Курск, 2019 г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09.12.2016 г., № 1569
Разработчик программы: __________________________________________________________________
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметно - цикловой комиссии Технологий и сервиса в общественном питании
Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 20__ г.
подпись Ф.И.О. руководителя или уполномоченного лица
Заместитель директора по УР: Никитова Е.В.
Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины ОП.05 Основы калькуляции и учета является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер
Учебная дисциплина изучается в рамках общепрофессионального цикла.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теоретические основы бухгалтерского учета | 8 | |
Тема 1.1. Общая характеристика бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания | Содержание учебного материала | | |
1. | Задачи и виды хозяйственного учета, измерители, применяемые в учете, предмет и метод бухгалтерского учета, требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету | 4 | ОК 01 - 11 |
Тема 1. 2 Принципы и формы организации бухгалтерского учета в общественном питании | Содержание учебного материала | | |
1 | Особенности, принципы и формы организации бухгалтерского учета в общественном питании. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера. Основные направления совершенствования, учета и контроля отчетности | 2 | ОК 01 - 11 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
| Самостоятельная работа № 1. Заполнение таблицы «Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета» | 2 |
Раздел 2. Ценообразование в общественном питании | 20 | |
Тема 2.1. Цена и ценовая политика организаций общественного питания | Содержание учебного материала | | ПК 1.1-1.4, ОК 01 - 11 |
1. | Понятие цены, ее элементы, виды цен. Ценовая политика организаций питания | 2 |
Тема 2.2. Составление калькуляции | Содержание учебного материала | | ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ОК 01 - 11 |
1. | Понятие калькуляции и порядок определения розничных цен на продукцию и полуфабрикаты собственного производства | 2 |
Тема 2.3. План-меню | Содержание учебного материала | | ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК 01 - 11 |
1. | Назначение плана – меню, его виды, порядок составления, товарооборот предприятий питания | 2 |
Тема 2. 4 Сборник рецептур | Содержание учебного материала | | ПК 1.1-1.4, ОК 01 - 11 |
1. | Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий и Сборник рецептур мучных кондитерских и булочных изделий как основные нормативные документы для определения потребности в сырье и расхода сырья, выхода готовых блюд, мучных и кондитерских изделий | 2 |
Тематика практических занятий | | ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК 01 - 11 |
Практическое занятие № 1. Выполнение арифметических операций процентных вычислений используя данные таблицы «Нормы отходов при обработке овощей». | 2 |
Практическое занятие №2. Определение массы нетто, массы с использованием Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий) | 2 |
Практическое занятие №3. Составление плана-меню. | 2 |
Практическое занятие №4. Расчет сырья на необходимое количество порций | 2 |
Практическое занятие № 5. Расчёты по Сборнику рецептур блюд | 2 |
Практическое занятие № 6. Составление калькуляционных карточек | 2 |
Раздел 3. Документация и инвентаризация | 16 | |
Тема 3. 1 Документооборот предприятий общественного питания | Содержание учебного материала | | |
1. | Понятие документооборота, формы документов, применяемых в организациях питания, их классификация. Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению документов | 2 | ПК 1.1-1.4, ПК 4.1-4.5, ОК 01 - 11 |
Тема 3. 2 Документирование операций по отпуску из кладовой сырья | Содержание учебного материала | | ПК 1.1-1.4, ПК 5.1-5.5 ОК 01 - 11 |
1. | Учёт продуктов в кладовой. Материальная ответственность, ее документальное оформление. Отчётность материально-ответственных лиц | 2 |
Тема 3. 3 Учёт товарных потерь | Содержание учебного материала | | ПК 1.1-1.4, ОК 01 - 11 |
1. | Нормируемые и ненормируемые потери. Учёт товарных потерь вследствие естественной убыли. Товарные потери при транспортировке, хранении и реализации. Учёт потерь товаров вследствие боя, лома и порчи | 2 |
Тема 3. 4 Инвентаризация товаров и тары | Содержание учебного материала | | ПК 1.1-1.4, ОК 01 - 11 |
1. | Общие правила и порядок проведения инвентаризации. Определение результатов инвентаризации. Определение результатов инвентаризации. Оформление инвентаризационных материалов | 2 |
Тематика практических занятий | | ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК 01 - 11 |
Практическое занятие № 7. Оформление договора об индивидуальной материальной ответственности. | 2 |
Практическое занятие № 8. Оформление распорядительной и отчётной документации по итогам проведённой инвентаризации | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Самостоятельная работа № 2. Составление схемы проведения инвентаризации товаров на предприятиях общественного питания | 2 |
Самостоятельная работа № 3. Заполнение первичных документов на предприятиях общественного питания. | 2 |
Раздел 4. Учет сырья, продуктов и тары в кладовых организаций питания | 24 | |
Тема 4.1. Учет поступления и выбытия сырья и готовой продукции | Содержание учебного материала | | |
1. | Задачи и организация учета продуктов, тары и реализация готовой продукции. Документальное оформление и учет поступления продуктов, товаров и тары. Прием товаров на складе поставщика. Учет поступления сырья на производстве. Прием товаров на железнодорожной станции и получение товаров автотранспортом Закупка продуктов у физических лиц. Учет продуктов и товаров в местах хранения и в бухгалтерии | 4 | ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ОК 01 - 11 |
