Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 5. Методика преподавания предметов в области технологии и искусства | | 405 | |
МДК.01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом | | 258 | |
Тема 5. 1. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования по продуктивным видам деятельности | Содержание | 4 | 2 2 |
1.Требования образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству и Технологии | 2 |
2.Примерные программы начального общего образования по изобразительному искусству и Технологии | 2 |
Самостоятельная работа | 6 |
Изучить требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования по изобразительному искусству и Технологии | 6 |
Тема 5. 2. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы по продуктивным видам деятельности | Содержание | 8 | 2 2 2 2 |
Начальная школа ХХI века. Изобразительное искусство. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Технология Лутцева Е.А. | 2 |
Перспектива. Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я., ЕршоваЛ.В. Технология. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., 4 Шипилова Н.В. и др. | 2 |
Школа России. Изобразительное искусство. Технология. Интегрированный курс. Неменская Л.А. ред. Неменского Б.М. | 2 |
Школа 2100. Изобразительное искусство. Куревина О.А, Ковалевская ЕД. Технология. Куревина О.А., Лутцева Е.А. | 2 |
Самостоятельная работа | 10 |
Составить сравнительный анализ программ и учебно-методических комплектов для начальной школы по изобразительному искусству и Технологии | 10 |
Тема 5. 3. Вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования по продуктивным видам деятельности | Содержание | 6 | 2 2 |
1 Преемственность образовательных программ дошкольного образования по формированию элементарных представлений в области изобразительного искусства и Технологии начального общего образования. | 2 |
2.Принципы и особенности построения обучения изобразительному искусству и Технологии в начальной школе | 2 |
Самостоятельная работа | 6 |
Составить схему преемственности образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования. | 6 |
Тема 5.4. Методы и приёмы развития мотивации учебно – познавательной деятельности на уроках по продуктивным видам деятельности | Содержание | 6 | 2 |
1.Методы и приёмы развития мотивации учебно – познавательной деятельности на уроках по продуктивным видам деятельности | 2 |
Практическое занятие № 1 | 2 |
1.Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и Технологии | 2 |
Практическое занятие № 2 | 2 |
2.Строить обучение с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся в области изобразительного искусства и Технологии | 2 |
Контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа | 6 |
Заполнить таблицу по теме :Методы и приёмы развития мотивации учебно – познавательной деятельности на уроках изобразительного искусства и Технологии | 6 |
Тема 5.5. Содержание основных учебных предметов начального общего образования в объёме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методика их преподавания по продуктивным видам деятельности | Содержание | 105 | |
Содержание основных учебных предметов начального общего образования в объёме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методика их преподавания по продуктивным видам деятельности | 2 | 2 |
1.Основы изобразительной грамоты | 10 | 2 2 |
1.1.Понятие о свете, цвете, композиции, тоне, освещении предметов. Восприятие и изображение формы, пропорций предметов, формообразование, взаимовлияние предметов друг на друга в рисунке. Освещённость предметов - свет и тень, положение источника света (фронтальное, боковое, контражурное), светотень в композиции, светотень на предмете. | 2 |
1.2.Перспектива (линейная, наблюдательная, обратная, сферическая), перспективные построения (горизонт при построении рисунка, точка зрения, точки схода, перспектива квадрата и круга) | 2 |
Практические занятия. Рисование. | 6 |
Практическое занятие № 3 | 2 |
1.Рисование геометрических фигур – куб | 2 |
Практическое занятие № 4 | 2 |
2.Рисование геометрических фигур –цилиндр | 2 |
Практическое занятие № 5 | 2 |
