Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пеледуй»
Рассмотрено и согласовано на заседании «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО учителей Заместитель директора Директор МБОУ СОШ
естественных и общественных наук по УВР п. Пеледуй
Руководитель МО ____________ _________________ _________________ « » _________ 2019 г. « » ________ ___2019 г. « » ____________ 2019 г.
Рабочая программа
по «Биологии Человек»
для 8 А,В класса
Составитель: Линдеман И.Г. учитель биологии.
Категория: 1 категория
2019-2020 учебный год
1.Рабочая программа составлена на основе:
ООП МБОУ «СОШ п. Пеледуй»
Положения о рабочей программы МБОУ «СОШ п. Пеледуй»
Учебного плана МБОУ СОШ п. Пеледуй учебный год
УМК 1.Колесов Д.В, «Биология: Человек» 8 классю.: Учебник.- 5 издание., испр.. – М.: Дрофа, 2018.- 416с.:ил.
2.Уроки биологии Кирилла и Мефодия 9 класс Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», 2004
3.1С:Репетитор Биология , АОЗТ1С, 1998-2001
Рабочая программа построена из расчета 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Цели и задачи:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
.
Коррекционные задачи
1. Способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала.
2. Выработка умений устанавливать причинно – следственные связи.
3. Учить связно и развёрнуто излагать учебный материал, опираясь на таблицы, схемы, рисунки.
4. Объяснять сложные понятия на основе текста учебника, таблицы.
5. Выделять несколько отличительных признаков, находить среди них главные, проводить сравнение двух объектов.
6. Способствовать развитию познавательных процессов на основе анализа, сравнения, последовательного выполнения заданий; в процессе работы с планом, схемой, таблицей.
7. Развивать умение самостоятельно делать выводы.
8. Развивать умение поддерживать беседу при обсуждении учебной проблемы.
9. Учить применять ранее полученные знания.
10. Совершенствовать навыки работы с учебником, самостоятельно читать текст, составлять полные развёрнутые ответы, делать выводы.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
2. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
3.Предметные результаты: В результате изучения ученик научится
-выделять признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
-приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
-различать на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
ученик получит возможность научиться
основным правилам поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализу и оценке последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
правилам работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растения укусах животных,
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего; рациональной организации труда и от
дыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений
за состоянием собственного организма.
Овладению умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. (2ч.)
2. Происхождение человека (2 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.
4. Общий обзор строения и функций организма человека (5 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
5. Опора и движение (7 ч)Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
6. Внутренняя среда организма (5 ч.)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
7. Транспорт веществ (6 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
8. Дыхание (5 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
9. Пищеварение (6 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
10. Обмен веществ и энергии (2 ч.)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Конечные продукты обмена веществ.
11. Выделение (2ч.)
Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
12. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
13. Размножение и развитие (2 ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
14. Координация и регуляция (10 ч)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция
-Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
15. Высшая нервная деятельность (9 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
Раздел 3. Календарно – тематическое планирование 8А,В
№ | Количество часов | Дата | Тема урока. |
По плану | По факту |
| 1 | 5.09 | | Науки о человеке |
| 1 | 6.09 | | Систематическое положение человека |
| 1 | 12.09 | | Происхождение человека. |
| 1 | 13.09 | | Расы человека |
| 1 | 19.09 | | История развития учений о человеке |
| 1 | 20.09 | | Клеточное строение организма. |
| 1 | 26.09 | | Ткани. |
| 1 | 27.09 | | Лабораторная .работа. «Ткани». |
| 1 | 3.10 | | Системы органов. |
| 1 | 4.10 | | Строение костей |
| 1 | 10.10 | | Строение скелета. Строение, состав костей. |
| 1 | 11.10 | | Строение скелета |
| 1 | 17.10 | | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей |
| 1 | 18.10 | | Практическая работа «Выявление нарушения осанки» |
| 1 | 24.10 | | Мышцы строение. Общий обзор. |
| 1 | 25.10 | | Работа мышц |
| 1 | 7.11 | | Контрольно - Обобщающий урок по теме «Опора и движение» |
| 1 | 8..11 | | Внутренняя среда организма. |
| 1 | 14.11 | | Плазма крови. Форменные элементы крови. |
| 1 | 15.11 | | Лабораторная .работа. «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» |
| 1 | 21.11 | | Иммунитет |
| 1 | 22.11 | | Группы крови. Переливание крови. |
| 1 | 28.11 | | Движение крови и лимфы. Органы кровообращения. |
| 1 | 29.11 | | Работа сердца |
| 1 | 5.12 | | Движение крови по сосудам |
| 1 | 6.12 | | Практическая работа «Подсчет пульса в разных условиях.» |
| 1 | 12.12 | | Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. |
| 1 | 13.12 | | Контрольная работа «Кровь и кровеносная система» |
| 1 | 19.12 | | Значение дыхания. Строение органов дыхания. |
| 1 | 20.12 | | Механизм вдоха и выдоха |
| | 1 | 26.12 | | Дыхательные движения. |
| | 1 | 27.12 | | Регуляция дыхания. |
| | 1 | 9.01 | | Практическая работа « Жизненная емкость легких» |
| | 1 | 10.01 | | Первая помощь при нарушениях дыхания. |
| | 1 | 16.01 | | Пищевые продукты и питательные вещества. |
| | 1 | 17.01 | | Практическая работа «Расчет суточного потребления калорий» |
| | 1 | 23.01 | | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. |
| | 1 | 24.01 | | Пищеварение в ротовой полости и желудке |
| | 1 | 30.01 | | Лабораторная .работа. «Действие слюны на крахмал» |
| | 1 | 31.01 | | Пищеварение в кишечнике |
| | 1 | 6.02 | | Общая характеристика обмена веществ и энергии. |
| | 1 | 7.02 | | Витамины, их роль в организме. |
| | 1 | 13.02 | | Органы выделения. Строение и функции почек. |
| | 1 | 14.02 | | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. |
| | 1 | 20.02 | | Покровы тела. Строение и функции кожи. |
| | 1 | 21.02 | | Роль кожи в теплорегуляции. |
| | 1 | 27.02 | | Гигиена кожи. |
| | 1 | 28.02 | | Система органов размножения. |
| | 1 | 6.03 | | Внутриутробное развитие организма. |
| | 1 | 7.03 | | Гуморальная регуляция. |
| | 1 | 13.03 | | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. |
| | 1 | 14.03 | | Нервная система. |
| | 1 | 20.03 | | Спинной мозг, строение и функции. |
| | 1 | 21.03 | | Головной мозг, строение и функции. |
| | 1 | 3.04 | | Полушарий большого мозга |
| | 1 | 4.04 | | Анализаторы, их строение и функции. |
| | 1 | 10.04 | | Анализаторы слуха и равновесия |
| | 1 | 11.04 | | Кожно-мышечная чувствительность. |
| | 1 | 17.04 | | Обобщающий урок по теме «Анализаторы» |
| | 1 | 18..04 | | Поведение человека. |
| | 1 | 24.04 | | Рефлекс - основа нервной деятельности |
| | 1 | 25.04 | | Биологические ритмы. Сон и его значение. |
| | 1 | 8.05 | | Особенности высшей нервной деятельности человека. |
| | 1 | 15.05 | | Практическая работа. « Определение типа памяти.» |
| | 1 | 16.05 | | Познавательные процессы: Речь, мышление |
| | 1 | 22.05 | | Типы нервной деятельности |
| | 1 | 23.05 | | Практическая работа. «Определение типа темперамента» |
| | 1 | 29.05 | | Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность». |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет_________
Класс_______________
Учитель____________
2019 - 2020 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |