СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое Кольцо России" для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе обобщается опыт использования межпредметных связей на уроках окружающего мира, изо, технологии . Курс позволяет совершить путешествия по городам "Золотого Кольца России", узнать их историю, традиции прямо не выходя из школьного кабинета. Позволяет раскрыться творчески каждому, создавая свои мини-шедевры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Золотое Кольцо России" для начальной школы»

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Школа № 72» г. Ярославля









Авторская программа внеурочной деятельности

по курсу «Золотое кольцо России»

для детей 9 – 10 лет

(объём программы: 34 часа)

Направление: общекультурное

Срок реализации программы: 1 год





Составитель : Лищук Наталья

Владимировна,

учитель начальных классов















Г. Ярославль

2022



Пояснительная записка.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: воспитание духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, патриотизма, способности к успешной социализации в обществе. Так мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и культуре нужно считать приоритетным для образования в целом.

Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотичном общении с историей и искусством. Только совокупность многих художественных влияний помогает формированию эстетической культуры человека и патриотизма. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и правильное развитие его потенциальных духовных возможностей.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Золотое кольцо России» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

1. Закона «Об образовании РФ» ,

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

3. Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы» ,

4. Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, 5. Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования,

6. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина,

7. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015¬2025гг.).

В Концепции духовно-нравственного воспитания сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и творческий, будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Курс внеурочной деятельности «Золотое кольцо России» относится к предметам окружающий мир (раздел: история) и изобразительное искусство, дополняется вводным курсом в историю России, интегрируется с декоративно-прикладным искусством, литературой и тесно взаимосвязано со многими дисциплинами (природоведение, география и др.)



Актуальность программы

Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования является воспитание гражданственности, патриотизма. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как часть национальной культуры.

Группа формируется по запросам родителей, учителей и желанию самих детей. Программа рассчитана на 1 ч в неделю, 34 учебные недели х 1 час в неделю = 34 часа в год.

Цели и задачи курса



Цель курса: создание условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к русской истории, культуре и духовно-культурным ценностям, традициям русского народа через знакомство с городами малого Золотого кольца России.

В связи с этим задачами курса внеурочной деятельности являются:

- приобщение детей к русскому историко-культурному наследию, особенностям организации русским народом окружающего природного пространства;

- формирование представлений об общечеловеческих ценностях путем знакомства с русским историческим наследием;

- знакомство с отечественным искусством, народным творчеством, историей народа;

- развития общего кругозора, знаний о жизни людей, природе, взаимосвязи человека и природы.

Направленность программы: способствовать возрождению духовности у юного поколения, прививать любовь к своей родной стране, давать дополнительные знания по истории, культуре и современной жизни старинных городов малого Золотого кольца России, знакомить учащихся с памятниками природы и деятельности человека, знакомиться с народными промыслами, ремёслами центральной России, приобщать детей к духовным традициям, воспитывать нравственные качества гражданина.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Предметные результаты:

• усвоение первоначальных сведений о русской истории, культуре и духовно-культурных ценностях, традициях русского народа и роли человека в них; владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования. владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; владение основами исторической грамотности, правилами духовно-нравственного поведения. знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Личностные результаты:

сформированы представления о русской истории, культуре и духовно-культурных ценностях, • традициях русского народа и роли человека; о Родине, малой Родине; • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, высоконравственного, здоровьесберегающего поведения; • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, страны, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов и т.д.); учиться планировать практическую деятельность на занятии; с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания самоконтроль и корректировка хода практической работы; самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, образцом, живописной композицией) оценка результата практической деятельности.

Коммуникативные УУД • ставить вопросы; • обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • определять цели, функции участников, способы взаимодействия; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; • • формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные УУД • ставить и формулировать проблемы; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. • установление причинно-следственных связей.

К концу обучения школьники должны знать: знать о культурном наследии России на примере изучения городов Золотого кольца России. знать традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своего • • города, района, области; • знать особенности методов наблюдения за окружающим миром.

