Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 02-04
основная общеобразовательная школа с.Тактагулово
муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол№___от__________2019г. | Согласовано. Зам.дир. по УВР:_______Раянова Н.Г «_____»_________________2019г. | Утверждаю. Директор школы: _____________________Галлямов В.К Приказ№____от«___»___________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии
для обучающихся основного общего образования
Срок реализации программы: 2019-2020г
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии ФЗ «Об образовании РФ» №273 –ФЗ(редакции от 30.12.2015г), ООП ООО,программы «Биология» предметная линия учебников под редакцией В.В. Пасечника 5-9 классы, Москва «Дрофа»,2015 год
Составитель рабочей программы: Даянова Залира Гильмановна , учитель биологии
Год составления программы: 2019г
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
-различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Содержание тем учебного предмета
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Раздел 1. Уровни организации живой природы (46часов)
Тема 1 Молекулярный уровень (7 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Лабораторная работа расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Тема 2. Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единицажизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема.3. Организменный уровень (16часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (9 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.
Тема 5. Экосистемный уровень (6часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания.Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Тема 6. Биосферный уровень (9часов)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Резерв 2 часа
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема | Количество | в.т.ч |
Часов | лабораторные работы | Практические работы | | Контроль ные работы |
1 | Введение | 2 | | | | |
| Раздел 1. Уровни организации живой природы | 62 | | | | |
2 | Молекулярный уровень | 7 | 1 | | | 1 |
3 | Клеточный уровень | 15 | 1 | | | 1 |
4 | Организменный уровень | 16 | 1 | 4 | | 1 |
5 | Популяционно – видовой уровень | 9 | 1 | | | 1 |
6 | Экосистемный уровень | 6 | | | | |
7 | Биосферный уровень | 9 | | | | |
8 | Резерв | 2 | | | | |
| ИТОГО | 68 | 4 | 6 | | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Темы уроков | примечание |
план | факт |
1 | 09 | | Инструктаж по ТБ. Биология - наука о живой природе | |
2 | 09 | | Методы исследования в биологии . Сущность жизни и свойства живого. | |
3 | 09 | | Молекулярный уровень: общая характеристика. | |
4 | 09 | | Углеводы. Липиды | |
5 | 09 | | Состав строение и функции белков | |
6 | 09 | | Нуклеиновые кислоты. | |
7 | 09 | | АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. | |
8 | 09 | | Вирусы. | |
9 | 10 | | Контрольно – обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы» | |
10 | 10 | | Клеточный уровень: общая характеристика | |
11 | 10 | | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | |
12 | 10 | | Ядро | |
13 | 10 | | ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | |
14 | 10 | | Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | |
15 | 10 | | Обобщение и повторение строения клетки | |
16 | 10 | | Различия в строении клеток эукариот и прокариот Л.Р «Рассматривание клеток бактерий ,грибов, растений и животных по микроскопом» | |
17 | 11 | | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | |
18 | 11 | | Энергетический обмен в клетке. | |
19 | 11 | | Фотосинтез и хемосинтез | |
20 | 11 | | Автотрофы и гетеротрофы | |
21 | 11 | | Синтез белков в клетке. | |
22 | 11 | | Деление клетки. Митоз. | |
24 | 11 | | Контрольно – обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы» | |
25 | 12 | | Размножение организмов. | |
26 | 12 | | Развитие половых клеток. Мейоз Оплодотворение. | |
27 | 12 | | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | |
28 | 12 | | Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем.. Моногибридное скрещивание. | |
29 | 12 | | Решение задач на моногибридное скрещивание | |
30 | 12 | | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | |
31 | 12 | | Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании | |
32 | 12 | | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | |
33 | 01 | | Решение задач на дигибридное скрещивание | |
34 | 01 | | Генетика пола Сцепленное с полом наследование | |
35 | 01 | | Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом | |
36 | 01 | | Закономерности изменчивости. Норма реакции. Л.Р «Выявление изменчивости организмов» | |
37 | 01 | | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. | |
38 | 02 | | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | |
39 | 02 | | Урок –семинар «селекция на службе человека» | |
40 | 02 | | Контрольно – обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого» | |
41 | 02 | | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика | |
42 | 02 | | Л/р № «Изучение морфологического критерия на примере растений местной флоры.» | |
43 | 02 | | Экологические факторы и условия среды | |
44 | 02 | | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | |
45 | 02 | | Популяция как элементарная единица эволюции | |
46 | 03 | | Борьба за существование и естественный отбор | |
47 | 03 | | Видообразование | |
48 | 03 | | Макроэволюция | |
49 | 03 | | Контрольно-обобщающий урок по теме «Популяционно видовой уровень» | |
50 | 03 | | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | |
51 | 03 | | Состав и структура сообщества | |
52 | 03 | | Межвидовые отношения организмов в экосистеме | |
53 | 03 | | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | |
54 | 04 | | Саморазвитие экосистемы | |
55 | 04 | | Контрольно –обобщающий урок по теме «экосистемный уровень» | |
56 | 04 | | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | |
57 | 04 | | Круговорот веществ в биосфере. | |
58 | 04 | | Эволюция биосферы | |
59 | 04 | | .Гипотезы возникновения жизни | |
60 | 04 | | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. | |
61 | 05 | | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | |
62 | 05 | | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | |
63 | 05 | | Антропогенное воздействие на биосферу | |
64 | 05 | | Основы рационального природопользования | |
65 | 05 | | Повторение | |
66 | 05 | | Итоговая контрольная работа | |
67-68 | | | Резерв | |
| | | | |