СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа модуля по выбору по техническому творчеству «Юный информатик» «Кумир» (6 класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа модуля по выбору по техническому творчеству «Юный информатик» «Кумир» (6 класс)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38




«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании ПС приказом директора

протокол №___ по школе № ___

от __.__.2019г. от __.__. 2019г.






Рабочая программа

по техническому творчеству «Юный информатик»


«Изучаем алгоритмику Мой КуМир»


6а, 6б, 6в, 6г, 6д, 6з, 6и, 6к, классы




Учитель: Тимофеев Алексей Геннадьевич



Количество часов в неделю – 1, всего 17 часов











Калининград

2019

Пояснительная записка

Модульный курс по «Изучаем алгоритмику Мой КуМир» предназначен для начального изучения алгоритмизации и программирования учащимися 5-6 классов общеобразовательной школы.

Данный курс составлен на основе:

Е.А. Мирончик, И.Д. Куклина, Л.Л. Босова «Информатика. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир. 5-6 классы М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 – 128 с.: ил.

Авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Актуальность обучения программированию состоит в следующем:

  • в связи с введением нового федерального государственного стандарта нам необходимо воспитать новое поколение, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества;

  • необходимость введения курса обусловлена интересом обучающихся, а также образовательными запросами родителей, несоответствием действующих учебных планов и требований ФГОС, по подготовке обучающихся к ГИА.

Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов). Особенности системы КуМир:

  • В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник.

  • При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы об всех обнаруженных ошибках.

  • При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования.

Основные цели:

  • создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению информатики и информационных технологий;

  • развитие алгоритмического мышления учащихся

  • расширить спектр посильных учащимся задач из различных областей знаний, решаемых с помощью формального исполнителя;

  • познакомить со спецификой профессии программиста.2

В ходе ее достижения решаются задачи:

Обучающие:

  • освоение первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды “Исполнители”;

  • обучение основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно-творческой деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения

учебных задач;

Развивающие:

  • формировать представление о роль компьютерного программирования в развитии общества,

  • развитие логического мышления и памяти ребенка;

  • развитие навыков проектно-творческой деятельности


Основными принципами, заложенными в программу, являются следующие:

      1. Индивидуальное обучение.

Одним из важнейших элементов дополнительного образования является возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому занятия делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей группой, и индивидуальные, на которых и осваивается основная часть тем. Для физической и моральной разгрузки детей, а также в качестве поощрения проводятся игровые занятия.

      1. Обучение в активной деятельности.

Все темы программы воспитанники изучают на практике, решая большое количество задач по каждой теме.

      1. Преемственность.

Программа обучения построена так, что каждая новая тема логически связана с предыдущей, то есть при изучении новой темы используются все знания и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. В результате, к концу учебного года подростки не только не забывают всё, что проходили в начале, но даже, наоборот, помнят и понимают программу первых занятий лучше, чем прежде. Такой принцип способствует не только

успешному освоению программы, но и позволяет учащимся понять важность уже изученного материала, значимость каждого отдельного занятия.

Основной целью обучения является не освоение определенного языка

программирования, а закладывание основ для дальнейшего изучения компьютерных языков. Знания, полученные учащимися, помогут им при изучении любого языка программирования3.

Прогнозируемые результаты:

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; различать способ и результат действия;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные: владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов; владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованиемосновных конструкций программирования и отладки программ; владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке;

умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ.

Система оценки достижений, обучающихся: Текущий контроль уровня усвоения нового материала проводится по результатам выполнения школьниками практических заданий, а итоговый контроль осуществляется путем составление сложных, комбинированных алгоритмов для исполнителей Робот и Черепашка.

Содержание программы:


Занятие 1. Исполнитель Черепаха

Занятие 2. План для Черепахи

Занятие 3. Масштаб

Занятие 4. Правильные многоугольники

Занятие 5. Рисуем узоры

Занятие 6. Исполнитель Кузнечик

Занятие 7. Исполнитель Робот

Занятие 8. Вспомогательные алгоритмы

Занятие 9. Метод последовательного уточнения

Занятие 10. Ветвление

Занятие 11. Выбор

Занятие 12. Датчики

Занятие 13. Цикл с предусловием

Занятие 14. Робот играет и работает

Занятие 15. Определяем границы

Занятие 16. Исполнитель Водолей

Занятие 17. Наполняем большие ёмкости



Требования к результатам учебной деятельности.


В результате изучения модуля по выбору обучающиеся 5-6 классов должны:

знать:

  • что такое формальный исполнитель;

  • систему команд формального исполнителя;

  • уметь составлять алгоритмы для формального исполнителя «Робот», «Чертежник», «Черепашка».

Для проверки знаний и умений, учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикума по каждой теме курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные программы и проекты.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения —

устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической программы оценивается следующими критериями.

  • Последовательность действий при разработке программ: постановка задачи, выбор метода решения, составление алгоритма, составление программы, запись программы в компьютер, отладка программы, тестирование программы.

  • «Правила хорошего тона» при разработке программ: читаемость и корректность программ, защита от неправильного ввода, понятия хорошего и плохого «стиля программирования».

Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений».

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает

уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, коммуникативные, когнитивные, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Календарно -тематическое планирование

занятия

Тема урока

Содержание учебного материала,

компонент духовно-нравственного воспитания

Требования к базовому уровню подготовки(знать/понимать/уметь)и учащихся

Оборудование ТСО

1-5

Понятие алгоритма. Виды информационных моделей. Исполнитель Черепаха

этапы решения задач, понятие информационной модели, простейший пример модели - модель исполнителя, алгоритм - виды алгоритмов, способы записи алгоритмов (понятие блок-схемы алгоритма), понятие оптимизации алгоритмов, программа, ошибки, типы ошибок.

- Ставить учебную задачу;- осуществлять поиск необходимой информации; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -структурировать знания; - составлять план действий; Контролировать действия партнера.


Знать:- понятие «алгоритм», виды алгоритмов; понятие «модели», виды моделей;- СКИ Робота и Чертежника Уметь:- составлять простейшие программы для исполнителей Робот и Чертежник

ПО Кумир, Стрелочка;

Компьютеры

6-10

Среда исполнителя Робот.

Основные управляющие клавиши в среде КуМир. Система команд исполнителя Робот.

11-14

Среда исполнителя Чертежник

величины, типы величин, понятие аргумента, команды с аргументами, система команд исполнителя "чертежник".

15-17

Команды повтора. Реализация команд повтора исполнителем Робот.

Команда повтора "N раз"- общий вид записи, блок-схема, правило работы;• команда повтора с условием - общий вид записи, блок-схема, правило работы;• общее и различия в работе изученных команд.

- проводить сравнение;

- владеть приемами решения задачи;

- корректировать действия после завершения задачи.

Знать:

- общий вид, структуру команды повтора «N раз»;

- общий вид и структуру команды «Пока»;

- вспомогательные алгоритмы.

Уметь:

- составлять программы с командами повтора.

- Выбирать способ решения задачи;

Знать:

- понятия "основного и вспомогательного алгоритмов";

- понятие «процедура»;

ПО Кумир;

Компьютеры





Учебно – методическое обеспечение


  1. Е.А. Мирончик, И.Д. Куклина, Л.Л. Босова «Информатика. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир. 5-6 классы М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 – 128 с.: ил.


  1. Авторская программа Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»