СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «История» для 6 – 7-ых классов.
Учитель: Макаренкова Ольга Анатольевна (6а, 6б)
Учитель: Худякова Елена Викторовна (7а, 7б, 7в)
Рабочая программа по «Истории» для 6-ых классов составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.
Федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ № 7».
Учебного плана и календарного учебного графика МБОУ «СШ № 7» на 2017 – 2018 учебный год.
Рабочая программа для 6 – 7-ых классов ориентирована на использование УМК и предметной линии учебников по истории России под редакцией А.В. Торкунова.
По всеобщей истории рабочая программа ориентирована на использование УМК и предметной линии учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы 5 – 9 классы.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. Данная программа учитывает те изменения, которые вводятся историко-культурным стандартом.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта и рассчитана на средний уровень учащихся.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Цели обучения:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Объем рабочей программы, разработанной для 6-ых и 7-ых классов, согласно действующим нормам, составляет 68 часов в год, и распределяется по 2 учебных часа в неделю. Изучение учебного предмета «История» в 6-ых классах начинается с изучения курса «История Средних веков» (28 часов). Так как изучение отечественной истории является приоритетным в школьном историческом образовании, соответственно на изучение курса «История России» отводится 40 часов учебного времени. Изучение истории в 7-ых классах начинается с изучения курса «История России» (40 часов), а затем изучается курс «Всеобщая история. История Нового времени» (28 часов).
Контроль знаний предполагает повторение, обобщение, а также итоговое повторение изученных тем.
Данная рабочая программа реализуется в 2017 – 2018 учебном году.
Классы | 6а, 6б, 7а, 7б, 7в | |||
Количество часов: | всего | I п/г | II п/г | в неделю |
68 | 32 | 36 | 2 | |
Контрольные работы | 5 | 2 | 3 | --- |
Промежуточная аттестация проводится в мае месяце 2017 – 2018 учебного года. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 6 – 7-ых классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями и навыками.
Обучающийся получит сведения:
об основных этапах и ключевых событиях истории Средних веков, истории Нового времени, о выдающихся деятелях истории данного периода;
о терминах и понятиях значительных процессов и основных событий, их участников; о результатах и итогах событий истории Средневековья, эпохи Нового времени;
о важнейших достижениях культуры и системе ценностей, сформировавшихся в Средние века и в Новое время;
об изученных видах исторических источников;
о положении разных слоев населения; внутренней и внешней политике первых государств и империй данного периода.
Обучающийся научится:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, Нового времени, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Русского государства и всеобщей истории;
применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков, эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, в Новое время, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья, эпохи Нового времени;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя Русского государства и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, обществе Нового времени, религиозных воззрений, представлений человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
сопоставлять развитие Русского государства и других стран в период Нового времени, показывать общие черты и особенности;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Обучающийся получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение курса «История» в 6 – 7 классах направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД).
Личностные результаты:
формирование российской гражданской идентичности и патриотизма;
наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
осознание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
проводить исследование под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, эссе, презентация;
давать определения понятий;
Коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.
Предметные результаты:
понимать смысл исторических терминов, понятий; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение;
овладевать целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
сравнивать основные исторические процессы и явления, происходившие в изучаемый период, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 класс
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (28 ч.)
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье.
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Расцвет Средневековья.
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII— XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 ч.)
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.)
Введение (1ч.)
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Раздел I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч.) Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.
Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хазарский каганат, Тюркский каганат, Великая Булгария, Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Образование государства Русь. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.
Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Раздел II. Русь в конце IX — начале XII в. (11 ч.)
Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.
Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества.
Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Раздел III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч.)
Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Раздел IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч.)
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.
Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Раздел V. Формирование единого Русского государства (8 ч.)
Политическая карта русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.
Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутри церковная борьба. Ереси.
Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.
Повседневная жизнь и быт населения.
7 класс
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (28 ч.)
Раздел I. (16 ч.)
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.
Новое время: понятие и хронологические рамки. Европа в конце XV – начале XVII в.
Встреча миров
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты, последствия.
Экономические и социальные изменения в европейском обществе. Зарождение капитализма.
