек заблудился в лесу; научить ориентироваться с помощью компаса. Опасности отдыха на природе. Меры предосторожности при обращении с дикими животными. Информировать об основных опасностях отдыха на природе, профилактике укусов и отравлений. Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности при отдыхе на природе. Экологическая безопасность. Формирование экологической культуры, культуры поведения на природе. Обобщающее занятие. Викторина.

Твоё здоровье. (5 ч)

Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни. Обсуждение проблемы вредных привычек в классе. Злой волшебник та­бак. Злой волшебник ал­коголь. Злой волшебник нарко­тик. Почему некоторые привычки называ­ются вредными. Научить учащихся понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для сво­его здоровья поведение. Отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать поку­рить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предла­гать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим однокласс­никам, поддерживать и помогать членам своей семьи. Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и физические качества.

Дорожно-транспортная безопасность. ( 3 ч)

Как пешеходы и водители поделили улицу. Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного травматизма. Учите правила дорожного движения (практическое занятие).

Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)

Что такое ЧС? ЧС природного происхождения. Причины наводнений. Меры защиты человека. Безопасное поведение во время землетрясения. Безопасное поведение во время урагана, смерча.

Безопасность в сети Интернет. (2 ч)

Правила поведения в сети Интернет. Твоя безопасность в Интернете. Обеспечить усвоение учащимися мер безопасности при посещении сайтов Интернет- сети. Социальные сети в моей жизни. Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности при посещении социальных сетей. Обобщающее занятие. Викторина.


  1. Формы проведения занятий.

Формы проведения занятий: экскурсии, походы, беседы, викторины, коллективные творческие дела, трудовые дела, соревнования, конкурсы, практические занятия, уроки-беседы, просмотры тематических видеосюжетов, конкурсы, КТД.


  1. Тематическое планирование


1 и 1 дополнительный класс (66 часов)


п/п

Тема

занятия

Основные виды деятельности

обучающихся

Введение. (2 ч)

1-2

Что такое безопасность?

Ответы на вопросы учителя.

Безопасное поведение в школе.(4ч)

3-4

Экскурсия « Наша школа».

Экскурсия по школе.

5-6

Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой.

Знакомство с правилами поведения школьника.

Школа «Светофоркина» (10 ч)

7-8

Для чего нужны правила дорожного движения.

Знакомство с историей появления ПДД.

9-12

Выйду я на улицу.

Выполнение вводного теста на знание ПДД и уровня сформированности практических умений ПДД. Практическое занятие: «Опасность игр на дороге через фиксацию внимания на дороге, как особом объекте».

13-16

Дорога в школу.

Составление личного безопасного маршрута.

Безопасное поведение  дома. (10 ч)

17-18

Как могут стать опасными обычные домашние вещи.

Знакомство с тем, какие домашние предметы могут быть опасными. Просмотр видеоролика по теме.

19-20

Как человек огонь приручил.

Знакомство с эволюцией человека и необходимости использования огня. Знакомство с произведениями худ. литры об огне. Просмотр видеоролика по теме.

21-24

Огонь друг или враг.

Просмотр м/ф «Огонь-друг и враг человека»

Ответы на вопросы: Какую пользу приносит огонь человеку, и как человек научился управлять огнем? Какой вред может причинить огонь? Каковы последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Составление памятки о мерах предосторожности при обращении с огнем.

25-26

Если кто-то звонит в твою дверь.


Практическое занятие. Просмотр видеоролика по теме.

Твоё здоровье. ( 10 ч)

27-28

Личная гигиена.

Знакомство с понятием: личная гигиена. Правила личной гигиены. Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

29-30

Забота о глазах.

Называют внешние органы человека, делают вывод о необходимости сохранения физического здоровья, просмотр видеоролика по теме, практическое занятие

31-32

Уход за ушами.

33-34

Уход за зубами.

35-36

Как следует питаться

Практическое занятие: «Составление рациона питания младшего школьника», просмотр мульфильмов по теме занятия

Безопасное поведение в природе.(6 ч)

37-38

Опасные погодные условия. Влияние погоды на человека.

Провести наблюдения за элементами и явлениями погоды. Описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений. Формулировать правила поведения во время дождя, грозы, снегопада, гололёда.

38-40

Правила безопасности на воде.

Выделять по картинке причины несчастных случаев на воде; отрабатывать правильность действий при случившемся несчастье на льду.

41-42

Мы и животные.

Знакомство с группой опасных животных и насекомых. Формултровка правил защиты от опасных животных и насекомых под руководством учителя. Просмотр видеоролика по теме

Дорожно-транспортная безопасность. (10 ч.)

43-44

Безопасность пешеходов на дороге.

