СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа МДК 01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа МДК 01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа МДК 01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом»


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Количество

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 5. Методика преподавания предметов в области технологии и искусства


405


МДК.01.06.

Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом


258


Тема 5. 1.

Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования по продуктивным видам деятельности

Содержание

4


2


2


1.Требования образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству и Технологии

2

2.Примерные программы начального общего образования по изобразительному искусству и Технологии

2

Самостоятельная работа

6

Изучить требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования по изобразительному искусству и Технологии

6

Тема 5. 2.

Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы по продуктивным видам деятельности

Содержание

8



2



2



2



2

Начальная школа ХХI века.

Изобразительное искусство. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Технология Лутцева Е.А.

2

Перспектива.

Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я., ЕршоваЛ.В.

Технология. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., 4 Шипилова Н.В. и др.

2

Школа России.

Изобразительное искусство. Технология. Интегрированный курс. Неменская Л.А. ред. Неменского Б.М.

2

Школа 2100.

Изобразительное искусство. Куревина О.А, Ковалевская ЕД.

Технология. Куревина О.А., Лутцева Е.А.

2

Самостоятельная работа

10

Составить сравнительный анализ программ и учебно-методических комплектов для начальной школы по изобразительному искусству и Технологии

10

Тема 5. 3.

Вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования по продуктивным видам деятельности

Содержание

6



2



2

1 Преемственность образовательных программ дошкольного образования по формированию элементарных представлений в области изобразительного искусства и Технологии начального общего образования.

2

2.Принципы и особенности построения обучения изобразительному искусству и Технологии в начальной школе

2

Самостоятельная работа

6

Составить схему преемственности образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования.

6

Тема 5.4.

Методы и приёмы развития мотивации учебно – познавательной деятельности на уроках по продуктивным видам деятельности

Содержание

6


2

1.Методы и приёмы развития мотивации учебно – познавательной деятельности на уроках по продуктивным видам деятельности

2

Практическое занятие № 1

2

1.Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и Технологии

2

Практическое занятие № 2

2

2.Строить обучение с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся в области изобразительного искусства и Технологии

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа

6

Заполнить таблицу по теме :Методы и приёмы развития мотивации учебно – познавательной деятельности на уроках изобразительного искусства и Технологии

6

Тема 5.5.

Содержание основных учебных предметов начального общего образования в объёме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методика их преподавания по продуктивным видам деятельности

Содержание

105


Содержание основных учебных предметов начального общего образования в объёме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методика их преподавания по продуктивным видам деятельности

2

2


1.Основы изобразительной грамоты

10



2






2










1.1.Понятие о свете, цвете, композиции, тоне, освещении предметов.

Восприятие и изображение формы, пропорций предметов, формообразование, взаимовлияние предметов друг на друга в рисунке.

Освещённость предметов - свет и тень, положение источника света (фронтальное, боковое, контражурное), светотень в композиции, светотень на предмете.

2

1.2.Перспектива (линейная, наблюдательная, обратная, сферическая), перспективные построения (горизонт при построении рисунка, точка зрения, точки схода, перспектива квадрата и круга)

2

Практические занятия. Рисование.

6

Практическое занятие № 3

2

1.Рисование геометрических фигур – куб

2

Практическое занятие № 4

2

2.Рисование геометрических фигур –цилиндр

2

Практическое занятие № 5

2

3.Рисование геометрических фигур –шар.

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.Выполнение набросков по одному из видов рисования, с поэтапным построением рисунка: условно плоский предмет - лист дерева,

2

2.Отдельный предмет – на выбор (куб, ваза, кружка, книга);

4

2.Приемы рисования

42


2




2







2


2

2.1.Передача фактуры предметов. Бумага для рисования. Графитный карандаш (цветные карандаш) - виды карандаша по твёрдости, мягкости, маркировка карандашей, правила заточки карандаша.

2

2.2.Техника работы карандашом - тренировка руки, основные штрихи (диагональные, вертикальные и горизонтальные, изгибы и петли), создание тени и градуирование тонов (градуировка круглыми штрихами, удлинёнными изгибами, неровные горизонтальные штрихи, горизонтальные параллельные штрихи, часть не закрашена, тени на сфере).

Основные карандашные штрихи - основные контуры, направление штрихов, оценка тона (задание тона, построение тона).

2

2.3.Основа для рисования - холст, бумага, картон, дерево и др. Подготовка основания. Кисти для рисования. Палитра.

2

2.4.Акварель и её свойства.

Гуашь, её свойства и применение.

Способы работы красками - лессировка, алла - прима, раздельные мазки.

2

Практические занятия. Рисование.

34

Практическое занятие № 6

2

Рисование иллюстраций к произведениям, изучаемым в начальных классах. Построение.

2

Практическое занятие № 7

2

Рисование иллюстраций к произведениям, изучаемым в начальных классах. Работа в цвете.

