СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование внеурочной деятельности «СЛОВЕСНЫЕ ЗАБАВЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Наименование внеурочной деятельности «СЛОВЕСНЫЕ ЗАБАВЫ»

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование внеурочной деятельности «СЛОВЕСНЫЕ ЗАБАВЫ»»

Принято на педагогическом УТВЕРЖДАЮ совете Директор школы Протокол №10 ________ «Е.П.Князькина/ от 29 августа 2015г. «_____»___________2015г








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Наименование внеурочной деятельности «СЛОВЕСНЫЕ ЗАБАВЫ»

Направление развития личности школьника общеинтеллектуальное

Класс

Количество часов всего 33 часа в год; 1 час в неделю









Рабочую программу составила__________________ /Сыкеева Н.Ю../








Рассмотрено на заседании СОГЛАСОВАНО МО учителей начальных классов заместитель директора по ВР Протокол №5 от 27 августа 2015 года ___________ /Е.А.Емелина/ Руководитель МО _________/Е.Ю.Головина/









г. Барыш

2015г.


Пояснительная записка

Нормативно-правовая база:


  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г, № 373 ( в действующей редакции от 29.12.2014 №5);;

  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).

  • Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 7 июня 2010 г № 2039-р «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район»;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учрежденияхОсновной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район»;

  • Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4 МО «Барышский район».






















Назначение программы: рабочая программа внеурочной деятельности «Словесные забавы» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Данное внеурочное занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности заключаются в преемственности с основным курсом литературного чтения, что позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 7 - 8 лет.

Количество часов: 1 класс – 33 часа; 2-4 классы – 34 часов.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.

Режим занятий: 1 раз в неделю, начало занятий не раньше чем через один час после окончания уроков, продолжительность занятия – 35 минут.

Цель программы внеурочной деятельности: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи программы:

  • содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;

  • создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.

  • развивать память, внимание, воображение.

  • создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности

Формы организации кружковых занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями родного края, уроки-спектакли и т. д.




Структура курса:

(Первый год обучения)


п/п

Разделы программы

Количество

часов

В том

числе

теория

практика

Здравствуй, книга!

2

1

1

Обогащение читательского опыта.

31

2

29

2.1

Книги о Родине и родной природе.

2

-

2

2.2

Писатели детям.

3

1

2

2.3

Народная мудрость. Книги-сборники.

2

-

2

2.4

По страницам книг В. Г. Сутеева.

3

1

2

2.5

Сказки народов мира.

3

-

3

2.6

Книги русских писателей-сказочников.

3

-

3

2.7

Детские писатели.

3

-

3

2.8

Сказки зарубежных писателей.

3

-

3

2.9

Книги - сборники стихотворений для детей.

2

-

2

2.10

Дети – герои книг.

3

-

3

2.11

Книги о животных

4

-

4


Всего часов:

33

3

30




















Календарно-тематическое планирование

1 класс

.

п/п

Тема занятия

Формирование УУД

Дата проведения

план

факт

Здравствуй, книга-2ч.

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

Л.-знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

К.-овладевать правилами поведения в библиотеке



Художественные книги. Больше форматная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

Л.-высказывать свое впечатление о выбранной книге.

П.-слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках



Книги о Родине и родной природе-2ч.

Экскурсия в школьную библиотеку.

П.-знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

К.-овладевать правилами поведения в библиотеке



Книги о Родине и природе.

Л.-высказывать свое впечатление о выбранной книге.

П.-определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме;



Писатели детям-3ч.

5

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

П.-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; пользоваться аппаратом книги



6

Книги-сборники писателей-классиков о детях

Л.-высказывать свое впечатление о выбранной книге

Р.-слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;



7

Книги о детях современных писателей.

П.-определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме



Народная мудрость. Книги-сборники-2ч.

8

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники потешек, скороговорок, считалок.

Л.-высказывать свое впечатление о выбранной книге

К.-слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме



9

Загадки о животных. Игры «Загадай загадку», «Сочини загадку»



По страницам книг В. Г. Сутеева-3ч.


10

По страницам книг В.Г. Сутеева (книги-сборники, книги – произведения).