Различать составные части дороги. Понимать различие между дорогой и улицей. Знать кто такие участники дорожного движения. Знать как вести себя в соответствии с правилами.

45-46

Наш друг – светофор.

Различать виды светофоров (транспортный и для пешеходов). Пользоваться сигналами светофора для обеспечения безопасности перехода проезжей части. Практическое занятие на улице.


47-49

Дорожные знаки.

Называть и различать разные группы дорожных знаков. Практическая работа: рисунок дорожных знаков.

50-51

Игра «Узнай знак».

Отвечать на вопросы викторины.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (6 ч)

52-53

Что такое ЧС? ЧС природного происхождения.

Знакомство понятием «чрезвычайные ситуации». Просмотр видеоролика по теме

54-55

Наводнение.

Знакомство с причинами наводнений. Составление памятки « Осторожно! Весенний паводок».

56-57

Землетрясение.

Знакомство с причинами землетрясения. Формулировка правилалбезопасности при землетрясении.

Безопасность в сети Интернет. ( 4 ч)

58-59

Компьютер-враг, друг, помощник?

Составление памятки работы на компьютере.

60-61

Компьютер и здоровье. Правила безопасного поведения в интернете.

Правила работы с компьютером. Безопасность в интернете. Ответы на вопросы учителя.

Этикет – правила правильного поведения. (5 ч)

62

Как вести себя за сто­лом.

Правила поведения за столом. Практическое занятие.

63-64

Как вести себя в гостях.

Правила поведения в гостях. Практическое занятие.

65-66

Как вести себя в обще­ствен­ных местах.


Экскурсия. Правила поведения в общественных местах.


2 класс (34 часа)


п/п

Тема

занятия

Основные виды деятельности

обучающихся

Введение. (1 ч)

1.

Что такое безопасность?

Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации. Усвоить общие правила безопасности жизни. Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире.

Безопасное поведение в школе.(1ч)

2.

Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой.

Повторить правила поведения школьника.

Тест по теме занятия.

Школа «Светофоркина» (5 ч)

3-4.

Как устроена дорога.

Называть пути сообщения и элементы дороги; перекрестки. Отработка умений безопасного движения на улице, объективной оценки ситуации на дороге

5.

Как устроена дорога.

Экскурсионное занятие, разработка безопасного маршрута (разработать памятки)

6-7.

Участники дорожного движения.

Называть, кто относится к участникам дорожного движения.

Перечислять, как вести себя в соответствии с правилами.

Безопасное поведение  дома. (5 ч)

8.

Опасные места дома.

Усвоить несколько известных правил безопасного обращения с электрической энергией, поведением на балконе, подоконнике, в лифте.

9-10

Ни ночью ни днем не балуйтесь с огнем.

Называть меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Просмотр видеофильма.

11.

Запомните детки-таблетки не конфетки.

Просмотр видеоролика с последующим анализом.

12.

Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой.

Составление памятки энергосбережения.

Безопасное поведение на улице. ( 5 ч)

13.

Опасности улицы.


Усвоить несколько известных правил безопасного поведения на улице: вблизи строительной площадки, трансформаторной будки, на пустыре. Избегать опасные места во время прогулки на улице.

14.

Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.

Уметь правильно действовать при встрече с незнакомцами. Перечислять правила личной безопасности, если оказался дома без взрослых. Понимать, какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления.

15.

Твой двор.

Различать, какие опасные зоны имеет каждый населённый пункт. В каких местах нашего города надо быть особенно внимательным. Избегать опасные места во время прогулки во дворе.

16.

Терроризм – это опасно!

Изучить меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Повторить правила при похищении или захвата в качестве заложника. Запомнить номера телефонов экстренных служб.

17.

Если ты потерялся. Твои координаты.

Знать свой домашний адрес, имена родителей, место их работы, номер телефона родителей. Уметь обратиться за помощью. Запомнить номера телефонов экстренных служб.

Твоё здоровье. ( 5 ч)

18.

Почему мы болеем?

Называть возможные причины и признаки болезней, понимать значение выражения «здоровый об­раз жизни», просмотр видеоролика по теме

19.

Прививки от болезней

Называть, что такое инфекци­онные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужно прививаться

20.

Как избежать отравле­ний

Распознавать признаки ле­карственных и пищевых отравлений. Уметь оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях.

21.

Как уберечься от поре­зов, уши­бов, переломов.

Перечислять по таблице, какие бывают травмы. Научиться оказывать первую помощь при поре­зах, ушибах, перело­мах; при укусах насе­комых.

22.

Безопасность при любой по­годе.

Знать правила по­ведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза. Признаки перегре­вания и теплового удара.

