СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы по биологии  линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 класс) для общеобразовательных учреждений,  авторы:  Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко (Москва, изд-во «Просвещение», 2011 г.).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»




Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8 класса по программе основного общего образования по ФГОС. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 « Об образовании в Республике Крым», принятого Государственным Советом Республики Крым 17.06.2015года ;

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (в ред. приказа от 31.12.2015 №1577) ;

-Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию);

-Положения о разработке, принятии и утверждении рабочих программ по учебному предмету( курсу, дисциплине) в МБОУ « Советская СШ №1» Советского района Республики Крым, утвержденное приказом № 271 от 31 августа 2016г;

-Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым на 2018/2019 учебный год.

- Программы общеобразовательных учреждений по географии для 5-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы:А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, Николина, 2011 г, Москва, Просвещение).

- Программа для общеобразовательных учреждений Республики Крым по биологии для 8 класса (Авторы: Терехова Дризуль А.В.).

Предмет биология в 8 классе изучается в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Для реализации рабочей программы используются учебник 8 класса « Биология. Человек. Культура здоровья.»авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко// М.: Просвещение, 2014.,электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко 8 класс.


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности

Требования к результатам освоения курса биологии в 8 классе определяются ключевыми задачами основного общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение жатвой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;

- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные результаты освоения биологии в основной школе. Выпускник научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, и простудных заболеваний;

- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов, выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.);

- делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

-описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах; обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе; анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей но отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находитъ в учебной, научно-популярной литературе, Интернет ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладах;

-анализироватъ и оценивать целевые и смысловые установки всвоихдействиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека.



































Содержание учебного предмета биологии

8 КЛАСС

(68 часов,2 час в неделю)

Введение (4 ч.)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы укрепление здоровья. Факторы риска. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.


I. Oрганизм человека — целостная система. Системы регуляции жизнедеятельности (11 ч.)

Клетки, ткани, органы и системы органов. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и

периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

II. Опорно-двигательная система и здоровье (7 ч.)

Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

III. Системы жизнеобеспечения (32ч.)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.


IV. Репродуктивная система и здоровье (4 ч.)

Половая система. Оплодотворение, внутриутробное развитие, роды. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.


V. Связь организма с внешней средой.Сенсорные системы (10ч.)

Органы чувств, их роль в жизни человека. Органы зрения, слуха, равновесия, обоняния, вкуса. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.


Демонстрации: Сходство человека и животных, Строение и разнообразие клеток организма человека, Ткани организма человека, Органы и системы органов организма человека, Нервная система, Железы внешней и внутренней секреции, Пищеварительная система, Система органов дыхания, Механизм вдоха и выдоха, Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, Состав крови, Группы крови, Кровеносная система, Приемы оказания первой помощи при кровотечениях, Лимфатическая система, Мочеполовая система, Строение опорно-двигательной системы, Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы, Строение кожи, Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, Анализаторы.


Лабораторные работы

1. Изучение микроскопического строения тканей

2. Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

3. Выявление особенностей строения позвонков

4. Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и

лягушки)

5.Изучение воздействия слюны на крахмал.

6.Изучение строение глаза и его аккомодации


Практические работы

1. Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц

2. Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке

3. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

4.Изучение задач на определение норм рационального питания















































Тематическое планирование

по биологии 8 класс


№ раздела

и тем

Наименование разделов и тем

количество



часов

Контрольных

Практических

лабораторных

Экскурсий

1.

Введение

4

-

-

-

-

2.

Организм человека- целостная система

11

1

-

2

-

3

Опорно- двигательная система. Физическое здоровье.

7

1

1

1

-

4

Системы жизнеобеспечения.

32

1

3

2

-

5

Репродуктивная система и здоровье

4

-

-

-

-

6

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы

10

1

-

1

-


Итого:

68

4

4

6

-























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕУРОКОВ БИОЛОГИИ 8 КЛАСС

(68 часов, 2 час в неделю)

№ п/п

Дата проведения

Название раздела, темы урока

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

1

04.09


Науки об организме человека.

2

06.09


Культура здоровья - основа полно­ценной жизни.

3

11.09


Факторы окружающей среды и здоровья

4

13.09


Образ жизни и здоровье.(Стартовая диагностика.)

  1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА - ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА.

СИСТЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (11 часов)

5

18.09


Компоненты организма человека. Клетка – структурная единица организма

6

20.09


Ткани организма человека.

Лаборатор­ная работа № 1« Изучение микроскопического строения тканей»

7

25.09


Строение и принципы работы нервной системы.

8

27.09


Центральная нервная система. Спинной мозг.

9

02.10


Головной мозг: задний и средний мозг.


10

04.10


Конечный мозг. Промежуточный мозг.