Высокое Возрождение
Золотой век Европейской культуры. Ренессанс. Титаны возрождения: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи.
Реформация и Контрреформация
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Контрреформация. Орден иезуитов.
Раздел II. (6 ч.)
Первые революции Нового времени.
Освободительная война в Нидерландах. Создание республики. Короли и парламент в Англии Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции.
Европейский абсолютизм Международные отношения XVII – XVIII вв. Тридцатилетняя война.
Раздел III. (4 ч.)
Традиционные общества Востока. Начало Европейской колонизации.
Государства Востока как традиционные общества Нового времени. Империя великих моголов. Сёгунат. Европейская колонизация: ост-индская компания и ее деятельность. «Закрытие» Японии и Китая
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 ч.)
Раздел I. (20 часов)
Россия в XIV веке. Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Раздел II. (20 ч.)
Россия в XVII веке. Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА история СРЕДНИХ ВЕКОВ
6 класс
№ | Раздел / Глава / Тема урока | К/ч |
Введение (1 ч.) | ||
1 | Понятие «Средние века». Источники | 1 |
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (9 ч.) | ||
2 | Великое переселение народов | 1 |
3 | Положение церкви в IV в. | 1 |
4 | Франкское государство в VI – VIII вв. | 1 |
5 | Франция и Германия в IX – XI вв. | 1 |
6 | Восточная Римская империя | 1 |
7 | Культура Византии | 1 |
8 | Прародина и расселение славян | 1 |
9 | Жизнь и занятия арабов | 1 |
10 | Возникновение Халифата | 1 |
Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (9 ч.) | ||
11 | Складывание нового общества | 1 |
12 | Крестьяне и сеньоры | 1 |
13 | Средневековый город. Проектная деятельность | 1 |
14 | Основы могущества церкви | 1 |
15 | Крестовые походы | 1 |
16 | Начало объединения Франции | 1 |
17 | Феодальные отношения в Англии | 1 |
18 | Борьба империи и папства | 1 |
19 | Культура Западной Европы в XI – XIII вв. | 1 |
Раздел III. «ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» (6 ч.) | ||
20 | Жизнь европейцев в XIV в. Проектная деятельность | 1 |
21 | Столетняя война | 1 |
22 | Владение герцогов Бургундских в XV в. | 1 |
23 | Культура Западной Европы в XIV – XV вв. | 1 |
24 | Польша в XIV – XV вв. Чехия в XIV в. | 1 |
25 | Страны Балканского полуострова в XIV – XV вв. | 1 |
Раздел IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (2 ч.) | ||
26 | Культуры и государства Азии | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ истории РОССИИ (40 часов)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) | ||
27 | Введение. Наша Родина – Россия | 1 |
Раздел V. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ (5 ч.) | ||
28 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 |
29 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 |
30 | Образование первых государств | 1 |
31 | Восточные славяне | 1 |
Раздел VI. РУСЬ в IX – первой половине XII в. (11 ч.) | ||
32 | Первые известия о Руси | 1 |
33 | Становление Древнерусского государства | 2 |
34 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 |
35 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 |
36 | Русь при наследниках Ярослава. Владимир Мономах | 1 |
37 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 |
38 | Культурное пространство Европы и культура Руси | 1 |
39 | Повседневная жизнь населения. Проектная деятельность | 1 |
40 | Место и роль Руси в Европе | 1 |
Раздел VII. РУСЬ в середине XII – начале XIII в. (5 ч.) | ||
41 | Политическая раздробленность на Руси | 1 |
42 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 |
43 | Новгородская республика | 1 |
44 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 |
Раздел VIII. РУССКИЕ ЗЕМЛИ в середине XIII – XIV вв. (10 ч.) | ||
45 | Монгольская империя и изменение политической карты мира | 1 |
46 | Батыево нашествие (ПТ) Проектная деятельность | 1 |
47 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (ПТ) | 1 |
48 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | 1 |