К концу обучения школьники должны уметь: • подбирать материал о традициях, культурно-исторических событиях, достопримечательностях городов России. • уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.



Содержание изучаемого курса.

Этапы работы

Содержание

Виды деятельности

Организационные формы

1. Введение

Проведение вводной беседы с целью:

– формирования первичного представления об изучаемом объекте;

– формирования интереса к данной теме;

– создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

Знакомство с историей возникновения «Золотого Кольца России», городами, входящими в него.

Познавательная

Беседа, просмотр видеофильма, презентация

2 этап. Организация проектной и исследовательской, творческой работы по ходу изучения городов Золотого Кольца, их истории и народных промыслов.

Актуализация знаний

1. Выбор темы и целей работы

2. Определение количества участников проекта, состава группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Плановые работы

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления)

Продукт:

– отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);

– фильм, макет, сборник и др.;

– конференция, праздник и т.п.

-рисунок, чтение стихотворения, поделка в каком – то из народных стилей

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды Выработка плана действий (как можно это сделать?).

6.Определение основных методов:

– прочитать в книге;

– понаблюдать;

– посмотреть в Интернете;

– задать вопросы родителям, специалистам;

– подумать самостоятельно;

– посмотреть по телевизору и т.п.

7.Формулировка задач. Высказывание предположений, определение сроков работы. Сбор информации, решение промежуточных задач. Анализ информации. Формулировка выводов.

8.Оформление результата и представление его на занятии.

Познавательная, проблемно-ценностное общение, исследовательская, художественное и техническое творчество

Беседа, анкетирование, экскурсии, проведение экспериментов. Проведение исследований. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, схема, изображение символами, закладки.

3 этап. Представление готового продукта (презентация, другая форма защиты проекта по выбору ребенка)

Представление результата работы в разнообразных формах. Знакомство с готовой работой, ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов

Познавательная, проблемно-ценностное общение, игровая

Сообщение, презентация, инсценировки, викторины, выставки

4 этап. Оценка результатов работы

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

Познавательная, проблемно-ценностное общение

Беседа



Содержание занятий



Вводное занятие-1 ч.

Переславль Залесский – 3 ч.

Содержание темы.

История возникновения Переславля Залесского (слайды, презентации). Создание иллюстрации на тему.

Достопримечательности Переславля Залесского (видео, слайды, презентации). Красоты города. Озеро Плещеево. Создание иллюстрации на тему.

Герои земли Русской. Александр Невский.

Ростов Великий – 2 ч.

Содержание темы.

Возникновение и история Ростова Великого. Старинный русский город. Создание декоративной композиции, передача изменения настроения через цвет.

Финифть Ростова Великого . Выполнение композиции на тему.

Углич – 1 ч.

Содержание темы.

Возникновение и история появления названия города Углича. Волга. Монастыри и церкви Углича. Создание живописной композиции на тему.

Ярославль – 3 ч.

Содержание темы.

История возникновения и развития города. Географическое положение, его значение в развитии города. Памятники и музеи Ярославля. Создание художественной фантазии на тему «Необычный памятник».

Монастыри и соборы Ярославля. Виртуальная экскурсия по городу

Ярославль – родина первого русского театра. Волковский театр – истоки и современность. Постановка мини – спектакля.

Кострома – 2 ч.

Содержание темы.

История возникновения Костромы, восприятие через фотографии, видео, слайды. Костромской Кремль или старый город. Прослушивание песен о Костроме.

Ипатьевский монастырь. Виртуальное путешествие. Конструирование и роспись бумажных зданий.

Плёс – 2 ч.

Содержание темы.

История возникновения города. Восприятие их через слайды, видео, картины. Великолепные волжские пейзажи. Выполнение аппликации на тему.

Картины И.И.Левитана. Нежная влюбленность мастера в старинный город.

Суздаль - 2 ч.

Содержание темы.

История возникновения города. Восприятие их через слайды, видео, картины. Суздальский Кремль. Выполнение эскиза из глины, цветовое исполнение.