3.Рисование геометрических фигур –шар. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
1.Выполнение набросков по одному из видов рисования, с поэтапным построением рисунка: условно плоский предмет - лист дерева, | 2 |
2.Отдельный предмет – на выбор (куб, ваза, кружка, книга); | 4 |
2.Приемы рисования | 42 | 2 2 2 2 |
2.1.Передача фактуры предметов. Бумага для рисования. Графитный карандаш (цветные карандаш) - виды карандаша по твёрдости, мягкости, маркировка карандашей, правила заточки карандаша. | 2 |
2.2.Техника работы карандашом - тренировка руки, основные штрихи (диагональные, вертикальные и горизонтальные, изгибы и петли), создание тени и градуирование тонов (градуировка круглыми штрихами, удлинёнными изгибами, неровные горизонтальные штрихи, горизонтальные параллельные штрихи, часть не закрашена, тени на сфере). Основные карандашные штрихи - основные контуры, направление штрихов, оценка тона (задание тона, построение тона). | 2 |
2.3.Основа для рисования - холст, бумага, картон, дерево и др. Подготовка основания. Кисти для рисования. Палитра. | 2 |
2.4.Акварель и её свойства. Гуашь, её свойства и применение. Способы работы красками - лессировка, алла - прима, раздельные мазки. | 2 |
Практические занятия. Рисование. | 34 |
Практическое занятие № 6 | 2 |
Рисование иллюстраций к произведениям, изучаемым в начальных классах. Построение. | 2 |
Практическое занятие № 7 | 2 |
Рисование иллюстраций к произведениям, изучаемым в начальных классах. Работа в цвете. | 2 |
Практическое занятие № 8 | 2 |
Рисунок группы предметов - натюрморт. Построение. | 2 |
Практическое занятие № 9 | 2 |
Рисунок группы предметов - натюрморт. Работа в цвете | 2 |
Практическое занятие № 10 | 2 |
Построение объектов во фронтальном и угловом положениях. Перспектива комнаты. Построение. | 2 |
Практическое занятие № 11 | 2 |
Построение объектов во фронтальном и угловом положениях. Перспектива комнаты. Работа в цвете. | 2 |
Практическое занятие № 12 | 2 |
Перспектива в пейзаже (воздушная перспектива, построение отражений в воде). Построение. | 2 |
Практическое занятие № 13 | 2 |
Перспектива в пейзаже (воздушная перспектива, построение отражений в воде). Работа в цвете. | 2 |
Практическое занятие № 14 | 2 |
Изображение фигуры человека. Построение. | 2 |
Практическое занятие № 15 | 2 |
Изображение фигуры человека. В движении. | 3 |
Практическое занятие № 16 | 2 |
Хохломская роспись | 2 |
Практическое занятие № 17 | 2 |
Гжельская роспись | 2 |
Практическое занятие № 18 | 2 |
Жостовская роспись | 2 |
Практическое занятие № 19 | 2 |
Матрёшки | 2 |
Практическое занятие № 20 | 2 |
Городецкая роспись | 2 |
Практическое занятие № 21 | 2 |
Народный костюм | 2 |
Практическое занятие № 22 | 2 |
Платки и шали | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 12 |
1.Составить растительный или геометрический орнамент в полосе | 4 | |
2.Составить растительный или геометрический орнамент в круге | 4 |
3.Составить растительный или геометрический орнамент в квадрате на основе стилизации природных и растительных форм | 4 |
3.Лепка | 10 | 2 |
3.1. Основные этапы лепки. Выбор объекта лепки. Приготовление глины до соответствующей вязкости. Выполнение лепки изделия. Сушка изделия | 2 |
3.2. Приёмы лепки 1) Скатывание — простейший приём обработки бесформенного куска пластичного материала для придания ему шарообразной формы с гладкой поверхностью. Кусок кладётся между ладонями и, слегка сжимаемый руками, кругообразными движениями скатывается в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность. 2) Раскатывание. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывается, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму. 3) Сплющивание — приём равномерного сжатия куска глины для получения уплощённой формы. Шарик при сдавливании ладонями или пальцами приобретает форму диска, лепёшки. 4).Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием. Многообразие предметных форм требует усвоения различных приёмов лепки, прежде всего тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание. Вдавливание — нажим пальцем или стекой в центр диска. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгибы поверхности обминают всеми пальцами. Ребристую, волнистую, чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой её частью, то концами (заострённым и лопатчатым). 5). Приём прищипывания применяется при лепке мелких деталей. Осуществляется сильным сжатием той части большой формы, где создается новая деталь, пальцами, собранными в щепотку. 6). Оттягивание. При оттягивании щепоткой ухватывают часть пластического материала и, слегка сжав, тянут, а затем формируют нужную часть предмета. Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания. 7).Заглаживание выполняется кончиками пальцев или стекой, поставленной лопаточкой перпендикулярно к поверхности, смазыванием или счищением всех неровностей. То же можно сделать и слегка увлажнённой тряпочкой. Приём заглаживания применяют и для получения плавных переходов от одной поверхности к другой, в местах закруглений и соединений различных частей. Выделение рёбер осуществляют совокупным приёмом оттягивания и заглаживания. | 2 |
Практические занятия №23 | 2 |
Лепка. Приёмы лепки | 2 |
Практическое занятие № 24 | 2 |
2.Лепка. Дымковская игрушка. Каргопольская игрушка. Филимоновская игрушка. | 2 |
Практическое занятие № 25 | 2 |
3. Изделия из солёного теста | 2 |
4.Аппликация и конструирование | 20 | 2 2 2 |
4.1.Аппликация как изобразительное средство. Ее место в изобразительном искусстве и художественной промышленности. Применение аппликаций в школьной практике. Материалы для аппликации: цветная бумага белая, рисовальная бумага, цветная бумага, клеи. | 2 |
4.2.Технология выполнения аппликационных работ. Использование аппликации для украшения изделий. Декоративные аппликации: геометрические узоры, растительные орнаменты, местные народные орнаменты. Тематические аппликации: иллюстрации к басням, сказкам, рассказам, стихотворениям. Аппликационные работы в сочетании со шрифтом: плакаты, наглядные пособия, классные уголки. Методика обучения аппликации в начальных классах | 2 |
4.3.Конструирование. Способы соединения деталей объемных изделий. Виды соединений с помощью клапанов или язычков, бумажных полосок, проволочных скобок, полосок из ткани, щелевых замков, ниток. Построение по разверткам выкроек с учетом наиболее рациональных способов соединения деталей и экономного расходования материалов. Правила вычерчивания на выкройках крепежных элементов. Методика обучения конструированию и выполнению монтажных операций в начальных классах. | 2 |
Практические занятия. Конструирование. | 14 | 2 |
Практическое занятие № 26 | 2 |
Приемы разметки бумаги и картона. Работа по демонстрационному образцу изделия, по эскизу, техническому рисунку, чертежу, словесному описанию. | 2 |
Практическое занятие № 27 | 2 |
Приемы измерений в процессе разметки. Заготовка, выкройка, развертка. Правила построения разверток | 2 |
Практическое занятие № 28 | 2 |
Приемы изготовления выкроек - изготовление простейших моделей парашютов и планеров | 2 |
Практическое занятие № 29 | 2 |
Приемы изготовления летающих игрушек (голуби, ракеты) | 2 |
Практическое занятие № 30 | 2 |
Приемы изготовления простейших лодочек и корабликов | 2 |
Практическое занятие № 31 | 2 |
Приемы изготовления оберток для тетрадей и книг | 2 |
Практическое занятие № 32 | 2 |
Приемы изготовления разнообразных елочных украшений | 2 |
5.Технология художественной обработки материалов | 22 | 2 2 2 |
5.1.Древесина.Заготовка лесоматериалов. Деревообрабатывающая промышленность. Способы ручной и машинной обработки древесины. Организация труда в деревообрабатывающем производстве. Использование древесины в народном хозяйстве. Методика проведения работы с древесиной в начальных классах | 2 |
5.2.Металлы и сплавы.Металлы, их значение в народном хозяйстве. Металлы и сплавы, используемые в школе на уроках технологии и во внеурочной работе: стальная, медная, алюминиевая и латунная проволока, белая жесть, тонкий листовой алюминий, тонкая листовая латунь, фольга. Основные инструменты и приспособления, применяемые при обработке металлов: ножницы по металлу, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы и др. Металлические линейки, чертилки, штангенциркули, инструменты для простейшей чеканки. Правила безопасности труда при работе с металлами. Экскурсия в слесарную мастерскую. Ознакомление с профессиями слесаря, токаря, фрезеровщика. | 2 |
