Рабочая программа
по адаптивной физической культуре
для обучающегося с НОДА (вариант 6.2)
(обучение на дому)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для обучающегося с НОДА (вариант 6.2) 2 А класса по адаптивной физической культуре разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373, с изменениями);
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598), «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с НОДА (вариант 6.2) , 2021 г.
Примерная программа по учебному предмету: В.И.Лях. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов». - М.: Просвещение, 2017» .
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника: В.И.Лях «Физическая культура. 1-4 классы.» - М.: Просвещение, 2020 год.
Количество часов на учебный год: 17
Количество часов в неделю: 0,5 часа
Коррекционные цели и задачи изучения учебного предмета
Цель :
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
оптимизации физического состояния и развития ребенка;
реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с НОДА;
предоставление своевременной специализированной помощи ребенку, испытывающему трудности в обучении для успешного освоения им образовательного стандарта.
Задачи:
применять способы познавательной деятельности, позволяющих учащемуся с НОДА усваивать общеобразовательные предметы;
осуществлять индивидуально ориентированное сопровождение детей с НОДА с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей и ресурсов детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальной программой реабилитации (ИПР).
Коррекционные задачи адаптивной физической культуры заключаются в формировании жизненных компетенций:
исправление недостатков физического и психического развития посредством специальных упражнений;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью;
овладение умениями включаться в занятия, дозировать физическую нагрузку.
овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Показателем усвоения обучающимся программы учебного материала являются следующие критерии:
Проявляет интерес:
к видам физкультурно-спортивной деятельности: подвижным играм, выполнению основных видов движений.
Умеет:
выполнять основные виды движений (ходьба, упражнения в равновесии);
играть в подвижные и коррекционные игры.
Различает состояния:
бодрость - усталость,
напряжение - расслабление,
больно - приятно и т.п.
Управляет произвольными движениями:
статическими,
динамическими.
Проявляет двигательные способности:
Предметные результаты освоения в области адаптивной физической культуры
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться;
1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
1.4 умение радоваться успехам.
2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности, спортивные игры:
2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка;
2.2 играть в подвижные игры.
3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:
3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Содержание учебного предмета
Освоение учащимся системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма. На уроках формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п. В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Количество часов |
1 | Инструктаж по технике безопасности при занятиях физической культурой (адаптированная инструкция). Пальчиковая гимнастика. | 1 |
2 | Личная гигиена. Закаливание. | 1 |
3 | Упражнения для развития движений в суставах рук. Упражнения для развития движений в плечевых суставах. Упражнения для расслабления. Игры на развитие пространственной ориентации. «Порядок и беспорядок». | 1 |
4 | Упражнения для развития движений в суставах ног. Упражнения для развития движений в коленных суставах. Упражнения для расслабления. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия. «Узнай, где звонили?» | 1 |
5 | Упражнения для развития движений в локтевых суставах. Упражнения для расслабления. Игры на развитие пространственной ориентации. «Собери урожай». | 1 |
6 | Комплекс дыхательной гимнастики. | 1 |
7 | Упражнения, необходимые для развития и укрепления мышц живота, спины. Игра с мячом. | 1 |
8 | Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Упражнения для развития мелкой моторики рук с предметами. «Карандаш», «Орех», «Бусинки-горошинки». | 1 |
9 | Упражнения, необходимые для растяжки мышц рук. Упражнения для корректировки дыхания. Игра с мячом. | 1 |
10 | Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Игра «Насосы». | 1 |
11 | Упражнения, необходимые для развития и укрепления мышц рук в положении сидя. Игра с мячом. | 1 |
12 | Упражнения для развития движений в суставах ног. Упражнения для корректировки дыхания. | 1 |
13 | Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Круговые движения кистью. Игра на географию тела. | 1 |
14 | Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Игра на географию тела. | 1 |
15 | Повороты туловища вправо (влево). Игра на географию тела. | 1 |
16 | Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Игра «Силачи». | 1 |
17 | Повторение. Упражнения для укрепления мышц спины, для профилактики нарушений осанки. | 1 |
Всего часов | 17 |
Оценивание результатов
Критерии оценивания успешности продвижения обучающегося с НОДА по предмету
При оценивании учитываются индивидуальные возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень физического развития и психического, двигательные возможности.
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение изучаемых упражнений, при этом учитывается:
-как ученик овладел основами двигательных навыков;
-как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
-как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
-как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения.
Критерии оценивания
Оценка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и выполняет физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя; темп деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне;
Оценка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп деятельности средний, но к концу урока снижается;
Оценка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя, темп деятельности на низком уровне.
Оценка «2 и 1» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание |
1 | Инструктаж по технике безопасности при занятиях физической культурой (адаптированная инструкция). Пальчиковая гимнастика. | 1 | | | |
2 | Личная гигиена. Закаливание. | 1 | | | |
3 | Упражнения для развития движений в суставах рук. Упражнения для развития движений в плечевых суставах. Упражнения для расслабления. Игры на развитие пространственной ориентации. «Порядок и беспорядок». | 1 | | | |
4 | Упражнения для развития движений в суставах ног. Упражнения для развития движений в коленных суставах. Упражнения для расслабления. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия. «Узнай, где звонили?» | 1 | | | |
5 | Упражнения для развития движений в локтевых суставах. Упражнения для расслабления. Игры на развитие пространственной ориентации. «Собери урожай». | 1 | | | |
6 | Комплекс дыхательной гимнастики. | 1 | | | |
7 | Упражнения, необходимые для развития и укрепления мышц живота, спины. Игра с мячом. | 1 | | | |
8 | Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Упражнения для развития мелкой моторики рук с предметами. «Карандаш», «Орех», «Бусинки-горошинки». | 1 | | | |
9 | Упражнения, необходимые для растяжки мышц рук. Упражнения для корректировки дыхания. Игра с мячом. | 1 | | | |
10 | Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Игра «Насосы». | 1 | | | |
11 | Упражнения, необходимые для развития и укрепления мышц рук в положении сидя. Игра с мячом. | 1 | | | |
12 | Упражнения для развития движений в суставах ног. Упражнения для корректировки дыхания. | 1 | | | |
13 | Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Круговые движения кистью. Игра на географию тела. | 1 | | | |
14 | Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Игра на географию тела. | 1 | | | |
15 | Повороты туловища вправо (влево). Игра на географию тела. | 1 | | | |
16 | Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Игра «Силачи». | 1 | | | |
17 | Повторение. Упражнения для укрепления мышц спины, для профилактики нарушений осанки. | 1 | | | |
Лист коррекции
№ урока | Тема урока | Дата проведения по плану | Корректировка даты | Причина | Примечание |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |