Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Допуски и технические измерения
образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной дуговой сварки (наплавки)
2021г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности(ям) (профессиям(ям)) среднего профессионального образования (далее СПО)
15.01.05 Сварщик (ручной дуговой сварки (наплавки)
Организация-разработчик: ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Разработчики:
Агарева Наталья Шафировна, преподаватель специальных дисциплин
Рассмотрена на ЦК специальных дисциплин протокол №__1_ от 01____09___ 2021____ г.
Утверждена заведующим по учебной работе «__1___»______09______ 2021__г.
| |
СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 | Стр. |
СТРСТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 | |
условия реализации учебной дисциплины 11 | |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 12 | |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ДОПУСКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 04 Допуски и технические измерения является частью учебного плана по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- контролировать качество выполняемых работ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;
- допуски и отклонения формы и расположения поверхностей.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
всего 36 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимся видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Код (согласно ГОС СПО ЛНР) | Наименование результата обучения |
ПК 1.6. | Проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкций под сварку. |
ПК 1.9. | Проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документации по сварке. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план учебной дисциплины ОП.04 Допуски и технические измерения
Коды компетенций | Наименование разделов, тем | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1.6., ПК 1.9. ОК 2,4,5.6 | Раздел 1. Основы стандартизации | 2 | 2 | - | - | | - |
ПК 1.6., ПК 1.9. ОК 2,4,5.6 | Раздел 2. Понятие о качестве машин и механизмов, методы оценки качества продукции. Система обеспечения качеством. | 21 | 21 | 13 | - | | - |
ПК 1.6., ПК 1.9. ОК 2,4,5.6 | Раздел 3. Технические измерения | 11 | 11 | 5 | - | | - |
Промежуточная аттестация: зачет. | 2 | 2 | | | | |
Всего часов: | 36 | 36 | 18 | - | | - |
3.2. Содержание учебной дисциплины ОП.05 Допуски и технические измерения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы стандартизации | 2 | |
Тема 1.1 Введение | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
Предмет «Допуски и технические измерения»: понятие, цель изучения, задачи, содержание. Связь допусков, посадок и технических измерений с качеством машин, надежностью их в работе, долговечностью. | 1 |
Тема 1.1. Виды и категории стандартов. | Содержание учебного материала | 1 | |
| 1. | Цели и задачи стандартизации. Государственная система стандартизации. Система обеспечения качеством.. | 1 | 1 |
Раздел 2. Понятие о качестве машин и механизмов, методы оценки качества продукции. Система обеспечения качеством. | 21 | |
Тема 2.1. Размеры и соединения | Содержание учебного материала | | |
| | Понятие о погрешности и точности размера. Основные понятия о размерах и отклонениях. Допуск, поле допуска, условие годности деталей машин. Посадки с зазором, с натягом и переходные | 2 2 | 2 |
2 2 |
| Система обеспечения качеством. | 3 | |
Практические занятия | 8 | 2 |
1. | Расчёт величин предельных размеров по данным чертежа с использованием справочных таблиц. Определение годности фактических размеров | 4 |
2 | Определение характера сопряжения по обозначению посадки на чертеже. Выбор посадки по заданным условиям работы сопряжения. | 4 | |
Тема 2.2. Допуски формы и расположения поверхностей, шероховатость поверхности. | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Допуски и отклонения формы: классификация, обозначение, комплексные показатели Допуски и отклонения расположения поверхностей: классификация, обозначение, суммарные допуски. Шероховатость поверхности: понятие, параметры, обозначение | 2 | 2 |
Практические занятия: | 2 | |
1. | Определение допусков цилиндрической поверхности на чертеже | 1 |
2. | Определение параметров шероховатости и отклонений формы цилиндрической поверхности | 1 |
Тема 2.3. Допуски измерения углов и гладких конических соединений. | Содержание учебного материала | 1 | |
1. | Нормальные углы и нормальные конусности. Единицы измерения углов, допуски на угловые размеры, степени точности угловых размеров. Гладкие конические соединения. Посадки конических соединений, допуски углов конусов. | | |
