«ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ»
6 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание курса в 6 классе продолжает знакомить учащихся с первоначальными знаниями о природе Земли, об основных этапах её географического освоения и направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли.
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Тема 4. Географическая оболочка Земли.
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник 6 класса научится:
Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
Анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
Находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник 6 класса получит возможность научиться:
Работать с различными источниками географической информации и приборами;
Читать географические карты;
Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
Создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
Самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
35 часов (1 час в неделю)
№ п/п | Темы разделов | Количество часов | Вид деятельности |
1 | Оболочки природы | 2 | Беседа. Входной контроль. |
2 | Литосфера – твердая оболочка Земли | 3 | Исследования по картам атласа. Практикум в контурной карте. |
3 | Гидросфера – водная оболочка Земли | 8 | Работа с учебником «Смысловое чтение» - Беседа - Исследование по картам атласа - Практикумы - Работа в контурных картах. - Решение топографических и географических задач. - Дидактические игры - Смотр знаний |
4 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 10 | - Работа с учебником - «Смысловое чтение» - Беседа - Мини-конференция - Работа в контурных картах |
5 | Биосфера – живая оболочка Земли | 5 | - Работа с учебником - «Смысловое чтение» - Беседа - Мини-конференция - Работа в контурных картах - Интеллектуальная игра «Природные зоны Земли» |
6 | Географическая оболочка | 5 | - Работа с учебником «Смысловое чтение» - Исследование по картам атласа - Практикумы - Работа в контурных картах. - Деловая игра |
Резерв 2 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ
Обучающихся 6-го класса с ОВЗ (ЗПР)
Тема раздела | Предметные результаты (ученик научится) | Практическая деятельность (получит возможность научиться) |
Оболочки природы | Понимать: Взаимосвязь оболочек природы. | Определять природные явления, происходящие в оболочках природы. |
Литосфера – твердая оболочка земли. | Понимать: Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы, полезные ископаемые. Опасные явления природы в литосфере. Раскрывать существенные признаки понятий «ядро», «мантия», « земная кора» Называть отличия океанической и континентальной земной коры. Читать физическую карту как источник информации. | Называть и показывать на карте горные системы, расположенные на границах литосферных плит. Определять основные виды горных пород по коллекции. Определять и показывать по карте примеры районов современных движений земной коры, вулканы. |
Гидросфера – водная оболочка Земли | Понимать: Мировой круговорот воды в природе. Единство вод Мирового океана. Роль рек в жизни человека. Направления течения рек. Правила личной безопасности на воде. Качество воды и здоровье людей. | Называть и показывать Океаны, моря, крупные озёра и реки на карте, определять и подписывать их в контурной карте. Определять по карте ГП крупных водоёмов Земли |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли | Понимать: Состав атмосферного воздуха. Значение атмосферы для жизни на Земле. Атмосферные явления. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам как следствие высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Образование ветра. Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки и их виды. Отличие климата от погоды. Значение атмосферы для человека. | Составлять схему «Состав атмосферы». Определять по картам направление ветров. Составлять правила поведения во время опасных атмосферных явлений. |
Биосфера – живая оболочка Земли | Понимать: Состав и роль биосферы. Почва – особый природный слой. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Значение биосферы для человека. | Составлять сообщение о приспособлении любого организма к среде обитания. Наблюдать за растениями и животными своей местности. Описывать меры, направленные на охрану биосферы. |
Географическая оболочка | Понимать: Состав ГО. Природные зоны Земли и культурные ландшафты. | Составлять схему « Состав ГО». Показывать и называть по карте природные зоны Земли. Составлять таблицу «Органический мир природных зон» |