49 | Литовское государство и Русь | 1 |
50 | Усиление Московского государства | 1 |
51 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 1 |
52 | Культура Руси XIII – XIV вв. | 1 |
Раздел IX. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (9 ч.) | ||
53 | Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в. | 1 |
54 | Московское княжество в п/п XV в. | 1 |
55 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 |
56 | Московское государство и его соседи во в/п XV в. | 1 |
57 | Русская православная церковь в XV – начале XVI вв. | 1 |
58 | Человек в Российском государстве в/п XV в. | 1 |
59 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 |
60 | Контрольные работы | 5 |
61 | Обобщающие уроки | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«История НОВОГО ВРЕМЕНИ» (68 часов)
7 класс
№ | Раздел / Глава / Тема урока | К/ч |
1 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 |
2 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 |
3 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 |
4 | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 |
5 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 |
6 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 2 |
7 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 2 |
8 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 2 |
9 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 2 |
10 | Опричнина | 2 |
11 | Россия в конце XVI в. | 1 |
12 | Церковь и государство в XVI в. | 1 |
13 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 2 |
14 | Контрольная работа: «Россия в XVI веке» | 1 |
15 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – нач. XVII в. | 1 |
16 | Смута в Российском государстве | 2 |
17 | Окончание Смутного времени | 1 |
18 | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 |
19 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 |
20 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 |
21 | Народные движения в XVII в. | 1 |
22 | Россия в системе международных отношений | 2 |
23 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 |
24 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 |
25 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 |
26 | Культура народов России в XVII в. | 1 |
27 | Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 2 |
28 | Повторительно-обобщающий урок | 2 |
29 | Контрольная работа: «Россия в XVII веке» | 1 |
30 | Резерв | 2 |
31 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 |
32 | Великие географические открытия и их последствия | 2 |
33 | Абсолютизм в Европе | 1 |
34 | Дух предпринимательства преобразует Европу | 1 |
35 | Европейское общество в раннее Новое время | 1 |
36 | Повседневная жизнь | 1 |
36 | Великие гуманисты Европы | 1 |
37 | Мир художественной культуры Возрождения | 2 |
38 | Рождение новой европейской науки | 1 |
39 | Начало Реформации в Европе | 1 |
40 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 1 |
41 | Королевская власть и Реформация в Англии | 1 |
42 | Религиозные войны и укрепление королевской власти во Франции | 1 |
43 | Контрольная работа: «Мир в начале Нового времени» | 1 |
44 | Освободительная война в Нидерландах | 1 |
45 | Революция в Англии | 1 |
46 | Путь к парламентской монархии | 1 |
47 | Международные отношения в XVI XVII вв. | 2 |
48 | Контрольная работа «Революции Нового времени» | 1 |
49 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху Нового времени | 1 |
50 | Начало европейской колонизации государств Востока | 2 |
51 | Контрольная работа. Промежуточная аттестация | 1 |
52 | Уроки резерва | 1 |
| Итого: | 68 |
6 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ истории СРЕДНИХ ВЕКОВ
(28 часов)
№ | Раздел / Глава / Тема урока | К/ч | Дата (план)
| Дата (коррекция)
|
Введение (1 ч.) | ||||
1 | Понятие «Средние века». Источники | 1 |
|
|
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (9 ч.) | ||||
2 | Великое переселение народов | 1 |
|
|
3 | Положение церкви в IV в. | 1 |
|
|
4 | Франкское государство в VI – VIII вв. | 1 |
