АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ Комитет по образованию г.Улан-Удэ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ» | УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН hуралсалай талаар хороон Муниципальна автономито юрэнхи hуралсалай эмхи зургаан "Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули" |
____________________________________________________________________________
«Рассмотрено» на заседании МО учителей___________________ Руководитель МО ____/________________/ Протокол № ___ от «____»____________2020_ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Э.П.Данчинова «____»____________2020 г. | «Утверждаю» Директор школы __________В.С.Турунхаева Приказ № ______ «___»_______ 2020___ г. |
Рабочая программа
Предмет математика
Название программы геометрия
Класс 7
Количество часов 68
ФИО составителя Цыдыпова Е.О
Категория высшая
Улан-Удэ
2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2017=0 года № 18979 с послед. Изменениями.
3.Постановление Главного государственного санитарного-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ( с изменениями)
4.Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 мая 2020г № 02/8900-2020-24 « О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»
5.Программы общеобразовательных учреждений геометрия 7-9 классы. Составитель Л.С Атанасян.
6.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год, реализующих программы общего образования ( с последними изменениями)
7.Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ « СОШ № 38 г. Улан-Удэ»
8.Учебный план МАОУ « СОШ № 38 г. Улан-Удэ»
9.Положение о рабочей программе.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты обучения предмета «геометрия»
Личностные:
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6. Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7. Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
1. Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2. Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного
внимания и вносить необходимые коррективы;
3. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4. Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9. Формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
1).Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом( анализировать , извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из сложных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера
Содержание учебного предмета «геометрия»
1. Начальные геометрические сведения.(11 ч)
Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами
2. Треугольник (19ч)
Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; 'формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.
3. Параллельные прямые (13ч)
Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20ч)
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.
Повторение (5ч)
Повторить и обобщить изученный материал.
При переходе образовательного учреждения на дистанционное обучение по Федеральному закону от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ “О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» будут применены следующие онлайн-платформы и средства для учебных коммуникаций.
Наименование | Ссылки | Классы, предметы | Аннотация |
Moodle | https://moodle.org/ | Математика 5-9 | система управления знаниями, позволяющая организовать процесс электронного обучения от разработки онлайн курса до его реализации. Свободно распространяется по лицензии GNU GPL |
Google Класс | https://classro om.google.co m/ | Математика 5-11 | Класс – это бесплатный набор инструментов для работы с электронной почтой, документами и хранилищем. Сервис разработан для преподавателей с целью организации занятия. |
Российская электронная школа | http://resh.edu .ru/ | Алгебра (7-9 кл.) Алгебра и начала математического анализа (10-11 кл.) Геометрия (7-11кл.) | «Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий. |
Мобильное электронное образование | https://mobedu.ru/ | Математика 5-6 | МЭО это - создание безопасной образовательной среды; обеспечение условий для организации персонифицированного обучения учащихся в соответствии с их потребностями, а также с запросами региональной экономики; обеспечение доступности качественного образования для различных категорий учащихся, в том числе учащихся с ОВЗ, высокомотивированных и одаренных |
Учи.ру | https://uchi.ru/ | Математика 1 – 6кл. Алгебра 7 – 11кл. | Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Интерактивные курсы на Учи.ру полностью соответствуют ФГОС. Содержит более 30 000 заданий в игровой форме, разработанных профессиональными методистами и специалистами по детскому интерфейсу. Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень |
