Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании ПС приказом директора
протокол №___ по школе № ___
от __.__.2019г. от __.__. 2019г.
Рабочая программа
по техническому творчеству «Юный информатик»
«Изучаем алгоритмику Мой КуМир»
6а, 6б, 6в, 6г, 6д, 6з, 6и, 6к, классы
Учитель: Тимофеев Алексей Геннадьевич
Количество часов в неделю – 1, всего 17 часов
Калининград
2019
Пояснительная записка
Модульный курс по «Изучаем алгоритмику Мой КуМир» предназначен для начального изучения алгоритмизации и программирования учащимися 5-6 классов общеобразовательной школы.
Данный курс составлен на основе:
Е.А. Мирончик, И.Д. Куклина, Л.Л. Босова «Информатика. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир. 5-6 классы М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 – 128 с.: ил.
Авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».
Актуальность обучения программированию состоит в следующем:
в связи с введением нового федерального государственного стандарта нам необходимо воспитать новое поколение, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества;
необходимость введения курса обусловлена интересом обучающихся, а также образовательными запросами родителей, несоответствием действующих учебных планов и требований ФГОС, по подготовке обучающихся к ГИА.
Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов). Особенности системы КуМир:
В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями Робот и Чертёжник.
При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы об всех обнаруженных ошибках.
При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования.
Основные цели:
создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению информатики и информационных технологий;
развитие алгоритмического мышления учащихся
расширить спектр посильных учащимся задач из различных областей знаний, решаемых с помощью формального исполнителя;
познакомить со спецификой профессии программиста.2
В ходе ее достижения решаются задачи:
Обучающие:
освоение первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды “Исполнители”;
обучение основам алгоритмизации и программирования, приобщении к проектно-творческой деятельности.
Воспитательные:
учебных задач;
Развивающие:
формировать представление о роль компьютерного программирования в развитии общества,
развитие логического мышления и памяти ребенка;
развитие навыков проектно-творческой деятельности
Основными принципами, заложенными в программу, являются следующие:
Одним из важнейших элементов дополнительного образования является возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому занятия делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей группой, и индивидуальные, на которых и осваивается основная часть тем. Для физической и моральной разгрузки детей, а также в качестве поощрения проводятся игровые занятия.
Все темы программы воспитанники изучают на практике, решая большое количество задач по каждой теме.
Программа обучения построена так, что каждая новая тема логически связана с предыдущей, то есть при изучении новой темы используются все знания и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. В результате, к концу учебного года подростки не только не забывают всё, что проходили в начале, но даже, наоборот, помнят и понимают программу первых занятий лучше, чем прежде. Такой принцип способствует не только
успешному освоению программы, но и позволяет учащимся понять важность уже изученного материала, значимость каждого отдельного занятия.
Основной целью обучения является не освоение определенного языка
программирования, а закладывание основ для дальнейшего изучения компьютерных языков. Знания, полученные учащимися, помогут им при изучении любого языка программирования3.
Прогнозируемые результаты:
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; различать способ и результат действия;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные: владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов; владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованиемосновных конструкций программирования и отладки программ; владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке;
умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ.
Система оценки достижений, обучающихся: Текущий контроль уровня усвоения нового материала проводится по результатам выполнения школьниками практических заданий, а итоговый контроль осуществляется путем составление сложных, комбинированных алгоритмов для исполнителей Робот и Черепашка.
Содержание программы:
Занятие 1. Исполнитель Черепаха |
Занятие 2. План для Черепахи |
Занятие 3. Масштаб |
Занятие 4. Правильные многоугольники |
Занятие 5. Рисуем узоры |
Занятие 6. Исполнитель Кузнечик |
Занятие 7. Исполнитель Робот |
Занятие 8. Вспомогательные алгоритмы |
Занятие 9. Метод последовательного уточнения |
Занятие 10. Ветвление |
Занятие 11. Выбор |
Занятие 12. Датчики |
Занятие 13. Цикл с предусловием |
Занятие 14. Робот играет и работает |
Занятие 15. Определяем границы |
Занятие 16. Исполнитель Водолей |
Занятие 17. Наполняем большие ёмкости |
Требования к результатам учебной деятельности.
В результате изучения модуля по выбору обучающиеся 5-6 классов должны:
знать:
что такое формальный исполнитель;
систему команд формального исполнителя;
уметь составлять алгоритмы для формального исполнителя «Робот», «Чертежник», «Черепашка».
Для проверки знаний и умений, учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикума по каждой теме курса. Итоговый контроль реализуется в форме итогового практикума.
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные программы и проекты.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения —
устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической программы оценивается следующими критериями.
Последовательность действий при разработке программ: постановка задачи, выбор метода решения, составление алгоритма, составление программы, запись программы в компьютер, отладка программы, тестирование программы.
«Правила хорошего тона» при разработке программ: читаемость и корректность программ, защита от неправильного ввода, понятия хорошего и плохого «стиля программирования».
Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений».
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает
уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, коммуникативные, когнитивные, рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
Календарно -тематическое планирование
№ занятия | Тема урока | Содержание учебного материала, компонент духовно-нравственного воспитания | Требования к базовому уровню подготовки(знать/понимать/уметь)и учащихся | Оборудование ТСО |
1-5 | Понятие алгоритма. Виды информационных моделей. Исполнитель Черепаха | этапы решения задач, понятие информационной модели, простейший пример модели - модель исполнителя, алгоритм - виды алгоритмов, способы записи алгоритмов (понятие блок-схемы алгоритма), понятие оптимизации алгоритмов, программа, ошибки, типы ошибок. | - Ставить учебную задачу;- осуществлять поиск необходимой информации; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -структурировать знания; - составлять план действий; Контролировать действия партнера. Знать:- понятие «алгоритм», виды алгоритмов; понятие «модели», виды моделей;- СКИ Робота и Чертежника Уметь:- составлять простейшие программы для исполнителей Робот и Чертежник | ПО Кумир, Стрелочка; Компьютеры |
6-10 | Среда исполнителя Робот. | Основные управляющие клавиши в среде КуМир. Система команд исполнителя Робот. |
11-14 | Среда исполнителя Чертежник | величины, типы величин, понятие аргумента, команды с аргументами, система команд исполнителя "чертежник". |
15-17 | Команды повтора. Реализация команд повтора исполнителем Робот. | Команда повтора "N раз"- общий вид записи, блок-схема, правило работы;• команда повтора с условием - общий вид записи, блок-схема, правило работы;• общее и различия в работе изученных команд. | - проводить сравнение; - владеть приемами решения задачи; - корректировать действия после завершения задачи. Знать: - общий вид, структуру команды повтора «N раз»; - общий вид и структуру команды «Пока»; - вспомогательные алгоритмы. Уметь: - составлять программы с командами повтора. - Выбирать способ решения задачи; Знать: - понятия "основного и вспомогательного алгоритмов"; - понятие «процедура»; | ПО Кумир; Компьютеры |
Учебно – методическое обеспечение
Е.А. Мирончик, И.Д. Куклина, Л.Л. Босова «Информатика. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир. 5-6 классы М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 – 128 с.: ил.
Авторская программа Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»