Богородице-Рождественский Собор – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Памятники старины, их гармония с окружающей средой. Выполнение композиции по мотивам природы, восприятие ее через фотографии, слайды и видеофильмы.

Владимир – 2 ч.

Содержание темы.

История возникновения названия города. Летопись города. Достопримечательности Владимира. Успенский Собор, Дмитриевский Собор, Крепостные Золотые Ворота (Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО). Лепка Ворот из пластилина.

Храмы Владимира. Сочинение собственного храма в художественной композиции.

Юрьев Польский - 1 ч.

Содержание темы.

История возникновения города. Летопись. Восприятие через слайды, видео, картины. Разнообразие природы, пейзажа. Выполнение коллективного декоративного панно.

Александров – 2 ч.

Содержание темы.

История возникновения названия города. Александровская слобода. Александровский Кремль. Виртуальное путешествие.

Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых. Литературное наследие. Конкурс чтецов «Наследие Цветаевых»

Сергиев Посад - 2 ч.

Содержание темы.

История возникновения города. Летопись. Восприятие через слайды, видео, картины. Троице-Сергиева лавра. (Объект всемирного наследия ЮНЕСКО). Панорамное путешествие.

Аксаковский дом в селе Абрамцево. Литературное наследие.

Романов-Борисоглебск – 3 ч.

Содержание темы.

История города. Восприятие через слайды, видео, картины. Храмы и соборы Романов-Борисоглебска. Фрески соборов. Гончарное производство в Романов-Борисоглебске. Лепка из глины столовой утвари.

Романов-Борисоглебск в почтовых открытках. Создание своей открытки.

Обобщение – 3 часа

Защита проектов – 5 ч.



Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Наименование раздела и тем

Формы работы, деятельность учащихся

1


Вводное занятие. Знакомство с историей появления Золотого Кольца России, его историей. Краткий обзор входящих в него городов и их особенностей.

 Беседа, виртуальная экскурсия, практическое занятие

2


Переславль Залесский

История возникновения Переславля Залесского (слайды, презентации). Создание иллюстрации на тему.

 Просмотр видеофильма, работа с тетрадью, создание иллюстрации и выставка готовых работ.

3


Достопримечательности Переславля Залесского (видео, слайды, презентации). Красоты города. Озеро Плещеево. Создание иллюстрации на тему.

Просмотр видеофильма, работа с тетрадью, создание иллюстрации и выставка готовых работ.

4


Герои земли Русской. Александр Невский.

Просмотр видеофильма. Исследовательская деятельность.

5


Ростов Великий

Возникновение и история Ростова Великого. Старинный русский город. Создание декоративной композиции, передача изменения настроения через цвет.

Просмотр видеофильмов, работа с тетрадью

6


Финифть Ростова Великого . Выполнение композиции на тему.

Просмотр видеофильма, работа с тетрадью, создание иллюстрации и выставка готовых работ

7


Углич .

Возникновение и история появления названия города Углича. Волга. Монастыри и церкви Углича. Создание живописной композиции на тему.


Работа с источниками информации в группах и индивидуально, работа с тетрадью

8


Ярославль

История возникновения и развития города. Географическое положение, его значение в развитии города. Памятники и музеи Ярославля. Создание художественной фантазии на тему «Необычный памятник».

Просмотр видеофильма, работа с тетрадью, создание иллюстрации и выставка готовых работ.

9


Монастыри и соборы Ярославля. Виртуальная ( реальная) экскурсия по городу


Экскурсия

10


Ярославль – родина первого русского театра. Волковский театр – истоки и современность. Постановка мини – спектакля.


Просмотр презентации, практическое занятие, посещение спектакля в Волковском театре

11


Кострома

История возникновения Костромы, восприятие через фотографии, видео, слайды. Костромской Кремль или старый город. Прослушивание песен о Костроме.

Посещение библиотеки, просмотр видеофильма
исследовательская деятельность

12



Ипатьевский монастырь. Виртуальное путешествие. Конструирование и роспись бумажных зданий.