Безопасное поведение в природе.(5 ч)

23.

Правила поведения в лесу.

Познакомиться с правилами безопасного поведения в лесу, с растениями, ягодами и грибами родного края. Научиться бережному отношению к природе.

24.

Опасные растения.

Познакомиться с тем, в в каких случаях человеку приходится защищаться от природы. Научиться распознавать ядовитые растения и грибы. Научиться избегать опасности при встречах и общении с опасными насекомыми и животными.

25.

Опасные грибы.

26.

Опасные животные.

27.

Опасные явления природы.

Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч.)

28.

Внимание, дорога! 

Просмотр м/ф «Светофор», «Мигающие человечки»

29.

Мы – пассажиры.

Просмотр и анализ м/ф «Пристегните ремни». Практическое занятие. Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом. Научиться обходить автобус и автомобиль. а) транспортная культура поведения. б) Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте.

30.

Движение пешеходов по улице и дороге .

Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)

31.

Причины наводнений. Меры защиты человека.

Познакомиться с причинами наводнений, действиями при наводнении. Составление памятки « Осторожно! Весенний паводок».

32.

Безопасное поведение во время землетрясения.

Викторина. Просмотр фильма.

Безопасность в сети Интернет. (2 ч)

33.

Компьютер и компьютерные игры.

Беседа по теме. Составление памятки работы на компьютере. Польза и вред компьютерных игр (ответы на вопросы учителя)

34.

Путешествие в страну «Безопасный интернет».

Повторить правила работы с компьютером.


3 класс (34 часа)


п/п

Тема

занятия

Основные виды деятельности

обучающихся

Введение. (1 ч)

1.

Что такое безопасность?

Рассуждать о том, как рождаются опасные ситуации. Усвоить общие правила безопасности жизни. Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире.

Безопасное поведение в школе.(1ч)

2.

Безопасное поведение в классе, коридоре, столовой.

Повторить правила поведения школьника

Школа «Светофоркина» (5 ч)

3-4.

Берегись автомобиля. Виды транспорта.

Учиться различать транспорт, который мы видим в городах и посёлках, на земле, на воде и в воздухе.

5-6.

Движение пешеходов по улице и дороге .

Вовторить правила дорожного движения. Как правильно перейти проезжую часть.

Правила пешехода. Движение пешеходов в непогоду и темноте, необходимость световозвращающих элементов в одежде пешехода.

7.

Безопасность на железной дороге.

Научиться правильно переходить железнодорожные пути для обеспечения безопасности. Просмотр видеофрагмента

Безопасное поведение  дома. (5 ч)

8.

Как обращаться с электроприборами.

Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Один дома». Называть основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.

9-10

Огонь, вода и газ.

Анализ конкретных ситуаций по картинкам.

11.

Профессия пожарный.

. Знать краткую историю возникновения пожарного дела. Различать пожарную технику по её функциональным особенностям.

12.

Правила поведения с незнакомцами.

Уметь правильно действовать при встрече с незнакомцами. Правила личной безопасности, если оказался дома без взрослых.

Безопасное поведение на улице. ( 5 ч)

13.

С другом мы идем гулять.

Знать, какие опасные зоны имеет каждый населённый пункт. В каких местах нашего города надо быть особенно внимательным. Запомнить номера телефонов экстренных служб:

а) Пожарная охрана.

в) Скорая медицинская помощь.

г) Полиция

15-16.

Правила поведения в толпе.

Называть меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта, как вести себя при похищении или захвата в качестве заложника.


17.

Наступает Новый год.

Знать причины возникновения пожаров в период НГ праздников. Понимать правила проведения эвакуации при угрозе жизни.Уметь ориентироваться при выборе способа эвакуации при проведении утренников и концертов.

Безопасность в природе. (5 ч)

18.

Как  люди  относятся  к природе?

Научиться соблюдать правила безопасного поведения в природе.

19.

Осторожно, гололёд!

Анализ конкретных ситуаций по картинкам, составление памятки.

20.

Опасность схода снега с крыш.

21.

Метели, снежные бури, снегопады и сильные мороз.

Учиться оказывать первую помощь при обморожении.

22.

Как вести себя во время грозы.

Познакомиться с явлениями природы – грозой, молнией, громом; формулировать правила поведения во время грозы.


Твоё здоровье. (5 ч)

23.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Научиться общаться без напряжения и страха; думать о своих по­ступках; избегать при общении лжи; стараться пони­мать своих родителей; учиться сдерживать себя в необходимой ситуации.

24.

Не грызи ногти, не ковы­ряй в носу.

Обсуждение проблемы вредных привычек .

25.