|
|
5 | Франция и Германия в IX – XI вв. | 1 |
|
|
6 | Восточная Римская империя | 1 |
|
|
7 | Культура Византии | 1 |
|
|
8 | Прародина и расселение славян | 1 |
|
|
9 | Жизнь и занятия арабов | 1 |
|
|
10 | Возникновение Халифата | 1 |
|
|
Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (9 ч.) | ||||
11 | Складывание нового общества | 1 |
|
|
12 | Крестьяне и сеньоры | 1 |
|
|
13 | Средневековый город. Проектная деятельность | 1 |
|
|
14 | Основы могущества церкви | 1 |
|
|
15 | Крестовые походы | 1 |
|
|
16 | Начало объединения Франции | 1 |
|
|
17 | Феодальные отношения в Англии | 1 |
|
|
18 | Борьба империи и папства | 1 |
|
|
19 | Культура Западной Европы в XI – XIII вв. | 1 |
|
|
Раздел III. «ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» (6 ч.) | ||||
20 | Жизнь европейцев в XIV в. Проектная деятельность | 1 |
|
|
21 | Столетняя война | 1 |
|
|
22 | Владение герцогов Бургундских в XV в. | 1 |
|
|
23 | Культура Западной Европы в XIV – XV вв. | 1 |
|
|
24 | Польша в XIV – XV вв. Чехия в XIV в. | 1 |
|
|
25 | Страны Балканского полуострова в XIV – XV вв. (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
|
26 | Контрольная работа: «История Средних веков» | 1 |
|
|
Раздел IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (2 ч.) | ||||
27 28 | Культуры и государства Азии (Работа над ошибками) | 2 |
|
|
6 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ истории РОССИИ
(40 часов)
№ | Раздел / Глава / Тема урока | К/ч | Дата (план) | Дата (коррекция) |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) | ||||
29 | Введение. Наша Родина – Россия | 1 |
|
|
Раздел V. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ (5 ч.) | ||||
30 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 |
|
|
31 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 |
|
|
32 | Образование первых государств | 1 |
|
|
33 | Восточные славяне (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
|
34 | Контрольная работа: «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1 |
|
|
Раздел VI. РУСЬ в IX – первой половине XII в. (11 ч.) | ||||
35 | Первые известия о Руси (Работа над ошибками) | 1 |
|
|
36 37 | Становление Древнерусского государства | 2 |
|
|
38 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 |
|
|
39 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 |
|
|
40 | Русь при наследниках Ярослава. Владимир Мономах | 1 |
|
|
41 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 |
|
|
42 | Культурное пространство Европы и культура Руси | 1 |
|
|
43 | Повседневная жизнь населения. Проектная деятельность | 1 |
|
|
44 | Место и роль Руси в Европе (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
|
45 | Контрольная работа: «Русь в IX – п/п XIIвв.» | 1 |
|
|
Раздел VII. РУСЬ в середине XII – начале XIII в. (5 ч.) | ||||
46 | Политическая раздробленность на Руси (Работа над ошибками) | 1 |
|
|
47 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 |
|
|
48 | Новгородская республика | 1 |
|
|
49 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 |
|
|
50 | Обобщающий урок по теме | 1 |
|
|
Раздел VIII. РУССКИЕ ЗЕМЛИ в середине XIII – XIV вв. (10 ч.) | ||||
51 | Монгольская империя и изменение политической карты мира | 1 |
|
|
52 | Батыево нашествие (ПТ) Проектная деятельность | 1 |
|
|
53 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (ПТ) | 1 |
|
|
54 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | 1 |
|
|
55 | Литовское государство и Русь | 1 |
|
|
56 | Усиление Московского государства | 1 |
|
|
57 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 1 |
|
|
58 | Культура Руси XIII – XIV вв. (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
|
59 | Контрольная работа: «Русские земли в с. XIII – XIV вв.» | 1 |
|
|
Раздел IX. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (9 ч.) | ||||
60 | Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в. (Работа над ошибками) | 1 |
|
|
61 | Московское княжество в п/п XV в. | 1 |
|
|
62 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 |
|
|