Экскурсия, практическое занятие. Выставка поделок.

13


Плёс

История возникновения города. Восприятие их через слайды, видео, картины. Великолепные волжские пейзажи. Выполнение аппликации на тему.


Просмотр видеофильма, работа с тетрадью, создание иллюстрации .Выставка детских рисунков, поделок.

14


Картины И.И.Левитана. Нежная влюбленность мастера в старинный город.

Выставка рисунков, фотографий, показ слайдов по теме. Прослушивание сообщений учащихся

15


Суздаль

История возникновения города. Восприятие их через слайды, видео, картины. Суздальский Кремль. Выполнение эскиза из глины, цветовое исполнение.

Просмотр видеофильма, работа с тетрадью, создание иллюстрации .Выставка детских рисунков, поделок.

16


Богородице-Рождественский Собор – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Памятники старины, их гармония с окружающей средой. Выполнение композиции по мотивам природы, восприятие ее через фотографии, слайды и видеофильмы.


Просмотр видеофильма, работа с тетрадью, создание иллюстрации .Выставка детских рисунков, поделок.

17


Владимир

История возникновения названия города. Летопись города. Достопримечательности Владимира. Успенский Собор, Дмитриевский Собор, Крепостные Золотые Ворота (Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО). Лепка Ворот из пластилина.

Просмотр видеофильма, работа с тетрадью, создание Ворот из пластилина.Выставка детских рисунков, поделок

18


Храмы Владимира. Сочинение собственного храма в художественной композиции.


Просмотр видеофильма, работа с тетрадью, создание иллюстрации .Выставка детских рисунков, поделок

19


Юрьев Польский

История возникновения города. Летопись. Восприятие через слайды, видео, картины. Разнообразие природы, пейзажа. Выполнение коллективного декоративного панно.


Просмотр презентации. Работа по созданию продуктов коллективной деятельности.

20


Александров

История возникновения названия города. Александровская слобода. Александровский Кремль. Виртуальное путешествие.


Просмотр презентации, виртуальная экскурсия.

21


Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых. Литературное наследие. Конкурс чтецов «Наследие Цветаевых»


Просмотр видеофильма, работа с тетрадью. Конкурс чтецов.

22


Сергиев Посад .

История возникновения города. Летопись. Восприятие через слайды, видео, картины. Троице-Сергиева лавра. (Объект всемирного наследия ЮНЕСКО). Виртуальное путешествие.


Просмотр презентации, виртуальная экскурсия.

23


Аксаковский дом в селе Абрамцево. Литературное наследие.


Просмотр презентации, виртуальная экскурсия. Конкурс чтецов.

24


Романов Борисоглебск

История города. Восприятие через слайды, видео, картины. Храмы и соборы Романов-Борисоглебска. Фрески соборов.

Выступления учащихся, просмотр презентации, выставка рисунков и фотографий.

25


Гончарное производство в Романов-Борисоглебске. Лепка из глины столовой утвари.


Просмотр видеофильма, практическая работа.

26


Романов-Борисоглебск в почтовых открытках. Создание своей открытки.


Просмотр видеофильма, работа в тетради по созданию своей открытки. Выставка работ.

27




Обобщение

«Мое «Золотое Кольцо»


Просмотр видеофильмов, отгадывание ребусов, загадок.

28


Секреты «Золотого Кольца»

Прослушивание сообщений учащихся, выставка рисунков

29


Сказочные герои «Золотого Кольца»

Просмотр презентации, викторина. Инсценировка отрывков сказок.

30


Создание и защита проектов

Планирование работы над проектом по теме «Золотое Кольцо России», показ видеофильма и фотографий. Выбор тем сообщений

Показ видеофильма и фотографий

31


Планирование работы над проектом по теме «Золотое Кольцо России», показ видеофильма и фотографий. Выбор тем сообщений

Показ видеофильма и фотографий

32


Выступления учащихся с презентациями проектов по теме «Золотое Кольцо России».