Как нужно одеваться.

Поимать зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года.

26-27.

Как вести себя за сто­лом. Как вести себя в гостях. Как вести себя в обще­ствен­ных местах.

Учиться сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по те­лефону, организовать свой досуг.

Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч.)

28.

Из истории правил дорожного движения.

Изучать историю возникновения ПДД.

29.

Город и его транспорт.

Повторить правила для пассажира.

30.

Мы – велосипедисты.

Повторить правила для велосипедиста.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)

31.

ЧС природного происхождения.

Просмотр видеофрагмента с последующим анализом.

32.

Безопасное поведение во время урагана, смерча.

Безопасность в сети Интернет. ( 2 ч)

33.

Какие опасности ждут школьника в сети Интернет.

Тест.

34.

Мошенничество в сети интернет.

Просмотр фильма.


4 класс (34 часа)


п/п

Тема

занятия

Основные виды деятельности

обучающихся

Введение. (1 ч)

1.

Что такое безопасность?

Ответы на вопросы учителя.

Безопасное поведение в школе.(1ч)

2.

Как вести себя во время пожара в школе.

Практическое занятие. Изучение плана эвакуации. Эвакуация.

Школа «Светофоркина» (5 ч)

3-5.

Правила перехода дороги.

Отработка умений безопасного движения на улице, объективной оценки ситуации на дороге. Практическое занятие.

6-7.

Мы пассажиры.

Презентация «Учим вместе ПДД»

Просмотр м/ф «Перекрёстки»

Практическое занятие

Безопасное поведение  дома. (5 ч)

8.

Пожарная охрана и ее задачи.

Просмотр видеоролика. Анализ конкретных ситуаций по картинкам.

9.

Пожар в лесу и на даче.

Называть причины возникновения пожаров в лесу и на даче. Порядок разведения костров на природе. Средства защиты и эвакуации.

10.

Викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности».

Отвечать на вопросы, оценивать друг друга в парах.

11.

Если вы остались дома одни.

Практическое занятие

12.

Лекарства и средства бытовой химии, как источники возможной опасности.

Просмотр видеофрагмента

Безопасное поведение на улице. (5 ч)

13.

Опасные места на улице, во дворе.

Просмотр видеофрагмента.

14.

Терроризм угроза человечеству.

Называть меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта.


15.

Действия, если ты оказался в заложниках.

Просмотр видеофрагмента.

16.

Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды.

Составление памяток. Конкурс рисунков и плакатов по теме. Безопасность на льду.

17.

Игра – путешествие

« Азбука безопасности».

Тематическое спортивное ориентирование по станциям.

Безопасность в природе. (5 ч)

18-19.

Если ты заблудился в лесу.

Учиться ориентироваться по компасу, природным приметам. Учиться различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды.

20.

Опасности отдыха на природе.

Научиться соблюдать правила безопасного поведения в природе.

21.

Экологическая безопасность.

Рисование по теме занятия

22.

Обобщающее занятие. Викторина.

Отвечать на вопросы, оценка ответов в парах

Твоё здоровье. (5 ч)

23.

Почему некоторые привычки называ­ются вредными.

Научиться понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); учиться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать правильное для сво­его здоровья поведение. Отвечать за своё решение; уметь противостоять, если кто-то будет предлагать поку­рить; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предла­гать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим однокласс­никам, поддерживать и помогать членам своей семьи.

24.

Злой волшебник та­бак.

25.

Злой волшебник ал­коголь.

26.

Злой волшебник нарко­тик

27.

Спорт в жизни людей.

Подготовка индивидуальных выступлений.

Дорожно-транспортная безопасность. (3 ч.)

28.

Как пешеходы и водители поделили улицу.

История возникновения ПДД.

Просмотр фильма.

29.

Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства.

Транспорт. Движение пешеходов и транспорта по улицам и дорогам. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного травматизма.

30.

Учите правила дорожного движения.

Практическое занятие. Праздник ПДД

Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (2 ч)

31.

ЧС природного происхождения.

Беседа по теме. Просмотр фильмов с последующим анализом.

32.

Безопасное поведение во время урагана, смерча.

Безопасность в сети Интернет. ( 2 ч)

33.

Социальные сети в моей жизни.

Практическое занятие

34.

Обобщающее занятие.

Викторина.



  1. Материально-техническое обеспечение

  1. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт.2008.

  2. Интернет-ресурсы:

Сайт «Начальная школа - детям, родителям, учителям» - http:www.Nachalka.com/

Prodlenka.org

www.zavuch.ru

  1. Компьютер  с выходом в Интернет;

  2. Экран и проектор;

  3. Аптечка

  4. Компас.

18