П.-знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

Р.-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением



11

В.Г. Сутеев – автор и оформитель книг для детей.

К.-пользоваться аппаратом книги



12

Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева».

К.-слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках





Сказки народов мира-3ч.

13

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

Л.-слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;



14

Книга-сказка.

Большеформатные книги с одним произведением.

К.-высказывать свое впечатление о выбранной книге



15

Библиотечный урок. Книги – сказки о лисе.

П.-овладевать правилами поведения в библиотеке



Книги русских писателей-сказочников-3ч.

16

Книга сказок (сборник сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

П.-сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей

К.-слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках



17

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй.



18

Игра - викторина «Наш любимый Буратино»



Детские писатели-3ч.

19

Книги С.Я. Маршака. Выставка книг.

П.-сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;

Р.-высказывать свое впечатление о выбранной книге.

К.-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением



20

Книги-сборники произведений К.И. Чуковского.

П.-сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;



21

Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг.

Л.-высказывать свое впечатление о выбранной книге.

П.-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;



Сказки зарубежных писателей-3ч.

22

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий.

П.-сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;



23

Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса»



24

В гостях у сказки. Игра – викторина.

Р.-пользоваться аппаратом книги;

К.-слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках



Книги - сборники стихотворений для детей-2ч.

25

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

Л.-высказывать свое впечатление о выбранной книге.

Р.-определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме;

К.-слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;



26

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.



Дети – герои книг-3ч.

27

Дети-герои книг детских писателей.

Л.-слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;

П.-слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках



28

Литературная игра «Вопросы и ответы».

Л.-пользоваться аппаратом книги;

П.-слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;

Р.-выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

К.-рассказывать о книге, о героях или отдельные истории



29

По страницам любимых книг. Выставка книг.

П.-знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

Р.-систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке



Книги о животных-4ч.

30

Книги В.В. Бианки.

Л.-сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;

К.-высказывать свое впечатление о выбранной книге.

П.-сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

Р.-рассказывать о книге, о героях или отдельные истории



31

Книги Г.А. Скребицкого.



32

Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

П.-сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников-оформителей;

Р.-высказывать свое впечатление о выбранной книге

К.-рассказывать о книге, о героях или отдельные истории



33

Здравствуй, лето! Рекомендации по летнему чтению.

Л.-знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

П.-пользоваться аппаратом книги;

систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке

К.-выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности

















Содержание программы

1класс – 33 часа.


Здравствуй, книга! (2 ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2ч).

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3ч).

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3ч).

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев – автор и художник – оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3ч).

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).


Книги русских писателей-сказочников (3ч).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3ч).

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Сказки зарубежных писателей (3ч).

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Дети – герои книг (3ч).

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н. Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)

Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных (4 ч).

Книги-сборники о животных.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.

Книги В.Бианки, Г. Скребицкого.










Структура курса

(Второй год обучения)


п/п

Тема раздела

Кол-во

час

В том числе

теория

практика

1.

Книга, здравствуй

3

2

1

2.

Книгочей – любитель чтения

2


2

3.

Книга о твоих ровесниках

3

1

2

4.

Крупицы народной мудрости

4


4

5.

Писатели -сказочники


5

1

4

6.

Старые добрые сказки


3


3

7.

Книги о детях


4


4

8.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь


4

1

3

9.

Книги о защитниках Отечества. Книга А.Гайдара

3

1

2

10.

По страницам любимых книг.


3

0

3


Итого

34

6

28




















Календарно-тематическое планирование

2 класс


п/п

Тема занятия

Формирование УУД

Дата проведения



I.


1.

Книга, здравствуй – 3ч.

Роль книги в жизни человека.

Л.: положительное отношение к чтению ;

П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Р.: уметь организовывать своё рабочее место и работу;

К.: уметь задавать уточняющие вопросы; оформлять свою мысль в устной речи.


2.

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

Л.: осознавать значимость чтения для личного развития;

П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Р.: находить книгу в открытом библиотечном фонде

Знать историю создания книги.

К.: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма.


3.

Структура книги (элементы книги).

Л.: проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу;

П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Р.: знать структуру книги, уметь оформлять рукописную книгу;

К.: работать в паре, группе, учитывая мнения своих одноклассников.


