Принято на педагогическом УТВЕРЖДАЮ совете Директор школы Протокол №10 ________ «Е.П.Князькина/ от 29 августа 2015г. «_____»___________2015г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование внеурочной деятельности «СЛОВЕСНЫЕ ЗАБАВЫ»
Направление развития личности школьника общеинтеллектуальное
Класс 1б
Количество часов всего 33 часа в год; 1 час в неделю
Рабочую программу составила__________________ /Сыкеева Н.Ю../
Рассмотрено на заседании СОГЛАСОВАНО МО учителей начальных классов заместитель директора по ВР Протокол №5 от 27 августа 2015 года ___________ /Е.А.Емелина/ Руководитель МО _________/Е.Ю.Головина/
г. Барыш
2015г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г, № 373 ( в действующей редакции от 29.12.2014 №5);;
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 7 июня 2010 г № 2039-р «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учрежденияхОсновной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район»;
Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район».
Назначение программы: рабочая программа внеурочной деятельности «Словесные забавы» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Данное внеурочное занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности заключаются в преемственности с основным курсом литературного чтения, что позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 7 - 8 лет.
Количество часов: 1 класс – 33 часа; 2-4 классы – 34 часов.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Режим занятий: 1 раз в неделю, начало занятий не раньше чем через один час после окончания уроков, продолжительность занятия – 35 минут.
Цель программы внеурочной деятельности: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи программы:
содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
развивать память, внимание, воображение.
создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности
Формы организации кружковых занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.
Структура курса:
(Первый год обучения)
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | В том числе |
теория | практика |
-
| Здравствуй, книга! | 2 | 1 | 1 |
-
| Обогащение читательского опыта. | 31 | 2 | 29 |
2.1 | Книги о Родине и родной природе. | 2 | - | 2 |
2.2 | Писатели детям. | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Народная мудрость. Книги-сборники. | 2 | - | 2 |
2.4 | По страницам книг В. Г. Сутеева. | 3 | 1 | 2 |
2.5 | Сказки народов мира. | 3 | - | 3 |
2.6 | Книги русских писателей-сказочников. | 3 | - | 3 |
2.7 | Детские писатели. | 3 | - | 3 |
2.8 | Сказки зарубежных писателей. | 3 | - | 3 |
2.9 | Книги - сборники стихотворений для детей. | 2 | - | 2 |
2.10 | Дети – герои книг. | 3 | - | 3 |
2.11 | Книги о животных | 4 | - | 4 |
| Всего часов: | 33 | 3 | 30 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№. п/п | Тема занятия | Формирование УУД | Дата проведения |
план | факт |
Здравствуй, книга-2ч. |
-
| Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | Л.-знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; К.-овладевать правилами поведения в библиотеке | | |
-
| Художественные книги. Больше форматная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | Л.-высказывать свое впечатление о выбранной книге. П.-слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках | | |
Книги о Родине и родной природе-2ч. |
-
| Экскурсия в школьную библиотеку. | П.-знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; К.-овладевать правилами поведения в библиотеке | | |
-
| Книги о Родине и природе. | Л.-высказывать свое впечатление о выбранной книге. П.-определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме; | | |
Писатели детям-3ч. |
5 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | П.-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; пользоваться аппаратом книги | | |
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях | Л.-высказывать свое впечатление о выбранной книге Р.-слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; | | |
7 | Книги о детях современных писателей. | П.-определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме | | |
Народная мудрость. Книги-сборники-2ч. |
8 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники потешек, скороговорок, считалок. | Л.-высказывать свое впечатление о выбранной книге К.-слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме | | |
9 | Загадки о животных. Игры «Загадай загадку», «Сочини загадку» | | |
По страницам книг В. Г. Сутеева-3ч. |
10 | По страницам книг В.Г. Сутеева (книги-сборники, книги – произведения). | П.-знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; Р.-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением | | |
11 | В.Г. Сутеев – автор и оформитель книг для детей. | К.-пользоваться аппаратом книги | | |
12 | Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева». | К.-слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках | | |
Сказки народов мира-3ч. |
13 | Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | Л.-слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; | | |
14 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | К.-высказывать свое впечатление о выбранной книге | | |
15 | Библиотечный урок. Книги – сказки о лисе. | П.-овладевать правилами поведения в библиотеке | | |
Книги русских писателей-сказочников-3ч. |
16 | Книга сказок (сборник сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | П.-сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей К.-слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках | | |
17 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. | | |
18 | Игра - викторина «Наш любимый Буратино» | | |
Детские писатели-3ч. |
19 | Книги С.Я. Маршака. Выставка книг. | П.-сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; Р.-высказывать свое впечатление о выбранной книге. К.-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением | | |
20 | Книги-сборники произведений К.И. Чуковского. | П.-сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; | | |
21 | Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг. | Л.-высказывать свое впечатление о выбранной книге. П.-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; | | |
Сказки зарубежных писателей-3ч. |
22 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий. | П.-сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; | | |
23 | Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса» | | |
24 | В гостях у сказки. Игра – викторина. | Р.-пользоваться аппаратом книги; К.-слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках | | |
Книги - сборники стихотворений для детей-2ч. |
25 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | Л.-высказывать свое впечатление о выбранной книге. Р.-определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме; К.-слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; | | |
26 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | | |
Дети – герои книг-3ч. |
27 | Дети-герои книг детских писателей. | Л.-слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; П.-слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках | | |
28 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | Л.-пользоваться аппаратом книги; П.-слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; Р.-выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; К.-рассказывать о книге, о героях или отдельные истории | | |
29 | По страницам любимых книг. Выставка книг. | П.-знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; Р.-систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке | | |
Книги о животных-4ч. |
30 | Книги В.В. Бианки. | Л.-сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; К.-высказывать свое впечатление о выбранной книге. П.-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; Р.-рассказывать о книге, о героях или отдельные истории | | |
31 | Книги Г.А. Скребицкого. | | |
32 | Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | П.-сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей; Р.-высказывать свое впечатление о выбранной книге К.-рассказывать о книге, о героях или отдельные истории | | |
33 | Здравствуй, лето! Рекомендации по летнему чтению. | Л.-знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; П.-пользоваться аппаратом книги; систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке К.-выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности | | |
Содержание программы
1класс – 33 часа.
Здравствуй, книга! (2 ч.)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2ч).
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3ч).
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3ч).
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев – автор и художник – оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3ч).
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3ч).
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3ч).
Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Сказки зарубежных писателей (3ч).
Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Дети – герои книг (3ч).
Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)
Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Книги о животных (4 ч).
Книги-сборники о животных.
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.
Книги В.Бианки, Г. Скребицкого.
Структура курса
(Второй год обучения)
№ п/п | Тема раздела | Кол-во час | В том числе |
теория | практика |
1. | Книга, здравствуй | 3 | 2 | 1 |
2. | Книгочей – любитель чтения | 2 | | 2 |
3. | Книга о твоих ровесниках | 3 | 1 | 2 |
4. | Крупицы народной мудрости | 4 | | 4 |
5. | Писатели -сказочники | 5 | 1 | 4 |
6. | Старые добрые сказки | 3 | | 3 |
7. | Книги о детях | 4 | | 4 |
8. | Книги о тех, кто подарил нам жизнь | 4 | 1 | 3 |
9. | Книги о защитниках Отечества. Книга А.Гайдара | 3 | 1 | 2 |
10. | По страницам любимых книг. | 3 | 0 | 3 |
| Итого | 34 | 6 | 28 |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Формирование УУД | Дата проведения |
| |
I. 1. | Книга, здравствуй – 3ч. Роль книги в жизни человека. | Л.: положительное отношение к чтению ; П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; Р.: уметь организовывать своё рабочее место и работу; К.: уметь задавать уточняющие вопросы; оформлять свою мысль в устной речи. | |
2. | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | Л.: осознавать значимость чтения для личного развития; П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; Р.: находить книгу в открытом библиотечном фонде Знать историю создания книги. К.: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма. | |
3. | Структура книги (элементы книги). | Л.: проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу; П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; Р.: знать структуру книги, уметь оформлять рукописную книгу; К.: работать в паре, группе, учитывая мнения своих одноклассников. | |
II. 4. | Книгочей-любитель чтения – 2ч. Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую). | Л.: уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; П.: уметь ориентироваться в открытом библиотечном пространстве; Р.: знать и соблюдать правила работы с книгой; К.: соблюдать правила работы в читальном зале. | |
5. | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. | Л.: уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; П.: знать, что такое алфавитный каталог. каталожная карточка, библиотечный формуляр Р.: находить книгу в открытом библиотечном фонде, знать правила поведения в библиотеке; К.: планировать собственные действия в соответствии с поставленной задачей, координировать свои действия в игре. | |
III. 6. | Книга о твоих ровесниках – 3ч. Книги Н. Носова. | Л.: способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности; П.: знать героев книг Н. Носова; Р.: сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; К.: уметь работать в группе, паре, распределяя обязанности между участниками группы. | |