Яндекс.Учебник | | Математика 5 | Доступно более 35 000 заданий разного уровня сложности. Все задания разработаны опытными методистами с учётом ФГОС НОО. Можно реализовать индивидуальные траектории внутри одного класса. Учитель может назначить задания всему классу или индивидуально, сэкономить время на проверке заданий и подготовке к урокам Задания распределены по темам, и учитель легко ориентируется независимо от того, по какой программе работает. Есть подробная статистика успеваемости |
Онлайн щкола Фоксфорд | https://foxford.ru/ | Математика | Онлайн-подготовка школьников 5 — 11 классов к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, а также углубленное изучение школьных предметов в группах и индивидуально |
ЯКласс | http://www.yaklass.ru/ | Алгебра (7-9кл.) Геометрия (7-9кл.) Математика (1-6 кл.) | Ресурс ориентирован на педагогов, учащихся и родителей. ЯКласс интегрирован с электронными журналами, сотрудничает с популярными издательствами. Содержит 1,6 трлн заданий школьной программы и 1500 видеоуроков. Все материалы соответствуют ФГОС. |
Домашняя школа InternetUrok.ru | https://interneturok.ru/ | Математика 5-11 | Полное среднее образование дистанционно. Для семейного обучения, для тех, кто часто пропускает школу, для проживающих вне России. Возможность официального зачисления в любое время года. Бесплатный доступ открыт. |
«Московская электронная школа» | https://uchebn ik.mos.ru/cata logue | Математика 5-11 | это широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков в электронной библиотеке. Решения МЭШ доступны для всех и уже получили высокие оценки учителей, родителей и детей ряда. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов — всё это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств. В библиотеку МЭШ |
Урок цифры | https://datalesson.ru/ | Математика 5-11 | «Урок цифры» дает хорошую теоретическую базу и наглядную практическую подготовку в вопросах безопасного использования и развития навыков в онлайн среде. Данные уроки будут полезны и интересны как самим школьникам, так и их родителям |
Онлайн платформа «Мои достижения» . | https://myskills.ru/ | Математика 5-11 | Широкий выбор диагностик для учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам и различным тематикам. Материалы для подготовки к диагностикам от Московского центра качества образования |
Видеоуроки на видеохостинге youtube.com | https://www.y outube.com | Математика 5-11 | На видеохостинге youtube.com размещено огромное количество видеоуроков, найти которые можно по названию школьного предмета (ввести название в строку поиска) |
Видеоуроки.net | | Математика 5-11 | В этом разделе вы можете эффективно и комфортно проверять знания ваших учеников по различным предметам школьной программы. Больше не надо тратить время на подготовку к практической части урока. С помощью тетради вы легко проведёте практическую часть, закрепите материал и мгновенно проверите решения. |
Интерактивная тетрадь | Skusmart.ru | Математика 5-11 | Учитель отправляет ученикам ссылку на задания — прямо на уроке или как домашнюю работу. Они могут заниматься с любого устройства — компьютера, планшета или смартфона. Интерактивная рабочая тетрадь Скайсмарт оценивает выполнение заданий, учитель сразу получает |
| | | результаты и экономит до 2 часов в день на проверке. Вы видите статистику по всему классу и баллы конкретных учеников |
Мессенджеры | Skype, Viber, WhatsApp | | Lkz j,hfnyjq cdzp |
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
Глава 1 | НачалНачальные геометрические сведения | 11 |
Глава 2 | Треугольники | 19 |
Глава 3 | Параллельные прямые | 13 |
Глава 4 | Соотношения между сторонами и углами | 20 |
Глава 5 | Повторение | 5 |
Итого | | 68 |
№ | Название раздела, темы | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание |
Глава 1. | Начальные и геометрические сведения | | 11 | | |
1 | Прямая и отрезок | | 1 | Владеют понятием «отрезок» | П. 1-2№ 4,6,7. |
2 | Луч и угол | | 1 | Владеют понятиями «луч», «угол» | П. 2,№ 11,13,16, дз71,72 |
3 | Сравнение отрезков и углов | | 1 | Приобретают навык геометрических построений, применяют изученные понятия, методы для решения задач практического характера | П. 3, В 7-11№18,20,23 |
4 | Измерение отрезков | | 1 | Измеряют длины отрезков | П. 4, В 12-13;№ 25,29,33 |
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов» | | 1 | Измеряют длины отрезков | № 35,36,37,39 |
6 | Измерение углов | | 1 | Находят градусную меру угла, используя свойство измерения углов | П5№ 42,46, 48, |
7 | Смежные и вертикальные углы | | 1 | Работают с геометрическим текстом, проводят логические обоснования, доказательства математических утверждений | П.11№ 58, 61,64,65б |
8 | Перпендикулярные прямые | | 1 | Приобретают навык геометрических построений, применяют изученные понятия, методы для решения задач практического характера | П. 12№ 66,68,70 |