63 | Московское государство и его соседи во в/п XV в. (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
|
64 | Промежуточная аттестация (контрольная работа) | 1 |
|
|
65 | Русская православная церковь в XV – начале XVI вв. (Работа над ошибками) | 1 |
|
|
66 | Человек в Российском государстве в/п XV в. | 1 |
|
|
67 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 |
|
|
68 | Итоговое повторение по темам курса | 1 |
|
|
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ | Раздел. Тема. | К/ч | Дата (план) | Дата (коррекция) | Д/з |
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 часов) Раздел I. Россия в XVI в. (20 ч) | |||||
1 | Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 1 |
|
| § 1 |
2 | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. | 1 |
|
| § 2 |
3 | Формирование единых государств в Европе и России | 1 |
|
| § з |
4 | Российское государство в первой трети XVI в. | 1 |
|
| § 4 |
5 | Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 |
|
| § 5 |
6 7 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 2 |
|
| § 6 |
8 9 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 2 |
|
|
|
10 11 | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 2 |
|
|
|
1213 | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 2 |
|
| § 9 |
1415 | Опричнина | 2 |
|
| §10 |
16 | Россия в конце XVI в. | 1 |
|
| §11 |
17 | Церковь и государство в XVI в. | 1 |
|
| § 12 |
1819 | Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Подготовка к контрольной работе | 2 |
|
|
|
20 | Контрольная работа: «Россия в XVI в.» | 1 |
|
|
|
Раздел II. Россия в XVII веке (20 ч.) | |||||
21 | Работа над ошибками. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. | 1 |
|
| § 13 |
2223 | Смута в Российском государстве
| 2 |
|
| § 14 и 15 |
24 | Окончание Смутного времени | 1 |
|
| § 16 |
25 | Экономическое развитие России в XVII в. | 1 |
|
| § 17 |
26 | Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве | 1 |
|
| § 18 |
27 | Изменения в социальной структуре российского общества | 1 |
|
| § 19 |
28 | Народные движения в XVII в. | 1 |
|
| § 20 |
2930 | Россия в системе международных отношений | 2 |
|
| § 21—22 |
31 | «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 |
|
| § 23 |
32 | Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 |
|
| § 24 |
33 | Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 1 |
|
| § 25 |
34 | Культура народов России в XVII в. | 1 |
|
| § 26 |
3536 | Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 2 |
|
|
|
37 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
|
|
|
38 | Контрольная работа: «Россия в XVII веке» Промежуточная аттестация | 1 |
|
|
|
39 | Работа над ошибками | 1 |
|
|
|
40 | Урок резерва | 1 |
|
|
|
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов) Раздел I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (16 ч.)
| |||||
41 | Технические открытия и выход к Мировому океану | 1 |
|
| §1 |
4243 | Великие географические открытия и их последствия | 2 |
|
| §2, сообщения |
44 | Абсолютизм в Европе | 1 |
|
| §3 |
45 | Дух предпринимательства преобразует Европу | 1 |
|
| §4 |
46 | Европейское общество в раннее Новое время | 1 |
|
| §5 |
47 | Повседневная жизнь | 1 |
|
| §6 |
48 | Великие гуманисты Европы | 1 |
|
| §7 |
4950 | Мир художественной культуры Возрождения | 2 |
|
| §8 |
51 | Рождение новой европейской науки | 1 |
|
| §10 |
52 | Начало Реформации в Европе | 1 |
|
| §11 |
53 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 1 |
|
| §12 |
54 | Королевская власть и Реформация в Англии | 1 |
|
| §13 |
55 | Религиозные войны и укрепление королевской власти во Франции. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
|
| §14 |
56 | Контрольная работа по теме 1 раздела | 1 |
|
|
|
Раздел II. Первые революции Нового времени (6 ч.) | |||||
57 | Работа над ошибками. Освободительная война в Нидерландах | 1 |
|
| §15 |
58 | Революция в Англии | 1 |
|
| §16 |
59 | Путь к парламентской монархии | 1 |
|
| §17 |
6061 | Международные отношения в XVI XVII вв. Подготовка к контрольной работе | 2 |
|
