СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (неаудиторная занятость) «Путь к успеху» 4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по логической математике для развивающего занятия "Путь к успеху" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю с 1 сентября).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (неаудиторная занятость) «Путь к успеху» 4 класс»





«Рассмотрено»

Руководитель МО

______(Маренкова В.И.)



Протокол №_1_от

« »___08_____2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

______(Лещенко Л.А.)



«___»____________2018г.

«Утверждено»

Директор

______(Мартыненко В.Т.)



Приказ №ОД-109 от «_01__»_____09____2018г.



Рабочая программа (неаудиторная занятость)

«Путь к успеху»

4 класс

Базовый уровень

Учителя начальных классов


ВКК

Фроловой Ольги Николаевны

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета гимназии

МБОУ Калачеевская гимназия №1

Протокол №_____1__от «__30__»__08__2018г

2018-2019 учебный год




Аннотация рабочей программы

Рабочая программа по курсу «Путь к успеху» разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.), примерной программы по учебным предметам. Начальная школа (внеурочная деятельность по курсу «Путь к успеху»). (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010г.

Программа по логической математике для развивающего занятия "Путь к успеху" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю с 1 сентября).


Цель курса:

  • формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.


Задачи курса:

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

  • овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;

  • овладение конкретными математическими знаниями;

  • воспитание трудолюбия и достижения своей цели.


Общая характеристика курса:

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия .Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми, возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Виды деятельности учащихся

-игровая

Виды игр:

на развитие внимания и закрепления терминологии;

игры-тренинги;

. сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

интеллектуально-познавательные игры;

интеллектуально-творческие игры.

- использование сказки всегда обогащает занятие и делает его понятнее это:

сказочные сюжеты уроков;


- познавательная

-рассказ-беседа

-разгадывание кроссвордов,загадок,викторины.


Планируемые результаты освоения учащимися курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Содержание программы.

Математика – царица наук.- 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1 час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами. – 1час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 2часа

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 1час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-1час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1час

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18.Решение олимпиадных задач. – 1час

Решение задач повышенной сложности.

19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20.Школьная олимпиада-1час

Решение заданий школьного уровня

21. Игра над ошибками- 1 час

Работа над ошибками, допущенными в работах

22.Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

23.Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

24. Решение логических задач. – 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

25. Игра «У кого какая цифра». – 1час

Закрепление знаний нумерации чисел.

26.Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:- кто такой Архимед

- открытия Архимеда- вклад в науку

27. Задачи с многовариантными решениями. –1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

28. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор- вклад в науку

29. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 часа

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математическая викторина «Узнай меня». – 1 час

33. Математический КВН. -1час

34. Круглый стол «Подведем итоги». -1 час Систематизация знаний по изученным разделам.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема занятия

Кол. часов

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

2

Как люди научились считать.

1

3

Интересные приемы устного счёта.

1

4

Решение занимательных задач в стихах.

1

5

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

6

Учимся отгадывать ребусы.

1

7-8

Числа-великаны. Коллективный счёт.

2

9

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

10

Решение ребусов и логических задач.


1

11

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

12

Загадки- смекалки.

1

13

Игра «Знай свой разряд».

1

14

Обратные задачи.


1

15

Практикум «Подумай и реши».

1

16

Задачи с изменением вопроса.

1

17

«Газета любознательных».

1

18

Решение нестандартных задач.

1

19

Решение олимпиадных задач.

1

20

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

21

Школьная олимпиада

1

22

Игра «Работа над ошибками»

1

23

Математические горки.

1

24

Наглядная алгебра.

1

25

Решение логических задач.

1

26

Игра «У кого какая цифра»

1

27

Знакомьтесь: Архимед!

1

28

Задачи с многовариантными решениями.

1

29

Знакомьтесь: Пифагор!

1

30

Задачи с многовариантными решениями.

1

31

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

32

Задачи с многовариантными решениями.

1

33

Математическая викторина»Узнай меня»

1

34

Математический КВН

Круглый стол «Подведем итоги»

1































Приложение.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

4 «г» класс учителя начальных классов ВКК Фроловой Ольги Николаевны.



п/п

Тема занятия

Формы проведения

Кол. часов

Дата проведения

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

Беседа

1

07.09


2

Как люди научились считать.

Исследование

1

14.09

3

Интересные приемы устного счёта.

Арифметический диктант

1

21.09


4

Решение занимательных задач в стихах.

Устный счет

1

28.09


5

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

Работа в парах

1

05.10


6

Учимся отгадывать ребусы.

Викторина

1

12.10


7-8

Числа-великаны. Коллективный счёт.

Коллективная работа

2

19.10

26.10

9

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

Групповая работа

1

09.11


10

Решение ребусов и логических задач.


Практикум

1

16.11

11

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Работа в парах

1

23.11


12

Загадки- смекалки.

Индивидуальная работа

1

30.11


13

Игра «Знай свой разряд».

Викторина

1

07.12

14

Обратные задачи.



1

14.12


15

Практикум «Подумай и реши».

Практическая работа

1

21.12


16

Задачи с изменением вопроса.

Инсценирование

1

28.12

17

«Газета любознательных».

Диалог

1

11.01

18

Решение нестандартных задач.

Исследование

1

18.01

19

Решение олимпиадных задач.

Тестирование

1

25.01


20

Решение задач международной игры «Кенгуру»

Индивидуальная работа

1

01.02

21

Школьная олимпиада

Конкурс

1

08.02


22

Игра «Работа над ошибками»

Тестирование

1

15.02


23

Математические горки.

Викторина

1

22.02


24

Наглядная алгебра.

Творческая работа

1

15.03


25

Решение логических задач.

Коллективная работа

1

22.03


26

Игра «У кого какая цифра»

Творческая работа

1

05.04


27

Знакомьтесь: Архимед!

Работа с энциклопедиями

1

12.04


28

Задачи с многовариантными решениями.

Работа в парах

1

19.04


29

Знакомьтесь: Пифагор!

Лекция

1

26.04


30

Задачи с многовариантными решениями.

Коллективная работа

1

26.04



31

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Групповая работа


1


17.05



32

Задачи с многовариантными решениями.

Работа в парах

1

17.05

33

Математическая викторина»Узнай меня»

Викторина

1

24.05



34

Математический КВН

Круглый стол «Подведем итоги»

КВН

1

24.05



Материально-техническое обеспечение


- Кубики (игральные) с точками или цифрами.

- «Математический веер» с цифрами и знаками.

- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

- Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.

- Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

- Математический набор «Карточки-считалочки» для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.-. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

- Набор «Геометрические тела».

- Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.-. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»

- Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009.

- Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010


Учебно-методическое обеспечение


1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.