Прослушивание сообщений учащихся, выставка рисунков

33


Выступления учащихся с презентациями проектов по теме «Золотое Кольцо России».

Прослушивание сообщений учащихся, выставка рисунков

34


Выступления учащихся с презентациями проектов по теме «Золотое Кольцо России».

Выступления учащихся.



ИТОГИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе реализации программы «Золотое кольцо России» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Результаты распределяются по трем уровням.

Первым уровнем результатов освоения программы «Золотое кольцо России» будут духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в виртуальных экскурсиях, презентациях, конкурсах рисунков, поделок.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к русской истории, культуре и духовно-культурным ценностям, традициям русского народа. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в заочных путешествиях по родному краю, в исследовательской работе, в творчестве и т.п.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью педагог планирует мероприятия: выезды на экскурсии, в музеи, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы.

Формы подведения итогов реализации программы.

• Участие в школьных олимпиадах по краеведению

• Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.

• Фоторепортажи о посещении исторически-значимых и культурных мест, музеев

• Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в городе



КРИТЕРИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАНЯТИЙ

Критерии для определения результатов занятий:

• вовлеченность обучающихся в занятия (количественный состав и его сохранность в течение учебного года, сформированность активной позиции учеников на занятиях);

• продуктивность занятий (умение выполнять элементы на всех уровнях сложности);

удовлетворенность участников внеурочной деятельности (учителя, обучающихся, родителей или законных представителей) занятиями, желание продолжать их.

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Золотое кольцо России» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» или в Приложении - диагностические материалы и проверочные задания. Можно использовать также методику изучения уровня воспитанности, наблюдения педагогов и родителей, различные методики, рекомендованные школьными психологами.



ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Можно использовать следующие формы организации занятий: занятие или серия занятий-путешествий; занятие-осмысление; серия занятий, связанных одной темой; художественное событие; создание и защита проектов.

Серии занятий-путешествий могут быть посвящены изучению истории городов.

Занятия, связанные одной темой, рассчитанной на несколько занятий и основанные на доминирующих для данного возраста видах творческой деятельности (изобразительное искусство, устное слово, музыка и др.) позволят детям, занимающимся внеурочной деятельностью, наиболее полно усвоить предложенный материал и активно участвовать в художественном творчестве.

При разработке занятий был ведущим следующий методический принцип, сформулированный В.Полуниной – «триединство художественно-воспитательных целей»: «от воспитания основ эмоциональной культуры восприятия прекрасного в искусстве и окружающей нас природе, через практическое изучение отдельных сторон идейно-художественной ценности памятников искусства – к творчеству личному, обогащенному общением ребенка с искусством»2.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо – туристические технологии, проектные технологии.



ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ




Наименование объектов и средств материально-технического    обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция.

Методические пособия:

Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства.

М.: Владос, 2004.




Мошковская М.А. 100 храмов золотого кольца России. М.: Бертельсманн, 2011.




В пособии рассмотрены особенности методики организации уроков изобразительного искусства, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.




Книга приглашает в увлекательное путешествие по Золотому кольцу: в праздничный многоглавый Ярославль, Суздаль, полный удивительных колокольных звонов, Троице-Сергиеву Лавру - сердце русской святости, и в другие города; рассказывает о развитии русской церковной архитектуры, о беззаветном служении русских святых и сокровищах Православия, многие из которых были уничтожены, но сегодня возрождаются из руин. В книге представлены такие всемирно известные шедевры зодчества, как Дмитриевский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и Георгиевский собор Юрьева-Польского, храмы ростовского кремля, Переславля и Углича. Кто и когда создавал их? Память о каких событиях и людях хранят их древние стены? "100 храмов Золотого кольца России" - не только тысячелетняя история зодчества. Это образ самой России с ее победами и поражениями, трагедиями и торжествами, это ее прошлое, настоящее и будущее.

Орлова Н.Г. Золотое кольцо России. М.: Белый город, 2011.


