2

Практическое занятие № 8

2

Рисунок группы предметов - натюрморт. Построение.

2

Практическое занятие № 9

2

Рисунок группы предметов - натюрморт. Работа в цвете

2

Практическое занятие № 10

2

Построение объектов во фронтальном и угловом положениях.

Перспектива комнаты. Построение.

2

Практическое занятие № 11

2

Построение объектов во фронтальном и угловом положениях.

Перспектива комнаты. Работа в цвете.

2

Практическое занятие № 12

2

Перспектива в пейзаже (воздушная перспектива, построение отражений в воде). Построение.

2

Практическое занятие № 13

2

Перспектива в пейзаже (воздушная перспектива, построение отражений в воде). Работа в цвете.

2

Практическое занятие № 14

2

Изображение фигуры человека. Построение.

2

Практическое занятие № 15

2

Изображение фигуры человека. В движении.

3

Практическое занятие № 16

2

Хохломская роспись

2

Практическое занятие № 17

2

Гжельская роспись

2

Практическое занятие № 18

2

Жостовская роспись

2

Практическое занятие № 19

2

Матрёшки

2

Практическое занятие № 20

2

Городецкая роспись

2

Практическое занятие № 21

2

Народный костюм

2

Практическое занятие № 22

2

Платки и шали

2

Самостоятельная работа обучающихся

12

1.Составить растительный или геометрический орнамент в полосе

4



2.Составить растительный или геометрический орнамент в круге

4

3.Составить растительный или геометрический орнамент в квадрате на основе стилизации природных и растительных форм

4

3.Лепка

10



2

3.1. Основные этапы лепки. Выбор объекта лепки. Приготовление глины до соответствующей вязкости. Выполнение лепки изделия. Сушка изделия

2

3.2. Приёмы лепки

1) Скатывание — простейший приём обработки бесформенного куска пластичного материала для придания ему шарообразной формы с гладкой поверхностью. Кусок кладётся между ладонями и, слегка сжимаемый руками, кругообразными движениями скатывается в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность.

2) Раскатывание. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывается, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

3) Сплющивание — приём равномерного сжатия куска глины для получения уплощённой формы. Шарик при сдавливании ладонями или пальцами приобретает форму диска, лепёшки.

4).Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием. Многообразие предметных форм требует усвоения различных приёмов лепки, прежде всего тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание.

Вдавливание — нажим пальцем или стекой в центр диска. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгибы поверхности обминают всеми пальцами. Ребристую, волнистую, чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой её частью, то концами (заострённым и лопатчатым).

5). Приём прищипывания применяется при лепке мелких деталей. Осуществляется сильным сжатием той части большой формы, где создается новая деталь, пальцами, собранными в щепотку.

6). Оттягивание. При оттягивании щепоткой ухватывают часть пластического материала и, слегка сжав, тянут, а затем формируют нужную часть предмета. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания.

7).Заглаживание выполняется кончиками пальцев или стекой, поставленной лопаточкой перпендикулярно к поверхности, смазыванием или счищением всех неровностей. То же можно сделать и слегка увлажнённой тряпочкой.

Приём заглаживания применяют и для получения плавных переходов от одной поверхности к другой, в местах закруглений и соединений различных частей. Выделение рёбер осуществляют совокупным приёмом оттягивания и заглаживания.

2

Практические занятия №23

2

Лепка. Приёмы лепки

2

Практическое занятие № 24

2

2.Лепка. Дымковская игрушка. Каргопольская игрушка. Филимоновская игрушка.

2

Практическое занятие № 25

2

3. Изделия из солёного теста

2

4.Аппликация и конструирование

20



2





2








2







4.1.Аппликация как изобразительное средство. Ее место в изобра­зительном искусстве и художественной промышленности. Приме­нение аппликаций в школьной практике.

Материалы для аппликации: цветная бумага белая, рисовальная бумага, цветная бумага, клеи.

2

4.2.Технология выполнения аппликационных работ. Использование аппликации для украшения изделий.

Декоративные аппликации: гео­метрические узоры, растительные орнаменты, местные народные орнаменты.

Тематические аппликации: иллюстрации к басням, сказкам, рассказам, стихотворениям.

Аппликационные работы в со­четании со шрифтом: плакаты, наглядные пособия, классные уголки.

Методика обучения аппликации в начальных классах

2

4.3.Конструирование. Способы соединения деталей объемных изделий. Виды соединений с помощью клапанов или язычков, бумажных полосок, прово­лочных скобок, полосок из ткани, щелевых замков, ниток. Построение по разверткам выкроек с учетом наиболее рацио­нальных способов соединения деталей и экономного расходования материалов. Правила вычерчивания на выкройках крепежных эле­ментов.

Методика обучения конструированию и выполнению монтаж­ных операций в начальных классах.

2

Практические занятия. Конструирование.

