СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 9 классс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения геометрии на ступени основного общего образования из расчета 2 учебных часа в неделю.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 9 классс»





Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа

села Старотавларово МР Буздякский район Республики Башкортостан



«РАССМОТРЕНО"

на ШМО учителей естественно –

математического цикла

Протокол № ___ от «__»_______20 г_

Руководитель ШМО_______Насырова З.З.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УР

МОБУ СОШ с. Старотавларово

_____________ Шаймуратова Г.Ф

«__»_________20 г

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы МОБУ СОШ с. Старотавларово

______________Муратова Л.З..

Приказ № от «__»________20 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по геометрии

для 9 класса


Учитель: Насырова Зульфия Зиряковна

Квалификационная категория :высшая



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № от 31 . 08. 20 г.



1.Пояснительная записка.


Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»» № 273 -ФЗ

2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике , утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089

3. Федерального базисного учебного плана (Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004;

4. Учебного плана МОБУ СОШ с. Старотавларово на 20 -20 учебный год.

5.Примерной (авторской) программы основного общего образования по геометрии ( Атанасян Л.С.,Бутузов В.Ф и др.)

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели изучения геометрии

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.



Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения геометрии на ступени основного общего образования из расчета 2 учебных часа в неделю.

Формы и средства контроля.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.

2.Содержание программы учебного предмета.

1. Вводное повторение

Повторение курса 7-8 классов.

Знать и понимать: понятия: медиана, биссектриса, высота, треугольника, параллелограмм, трапеция, ромб, квадрат.

Уметь: выполнять задачи из разделов курса VIII класса, используя теорию: теорема Пифагора, свойство средней линии треугольника, формулы вычисления площади треугольника; свойства, признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника.

2. Векторы

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

Цель: учить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками.

Знать и понимать:

- понятия вектора, нулевого вектора, длины вектора, коллинеарных векторов, равенства векторов;

- операции над векторами в геометрической форме (правило треугольника, правило параллелограмма, правило многоугольника, правило построения разности векторов и вектора, получающегося при умножении вектора на число); законы сложения векторов, умножения вектора на число;

- формулу для вычисления средней линии трапеции.

Уметь:

- откладывать вектор от данной точки;

- пользоваться правилами при построении суммы, разности векторов; вектора, получающегося

при умножении вектора на число;

- применять векторы к решению задач;

- находить среднюю линию треугольника;

3. Метод координат

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простей­шие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач, учить применять векторы к решению задач

Знать и понимать:

- понятие координат вектора;

- лемму и теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам;

- правила действий над векторами с заданными координатами;

- понятие радиус-вектора точки;

- формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка,

длины вектора и расстояния между двумя точками;

- уравнения окружности и прямой, осей координат.

Уметь:

- раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам;

- находить координаты вектора,

- выполнять действия над векторами, заданными координатами;

- решать простейшие задачи в координатах и использовать их при решении более сложных задач;

- записывать уравнения прямых и окружностей, использовать уравнения при решении задач;

- строить окружности и прямые, заданные уравнениями.


  • На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конк­ретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника

Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косину­сов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.

Знать и понимать:

- понятия синуса, косинуса и тангенса для углов от 0 до 180;

- основное тригонометрическое тождество;

- формулы приведения;

- формулы для вычисления координат точки; соотношения между сторонами и углами

треугольника:

- теорему о площади треугольника;

- теоремы синусов и косинусов и измерительные работы, основанные на использовании этих

теорем;

- определение скалярного произведения векторов;

- условие перпендикулярности ненулевых векторов;

- выражение скалярного произведения в координатах и его свойства.

- методы решения треугольников.

Уметь:

- объяснять, что такое угол между векторами;

- применять скалярное произведение векторов при решении геометрических задач.

- строить углы;

- применять тригонометрический аппарат при решении задач, вычислять координаты точки с

помощью синуса, косинуса и тангенса угла;

- вычислять площадь треугольника по двум сторонам и углу между ними;

- решать треугольники.


  1. Синус и косинус любого угла от 0 до 180 вводятся с помо­щью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольни­ка (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рас­сматриваются свойства скалярного произведения и его примене­ние при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных на­выков в применении тригонометрического аппарата при реше­нии геометрических задач.

5. Длина окружности и площадь круга


Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках.

Знать и понимать:

- определение правильного многоугольника;

- теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности,

вписанной в правильный многоугольник;

- формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса

вписанной в него окружности;

- формулы длины окружности и дуги окружности;

- формулы площади круга и кругового сектора;

Уметь:

- вычислять площади и стороны правильных многоугольников, радиусов вписанных и

описанных окружностей;

- строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки;

- вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

- вычислять площадь круга и кругового сектора.

  1. В начале темы дается определение правильного многоуголь­ника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. Необходимо рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. С помо­щью описанной окружности решаются задачи о построении пра­вильного шестиугольника и правильного 2 n -угольника, если дан правильный n-угольник. Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружно­сти и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представ­ление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его пери­метр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площа­ди круга, ограниченного окружностью.

6. Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На­ложения и движения.