II.


4.

Книгочей-любитель чтения – 2ч.

Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую).

Л.: уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

П.: уметь ориентироваться в открытом библиотечном пространстве;

Р.: знать и соблюдать правила работы с книгой;

К.: соблюдать правила работы в читальном зале.


5.

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог.

Л.: уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

П.: знать, что такое алфавитный каталог. каталожная карточка, библиотечный формуляр

Р.: находить книгу в открытом библиотечном фонде, знать правила поведения в библиотеке;

К.: планировать собственные действия в соответствии с поставленной задачей, координировать свои действия в игре.


III.


6.

Книга о твоих ровесниках – 3ч.

Книги Н. Носова.

Л.: способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;

П.: знать героев книг Н. Носова;

Р.: сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

К.: уметь работать в группе, паре, распределяя обязанности между участниками группы.


7.

Книги В. Драгунского.

Л.: ориентироваться в мире книг;

П.: знать героев книг В. Драгунского, уметь использовать аппарат книги;

Р.: сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению

К.: работать в паре, группе в ходе инсценировки эпизодов.


8.

Герои детских книг.

Л.: ориентироваться в мире книг о детях;

П.: знать современные детские газеты и журналы;

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

К.: уметь работать в группе, распределяя обязанности между участниками группы.


IV.


9.

Крупицы народной мудрости – 4ч.

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

Л.: положительное отношение к различным жанрам фольклора;

П.: знать жанры фольклора;

Р.: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, в игре;

К.: учитывать и координировать в сотрудничестве позицию других , отличную от собственной.


10.

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

Л.: положительное отношение к малым жанрам фольклора;

П.: знать о значении пословицы, что такое темы пословиц;

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К.: участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.


11.

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

Л.: проявление интереса к загадыванию и разгадыванию загадок;

П.: знать что такое тема загадок.

Р.: развивать логическое мышление,

проявление познавательной инициативы

К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.


12.

Скороговорки и чистоговорки.

Л.: проявление интереса к скороговоркам и чистоговоркам;

П.: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Р.: умение решать поставленную проблему;

К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в группе.


V.


13.

Писатели-сказочники – 5ч.

Книги с литературными (авторскими) сказками.

Писатели-сказочники.

Л.: положительное отношение к чтению;

П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий, знать писателей-сказочников;

Р.: знать и соблюдать правила работы с книгой;

К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.


14.

Герои сказок. Викторина.

Л.: проявление интереса к разгадыванию вопросов викторины;

П.: .: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

Р.: оценивание работы по критериям, выработанным в группе;

К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу.


15.

Выставка книг о детях.

Л.: оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию;

П.: уметь ориентироваться в открытом библиотечном пространстве;

Р.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

К.: высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги, участвовать в играх; соблюдать поведения в библиотеке.


16.

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

Л.: оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию

П.: отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

К.: выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в играх; выполнять творческую работу.


17.

Книги Е. Пермяка.

Л.: осознавать значимость чтения для личного развития;

П.: использовать информацию из аппарата книги, знать, что такое титульный лист;

Р.: уметь самостоятельно работать с новым произведением;

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


VI.


18.

Старые добрые сказки – 3ч.

По страницам сказок Х.К. Андерсена.

Л.: осознавать значимость чтения для личного развития;

П.: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Р.: оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


19.

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».

Л.: выполнять творческую работу.

П.: прогнозировать содержание книги до чтения;

Р.: уметь работать самостоятельно;

К.: уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


20.

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».

Л.: выполнять творческую работу.

П.: прогнозировать содержание книги до чтения;

Р.: уметь работать самостоятельно;

К.: уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


VII.


21.

Книги о детях – 4ч.

Книги о детях. Выставка книг.

Л.: ориентироваться в мире книг;

П.: составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

К.: участвовать в беседе о прочитанной книге.


22.

Герои книг В. Осеевой.

Л.: оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию

П.: отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

К.: выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в играх; выполнять творческую работу.


23.

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

Л.: осознавать значимость чтения для личного развития;

П.: использовать информацию из аппарата книги;

Р.: уметь самостоятельно работать с новым произведением;

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


24

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

Л.: оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию

П.: отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности, сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.


VIII.



