СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 10 класса, углубленный уровень (ФГОС)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена учителям , работающим по программе Пономаевой И.Н., реализующих предметное содержание уроков на углубленном уровне в соответствии с ФГОС СОО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 10 класса, углубленный уровень (ФГОС)»

Адрес программы

Рабочая программа курса биологии 10 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам СОО, утвержденными ФГОС , Примерной образовательной программой СОО, с учетом Рабочих программ к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой. Биология. 10-11 классы. Углубленный уровень, Москва, из-во «Вентана-Граф»,2017 и Методического пособия к линии УМК под редакцией И.Н. Пономаревой. Биология. 10 класс. Углубленный уровень, Москва, из-во «Вентана-Граф»,2017. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578, от 29.06.2017 №613) в действующей редакции;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным

программам - образовательным программам начального общего, основного

общего и среднего общего образования»;

  • Приказом от 12.03.2018г. МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина» «об утверждении основной образовательной программы среднего общего образования

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»;

  • Уставом муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина».

  • Программой развития муниципальной бюджетной общеобразовательной организации МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина» ««Школа – ЛИДЕР» - как центр Личностного роста в социокультурном, образовательном пространстве села, охватывающая временной период с 2017 года по 2022 год.

Программа адресована учащимся 10-ых классов МБОУ « Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина», изучающих биологию на углублённом уровне, и реализуется средствами УМК под редакцией И.Н.Пономаревой, прошедшими экспертизу и рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации.

Курс биологии 10—11 классов углублённого уровня завершает систематическое, преемственное и последовательное изучение основ биологии в школе. Его освоение позволит выпускникам школы получить представление о важнейших закономерностях живой природы, её уровневой организации, значении внутриклеточных структур и молекулярных процессов в них, ценности живых систем, биологическом разнообразии и его роли в поддержании устойчивости биосферы, преимуществах рационального использования природных ресурсов планеты.

Изучение биологии на углубленном уровне ориентировано на: подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира. Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает: применение полученных

знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов; развитие способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе.

Изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.

Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Данная программа курса биологии направлена на:

  • выработку учащимися основных компетенций в области биологии;

  • на развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни и важной роли биологического разнообразия;

  • на формирование экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе

  • на оказание помощи школьникам в определении направления дальнейшего образовательного и профессионального пути, связанного с биологической наукой.

Изучение биологии в 10 классе на углублённом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде , собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Задачи курса:

  • системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте её исторического развития и на уровне современного её состояния в аспекте профильного обучения школьников;

  • овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;

  • раскрытие культурологического значения биологии в познании законов живой природы и материальном обеспечении развития цивилизации и жизни общества;

  • роли общего биологического образования для повышения культуры учащейся молодёжи и самостоятельного выбора правильных приоритетов и ориентиров в маршруте будущей образовательной и профессиональной деятельности;

  • формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;

  • раскрытие красоты процесса самостоятельного познания живой природы, его возвышающего смысла, направленного на развитие интереса к познанию, к науке биологии и развитие внутренней мотивации учения как личностной предметно-биологической компетенции и ценности;

  • развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на достаточно высоком компетентностном уровне

  • развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на достаточно высоком компетентностном уровне.

Данная программа рассчитана на 1 год – 10 класс. Общее число учебных часов в 10 классе – 102 (3ч в неделю).

В программу внесены следующие изменения :

    1. В связи с тем, что по уставу МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина» учебный год состоит из 34 учебных недель, а авторы программы предлагают 105 часов на 35 недель, в программе произошло сокращение до 102 часов за счет резервного времени. (Всего было 6 часов резерва, остается 3часа).

    2. Оставшиеся 3 часа резервного времени добавлены в раздел 4 в тему 12 «Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества». Это уроки №100. Задания на лето.

№101-102.Экскурсия. Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных ( на селекционной станции, или племенной ферме ).

    1. Тема урока №97 «Всемирная стратегия охраны природных видов. Обобщение и контроль знаний по теме 12» разделена на два урока:

№97. «Всемирная стратегия охраны природных видов».

№98. «Обобщение и контроль знаний по теме 12».


