Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение
Котовский индустриальный техникум
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.09 СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
2017
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.07 «Информационные системы и программирование», входящих в укрупненную группу 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Котовский индустриальный техникум (ТОГБПОУ «Котовский индустриальный техникум»)
Разработчик:
Дементьева К.В., преподаватель спец. дисциплин
_________________ Дементьева К.В.
Рассмотрено на заседании ПЦК 09.02.07 «Информационные системы и программирование» 9 марта 2017 г. протокол № __, на заседании методического совета от 15 марта 2017 г., протокол №__, утверждена зам. директора И.В. Улуханова.
Председатель ПЦК ____________ Н.В. Мартынова
Зам. директора _______________И.В. Улуханова
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП | 16 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Стандартизация, сертификация и техническое документирование» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Стандартизация, сертификация и техническое документирование» входит в общепрофессиональные дисциплины технического цикла.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплине обучающийся должен уметь:
- применять требования нормативных актов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- применять документацию систем качества;
- применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации.
В результате освоения дисциплине обучающийся должен знать:
- правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- показатели качества и методы их оценки;
- системы качества;
- основные термины и определения в области сертификации;
- организационную структуру сертификации;
- системы и схемы сертификации.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ПК 1.1. Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с техническим заданием.
ПК 1.2. Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
ПК 2.1. Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент.
ПК 4.2. Осуществлять измерения эксплуатационных характеристик программного обеспечения компьютерных систем на соответствие.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (если предусмотрено) | - |
практические занятия (если предусмотрено) | 30 |
контрольные работы (если предусмотрено) | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | 2 |
в том числе: | |
виды самостоятельной работы (реферат, доклад, домашняя работа) | 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1 | Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации | 6 | |
Тема 1.1. Обеспечение качества товаров и услуг – основная цель деятельности по стандартизации, сертификации и метрологии | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 4.2 |
Социальные проблемы человека и пути их решения | 2 | 2 |
Тематика практических занятий | |
1. Осуществление поиска действующих нормативных документов, обеспечивающих безопасность гражданина и специалиста | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения в устной форме. «Социальные проблемы человека и пути их решения». «Техника 21-го века и влияние технического прогресса на окружающую среду и взаимоотношения между людьми». Устные ответы на контрольные вопросы | 2 |
РАЗДЕЛ 2 | Основы метрологии | 22 | |
Тема 2.1. Метрология как деятельность человека. Основы технических измерений. Основные понятия | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 4.2 |
Исторические предпосылки возникновения метрологии. Понятие о физической величине, ее характеристика | 2 | 2 |
Тематика практических занятий | |
1. Единицы физических величин | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Международная система единиц» | 2 |
Тема 2.2. Государственная система обеспечения единства измерений технических систем | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 4.2 |
Методы измерения показателей качества (прямые, косвенные, совокупные, совместные) | 2 | 2 |
Тематика практических занятий | |
1. Определение погрешности средств измерений | 10 |
2. Изучение универсальных средств технических измерений |
3.Определение погрешности средств измерений |
4.Виды приборов контроля. |
5.Шкалы приборов |
Самостоятельная работа обучающихся Доклад «системы передачи показаний на расстоянии». Решение задач по расчету погрешностей | 4 |
РАЗДЕЛ 3 | Основы стандартизации | 28 | |
Тема 3.1. Общая характеристика стандартизации. Цели, принципы, функции и основные понятия | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 4.2 |
1. Задачи стандартизации. Основные понятия и нормативно-правовые документы в области стандартизации. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Международная организация по стандартизации ИСО» | 2 |
Тема 3.2. Система обеспечения качества продукции и услуг | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 4.2 |
1. Система обеспечения качества продукции и услуг. Объекты стандартизации в технике: стандартизация промышленной продукции, стандартизация услуг | 2 | 2 |
Тематика практических занятий | |
1. Анализ маркировочных знаков реального монитора ПК | 8 |
2. Составление текстов служебных документов |
3. Оформление служебных документов в соответствии с требованиями ГОСТа |
4. Анализ реального сертификата соответствия |
Самостоятельная работа обучающихся «Ознакомление с чертежами схем различных технологических объектов» Подготовка сообщения в устной форме. «Технологическое обеспечение качества продукции» Устные ответы на контрольные вопросы | 4 |
Тема 3.3. Основные понятия о размерах, отклонениях и посадках | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 4.2 |
1. Взаимозаменяемость и нормирование точности. Определение размера. Номинальный, предельный, действительный размеры. Классификация поверхностей, образующих деталь. Понятие «вал» и «отверстие». Определение отклонения. Предельные отклонения. Определение допуска, поля допуска. Графический способ построения полей допуска. Основные понятия о посадках. Определение зазора и натяга. Единая система допусков и посадок (ЕСДП). | 2 | 2 |
Тематика практических занятий | |
1. Определение предельных размеров и отклонений, допусков, определений характера соединений | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Характеристика поверхностей. Образующих деталь Решение ситуационных задач на определение точности обрабатываемых деталей | 4 |
РАЗДЕЛ 4 | Основы сертификации | 12 | |
Тема 4.1. Сертификация как процедура оценки соответствия продукции, услуг и производства | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 4.2 |
1. Определение и основные понятия сертификации. Организационная структура систем оценки соответствия и сертификации. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада «Государственная система аттестации» в устной форме. «Организационная структура систем оценки соответствия и сертификации. Карта технического уровня качества продукции». Устные ответы на контрольные вопросы. | 2 |
Тема 4.2. Качество продукции | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 4.2 |
1. Показатели качества (технические, эргономические, социальные, эстетические, экологические) Надежность устройств. Качественные и количественные показатели надежности. Расчет надежности Технологичность конструкции | 2 | 2 |
Тематика практических занятий | |
1. Определение показателей качества расчетным путем. Коэффициенты технологичности. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Анализ показателей качества Решение ситуационных задач по значимости показателей качества для изделий различного назначения Изучение методов проведения и организации испытаний продукции | 2 |
РАЗДЕЛ 5 | Техническое документирование | 4 | |
Тема 5.1. Техническое документирование | Содержание учебного материала | Уровень освоения | | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 4.2 |
1. Положения систем организационно – методических стандартов. Компьютерные технологии в подготовке документов. Электронный документооборот. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося «Составление структуры текстового документа: технических отчетов, рефератов» | 2 |
Всего (часов) | 72 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета метрологии и стандартизации.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- контрольно-измерительные материалы: вопросы к зачету, тестовые вопросы, карточки с условиями задач, методические указания по выполнению практических занятий, презентация теоретического материала по темам.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска,
- компьютер,
- ноутбук,
- проектор,
- калькулятор
3.2.Информационное обеспечение обучения
Примерный перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Борисов Ю.И., Сигов А.С., Нефедов В.И. Метрология, стандартизация и сертификация.-М.: Форум: ИНФРА-М,2011.-336с.
2. Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация — М.: Форум: ИНФРА-М,2012.-416с.
3. Димов Д.Ф., Ястребов А.С. Метрология, стандартизация и технические средства измерений. М.:Высш.шк.,2011.-458с.
4. ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основные отклонения.
5. Допуски и посадки: Справочник в 2-х ч. - Л.: Политехника, 2012.
Дополнительные источники:
1. Кузнецов В.А., Ялунина Г.В., Основы метрологии. Учебное пособие. - М.
2. Изд-во стандартов, 2007. - 280с.
3. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебное пособие. - М.: Логос, 2009. - 560с.
Интернет-источники:
1. Материаловедение – http://www.materialscience.ru/
2. Материаловедение –http://materiall.ru/
3. Электронные учебники – http://www.ph4s.ru/book_tribo.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять требования нормативных актов к основным видам продукции (услуг) и процессов; - применять документацию систем качества; - применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации; знать: - правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации; - основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации; - основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; - показатели качества и методы их оценки; - системы качества; - основные термины и определения в области сертификации; - организационную структуру сертификации; - системы и схемы сертификации. | OK 1 OK 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 2.1 ПК 4.2 | Текущий контроль: - защита отчетов по практическим/ лабораторным занятиям; - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических/лабораторных занятий Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете/ Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования. Итоговый контроль: Дифференцированный зачет |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷100 | 5 | отлично |
80 ÷89 | 4 | хорошо |
70 ÷79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП
Учебная дисциплина ОП.09 «Стандартизация, сертификация и техническое документирование» может быть использована для обучения по укрупненной группе профессий и специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».