14

2

Практическое занятие № 26

2

Приемы разметки бумаги и картона. Работа по демонстрационному образцу изделия, по эскизу, техническому рисунку, чертежу, сло­весному описанию.

2

Практическое занятие № 27

2

Приемы измерений в процессе разметки.

Заготовка, выкройка, развертка. Правила построения развер­ток

2

Практическое занятие № 28

2

Приемы изготовления выкроек - изготовление простейших моделей парашютов и планеров

2

Практическое занятие № 29

2

Приемы изготовления летающих игрушек (го­луби, ракеты)

2

Практическое занятие № 30

2

Приемы изготовления простейших лодочек и корабликов

2

Практическое занятие № 31

2

Приемы изготовления оберток для тет­радей и книг

2

Практическое занятие № 32

2

Приемы изготовления разнообразных елочных украшений

2

5.Технология художественной обработки материалов

22



2






2










2

5.1.Древесина.Заготовка лесоматериалов. Дерево­обрабатывающая промышленность. Способы ручной и машинной обработки древесины. Организация труда в дере­вообрабатывающем производстве. Использование древесины в на­родном хозяйстве. Методика проведения работы с древесиной в начальных классах

2

5.2.Металлы и сплавы.Металлы, их значение в народном хозяйстве. Металлы и сплавы, используемые в школе на уроках технологии и во внеурочной работе: стальная, медная, алюминиевая и латун­ная проволока, белая жесть, тонкий листовой алюминий, тонкая листовая латунь, фольга.

Основные инструменты и приспособления, применяемые при обработке металлов: ножницы по металлу, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы и др. Металлические линейки, чертилки, штангенциркули, инструменты для простейшей чеканки. Правила безопасности труда при работе с металлами.

Экскурсия в слесарную мастерскую. Ознакомление с профессиями слесаря, токаря, фрезеровщика.

2

5.3.Работа с тканью и волокнистыми материалами.

2

Практические занятия. Конструирование.

16


Практическое занятие № 33

2

Изучить различные виды во­локон и ниток и их свойства.

2

Практическое занятие № 34

2

Определить вид ткани по типу волокна, характеру перепле­тения нитей. Определить в тканях лицевую и изнаночную стороны.

2

Практическое занятие № 35

2

Подобрать ма­териалы для изготовления демонстрационных коллекций: «Об­разцы тканей», переплетение нитей в тка­нях.

2

Практическое занятие № 36

2

Сшивание ткани швами: «вперед иголка», «назад иголка», «через край» (обметочный), подрубочный, пе­тельный и др.

2

Практическое занятие № 37

2

Подрубка и обметка края ткани.

2

Практическое занятие № 38

2

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц, крюч­ков, кнопок, застежек. Накладные и вставные заплаты. Штопка

2

Практическое занятие № 39

2

Перенос рисунка на ткань. Со­четание и связь деталей рисунка.

2

Практическое занятие № 40

2

Выбор рисунков. Национальные узоры и орнаменты. Композиция на бумаге рисунка для вышивания. Вышивка рисунка.

2

Тема 5.6.

Требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников

Содержание

6


2

Требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников

2

Практическое занятие № 41

2

Интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся

2

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа

10

Заполнение таблиц: интерпретация результатов диагностики учебных достижений обучающихся

10

Тема 5.7.

Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников

Содержание

10



2

Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников

2

Практическое занятие № 42

2

Проводить педагогический контроль на уроках по изобразительному искусству и Технологии

2

Практическое занятие № 43

2

Осуществление отбора контрольно-измерительных материалов

2

Практическое занятие № 44

2

Формы и методы диагностики результатов обучения

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа

10

Выполнить описание методов и методик педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников

10

Тема 5.8.

Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учёта успеваемости обучающихся по продуктивным видам деятельности

Содержание

8


2


2

Основы оценочной деятельности учителя начальных классов

2

Критерии выставления отметок и виды учёта успеваемости обучающихся по изобразительному искусству и Технологии

2

Практическое занятие № 45

2

Оценивание процесса и результатов деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и Технологии, выставление отметок.

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа

10

Выполнить анализ и заполнить таблицу: Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учёта успеваемости обучающихся

10

Тема 5.9.

Логика анализа уроков по предмету продуктивные виды деятельности

Содержание

19


2

2

Логика анализа урока по изобразительному искусству

2

Логика анализа урока. Технологии

2

Практические занятия

12

Практическое занятие № 46

2

Находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам

2

Практическое занятие № 47

2

Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

2

Практическое занятие № 48

2

Осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по изобразительному искусству и Технологии

2

Практическое занятие № 49

2

Анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по изобразительному искусству и Технологии, корректировать и совершенствовать их

2

Практическое занятие № 50

2

Анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам

2

Практическое занятие № 51

3

Осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков

3

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа

10

Выполнение анализа уроков по изобразительному искусству и Технологии

10