Практические занятия: | 1 | |
Определение допусков и посадок углов гладких и конических соединений. | 1 | |
Тема 2.4. Допуски и посадки резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Допуски и посадки резьбы: обозначение, степени точности | 1 | 2 |
2. | Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений: обозначение, применение | 1 |
Практические занятия: | 2 | |
1. | Определение допусков и посадок резьбовых соединений | 1 | |
2. | Определение допусков и посадок шпоночных и шлицевых соединений. | 1 | |
Раздел 3. Технические измерения | 11 | |
Тема 3.1. Средства измерения и контроля линейных и угловых величин | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Метрологические характеристики средств измерения. | 1 |
2. | Классификация средств измерения и контроля: устройства, характеристика, применение. Концевые меры длины. | 1 |
Практические занятия: | 1 | |
1. | Измерение размеров поверхностей деталей штангенциркулем. Измерение размеров деталей машин гладким микрометром. | 1 | |
Тема 3.2. Средства измерения с механическим, оптическим и пневматическим преобразователем | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Классификация рычажных, рычажно-зубчатых, пружинных инструментов, характеристика, применение. | 1 | |
2. | Оптикаторы, оптиметры, универсальные микроскопы и пневматические приборы: характеристика, применение. | 1 | |
Практические занятия: | 2 | |
1. | Составление таблиц «Сравнительная характеристика штангенинструментов и микрометрических инструментов» | 2 | |
Тема 3.3. Контроль калибрами | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | Классификация, приёмы контроля и назначение инструмента для контроля резьбы, шпоночных и шлицевых соединений: назначение, устройство, особенности применения. | 1 | |
2. | Приборы для контроля волнистости и шероховатости: классификация, характеристика, применение. | 1 |
Практические занятия: | 2 | |
1. | Составление таблиц «Сравнительная характеристика инструмента для контроля резьбы, шпоночных и шлицевых соединений». Осуществление контроля калибрами партии деталей. | 2 | 2 |
Зачет | 2 | |
| Всего: | 36 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины ОП.04 Допуски и технические измерения требует наличия учебного кабинета: «Допуски и технические измерения».
Оборудование учебного кабинета допуски и технические измерения:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Допуски и технологические измерения»;
- образцы стандартов;
- комплект калибров, концевых мер, штанген-инструменты, микрометры, индикаторы рычажного типа, угломеры, нутромеры;
- образцы изделий, детали, приспособления.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор, выход в сеть интернет, DVD
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Ганевский Г. М., Гольдин И. И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. – М.: Высшая школа, 2013. – 283 с.
Белкин И. М. Допуски и посадки. – М.: Машиностроение, 2014. – 518с.
Берков В. И., Доброродный В. С. Преподавание предмета «Допуски и технические измерения». – М.: Высшая школа, 2014. – 150 с.
Захаров В. И. Взаимозаменяемость, качество продукции и контроль в машиностроении. – Л.: Лениздат, 2015. – 298 с.
Зинин Б. С., Ройтенберг Б. Н. Сборник задач по допускам и техническим измерениям. – М.: Высшая школа, 2016. – 110 с.
Клевлеев В. И., Попов Ю. П., Кузнецова И. А. Метрология, стандартизация, сертификация. – М.: Форум – Инфра М, 2014. – 250 с.
Козловский Н. С., Ключников В. И. Сборник примеров и задач по курсу. «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения.» – М.: Машиностроение, 2015. – 303 с.
Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Юнит, 2015. – 711 с.
Марков Н. Н. Нормирование точности в машиностроении. – М.: Станкин, 2015. – 422 с.
Дополнительные источники:
Справочник. Инженерный журнал. – 2014. – № 1. – С.
Уткин Е. Д., Санинский В. А. Метрология, взаимозаменяемость, стандартизация и нормирование точности: Учеб. – пособие / ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. – 52 с.
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля, практических занятий, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
- контролировать качество выполняемых работ. | Практические занятия Устный опрос зачет |
Знать: | |
- системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности; | Практические занятия Проверка конспекта Тестирование Устный опрос Зачёт |
- допуски и отклонения формы и расположения поверхностей. | Практические занятия Проверка конспекта Тестирование Устный опрос зачёт |