25.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь – 4ч.

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

Л.: ориентироваться в мире книг, различать книги по оформлению;

П.: составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; знать авторов книг о животных;

Р.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

К.: участвовать в беседе о прочитанной книге.


26.

Сборники стихотворений для детей.

Л.: прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

П.: знать авторов стихотворений для детей;

Р.: заполнять каталожную карточку;

К.: участвовать в конкурсах чтецов.


27.

Книги-сборники сказок народов мира.

Л.: положительное отношение к чтению;

П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий, знать писателей-сказочников;

Р.: знать и соблюдать правила работы с книгой;

К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.


28.

Народные сказки на страницах детских журналов.

Л.: положительное отношение к чтению;

П.: уметь работать с книгой, детским журналом, пользуясь алгоритмом учебных действий, знать народные сказки;

Р.: знать и соблюдать правила работы с книгой;

К.: участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах, соблюдать правила поведения в читальном зале.


IX.


29.

Книги о защитниках отечества. Книга А.Гайдара. – 3ч.

Книги о семье.


Л.: характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

П.: знать разные жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни;

Р.: , участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


30-31

Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара

«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».


Л.: оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

П.: составление рукописной книги «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки

Р.: уметь самостоятельно работать с новым произведением;

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


X.


32.

По страницам любимых книг – 3ч.

Библиотечный урок «Хвала книге». Презентация любимой книги.

Л.: способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;

П.: различать книги-сборники по авторам, жанрам, темам;

Р.: участвовать в коллективной творческой работе: комиксы и весёлые истории; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

К.: уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.


33.

Библиотечный урок «Хвала книге». Презентация любимой книги.

Л.: ориентироваться в мире книг;

П.: характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

Р.: участвовать в коллективной творческой работе: комиксы и весёлые истории

К.: уметь определять свою роль в общей коллективной творческой работе: комиксы и весёлые истории.






34.

Библиотечный урок «Хвала книге». Презентация любимой книги

Л.: положительное отношение к чтению;

П.: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

Р.:уметь организовывать своё рабочее место и работу;

К.: оформлять еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя».




2 класс - 34 часа


Книга, здравствуй (3 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной

книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации

в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (2 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение биб-

лиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (4 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова

и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова

«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-

кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских

газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (элек-

тронная версия).

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).

Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование от-

дельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-

виц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (5 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотеч-

ном фонде. Чтение выбранной книги.

Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Старые добрые сказки (3 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других

стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная

сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). По-

исковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о детях (4 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михал-

ков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак,

С. Михалков, А. Барто).

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч)

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою

Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,

сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений

о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы

о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная

книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой

Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Ки-

бальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотогра-

фии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (3 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.

Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформле-

нию, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».



Информационно-методическое обеспечение программы.


Литература для учителя:

1.Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009г.

2.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007г.

3.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008г.

4.Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007г.

5.Речь. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008г.

6.Сабельников С. И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011г.

7.Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. – М.: Просвещение, 1981г.

8.Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011г.

9. Чтение. Работа с текстом: 1 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.

10.Чтение. Работа с текстом: 2 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.

11.Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.

12.Чтение. Работа с текстом: 4 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011г.

Материалы для учащихся:

1.Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф

2.Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000

Литература для детского чтения.
1.Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис. 2004.
2. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002. 3.Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА». 2003.
4.Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: 2002. 5.Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992. 6.Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. 2001. 7. 7.Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002 . 8.Праздник букваря: стихотворения и рассказы .М.: ООО «Издательство Артель». 2004.
9.Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001.
10.Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок - М.: ООО «Издательство АСТ»: Сталкер. 2001
11.Сказки, песни, загадки, стихотворения.С. Маршак. – М.: Детская литература . 1984.
12.Светлый мир. Произведения русских писателей. Сост. Е.А. Копытова. М.. 1998 . Книги Е.Пермяка, В. Драгунского, В. Осеевой, Н.Носова.

Оборудование.

1.Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.

2.Репродукции картин в соответствии с содержанием программы.

3.Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы.

4.Иллюстрации к литературным произведениям.





























Предпологаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении.

Метапредметные результаты:

познавательные:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

регулятивные:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

коммуникативные:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.


Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.


21