СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу «Химия в задачах» для уч-ся 10 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по элективному курсу «Химия в задачах» 

для уч-ся 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу «Химия в задачах» для уч-ся 10 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Любовшанская средняя общеобразовательная школа






Рассмотрено на Согласовано Принято на заседании «Утверждаю»

заседании ШМО с замдиректора педсовета Директор ОУ

по УВР Протокол № ___ __________

____________ от «__» ___ 2016г (В. А. Подвойская)

Протокол № ___ Приказ № ____

От «__» ___ 2016г от «__» ___ 2016г















Рабочая программа

по элективному курсу «Химия в задачах»

для уч-ся 10 класса

на 2016-2017 учебный год








Составитель: Кругликова Галина Васильевна

Учитель высшей квалификационной категории






д. Любовшо

2018г


Пояснительная записка

Рабочая программа по спецкурсу «Химия в задачах» 10 класс составлена на основе программы О.С. Габриелян «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», М: Дрофа, 2012, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа позволяет создать условия для развития индивидуальных способностей обучающихся.

Цели курса. Углубить знания обучающихся по химии; научить их основным подходам к решению нестандартных химических задач. Задачами курса являются:

  • Опережающее изучение теоретической части химии на базовом и углубленном уровне.

  • Знакомство со способами решения (алгоритмами) основных типов задач.

  • Совершенствование умений сравнивать, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами веществ, делать обобщения.

  • Совершенствование умений работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами для решения экспериментальных задач.

  • Совершенствование умений применять межпредметные связи для решения заданий по химии.

  • Развитие творческого и логического мышления.

Программа курса рассчитана на учебный год (17 часов, 0,5 часа в неделю). Кроме литературы, указанной в программе, при проведении занятий используются подборки задач, предлагавшихся в разное время на городских, областных и российских олимпиадах школьников по химии. Содержание программы учитывает особенности химии как естественной и экспериментальной науки, поэтому в программу включены две группы задач: качественные и расчетные (количественные).

Данный спецкурс рекомендуется для учащихся 10 классов, интересующихся химией и стремящихся научиться решать задачи любой сложности. Курс предметно-ориентированный, включает углубление и расширение отдельных тем базовой общеобразовательной программы.

Развивающая функция решения задач, которая формирует рациональные приёмы мышления (суждения, умозаключения, доказательство), устраняет формализм знаний, прививает навыки самоконтроля, развивает самостоятельность учащихся: -умение работать с рекомендованной литературой;

-самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией;

-самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений;



-самостоятельное построение проекта выхода из поставленной проблемы

занятия;

-самостоятельное конструирование задач на изучаемую тему курса;

-самостоятельный анализ своей деятельности.

Формы обучения:

  1. Фронтальная.

  2. Индивидуальная.

  3. Групповая.

Основная форма образовательного процесса - классно- урочная система. Методы обучения:

  1. Словесный (беседа, лекции, рефераты).

  2. Наглядный (практические и лабораторные работы).

  3. Практический (решение задач).

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  • Традиционная классно- урочная технология;

  • Игровые технологии;

  • Элементы проблемного обучения;

  • Технологии уровневой дифференциации;

  • Здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ




















В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают знания:

  • изучая глубокие связи химии с повседневной жизнью, осознает потребность в изучении химии;

  • связь химии, экологии с повседневной деятельностью человека;

  • об общечеловеческой ценности природы, познание места человека в природе, сочетания необходимой степени комфорта и экологически целесообразной культуры потребления;

  • понимание роли химии как науки в решении проблем связанных с повседневной жизнью человека;

  • рассматривая и решая задания связанных с повседневной деятельностью человека, учащиеся уточняют и закрепляют химические понятия о веществах, их роли в жизни человека; процессах, происходящих в бытовой жизни человека, их закономерностях, возможности ими управлять;

умения:

  • изучать связь между основными понятиями, законами химии и повседневной деятельностью человека, роль и место химических веществ, препаратов, процессов из закономерностей в ней;

  • объяснять значение химии, химических препаратов, процессов в повседневной жизни человека;

  • объяснять значение общечеловеческой ценности природы, роли и места в ней человека; необходимость в целесообразной умеренности потребления при сохранении высокой степени комфорта;

  • выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний;

- решать задачи разных типов;












Ожидаемые результаты.

Занятия элективного курса должны помочь учащимся десятых классов:

  1. Определяются в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля дальнейшего обучения):

  2. Общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни;

  3. В развитии самостоятельной активности, интуиции, практической самостоятельности;

  4. в развитии практических навыков и умений при решении задач разных типов;

  5. научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний.



































Содержание курса

ТЕМА 1.Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доли элементов в соединениях. (2 ч)

Алгоритм решения задач на определение химических формул неорганического и органического вещества на основе реакции с их участием.