Планируемые результаты



Предметные результаты.

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на углубленном уровне научится:

– оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

– оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

– устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

– обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

– проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

– выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

– устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

– решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

– делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

– сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

– выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

– обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

– определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

– решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

– раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

– сравнивать разные способы размножения организмов;

– характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

– выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

– обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

– обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

– характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

– устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

– аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

– обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

– оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

– выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

– прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

– выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

– аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

– моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

– выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

– использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

Изучение биологии в старшей школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

-формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках) анализировать и оценивать информацию;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и от стаивать своё мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования, информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Метапредметные ИКТ

  • Обращение с устройствами ИКТ;

  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ;

  • создавать презентации на основе цифровых фотографий;

  • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

  • Поиск и организация хранения информации;

  • использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет (поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики);

  • строить запросы для поиска информации с использованием логических операций и анализировать результаты поиска;

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

  • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

  • участвовать в коллективном создании текстового документа;

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права. с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;

  • соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;

  • различать безопасные ресурсы сети Интернет и ресурсы, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно



Содержание курса


Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

Формы и методы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Клетка — структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот. Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез . Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

Формы и методы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Организм

Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма. Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов. История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности. Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер.

Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование. Генетика человека, методы изучения генетики человека.

Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика. Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического

разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.

Формы и методы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Теория эволюции. Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди—Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция.

Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

Формы и методы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Развитие жизни на Земле. Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека.

Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Формы и методы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Организмы и окружающая среда. Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.

Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности. Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли. Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.

Формы и методы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Структура курса биологии в 10 классе


п/п

Название раздела

Кол-во

часов

1.

Введение в курс биологии 10-11 классов

14ч

2.

Биосферный уровень организации жизни

23ч

3.

Биогеоценотический уровень организации жизни

25ч

4.

Популяционно-видовой уровень организации жизни

37ч+4резерва

Итого: 102 часа


Лабораторный практикум и экскурсии по биологии в 10 классе


Перечень лабораторных работ

1

Лабораторная работа №1. «Наблюдение за живой клеткой».

2

Лабораторная работа №2. Методика работы с определителями растений и животных.

3

Лабораторная работа №3. «Условия жизни в биосфере».

4

Лабораторная работа № 4. «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе».

5

Лабораторная работа №5. «Свойства экосистем».

6

Лабораторная работа №6. «Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе.».

7

Лабораторная работа №7. «Характеристика вида».

8

Лабораторная работа №8. «Значение искусственного отбора».

9

Лабораторная работа №9. «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов».

Итого: 9лабораторных работ

Экскурсии:

1

Живой мир вокруг нас

2

Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных ( на селекционной станции, или племенной ферме ).

Итого: 2 экскурсии

Тематическое планирование по биологии в 10 классе , углублённый уровень, (3 часа в неделю, 102 часа в год )



Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теория

практика

Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов 

14

12

2

Тема 1.

Биология как наука и её прикладное значение 

4

4

0

1.

Биология и её связи с другими науками.


1


2.

Биологическое разнообразие как проблема науки биологии.


1


3.

Осознание ценности изучения биологических видов.


1


4.

Практическая биология и её значение. Обобщение и контроль знаний по теме 1.


1


Тема 2.

Общие биологические явления и методы их исследования

10

8

2

5-6.

Основные свойства жизни. Лабораторная работа №1. «Наблюдение за живой клеткой».


1

1

7.

Определение понятия «жизнь».


1


8.

Общие свойства живых систем - биосистем .


1


9.

Структурные уровни организации жизни.


1


10.

Методы биологических исследований.


1


11-12.

Определение видов растений и животных.

Лабораторная работа №2. Методика работы с определителями растений и животных.


1

1

13.

Обобщение и контроль знаний по теме 2.


1


14.

Обобщение, контроль знаний и подведение итогов по разделу 1.


1


Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни 

23

22

1

Тема 3.

Учение о биосфере

3

3

0

15.

Функциональная структура биосферы.


1


16.

Учение В.И.Вернадского о биосфере.


1


17.

Функции живого вещества в биосфере. Обобщение и контроль знаний по теме 3.