9 | Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» | | 1 | Используют свойства измерения отрезков и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла | № 74,75,80,82 |
10 | Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения» | | 1 | Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач | Повторить теоретический материал |
11 | Анализ контрольной работы | | 1 | | |
Глава 2 | Треугольники | | 19 | | |
12 | Треугольники | | 1 | Распознают и изображают на чертежах треугольники. Используют свойства измерения длин отрезков при решении задач на нахождение периметра треугольника. Вычисляют элементы треугольников, используя свойства измерения длин и градусной меры угла. | П. 14,№ 83, 87, 90, 92 |
13 | Первый признак равенства треугольников | | 1 | Используют свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении задач на доказательство | П. 14-15№ 94,95, 96 |
14 | Решение задач на применение 1-го признака | | 1 | Применяют первый признак равенства треугольников | П. 14-15№ 97,98,99 |
15 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | | 1 | Распознают и изображают на чертежах и рисунках перпендикуляр и наклонную к прямой. Распознают и изображают на чертежах и рисунках медианы, биссектрисы и высоты треугольника | П. 16,17№ 100, 105а, 106а |
16 | Решение задач на построение медиан, биссектрис, высот треугольника | | 1 | Решают задачи на построение медиан, биссектрис, высот треугольника | П. 16,17№ 104,107 |
17 | Свойства равнобедренного треугольника | | 1 | Применяют изученные свойства фигур и отношения между ними при решении задач на доказательство и вычисление длин, линейных элементов фигур | П. 18,№ 108,110,112 |
18 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | | 1 | Решают задачи на свойства равнобедренного треугольника | П. 18, № 116,117,118,119 |
19 | Второй признак равенства треугольников | | 1 | Формулируют и доказывает второй признак равенства треугольников. | П. 19,№ 122,123,124,125 |
20 | Решение задач на применение 2-го признака | | 1 | Анализируют текст задачи на доказательство, выстраивают ход ее решения | П. 19№ 128,129,132,134 |
21 | Третий признак равенства треугольников | | 1 | Используют свойства и признаки фигур, а также их отношения при решении задач на доказательство | П. 20,№135,137,138 |
22 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | | 1 | Применяют отношения фигур и их элементов при решении задач на вычисление и доказательство | П. 20№ 140,141,142 |
23 | Окружность | | 1 | Изображают на чертежах и рисунках окружность и ее элементы. Применяют знания при решении задач на доказательство | П. 21,№ 144,145,147 |
24 | Примеры задач на построение | | 1 | Выполняют построение, используя алгоритм построения отрезка равного данному. | П. 22,23,№ 153 |
25 | Решение задач на построение | | 1 | Выполняют построения, используя алгоритмы построения угла, равного данному, биссектрисы данного угла | В 17-21,№153149,152,154 |
26 | Решение задач на построение | | 1 | Выполняют построения, используя алгоритмы построения перпендикулярных прямых, середины данного отрезка | №156,161,164 дз166 |
27 | Решение задач на построение | | 1 | Выполняют построения, используя алгоритмы построения перпендикулярных прямых, середины данного отрезка | №168,170,172 дз174 |
28 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | | 1 | Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство | №180,182,184 |
29 | Контрольная работа №2 «Треугольники» | | 1 | Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач | Повторить теоретический материал |
30 | Анализ контрольной работы | | 1 | Проводят анализ контрольной работы, устраняют пробелы в знаниях | |
Глава 3 | Параллельные прямые | | 13 | | |
31 | Признаки параллельных прямых | | 1 | Распознают и изображают на чертежах и рисунках параллельные прямые, секущую. На рисунке обозначают пары углов, образованных при пересечении двух прямых секущей | П. 24-25№ 186,187 |
32 | Признаки параллельных прямых | | 1 | Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство | П. 24-25 № 188,189,190 |
33 | Практические способы построения параллельных прямых | | 1 | Выполняют построения, используя алгоритмы построения параллельных прямых | П 26, № 191,192,194 |
34 | Решение задач по теме «Признаки параллельных прямых» | | 1 | Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство | П. 26 № 193,195 |
35 | Аксиома параллельных прямых | | 1 | Знакомятся понятием «аксиома». Рассматривают аксиому параллельных прямых | П. 27,28№196,198,200 |
36 | Свойства параллельных прямых | | 1 | Доказывают свойства параллельных прямых, применяют при решении задач | П. 29 карточки |
37 | Свойства параллельных прямых | | 1 | Доказывают свойства параллельных прямых, применяют при решении задач | П. 29 №204,207,209 |
38 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | | 1 | Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство | № 208,210,211,212 |