Цель: познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Знать и понимать:

- определение движения и его свойства;

-примеры движения: осевую и центральную симметрии, параллельный перенос и поворот;

- при движении любая фигура переходит в равную ей фигуру;

- эквивалентность понятий наложения и движения

Уметь:

- объяснять, что такое отображение плоскости на себя;

- строить образы фигур при симметриях, параллельном переносе и повороте;

- решать задачи с применением движений.

  • Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотре­нии видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основ­ных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движени­ем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий нало­жения и движения.

  1. 7.Повторение. Решение задач.

  2. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 9 класса). Умение работать с различными источниками информации.

  3. Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса. Подготовка к ОГЭ.

  4. Уметь:

  5. - отвечать на вопросы по изученным в течение года темам;

  6. - применять все изученные теоремы при решении задач;

  7. - решать тестовые задания базового уровня;

  8. - решать задачи повышенного уровня сложности

Резерв времени – 3ч

3.Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.












4.Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 65ч (резерв 3 ч)

Название темы

Кол-во часов по рабочей программе

Кол-во контрольных работ

1

Вводное повторение

2

1(входная)

2

Векторы.

12

1

3

Метод координат.

10

1 (промежуточная)

4

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

14

2( 1 промежуточная)

5

Длина окружности и площадь круга.

10

1


Движения.

9

1

6

Повторение. Решение задач

8

1( итоговый0

ИТОГО

65

9





5. Календарно - тематическое планирование учебного материала

урока

Дата

Тема урока

Количество

часов

Примечания

календарная

фактическая




Вводное повторение

2


1



Повторение курса геометрии 8 класса



2



Входная контрольная работа






Векторы

12


3



Понятие вектора.



4



Откладывание вектора от данной точки.



5



Сумма двух векторов.



6



Сумма нескольких векторов.



7



Вычитание векторов.



8



Решение задач.



9



Умножение вектора на число.



10



Умножение вектора на число.



11



Применение векторов к решению задач.



12



Средняя линия трапеции.



13



Решение задач.



14



Контрольная работа №1 по теме «Векторы»




Метод координат

10


15



Анализ контрольной работы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.



16



Координаты вектора.


17



Простейшие задачи в координатах.



18



Простейшие задачи в координатах.



19



Решение задач методом координат.



20



Уравнение окружности.



21



Уравнение прямой.



22



Решение задач.



23



Решение задач.



24



Контрольная работа №2 по теме «Метод координат»





Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

14


25



Анализ контрольной работы .Синус, косинус, тангенс угла.



26



Синус, косинус, тангенс угла.



27



Синус, косинус, тангенс угла.



28



Теорема о площади треугольника.



29



Теорема синусов и косинусов.



30



Решение треугольников.


31



Решение треугольников. (промежуточная контрольная работа)



32



Измерительные работы.



33



Решение задач.



34



Скалярное произведение векторов.



35



Скалярное произведение в координатах.



36



Применение скалярного произведения к решению задач.


37



Решение задач.



38



Контрольная работа №3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.»






Длина окружности и площадь круга

10


39



Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник



40



Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник.



41



Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.



42



Решение задач.



43



Длина окружности.



44



Решение задач.



45



Площадь круга и кругового сектора.



46



Решение задач.



47



Решение задач.



48



Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга»





Движения

9


49



Анализ контрольной работы. Понятие движения.


50



Свойства движений.



51



Решение задач.



52



Параллельный перенос.



53



Поворот.



54



Решение задач.



55



Решение задач.



56



Решение задач.



57



Контрольная работа №5 по теме «Движения»






Повторение

8


58



Решение задач из ОГЭ



59



Решение задач из ОГЭ



60



Решение задач из ОГЭ



61



Решение задач из ОГЭ



62



Решение задач из ОГЭ



63



Решение задач из ОГЭ



64



Решение задач из ОГЭ



65



Итоговая контрольная работа



66-68

резерв



3




6.Перечень учебно-методических средств обучения:

Литература для учителя

  1. Геометрия 7-9 класс / Л. С. Атанасян. М: Просвещение, 2007 год

  2. Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы: М: : Просвещение, 2009 год

  3. Н. Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии 9 класс, Москва, «ВАКО», 2005 год

  4. А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса». Разноуровневые дидактические материалы. М: Илекса, 2002 год.

  5. Б. Г. Зив, В. М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии», Москва, «Просвещение», 1998 год

Литература для учащихся

  1. Геометрия 7-9 класс / Л. С. Атанасян. М: «Просвещение», 2007 год

  2. А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса». Разноуровневые ; дидактические материалы. М.: Илекса, 2002 год.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1. CD «1С: Репетитор. Математика» (К и М)

2. «Математика, 5-11»

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет - ресурсов:

  1. Министерство образования РФ: http://www.innformika.ru /; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu/ru/

  2. Тестирование^ - 11 классы: http://www.kokch.ru/cdo/

  3. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru

  4. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/

  5. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/

  6. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru

  7. Сайты «Энциклопедий», например: http://www.rubicon.ru/; http://www.encyclopedia.ru