1


Тема 4.

Происхождение живого вещества

8

8

0

18.

Гипотезы происхождения живого вещества


1


19.

Современные гипотезы возникновения жизни


1


20.

Предыстория происхождения живого на Земле.


1


21.

Физико-химическая эволюция планеты Земля.


1


22.

Этапы возникновения жизни на Земле.


1


23.

Биологическая эволюция в развитии биосферы.


1


24.

Хронология развития жизни на Земле.


1


25.

Обобщение и контроль знаний по теме 4.


1


Тема 5.

Биосфера как глобальная биосистема

4

4

0

26.

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.


1


27.

Круговорот веществ в биосфере. 


1


28.

Примеры круговорота веществ в природе.


1


29.

Механизмы устойчивости биосферы. Обобщение и контроль знаний по теме 5.


1


Тема 6.

Условия жизни в биосфере 

8

7

1

30.

Условия жизни на Земле.


1


31.

Экологические факторы и их значение.


1


32-33.

Человек как житель биосферы. Лабораторная работа №3. «Условия жизни в биосфере».


1

1

34.

Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.


1


35.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

Обобщение и контроль знаний по теме 6.


1


36-37.

Обобщение, контроль знаний и подведение итогов по разделу 2.

Экскурсия на тему «Живой мир вокруг нас».


2


Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни

25

22

3

Тема 7.

Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема

17

15

2

38.

Биогеоценоз как биосистема и экосистема.


1


39.

Концепция экосистемы.


1


40.

Природное сообщество в концепции биогеоценоза.


1


41.

Другие характеристики биогеоценоза.


1


42.

Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы)


1


43.

Экологические пирамиды чисел


1


44.

Строение биогеоценоза (экосистемы)


1


45.

Экологические ниши в биогеоценозе.


1


46.

Совместная жизнь видов в биогеоценозах.


1


47-48.

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Лабораторная работа № 4. «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе».


1

1

49-50.

Условия устойчивости биогеоценозов. Лабораторная работа №5. «Свойства экосистем».


1

1

51.

Зарождение и смена биогеоценозов.


1


52.

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.


1


53.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.


1


54.

Обобщение и контроль знаний по теме 7


1


Тема 8.

Многообразие биогеоценозов и их значение

8

7

1

55.

Многообразие биогеоценозов (экосистем).


1


56.

Многообразие биогеоценозов суши.


1


57-58.

Искусственные биогеоценозы-агробиоценозы. Лабораторная работа №6. Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе.».


1

1

59.

Природопользование в истории человечества.


1


60.

Экологические законы природопользования.


1


61.

Обобщение и контроль знаний по теме 8.


1


62.

Обобщение, контроль знаний и подведение итогов по разделу 3.


1


Раздел 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни 

37+4

(резерв)

38

3

Тема 9.

Вид и видообразование 

13

11

2

63-64.

Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа №7. «Характеристика вида».


1

1

65.

Популяция как форма существования вида.


1


66.

Популяция - структурная единица вида.


1


67.

Популяция как структурный компонент биогеоценоза.


1


68.

Популяция как основная единица эволюции.


1


69.

Микроэволюция и факторы эволюции.


1


70.

Движущий и направляющий фактор эволюции. 


1


71.

Формы естественного отбора.


1


72- 73.

Искусственный отбор и его роль в увеличения биологического разнообразия на Земле. Лабораторная работа №8. «Значение искусственного отбора».


1

1

74.

Видообразование –процесс возникновения новых видов на Земле. 


1


75.

Обобщение и контроль знаний по теме 9.


1


Тема10

Происхождение и этапы эволюции человека

7

7

0

76.

Происхождения человека.


1


77.

История становления вида Homosapiens


1


78.

Особенности эволюции человека.


1


79.

Человек как уникальный вид живой природы.


1


80.

Расы и гипотезы их происхождения .


1


81.

Палеолитические находки на территории России.


1


82.

Обобщение и контроль знаний по теме 10.


1


Тема11

Учение об эволюции и его значение

11

10

1

83.

История развития эволюционных идей.


1


84.

Эволюционная теория Ч.Дарвина и её значение.


1


85.