Лаборатор­ная работа № 2.«Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)»

11

09.10


Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы.

12

11.10


Общая характе­ристика эндокринной системы. Железы внутренней секреции, их функции.

13

16.10


Железы сме­шенной секреции.


14

18.10


Обобщающий урок по теме «Системы регуляции жизнеде­ятельности» .

15

23.10


Контроль­ная ра­бота № 1 «Организм человека - целостная система. Системы регуляции жизне­деятельности».

II.ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (7 часов)

16

25.10


Строение и функции опорно-двигательной системы

17

06.11


Общее строение ске­лета. Осевой скелет.

18

08.11


Добавочный скелет. Соединение костей.

Лабораторная работа №3 «Выявление особенностей строения позвонков»

19

13.11


Мышечная система. Строе­ние и функции мышц

Практи­ческаяработа№1 «Выявле­ние влия­ния стати­ческой и динамиче­ской работы на утомление мышц»

20

15.11


Основныегруппыскелетныхмышц.

21

20.11


Осанка. Первая помощь при травмах скелета.

22

22.11


Кон­трольная работа 2«Опорно-дви­гательная система»


III.СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ (32 часов)

23

27.11


Внутренняя среда организма - основа его целостности. Кровь.

24

29.11


Форменные элементы крови. Свертывание крови. Кроветворение.

Лабора­торная ра­бота № 4.«Изучение микроско­пического строения крови (микропре­параты крови человека и лягушки)»

25

04.12


Иммунитет. Иммунная система человека.

26

06.12


Иммунология и здоровье. Группы крови.

27

11.12



Кровеносная система.

Строение сердца.Круги кровообращения

28

13.12


Работа сердца.

29

18.12



Кровяное давление и пульс.

Практическая работа № 2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

30

20.12


Регуляция кровообращения..(Полугодовая диагностика)

31

25.12


Виды кровотечений. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Практическая работа № 3 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения»

32

27.12


Лимфатическая система.

33

15.01


Строение и функции органов дыхания. Верхниедыхательные пути, строение и функции

34

17.01


Механизм вдоха и выдоха. Регу­ляция дыхания.


35

22.01


Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нару­шении дыхания.


36

24.01


Обобщение и систематизация знаний

по теме «Кровеносная, лимфатическая и дыхательная системы».

37

29.01


Обмен веществ. Питание. Пищеварение.

38

31.01


Органы пищеварительной системы. Общая характеристика пищеварительной системы.

39

05.02


Пищеварение в полости рта.

Зубы, их функции, строение, виды.

Лабораторная работа № 5. «Воздействие слюны на крахмал»

40

07.02


Пищеварение в желудке и двенад­цатиперстной кишке.Строение и функ­ции желудка.

41

12.02


Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Барьерная роль печени

42

14.02


Регуляцияпищеварения.Методы исследо­вания пищеваритель­ной системы.

43

19.02


Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ.

44

21.02


Витамины, их роль в организме.

45

26.02


Культура питания. Особенности питания детей и подростков

46

28.02


Практическая работа №4 «Решение задач на определение норм рационального питания»

47

05.03


Пищевые отравления и их профилактика.

48

07.03


Контроль­ная работа № 3

«Пищеварительная система. Пищеваре­ние»

49

12.03


Строение и функ­ции мочевыделительной систе­мы. Строение почки, нефрона.


50

14.03


Мочеобразование и его регуляция. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья

51

19.03


Строение и функции кожи.

52

21.03


Культура ухода за кожей. Болезни кожи.

53

02.04


Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание.

54

04.04


Обобщение знаний по темам «Питание. Выделение. Строе­ние кожи.»


IV.РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА И ЗДОРОВЬЕ (4часа)

55

09.04


Строение и функции репродуктивной системы. Половое созревание

56

11.04


Оплодотворение.Внутриутробное развитие и рождение ребенка.

57

16.04


Наследование признаков у человека. Наследованные болезни, их причины и предупреждение.

58

18.04


Репродуктивноездоровье

V.СВЯЗЬ ОРГАНИЗМА С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ (10 часов)

59

23.04


Органы чувств. Анализаторы.

60

25.04


Зрительный анализатор. Орган зрения, его значение.

Лабораторная работа №6 «Изучение строения глаза и его аккомодации»

61

30.04


Гигиена зрения.

62

07.05


Слуховой анализатор. Значение органа слуха.


63

14.05


Гигиена органа слуха.

64

16.05



Вестибулярный аппарат, его строение и значение.

65

21.05


Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализатор. Взаимосвязь

анализаторов.

66

23.05


Обобщение знаний по теме: «Репродуктивная система и здоровье. Анализаторы»

67

29.05


Контрольная работа № 4« Организм человека- целостная система»(итоговая диагностика)

68

31.05


Обобщение знаний за курс 8класса.