7. | Книги В. Драгунского. | Л.: ориентироваться в мире книг; П.: знать героев книг В. Драгунского, уметь использовать аппарат книги; Р.: сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению К.: работать в паре, группе в ходе инсценировки эпизодов. | |
8. | Герои детских книг. | Л.: ориентироваться в мире книг о детях; П.: знать современные детские газеты и журналы; Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; К.: уметь работать в группе, распределяя обязанности между участниками группы. | |
IV. 9. | Крупицы народной мудрости – 4ч. Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | Л.: положительное отношение к различным жанрам фольклора; П.: знать жанры фольклора; Р.: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, в игре; К.: учитывать и координировать в сотрудничестве позицию других , отличную от собственной. | |
10. | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | Л.: положительное отношение к малым жанрам фольклора; П.: знать о значении пословицы, что такое темы пословиц; Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации К.: участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре. | |
11. | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | Л.: проявление интереса к загадыванию и разгадыванию загадок; П.: знать что такое тема загадок. Р.: развивать логическое мышление, проявление познавательной инициативы К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. | |
12. | Скороговорки и чистоговорки. | Л.: проявление интереса к скороговоркам и чистоговоркам; П.: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Р.: умение решать поставленную проблему; К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в группе. | |
V. 13. | Писатели-сказочники – 5ч. Книги с литературными (авторскими) сказками. Писатели-сказочники. | Л.: положительное отношение к чтению; П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий, знать писателей-сказочников; Р.: знать и соблюдать правила работы с книгой; К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. | |
14. | Герои сказок. Викторина. | Л.: проявление интереса к разгадыванию вопросов викторины; П.: .: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; Р.: оценивание работы по критериям, выработанным в группе; К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу. | |
15. | Выставка книг о детях. | Л.: оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию; П.: уметь ориентироваться в открытом библиотечном пространстве; Р.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; К.: высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги, участвовать в играх; соблюдать поведения в библиотеке. | |
16. | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | Л.: оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию П.: отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; К.: выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в играх; выполнять творческую работу. | |
17. | Книги Е. Пермяка. | Л.: осознавать значимость чтения для личного развития; П.: использовать информацию из аппарата книги, знать, что такое титульный лист; Р.: уметь самостоятельно работать с новым произведением; К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | |
VI. 18. | Старые добрые сказки – 3ч. По страницам сказок Х.К. Андерсена. | Л.: осознавать значимость чтения для личного развития; П.: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Р.: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | |
19. | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок». | Л.: выполнять творческую работу. П.: прогнозировать содержание книги до чтения; Р.: уметь работать самостоятельно; К.: уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | |
20. | Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок». | Л.: выполнять творческую работу. П.: прогнозировать содержание книги до чтения; Р.: уметь работать самостоятельно; К.: уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | |
VII. 21. | Книги о детях – 4ч. Книги о детях. Выставка книг. | Л.: ориентироваться в мире книг; П.: составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; К.: участвовать в беседе о прочитанной книге. | |
22. | Герои книг В. Осеевой. | Л.: оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию П.: отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; К.: выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в играх; выполнять творческую работу. | |
23. | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | Л.: осознавать значимость чтения для личного развития; П.: использовать информацию из аппарата книги; Р.: уметь самостоятельно работать с новым произведением; К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | |
24 | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. | Л.: оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию П.: отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности, сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе. | |
VIII. 25. | Книги о тех, кто подарил нам жизнь – 4ч. Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | Л.: ориентироваться в мире книг, различать книги по оформлению; П.: составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; знать авторов книг о животных; Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; К.: участвовать в беседе о прочитанной книге. | |
26. | Сборники стихотворений для детей. | Л.: прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; П.: знать авторов стихотворений для детей; Р.: заполнять каталожную карточку; К.: участвовать в конкурсах чтецов. | |
27. | Книги-сборники сказок народов мира. | Л.: положительное отношение к чтению; П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий, знать писателей-сказочников; Р.: знать и соблюдать правила работы с книгой; К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. | |