39 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | | 1 | Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство | карточки |
40 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | | 1 | Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство | Варианты с/р 2,3 |
41 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | | 1 | Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство | Индивидуальные задания |
42 | Контрольная работа №3»Параллельные прямые» | | 1 | Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач | Повторить теоретический материал |
43 | Анализ контрольной работы | | 1 | Проводят анализ контрольной работы, устраняют пробелы в знаниях | |
Глава 4. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | | 20 | | |
44 | Сумма углов треугольника | | 1 | Доказывают теорему о сумме углов треугольника | П. 30№ 224, 228а, 230 |
45 | Сумма углов треугольника. Решение задач | | 1 | Применяют доказанную теорему при решении задач Применяют доказанную теорему при решении задач | П. 31,№233,234,235 |
46 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | | 1 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение задач на данные соотношения | П. 32, №236,237 |
47 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | | 1 | Используют изученные свойства геометрических фигур и отношения между ними при решении задач на вычисление и доказательство | П. 32,№242,244,245 |
48 | Неравенство треугольника | | 1 | Неравенство треугольника. Определяют, что не всегда существуют треугольники с данными сторонами | П. 33, №250а,в, 251,239 |
49 | Решение задач на соотношения между углами и сторонами треугольника | | 1 | Применяют изученные соотношения при решении задач | №296,297,298 |
50 | Контрольная работа №4 «Соотношения между углами и сторонами треугольника» | | 1 | Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач | Повторить теоретический материал |
51 | Анализ контрольной работы | | 1 | Проводят анализ контрольной работы, устраняют пробелы в знаниях | |
52 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | | 1 | Знакомятся с определением прямоугольных треугольников, с элементами и с основными свойствами прямоугольного треугольника | П. 34,№255,256,258 |
53 | Решение задач на свойства прямоугольных треугольников | | 1 | Решают задачи на применение свойств прямоугольного треугольника | П. 35В 12.13 |
54 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | | 1 | Знакомятся с признаками равенства прямоугольных треугольников | П. 35, В 12,13, №262,264,265 |
55 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | | 1 | Решают задачи с применением признаков равенства прямоугольных треугольников | П. 36,№ 268,169,270 |
56 | Расстояние от точки до прямой, между параллельными прямыми | | 1 | Решают задачи на нахождении расстояния между точкой и прямой | П. 37, №272,277 |
57 | Построение треугольника по трем элементам | | 1 | Строят треугольники по трем элементам: по двум сторонам и углу между ними | П. 38,№287,289,274 |
58 | Построение треугольника по трем элементам | | 1 | Строят треугольник по стороне и прилежащим углам | №290,291б,г,292,280 |
59 | Построение треугольника по трем элементам | | 1 | Строят треугольник по трем сторонам | №293,294,295,281 |
60 | Решение задач на построение | | 1 | Решают задачи по трем элементам | 315(а,г,е, )317 314 |
61 | Решение задач на построение | | 1 | Решают задачи по трем элементам | №308,309,315ж,з,и |
62 | Контрольная работа №5 по теме « прямоугольные треугольники» | | 1 | Демонстрируют математические знания и умения при решении примеров и задач | Повторить теоретический материал |
63 | Анализ контрольной работы | | 1 | | |
| Повторение | | 6 | | |
64 | Начальные геометрические сведения | | 1 | | |
65 | Треугольники | | 1 | | |
66 | Параллельные прямые | | 1 | | |
67 | Соотношения между сторонами и углами | | 1 | | |
68 | Итоговая контрольная работа | | 1 | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [автор-составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014
2.Учебник. Геометрия: 7 – 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014-2016
Дополнительная литература:
1.Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
2.Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Н.Б. Мельникова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
3.Тесты по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
4.Дидактические материалы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9 классы» / Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
5.Журавлев С.Г. Контрольные и самостоятельные работы по алгебре и геометрии: 7 класс: к учебникам А.Г.Мордковича «Алгебра. 7 класс» и др., Л.С Атанасяна «Геометрия.7-9 класс»- М.: Издательство «Экзамен», 2014.- 223с.
Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения
Карточки с заданиями по математике
Портреты выдающихся деятелей математики
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.
Комплекты планиметрических и стереометрических тел.
Технические средства обучения:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Интернет-сайты для математиков
www.1september.ru
www.math.ru
www.allmath.ru
www.uztest.ru
7 класс
Контрольная работа № 1. |
1 вариант. 1). Три точки В, С, и D лежат на одной прямой. Известно, что ВD = 17 см, DC = 25 см. Какой может быть длина отрезка ВС ? 2). Сумма вертикальных углов МОЕ и DOC, образованных при пересечении прямых МС и DE, равна 204 0 . Найдите угол МОD . 3). С помощью транспортира начертите угол, равный 780 , и проведите биссектрису смежного с ним угла. | 2 вариант. 1). Три точки М, N и К лежат на одной прямой. Известно, что MN = 15 см, NK = 18 см. Каким может быть расстояние МК ? 2). Сумма вертикальных углов АОВ и СОD, образованных при пересечении прямых АD и ВС, равна 108 0 . Найдите угол ВОD . 3). С помощью транспортира начертите угол, равный 1320 , и проведите биссектрису одного из смежных с ним углов. |
Контрольная работа № 2. |
1 вариант. 1). На рисунке 1 отрезки АВ и СD имеют общую середину О. Докажите, что . С А O В D 2). Луч AD – биссектриса угла А. На сторонах угла А отмечены точки В и С так, что АDВ = АDС . Докажите, что АВ = АС . 3). В равнобедренном треугольнике с периметром 48 см боковая сторона относится к основанию как 5 : 2 . Найдите стороны треугольника. | 2 вариант. 1). На рисунке 1 отрезки МЕ и РК точкой D делятся пополам. Докажите, что КМD = РЕD. М К D Р Е 2). На сторонах угла D отмечены точки М и К так, что DМ = DК. Точка Р лежит внутри угла D и РК = РМ . Докажите, что луч DР – биссектриса угла МDК . 3). В равнобедренном треугольнике с периметром 56 см основание относится к боковой стороне как 2 : 3 . Найдите стороны треугольника. |
Контрольная работа № 3. |
1 вариант. 1). Отрезки EF и PQ пересекаются в их середине М. Докажите, что РЕ // QF. 2). Отрезок DM – биссектриса треугольника CDE. Через точку М проведена прямая, параллельная стороне CD и пересекающая сторону DE в точке N. Найдите углы треугольника DMN, если . 3). На рисунке АС // ВD, точка М – середина отрезка АВ. Докажите, что М – середина отрезка CD. D M A B C | 2 вариант. 1). Отрезки МN и ЕF пересекаются в их середине Р. Докажите, что ЕN // МF. 2). Отрезок AD – биссектриса треугольника АВС. Через точку D проведена прямая, параллельная стороне FD и пересекающая сторону АС в точке F. Найдите углы треугольника АDF, если . 3). На рисунке AB // DC, АВ = DC. Докажите, что точка О – середина отрезков АС и ВD. В С О А D |
Контрольная работа № 4. |
1 вариант. 1). На рисунке: . Найдите сторону АВ треугольника АВС. Е B М А C D F 2). В треугольнике СDE точка М лежит на стороне СЕ, причём - острый. Докажите, что DE DM. 3). Периметр равнобедренного тупоугольного треугольника равен 45 см, а одна из его сторон больше другой на 9 см. Найдите стороны треугольника. | 2 вариант. 1 ). На рисунке: . Найдите сторону АС треугольника АВС. Е М A С В D F 2). В треугольнике MNP точка К лежит на стороне MN, причём - острый. Докажите , что КР 3). Одна из сторон тупоугольного равнобедренного треугольника на 17 см меньше другой. Найдите стороны этого треугольника, если его периметр равен 77 см. |
Контрольная работа № 5. |