Старинные города, располагающиеся вокруг Москвы, образуют "Золотое кольцо России». История, архитектура, церковные росписи - на всем приметы величия духа русского человека, всегда готового дать отпор врагу.

Это единственная в своем роде серия книг для детей, наиболее полно раскрывающая перед юным читателем весь уникальный мир русской истории.




Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по темам курса.

Слайды (диапозитивы) по основным темам курса.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска. Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, и др. видов бумаги. Заготовки природного материала.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.



Для полного обеспечения прохождения курса « Золотое кольцо России» мной разработаны:

для учащихся

- рабочая тетрадь на печатной основе, в которой содержится практический материал к занятиям по разделам и темам,

Для учителя:

- тематическое планирование ,

- планируемые результаты. Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы. Основанием для "планируемых результатов" к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ города Ярославля «СОШ №72»,

-методические материалы к урокам (конспекты, технологические карты, викторины, тесты, игровой материал), которые окажут помощь в проведении занятий




Рекомендуемая литература.

.

Информационные ресурсы:

Для педагога:

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М. Айрис¬Пресс, 2002

2.Антонова Ю.Е., Левина Л.В.и др.Как научить детей любить Родину. – М.Аркти, 2003 3.Булдаков К.А. Костромской край. Часть 1. Верхнее¬Волжское книжное издательство, 1978.

4.Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.

5.Данилюк, А. Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. ¬ №17. - 9 ¬ 13с.

6.Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец «Естествознание» Пробный учеб.¬М.:Просвещение, 2002

7.Карпетян М.И. Я иду на урок в начальную школу: история искусств. Книга для учителя. М., Первое сентября, 2004.

8.Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: Владос, 2004.

9.Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009.

10.Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст]/Воспитание школьников. – 2005. ¬ №1.

11.Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П «Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.

12. Лабунская Г.В. Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми. М., Просвещение, 1995.

13.Мелентьев Ю.С. О «Золотом кольце» и связи времени. М.: Книга, 1990

14.Миловидова В.Л. Костромской край.¬ Ярославль:Верх.¬Волж.кн.изд.,1980. 15.Мошковская М.А. 100 храмов золотого кольца России. М.: Бертельсманн, 2011.

16.О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. ¬ №8 – 10 ¬16с. 17.Орлова Н.Г. Золотое кольцо России. М.: Белый город, 2011.

18.Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М., 1998.

19.Природа Костромской области и ее охрана.- Ярославль, 1973.¬225с.

20.Рыжова Н.А «Не просто сказки»(экологические рассказы, сказки, праздники)

21. Савенкова Л.Г. Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников//Из опыта работы школы-лаборатории №875 /Ред. и сост. Л.Г.Савенкова. М.: Институт художественного образования, 2001.

Для учеников:

1.Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин «100 вопросов и ответов» Животные.¬ М.:ЗАО «Росмэн», 2006.

2.Булдаков К.А. Костромской край: Учеб.пособие.2¬е изд.¬ Ярославль: верх.-Волж.кн.изд., 1992.

3.Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность.¬ Кострома, 1997.

4.Капкан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. – М., 1980.

5. Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1990.

6. Суслова А.В. О русских именах. –Л.:Лениздат, 1985.

7.Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 9¬17вв. – М.: ОЛМА¬ПРЕСС Образование, 2003.

8.Мультимедийный учебник Энциклопедия истории России (862¬1917). ¬ М.: КОМИНФО, 2001

9.Хрестоматия «Твоя Россия»

10.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко «АСТ», 1995.

11.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов¬ М.:Тко «АСТ», 1995.

Интернет-ресурсы: http://www.uroki.net/docnach.htm http://www.pedsovet.su/load/100-1 http://www.uchportal.ru/load/45¬1 http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 http://www.proshkolu.ru http:/ /www. metodsovet http://nsportal.ru/nachalnaya¬shkola ПРИЛОЖЕНИЯ.

1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев,1972.-с.44

2 Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. - М., 1982.-с.77