Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Московской области
«Губернский колледж»
«Согласовано» «Утверждаю»
Управляющий директор ООО директор ГАПОУ МО
«Домодедово Трейнинг» «Губернский колледж»
___________________ Е.В.Юнина ____________ А.И. Лысиков «__» _______________ 20___г. «__»______________ 20___г.
Рассмотрено на заседании
ПЦК специальных
дисциплин
протокол № __ от _________ 20__г.
председатель _____________ А.В.Тимофеев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ВЧ. 11 Охрана труда
«профессиональный цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
(углубленная подготовка)
2018 г.
Составитель:
Вершинина Л.С., заместитель директора по УПР ГАПОУ МО «Губернский колледж»;
Тимофеев А.В., преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ МО «Губернский колледж».
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Тимофеев А.В., председатель ПЦК профессиональных дисциплин и модулей ГАПОУ МО «Губернский колледж».
Содержательная экспертиза: Тимофеев А.В., председатель ПЦК профессиональных дисциплин и модулей ГАПОУ МО «Губернский колледж».
Экспертиза работодателя
Содержательная экспертиза: Юнина Е.В., управляющий директор ООО «Домодедово Трейнинг».
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.ВЧ. 11 «Охрана труда» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) утвержденного приказом министерства образования и науки России от 07.05.2014 N 470 среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32767)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ВЧ. 11 «Охрана труда»
1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.ВЧ. 11 «Охрана труда» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы и направлена на обеспечение у обучающихся знаний, умений, навыков необходимых для удовлетворения потребностей рынка труда и с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных федеральным Государственным образовательным стандартом.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
уметь:
- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлым, настоящим или планируемыми видами профессиональной деятельности;
- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;
- проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонал),
инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с
учетом специфики выполняемых работы;
- разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;
- контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого
уровня безопасности труда;
- вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения.
знать:
- системы управления охраной труда в организации;
- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
- обязанности работников в области охраны труда;
- фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и
производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);
- порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);
- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
- порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в т.ч. методику оценки условий труда и травмобезопасности.
Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:
- общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 час;
самостоятельной работы обучающегося 17 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
- практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.ВЧ. 11«Охрана труда»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | |
Безопасность труда. Негативные факторы. Аксиома потенциальной опасности. Понятие травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Основные задачи охраны труда | 2 |
Тема 1.1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Негативные факторы производственной среды: механические, физические, химические и комплексного характера | 2 |
2 | Вредные вещества, их воздействие и нормирование, сочетанное воздействие вредных факторов | 2 |
3 | Пожаровзрывоопасность. Герметические системы, находящиеся под давлением. Статистическое электричество. | 2 |
Практическое занятие №1 | 2 | |
Расчет воздействия вредных веществ и их нормирование. |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение о категорировании помещений н зданий по степени взрывопожарной опасности. | 3 |
Тема 1.2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Опасные и вредные факторы на предприятиях автомобильного транспорта. | 2 |
2 | Производственная вентиляция. Системы вентиляции. | 2 |
3 | Средства индивидуальной защиты | 2 |
4 | Безопасность труда на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах | 2 |
Практические занятия №2 | 2 | |
| Изучение устройства, выбор и расчет потребности в средствах индивидуальной защиты | | |
Практические занятия №3 | 2 |
Освоение безопасных приемов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ |
Практические занятия №4 | 2 |
Защита человека от вредных и опасных производственных факторов. |
Самостоятельная работа: Разработать мероприятия о защите атмосферы и гидросферы от вредных выбросов и сбросов. Произвести сравнительный расчет строительных материалов и конструкций. Подготовить сообщения (по индивидуальному заданию): О защите от механического травмирования. Об основных требованиях пожарной безопасности. | 8 |
Тема 1.3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Микроклимат производственных помещений и на рабочих местах. Отопление. | 2 |
2 | Производственное освещение. Виды освещения и его нормирование. | 2 |
Практическое занятие №5 | 2 | |
Контроль освещения помещений и рабочих мест |
Самостоятельная работа | 2 |
Исследование загазованности воздушной среды и эффективности работы. |
Тема 1.4. Психофизические и эргономические основы безопасности труда | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Виды и условия трудовой деятельности. Классификация условий труда. Основные психологические причины травматизма. | 2 |
2 | Эргономические основы безопасности труда. Организация рабочего места с точки зрения эргономических требований. | 2 |
Самостоятельная работа | 3 | |
Проанализировать энергетические затраты при различных видах трудовой деятельности. |
Тема 1.5. Управление безопасностью труда | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Государственный надзор и контроль за выполнением законов, норм и правил. | 2 |
2 | Аттестация и сертификация рабочих мест. | 2 |
Практические занятия №6 | 2 | 3 |
Составление правил техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей |
Практические занятия №7 | 2 |
Ознакомление с документацией по расследованию, оформлению, учету и анализу несчастных случаев. |
Практические занятия №8 | 2 |
Управление безопасностью труда. |
Практические занятия №9 | 2 |
Выбор методики составления информационных таблиц СИО (система информации об опасности) |
Практические занятия №10 | 2 |
Разработка комплекса мероприятий по оказанию доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях. |
Всего: | 51 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда»;
средства индивидуальной защиты;
динамометр до 5 т
микрометр 0-25 мм
линейка метрическая до 500 мм
приспособление для нагрузки кран-балки
устройство для испытания корпусов огнетушителей ОП-5
установка для исследования искусственного освещения
люксметр;
инструкционные карты по выполнению практических работ, справоч-
ники, нормативные документы.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, допол-
нительной литературы
Основные источники:
Ю.П. Попов учебное пособие Охрана труда-М.: ООО "КноРус" - 2015
Дополнительные источники
О.Н.Куликов, Охрана труда - М.: ИНФАРМ 2016
Куликов О.Н Охрана труда при производстве сварочных работ, - М.: ИНФАРМ 2014
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлым, настоящим или планируемыми видами профессиональной деятельности; | наблюдение и оценка выполнения практических работ |
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; | наблюдение и оценка выполнения практических работ |
проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонал), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работы; | наблюдение и оценка выполнения практических занятий |
разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда; | письменная проверка, устный опрос |
контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда; | письменная проверка устный опрос |
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения. | наблюдение и оценка выполнения практических работ |
Знания: системы управления охраной труда в организации; | устный (письменный) опрос |
законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; | устный (письменный) опрос |
обязанности работников в области охраны труда; | устный (письменный) опрос |
фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; | устный (письменный) опрос |
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); | устный (письменный) опрос |
порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала); | устный (письменный) опрос |
порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты; | наблюдение и оценка выполнения практических работ устный (письменный) опрос |
порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в т.ч. методику оценки условий труда и травмобезопасности | устный (письменный) опрос |
6