ТЕМА 2. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. (2ч)

Алгоритм решения задач на определение химических формул

ТЕМА 3. Расчетные задачи по теме «Углеводороды»(2 ч)

Расчетные задачи по уравнению реакции при избытке одного из исходных веществ. Избыток реагирует с продуктом.

ТЕМА 4. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически

возможного.(2 ч)

Алгоритм решения задач данного типа.

ТЕМА 5. Олимпиадные задачи (2ч)

Разбор заданий школьной, муниципальной и региональных олимпиад.

ТЕМА 6. Вычисления по термохимическим уравнениям. (2 ч)

Алгоритм решения данных типов задач, основные понятия.

Тема 7. Вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси. (1 ч)

Алгоритм решения задач данного типа.

Тема 8. Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием растворов с определенной массовой долей растворенного вещества. (1 ч)

Алгоритм решения задач данного типа.


Тема 9. Вычисление массы одного из исходных органических веществ по известному количеству вещества продукта реакции. (1 ч)

Алгоритм решения задач данного типа.

Тема 10. Комбинированные задачи (1 ч)

Алгоритм решения задач данного типа.

Зачет (1 часа)










Тематический план



п/п

Наименование тем курса

кол-во часов

1.

Введение. Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доли элементов в соединениях.

2

2.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

2

3.

Расчетные задачи по теме «Углеводороды».

2

4.

Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного.

2

5.

Олимпиадные задачи

2

6.

Вычисления по термохимическим уравнениям.

2

7.

Вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси.

1

8.

Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

1

9.

Вычисление массы одного из исходных органических веществ по известному количеству вещества продукта реакции.

1

10.

Комбинированные задачи

1

11.

Зачёт

1


Итого

17











Учебно-методическое обеспечение курса. Литература для учителя

КДайнеко В.И. «Как научить школьников решать задачи по органической химии» -М.:

Просвещение, 1987.

2. Егоров А.С. «Все типы расчётных задач по химии для подготовки к ЕГЭ» - Ростов н/Д:

Феникс,2003

З.Ерогин Д.П., Шишкин Е.А. « Методика решения задач по химии»-

М. .Просвещение, 1989.

4.ЖадькоЕ.Г.,МамонтовВ.В.,КоваленкоМ.И.«Школьные олимпиады: биология, химия,

география.8-11 классы/серия «Здравствуй, школа!» - Ростов н/д: Феникс,2004.

5.Лабий Ю.М. «Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств»- М:

Просвещение, 1987.

6.Пак М.С. «Алгоритмика при изучении химии». - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000.

7.Чуранов С.С. «Химические олимпиады в школе» - М.: Просвещение, 1982.

Литература для учащихся

1.Берман Н.И.. «Решение задач по химии» (Справочник школьника). Филологическое

общество «Слово», 1996.

2.Вивюрский В.Я.. «Учись приобретать и применять знания по химии»- М.:

Просвещение, 1987.

З.Габриелян О.С. , Решетов П.В., Остроумов И.Г.. «Задачи по химии и способы их

решения 8-9кл.»- М.:Дрофа,2004.

4.Гольдфард Я.Л. и др. « Химия. Задачник,8-11кл.» М.: Дрофа 2001.

5.Слета Л.А., Чёрный А.В. , Холин Ю.В. «1001 задача по химии, с ответами, указаниями,

решениями» - М.:Илекса,2004.





















Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Планируемый результат

Виды, формы контроля

Дата проведения

план

факт

1-2

Введение. Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доли элементов в соединениях.

2

Познакомить с организацией проведения элективного курса по химии. Алгоритмом решения задач данного типа.

Собеседование с уч-ся. Практика. Работа по карточкам



3-4

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.


2

Закрепление т/б при работе в химическом кабинете. Алгоритмом решения задач данного типа.

Практика. Работа по карточкам. Тексты ЕГЭ.



5-6

Расчетные задачи по теме «Углеводороды».

2

Расчетные задачи по уравнению реакции при избытке одного из исходных веществ.

Собеседование, практика



7-8

Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного.


2

Развитие логического мышления. Алгоритмом решения задач данного типа.

Собеседование практика



9-10

Олимпиадные задачи


2

Развитие логического мышления.

Практика.

Работа по карточкам.



11-12

Вычисления по термохимическим уравнениям.


2

Алгоритмом решения задач данного типа.

Беседа, практика



13

Вычисление количества вещества продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси.

1

Алгоритмом решения задач данного типа.

Практика, работа по текстам ЕГЭ.



14

Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

1

Алгоритмом решения задач данного типа.

Практика, работа по текстам ЕГЭ.



15

Вычисление массы одного из исходных органических веществ по известному количеству вещества продукта реакции.

1

Развивать интерес и любознательность. Алгоритмом решения задач данного типа.

Пресс-конференция



16

Комбинированные задачи.

1

Знать формулы, необходимые для решения задач данного типа, алгоритмы решения задач разных типов.

Практика, работа с текстами ЕГЭ.



17

Зачёт

1

Показать многообразие химических задач

Практика, работа по карточкам