5.3.Работа с тканью и волокнистыми материалами. | 2 |
Практические занятия. Конструирование. | 16 | |
Практическое занятие № 33 | 2 |
Изучить различные виды волокон и ниток и их свойства. | 2 |
Практическое занятие № 34 | 2 |
Определить вид ткани по типу волокна, характеру переплетения нитей. Определить в тканях лицевую и изнаночную стороны. | 2 |
Практическое занятие № 35 | 2 |
Подобрать материалы для изготовления демонстрационных коллекций: «Образцы тканей», переплетение нитей в тканях. | 2 |
Практическое занятие № 36 | 2 |
Сшивание ткани швами: «вперед иголка», «назад иголка», «через край» (обметочный), подрубочный, петельный и др. | 2 |
Практическое занятие № 37 | 2 |
Подрубка и обметка края ткани. | 2 |
Практическое занятие № 38 | 2 |
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц, крючков, кнопок, застежек. Накладные и вставные заплаты. Штопка | 2 |
Практическое занятие № 39 | 2 |
Перенос рисунка на ткань. Сочетание и связь деталей рисунка. | 2 |
Практическое занятие № 40 | 2 |
Выбор рисунков. Национальные узоры и орнаменты. Композиция на бумаге рисунка для вышивания. Вышивка рисунка. | 2 |
Тема 5.6. Требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников | Содержание | 6 | 2 |
Требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников | 2 |
Практическое занятие № 41 | 2 |
Интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся | 2 |
Контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа | 10 |
Заполнение таблиц: интерпретация результатов диагностики учебных достижений обучающихся | 10 |
Тема 5.7. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников | Содержание | 10 | 2 |
Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников | 2 |
Практическое занятие № 42 | 2 |
Проводить педагогический контроль на уроках по изобразительному искусству и Технологии | 2 |
Практическое занятие № 43 | 2 |
Осуществление отбора контрольно-измерительных материалов | 2 |
Практическое занятие № 44 | 2 |
Формы и методы диагностики результатов обучения | 2 |
Контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа | 10 |
Выполнить описание методов и методик педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников | 10 |
Тема 5.8. Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учёта успеваемости обучающихся по продуктивным видам деятельности | Содержание | 8 | 2 2 |
Основы оценочной деятельности учителя начальных классов | 2 |
Критерии выставления отметок и виды учёта успеваемости обучающихся по изобразительному искусству и Технологии | 2 |
Практическое занятие № 45 | 2 |
Оценивание процесса и результатов деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства и Технологии, выставление отметок. | 2 |
Контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа | 10 |
Выполнить анализ и заполнить таблицу: Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учёта успеваемости обучающихся | 10 |
Тема 5.9. Логика анализа уроков по предмету продуктивные виды деятельности | Содержание | 19 | 2 2 |
Логика анализа урока по изобразительному искусству | 2 |
Логика анализа урока. Технологии | 2 |
Практические занятия | 12 |
Практическое занятие № 46 | 2 |
Находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам | 2 |
Практическое занятие № 47 | 2 |
Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами | 2 |
Практическое занятие № 48 | 2 |
Осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по изобразительному искусству и Технологии | 2 |
Практическое занятие № 49 | 2 |
Анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по изобразительному искусству и Технологии, корректировать и совершенствовать их | 2 |
Практическое занятие № 50 | 2 |
Анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам | 2 |
Практическое занятие № 51 | 3 |
Осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков | 3 |
Контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа | 10 |
Выполнение анализа уроков по изобразительному искусству и Технологии | 10 |