1 вариант. 1). В остроугольном треугольнике МNP биссектриса угла М пересекает высоту NK в точке О, причём ОК = 9 см. Найдите расстояние от точки О до прямой МN. 2). Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу. 3). Один из углов прямоугольного треугольника равен 60 0, а сумма гипотенузы и меньшего катета равна 42 см. Найдите гипотенузу . | 2 вариант. 1). В прямоугольном треугольнике DCE с прямым углом С проведена биссектриса EF, причём FC = 13 см. Найдите расстояние от точки F до прямой DE. 2). Постройте прямоугольный треугольник по катету и прилежащему к нему острому углу. 3). В треугольнике АВС , биссектрисы углов А и С пересекаются в точке О. Найдите угол АОС. |
Итоговая контрольная работа |
1 вариант. 1). В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС угол В равен 42 0. Найдите два других угла треугольника АВС. 2). Величины смежных углов пропорциональны числам 5 и 7. Найдите разность между этими углами. 3). В прямоугольном треугольнике АВС , , АС = 10 см , СD АВ, DE АС. Найдите АЕ. 4). В треугольнике МРК угол Р составляет 60 0 угла К, а угол М на 40 больше угла Р. Найдите угол Р. | 2 вариант. 1). В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС сумма углов А и С равна 156 0. Найдите углы треугольника АВС. 2). Величины смежных углов пропорциональны числам 4 и 11. Найдите разность между этими углами. 3). В прямоугольном треугольнике АВС , , ВС = 18 см , СК АВ, КМ ВС. Найдите МВ. 4). В треугольнике BDE угол В составляет 30 0 угла D, а угол Е на 19 0 больше угла D. Найдите угол В. |
8 класс
Контрольная работа № 1. |
-
1 вариант. 1). Диагонали прямоугольника ABCD пересекается в точке О, ABO = 36°. Найдите AOD. 2). Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов равен 20°. 3). Стороны параллелограмма относятся как 1 : 2, а его периметр равен 30 см. Найдите стороны параллелограмма. 4). В равнобокой трапеции сумма углов при большем основании равна 96°. Найдите углы трапеции. 5).* Высота ВМ, проведенная из вершины угла ромба ABCD образует со стороной АВ угол 30°, АМ = 4 см. Найдите длину диагонали BD ромба, если точка М лежит на стороне AD. | -
2 вариант. 1). Диагонали прямоугольника MNKP пересекаются в точке О, MON= 64°. Найдите ОМР. 2). Найдите углы равнобокой трапеции, если один из ее углов на 30° больше второго. 3). Стороны параллелограмма относятся как 3 : 1, а его периметр равен 40 см. Найдите стороны параллелограмма. 4). В прямоугольной трапеции разность углов при одной из боковых сторон равна 48°. Найдите углы трапеции. 5).* Высота ВМ, проведенная из вершины угла ромба ABCD образует со стороной АВ угол 30°, длина диагонали АС равна 6 см. Найдите AM, если точка М лежит на продолжении стороны AD. |
Контрольная работа № 2. |
-
1 вариант. 1). Сторона треугольника равна 5 см, а высота, проведенная к ней, в два раза больше стороны. Найдите площадь треугольника. 2). Катеты прямоугольного треугольника равны 6 и 8 см. Найдите гипотенузу и площадь треугольника. 3). Найдите площадь и периметр ромба, если его диагонали равны 8 и 10 см. 4).* В прямоугольной трапеции АВСК большая боковая сторона равна 3 см, угол К равен 45°, а высота СН делит основание АК пополам. Найдите площадь трапеции. | 2 вариант. 1). Сторона треугольника равна 12 см, а высота, проведенная к ней, в три раза меньше высоты. Найдите площадь треугольника. 2). Один из катетов прямоугольного треугольника равен 12 см, а гипотенуза 13 см. Найдите второй катет и гипотенузу треугольника. 3). Диагонали ромба равны 10 и 12 см. Найдите его площадь и периметр. 4).* В прямоугольной трапеции ABCD большая боковая сторона равна 8 см, угол А равен 60°, а высота ВН делит основание AD пополам. Найдите площадь трапеции. |
Контрольная работа № 3. |