| §18-19 |
62 | Контрольная работа по теме II раздела | 1 |
|
|
|
Раздел III. Традиционные общества Востока. Начало Европейской колонизации (4 ч.) | |||||
63 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху Нового времени | 1 |
|
| §28 |
6465 | Начало европейской колонизации государств Востока | 2 |
|
| §29-30 |
66 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 |
|
|
|
67 | Контрольная работа. Промежуточная аттестация | 1 |
|
|
|
68 | Работа над ошибками. Обобщающее-повторительный урок | 1 |
|
|
|
6 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
история СРЕДНИХ ВЕКОВ (28 часов)
№ | Раздел / Тема урока | К/ч | Дата (план) | Дата (коррекция) | Примечания | Д/з | |
Понятия (термины), даты |
| ||||||
Введение (1 ч.) | |||||||
1 | Понятие «Средние века». Источники | 1 |
|
| Средние века, исторический источник |
| стр. 6-10 |
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (9 ч.) | |||||||
2 | Великое переселение народов | 1 |
|
| Великое переселение народов, варвары, король, 395 г., 476 г. |
| стр. 11, § 1 |
3 | Положение церкви в IV в. | 1 |
|
| Церковь, догмат, соборы, христианство, православие и католичество, ересь, церковная десятина, папа римский, патриарх, скриптории, монахи |
| § 2 |
4 | Франкское государство в VI – VIII вв. | 1 |
|
| Усобицы, майордом, бенефиций, феод, феодал, династия, 800 г., 843 г. |
| § 3 |
5 | Франция и Германия в IX – XI вв. | 1 |
|
| Норманны, варяги, викинги, руны, сага, феодальная раздробленность, домен, династия |
| § 4 |
6 | Восточная Римская империя | 1 |
|
| Василевс, греческий огонь, торговый путь «из Варяг в Греки», дипломатия, 395 г., 1453 г. |
| § 5 |
7 | Культура Византии | 1 |
|
| Христианский храм, базилика, нефы, алтарь, крестово-купольный храм, фреска, икона, мозаика, иконопись |
| § 6 |
8 | Прародина и расселение славян | 1 |
|
| Миссионеры, кириллица |
| § 7 |
9 | Жизнь и занятия арабов | 1 |
|
| Бедуин, ислам, пророк, мусульманин, Коран, Кааба, Мекка, мечеть, шариат |
| § 8 |
10 | Возникновение Халифата | 1 |
|
| Халиф, Халифат, эмир |
| § 9 |
Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (9 ч.) | |||||||
11 | Складывание нового общества | 1 |
|
| Сеньор, зависимые крестьяне, сословия, вассал, феодализм, «феодальная лестница», рыцарь, турнир, герб, замок |
| § 10 |
12 | Крестьяне и сеньоры | 1 |
|
| Сеньория, повинности (барщина и оброк), свободные и зависимые крестьяне, трёхполье, натуральное хозяйство, община, фольклор |
| § 11 |
13 | Средневековый город. Проектная деятельность | 1 |
|
| Городское общество, бюргеры, буржуа, бургомистр, мэр, городской совет, мастер, подмастерье, цех, устав цеха, гильдия, ярмарка, банк, товарно-денежное хозяйство |
| § 12 |
история СРЕДНИХ ВЕКОВ (6 класс) | |||||||
| |||||||
14 | Основы могущества церкви | 1 |
|
| Таинства, индульгенция, отлучение от церкви, инквизиция, 1054 г. |
| § 13 |
15 | Крестовые походы | 1 |
|
| Крестовые походы, крестоносцы, рыцарские ордена, 1096 – 1291 гг. |
| § 14 |
16 | Начало объединения Франции | 1 |
|
| Генеральные штаты, сословно-представительная монархия, 1302 г. |
| § 15 |
17 | Феодальные отношения в Англии | 1 |
|
| Парламент, централизованное государство, суд присяжных, «щитовые деньги», Великая хартия вольностей, 1265 г. |
| § 16 |
18 | Борьба империи и папства | 1 |
|
| Возникновение Швейцарского союза, «Золотая булла», |
| § 17 |
19 | Культура Западной Европы в XI – XIII вв. | 1 |
|
| Университет, ректор, факультет, романский стиль, готический стиль |
| § 18 – 19 |
Раздел III. «ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» (6 ч.) | |||||||
20 | Жизнь европейцев в XIV в. Проектная деятельность | 1 |
|
| «Черная смерть», Жакерия, ростовщичество, 1358 г., 1381 г. |
| § 20 |
21 | Столетняя война | 1 |
|
| Арбалет, национальная независимость, 1337 – 1453 гг. |
| § 21 |
22 | Владение герцогов Бургундских в XV в. | 1 |
|
| Централизация, Реконкиста, компромисс, династическая уния |
| § 22 |
23 | Культура Западной Европы в XIV – XV вв. | 1 |
|
| Линейная перспектива, портрет, книгопечатание, Иоганн Гутенберг, Возрождение, 1456 г. |