Тема 4.2. Учет сырья на производстве и реализации (отпуска) готовой продукции. | Содержание учебного материала | | ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК 01 - 11 |
1 | Документирование операций по отпуску из кладовой сырья. Материальная ответственность, договор материальной ответственности. Отчётность материально-ответственных лиц. | 2 |
Тематика практических занятий | |
Практическое занятие № 9. Заполнение требования на получение товара и накладной на отпуск товара | 2 |
Практическое занятие № 10. Заполнение счета – фактуры и оформление доверенности на получение товарно-материальных ценностей | 2 |
Практическое занятие № 11. Документальное оформление движения продуктов и тары на производстве | 2 |
Тема 4.3. Учет операции в буфетах, магазинах кулинарии и мелкорозничной сети. | Содержание учебного материала | | ПК 1.1-1.4, ОК 01 - 11 |
| Особенности учета в буфетах, магазинах кулинарии и мелкорозничной сети. Документальное оформление операций в буфетах, магазинах, кулинарии и мелкорозничной сети. Аналитический и синтетический учет. | 2 |
Тема 4.4. Учет в кондитерских цехах | Содержание учебного материала | | ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК 01 - 11 |
| Особенности ведения учета в кондитерских цехах. Учет сырья и готовых изделий, их документальное оформление | 2 |
Тематика практических занятий | |
| Практическое занятие № 12. Оформление дневного заборного листа | 2 |
| Практическое занятие № 13. Оформление товарного отчета | 2 |
| Практическое занятие № 14. Оформление наряда – заказа кондитерских изделий | 2 |
| Практическое занятие № 15. Документальное оформление акта о снятии остатков | 2 |
Раздел 5. Учет денежных средств | 4 | |
Тема 5.1 Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций | Содержание учебного материала | | ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 ОК 01 - 11 |
Правила торговли. Виды оплаты по платежам. Правила и порядок расчетов с потребителями при оплате наличными деньгами и при безналичной форме оплаты. Правила поведения, степень ответственности за правильность расчетов с потребителями | 2 |
Тематика практических занятий | |
| Практическое занятие № 16. Решение ситуационных задач | 2 |
Консультации | | Консультации по заполнению первичных документов на предприятиях общественного питания | 2 | |
Дифференцированный зачет | | | 2 | |
ВСЕГО: | | | 76 | |
комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине.
мультимедиа проектор.
Электронный режим доступа: http://npopl67.ucoz.ru/Docs1/Domzad/0046457_5A9DB_kirillova_n_a_buhgalterskiy_uchet_dl.pdf
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знание: -виды учета, требования, предъявляемые к учету; - задачи бухгалтерского учета; -предмет и метод бухгалтерского учета; -элементы бухгалтерского учета; -принципы и формы организации бухгалтерского учета - особенности организации бухгалтерского учета в общественном питании; - основные направления совершенствования, учета и контроля отчетности на современном этапе; -формы документов, применяемых в организациях питания, их классификацию; - требования, предъявляемые к содержанию и оформлению документов; - права, обязанности и ответственность главного бухгалтера; - понятие цены, ее элементы, виды цен, понятие калькуляции и порядок определения розничных цен на продукцию собственного производства; -понятие товарооборота предприятий питания, его виды и методы расчета. - сущность плана-меню, его назначение, виды, порядок составления; -правила документального оформления движения материальных ценностей; - источники поступления продуктов и тары; 4-правила оприходования товаров и тары материально- ответственными лицами, реализованных и отпущенных товаров; -методику осуществления контроля за товарными запасами; -понятие и виды товарных потерь, методику их списания; -методику проведения инвентаризации и выявления ее результатов; - понятие материальной ответственности, ее документальное оформление, отчетность материально- ответственных лиц; - порядок оформления и учета доверенностей; - ассортимент меню и цены на готовую продукцию на день принятия платежей; - правила торговли; - виды оплаты по платежам; - виды и правила осуществления кассовых операций; - правила и порядок расчетов с потребителями при оплате наличными деньгами и при безналичной форме оплаты; - правила поведения, степень ответственности за правильность расчетов с потребителями. | Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения терминологии | Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы экспертная оценка выполнения практических занятий №1-16 Промежуточный контроль: Предусмотренная форма Дифференцированный зачет |
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Умение: вести учет, оформлять документы первичной отчетности по учету сырья, товаров и тары в кладовой организации питания; -составлять товарный отчет за день; -определять процентную долю потерь на производстве при различных видах обработки сырья; - составлять план-меню, работать со сборником рецептур блюд и кулинарных изделий, технологическими и технико - технологическими картами; -рассчитывать цены на готовую продукцию и полуфабрикаты собственного производства, оформлять калькуляционные карточки; -участвовать в проведении инвентаризации в кладовой и на производстве; -пользоваться контрольно - кассовыми машинами или средствами автоматизации при расчетах с потребителями; -принимать оплату наличными деньгами; -принимать и оформлять безналичные платежи; -составлять отчеты по платежам. | Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям безопасности Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. | Экспертное наблюдение и оценка результатов - ПЗ №№1-16; - по итогам промежуточной аттестации |