28. | Народные сказки на страницах детских журналов. | Л.: положительное отношение к чтению; П.: уметь работать с книгой, детским журналом, пользуясь алгоритмом учебных действий, знать народные сказки; Р.: знать и соблюдать правила работы с книгой; К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах, соблюдать правила поведения в читальном зале. | |
IX. 29. | Книги о защитниках отечества. Книга А.Гайдара. – 3ч. Книги о семье. | Л.: характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное; П.: знать разные жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни; Р.: , участвовать в проектной деятельности, литературных играх; К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | |
30-31 | Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | Л.: оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; П.: составление рукописной книги «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки Р.: уметь самостоятельно работать с новым произведением; К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. | |
X. 32. | По страницам любимых книг – 3ч. Библиотечный урок «Хвала книге». Презентация любимой книги. | Л.: способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности; П.: различать книги-сборники по авторам, жанрам, темам; Р.: участвовать в коллективной творческой работе: комиксы и весёлые истории; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе. | |
33. | Библиотечный урок «Хвала книге». Презентация любимой книги. | Л.: ориентироваться в мире книг; П.: характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. Р.: участвовать в коллективной творческой работе: комиксы и весёлые истории К.: уметь определять свою роль в общей коллективной творческой работе: комиксы и весёлые истории. | |
34. | Библиотечный урок «Хвала книге». Презентация любимой книги | Л.: положительное отношение к чтению; П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; Р.:уметь организовывать своё рабочее место и работу; К.: оформлять еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя». | |
2 класс - 34 часа
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной
книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение биб-
лиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова
и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-
кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (элек-
тронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование от-
дельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-
виц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (5 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотеч-
ном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Старые добрые сказки (3 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная
сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). По-
исковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михал-
ков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,
С. Михалков, А. Барто).
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою
Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений
о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы
о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная
книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой
Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Ки-
бальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотогра-
фии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (3 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформле-
нию, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Информационно-методическое обеспечение программы.
Литература для учителя:
1.Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009г.
2.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007г.
3.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008г.
4.Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007г.
5.Речь. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008г.
6.Сабельников С. И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011г.
7.Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. – М.: Просвещение, 1981г.
8.Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011г.
9. Чтение. Работа с текстом: 1 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.
10.Чтение. Работа с текстом: 2 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.
11.Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.
12.Чтение. Работа с текстом: 4 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.
Материалы для учащихся:
1.Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф
2.Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000
Литература для детского чтения.
1.Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис. 2004.
2. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002. 3.Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА». 2003.
4.Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: 2002. 5.Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992. 6.Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. 2001. 7. 7.Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002 . 8.Праздник букваря: стихотворения и рассказы .М.: ООО «Издательство Артель». 2004.
9.Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001.
10.Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок - М.: ООО «Издательство АСТ»: Сталкер. 2001
11.Сказки, песни, загадки, стихотворения.С. Маршак. – М.: Детская литература . 1984.
12.Светлый мир. Произведения русских писателей. Сост. Е.А. Копытова. М.. 1998 . Книги Е.Пермяка, В. Драгунского, В. Осеевой, Н.Носова.
Оборудование.
1.Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
2.Репродукции картин в соответствии с содержанием программы.
3.Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы.
4.Иллюстрации к литературным произведениям.
Предпологаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
познавательные:
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
регулятивные:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
коммуникативные:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.
21