Современное учение об эволюции.


1


86.

Доказательства эволюции живой природы


1


87-88.

Основные направления эволюции.

Лабораторная работа №9. «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов».


1

1

89.

Основные закономерности и результаты эволюции.


1


90.

Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле.


1


91.

Новая система органического мира.


1


92.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.


1


93.

Обобщение и контроль знаний по теме 11


1


Тема12

Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества

6+3

9

0

94.

Значение изучения популяций и видов.


1


95.

Генофонд и охрана видов


1


96.

Проблема утраты биологического разнообразия.


1


97.

Всемирная стратегия охраны природных видов.


1


98.

Обобщение и контроль знаний по теме 12.


1


99.

Обобщающий урок по разделу 4.


1


100.

Задания на лето.


1


101-102.

Экскурсия. Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных ( на селекционной станции, или племенной ферме ).


2


Итого: 102 часа

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Кабинет био­логии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедий­ные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его ис­пользования. Учебное оборудование по биологии включает:

- натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, микропре­параты, скелеты и их части, коллекции, герба­рии);

- приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);

- средства на печат­ной основе (демонстрационные печатные табли­цы, дидактический материал);

- муляжи и модели (объемные, рельефные);

-экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);

-технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);

- учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).


Учебно-методическое обеспечение:

для учащихся:

1. Учебник. Биология.10 класс. Углубленный уровень. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.  Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2018.

для учителя:


1. Учебник. Биология.10 класс. Углубленный уровень. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.  Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2017.

2. Методическое пособие. Биология. 10 класс . Углубленный уровень. И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Л. В. Симонова. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2017.


Экранно-звуковые пособия:

1. компакт-диск «Биология: где живут организмы»

2. компакт-диск «Эволюция животного мира»


В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят:

  1. компьютер с выходом в Интернет

  2. мультимедиапроектор

  3. аудиоколонки

  4. принтер

  5. ноутбуки


Интернет-ресурсы по биологии

Название

Сайт

Редкие и исчезающие животные России.

Сайт:http://nature.ok.ru/

О растениях и животных.

Сайт: http://www.floranimal/ru/

База знаний по биологии человека.

Сайт:http://obi.img/ras/ru/

Изучаем биологию

Сайт:http://learnbiology/narod.ru/

Энциклопедия удивительных фактов о животном мире

Сайт:http://plife.chat.ru/index.htm

Подготовка к ЕГЭ и ГИА

Сайт: www.ege.edu.ru, www.fipi.ru

Всемирный фонд дикой природы

Сайт: http://www.www.wwf.ru

В помощь учителю биологии

Сайт:http://fns.nspu.ru/resurs/nat/pedpract.php



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

Перечень:

  1. Микроскоп цифровой DigitalBlue

  2. Интерактивный USB-микроскоп CosView

  3. Биологические микролаборатории RoverMate

  4. Лупы

  5. Расходный материал к микроскопам

  6. Лабораторная посуда и инструменты

  7. Прибор для всасывания воды корнями

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации,

по строении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

1.Гербарии:

1.Культурные растения

2.Эволюция высших растений

3. С/Х растения

4.Деревья и кустарники

5. Лекарственные растения

6.Дикорастушие растения

7.Ядовитые растения

2.Наборы готовых микропрепаратов Rover Mate по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии

3.Живые растения и животные

4. Влажные препараты: гадюка, беззубка, речной рак, глаз млекопитающего

Демонстрационные пособия:

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.


Перечень:

  1. Модель яблоневая плодожорка на яблоке

  2. Модель молекулы ДНК

  3. Модель молекулы белка

  4. Муляжи грибов

  5. Муляжи плодов

  6. Модель вируса СПИДа

  7. Модель молекулы гемоглобина

  8. Модель глаза

  9. Модель уха

  10. Модель головного мозга

  11. Модели позвонков

  12. Модель сердца

  13. Модель печени

  14. Модель почки

  15. Модель животной клетки

  16. Комплект моделей скелетов позвоночных животных Rover Mate ( скелет рыбы, лягушки, кролика, голубя, ящерицы)

  17. Модель скелет человека


Натуральный фонд: комнатные растения



8