1 вариант. 1). По рис. A = B, СО = 4, DO = 6, АО = 5. Найти: а). ОВ; б). АС : BD; в). . 2 ). В треугольнике ABC сторона АВ = 4 см, ВС = 7 см, АС = 6 см, а в треугольнике MNK сторона МК = 8 см, MN =12 см, KN = 14 см. Найдите углы треугольника MNK, если A = 80°, B = 60°. 3). Прямая пересекает стороны треугольника ABC в точках М и К соответственно так, что МК || АС, ВМ : АМ = 1 : 4. Найдите периметр треугольника ВМК, если периметр треугольника ABC равен 25 см. 4). В трапеции ABCD (AD и ВС основания) диагонали пересекаются в точке О, AD = 12 см, ВС = 4 см. Найдите площадь треугольника ВОС, если площадь треугольника AOD равна 45 см2. | 2 вариант. 1). По рис. РЕ || NK, MP = 8, MN = 12, ME = 6. Найти: а) . МК; б). РЕ : NК; в). . 2). В ∆ АВС АВ = 12 см, ВС = 18 см, В = 70 0, а в ∆ МNК МN = 6 см, NК = 9 см, N = 70 0. Найдите сторону АС и угол С треугольника АВС, если МК = 7 см, К = 60 0. 3). Отрезки АВ и CD пересекаются в точке О так, что ACO = BDO, АО : ОВ = 2:3. Найдите периметр треугольника АСО, если периметр треугольника BOD равен 21 см. 4). В трапеции ABCD ( AD и ВС основания) диагонали пересекаются в точке О, = 32 см2, = 8 см2. Найдите меньшее основание трапеции, если большее из них равно 10 см. |
Контрольная работа № 4. |
1 вариант. 1). Средние линии треугольника относятся как 2 : 2 : 4, а периметр треугольника равен 45 см. Найдите стороны треугольника. 2). Медианы треугольника ABC пересекаются в точке О. Через точку О проведена прямая, параллельная стороне АС и пересекающая стороны АВ и ВС в точках Е и F соответственно. Найдите EF, если сторона АС равна 15 см. 3). В прямоугольном треугольнике ABC ( C = 90° ) АС = 5 см, ВС = 5 см. Найдите угол В и гипотенузу АВ. 4). В треугольнике ABC A = , C = , сторона ВС = 7 см, ВН – высота. Найдите АН. 5). В трапеции ABCD продолжения боковых сторон пересекаются в точке К, причем точка В — середина отрезка АК. Найдите сумму оснований трапеции, если AD = 12 см. | -
2 вариант. 1). Стороны треугольника относятся как 4 : 5 : 6, а периметр треугольника, образованного его средними линиями, равен 30 см. Найдите средние линии треугольника. 2). Медианы треугольника MNK пересекаются в точке О. Через точку О проведена прямая, параллельная стороне МК и пересекающая стороны MN и NK в точках А и В соответственно. Найдите МК, если длина отрезка АВ равна 12 см. 3). В прямоугольном треугольнике РКТ ( T = 90° ), РТ = 7 см, КТ = 1 см. Найдите угол К и гипотенузу КР. 4). В треугольнике ABC A = , C = , высота ВН равна 4 см. Найдите АС. 5). В трапеции MNKP продолжения боковых сторон пересекаются в точке Е, причем ЕК = КР. Найдите разность оснований трапеции, если NK = 7 см. |
-
Контрольная работа № 5. |
1 вариант. 1). АВ и АС - отрезки касательных, проведенных к окружности радиуса 9 см. Найдите длины отрезков АС и АО, если АВ = 12 см. 2 ). По рисунку АВ : BC = 11 : 12. Найти: BCA, BAC. 3). Хорды MN и РК пересека- ются в точке Е так, что ME = 12 см, NE = 3 см, РЕ = КЕ. Найдите РК. 4). Окружность с центром О и радиусом 16 см описана около треугольника ABC так, что угол OAB равен 30°, угол OCB равен 45°. Найдите стороны АВ и ВС треугольника. | 2 вариант. 1). MN и МК - отрезки касательных, проведенных к окружности радиуса 5 см. Найдите MN и МК, если МО = 13 см. 2 ). По рисунку AB : АС=5 : 3. Найти: BOC, ABC. 3). Хорды АВ и CD пересека – ются в точке F так, что AF = 4 см, ВF = 16 см, CF = DF. Найдите CD. -
4). Окружность с центром О и -
радиусом 12 см описана около -
треугольника MNK так, что угол MON равен 120°, угол NOK равен 90°. Найдите стороны MN и NK треугольника. |