| § 23 |
24 | Польша в XIV – XV вв. Чехия в XIV в. | 1 |
|
| Паны, гуситы, Ян Гус, Ян Жижка, сейм |
| § 24 |
25 | Страны Балканского полуострова в XIV – XV вв. | 1 |
|
| Османы, янычары, султан, 1453 г. |
| § 25 |
26 | Контрольная работа: «История Средних веков» | 1 |
|
|
| Контрольная работа | ------------ |
Раздел IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (2 ч.) | |||||||
27 28 | Культуры и государства Азии | 2 |
|
| Варны, касты, буддизм, самураи, индуизм, хан |
| § 26 – 28 |
6 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ истории РОССИИ (40 часов)
№ | Раздел / Тема урока | К/ч | Дата (план) | Дата (коррекция) | Примечания | Д/з | |
Понятия (термины), даты |
| ||||||
Введение (1 ч.) | |||||||
29 | Введение. Наша Родина – Россия | 1 |
|
| История, исторические источники, летопись |
| стр. 4 – 6 |
Раздел V. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ В ДРЕВНОСТИ (5 ч.) | |||||||
30 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 |
|
| Род, племя, община, орудия труда |
| § 1 |
31 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 |
|
| Неолитическая революция, социальное неравенство, эксплуатация, законы, государство, народ |
| стр. 15-19 |
32 | Образование первых государств | 1 |
|
| Дань, плуг |
| § 2 |
33 | Восточные славяне (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
| Вече, колонизация, народное ополчение, традиционные верования |
| § 3 |
34 | Контрольная работа: «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1 |
|
|
| Контрольная работа | ----- |
Раздел VI. РУСЬ в IX – первой половине XII в. (11 ч.) | |||||||
35 | Первые известия о Руси (Работа над ошибками) | 1 |
|
| 862 г., варяги |
| § 4 |
36 37 | Становление Древнерусского государства | 2 |
|
| 882 г., 907 г., 911 г., 941 и 944 гг. Монархия, купцы (гости), князь, дружина, уроки, погосты |
| § 5 |
38 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 |
|
| 988 г., язычники |
| § 6 |
39 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 |
|
| XI в., наместники, династические браки, гривна, политика, усобицы |
| § 7 |
40 | Русь при наследниках Ярослава. Владимир Мономах | 1 |
|
| 1097 г., ростовщик |
| § 8 |
41 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 |
|
| Бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, люди, митрополит, монастырь, общество, резиденция, рядовичи, смерды |
| § 9 |
42 | Культурное пространство Европы и культура Руси | 1 |
|
| Граффити, житие, миниатюра, мозаика, патриотизм, самобытный, фреска |
| § 10 |
43 | Повседневная жизнь населения. Проектная деятельность | 1 |
|
| Онучи, лучина, порты, зипун, понёва, хоромы |
| § 11 |
история РОССИИ (6 класс) | |||||||
| |||||||
44 | Место и роль Руси в Европе (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
| Торговый путь «из варяг в греки» |
| Стр. 77-81 |
45 | Контрольная работа: «Русь в IX – п/п XIIвв.» | 1 |
|
|
| Контрольная работа |
|
Раздел VII. РУСЬ в середине XII – начале XIII в. (5 ч.) | |||||||
46 | Политическая раздробленность на Руси (Работа над ошибками) | 1 |
|
| Раздробленность, вотчина, удел |
| § 12 |
47 | Владимиро-Суздальское княжество | 1 |
|
| Архитектурный ансамбль, аскетизм |
| § 13 |
48 | Новгородская республика | 1 |
|
| Артель, республика, тысяцкий, посадник |
| § 14 |
49 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 |
|
|
|
| Стр. 123 – 126 |
50 | Обобщающий урок по теме | 1 |
|
|
|
| Материалы для с/р |
Раздел VIII. РУССКИЕ ЗЕМЛИ в середине XIII – XIV вв. (10 ч.) | |||||||
51 | Монгольская империя и изменение политической карты мира | 1 |
|
| Курултай, нойон,1223 г. |
| § 15 |
52 | Батыево нашествие (ПТ) Проектная деятельность | 1 |
|
| 1237 – 1241 гг., фураж, стан |
| § 16 |
53 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (ПТ) | 1 |
|
| 1240 г.,1242 г., ополченцы |
| § 17 |
54 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | 1 |
|
| Ярлык, баскак, выход, Золотая Орда, владычество |
| § 18 |
55 | Литовское государство и Русь | 1 |
|
| 1410 г., уния, диалект |
| § 19 |
56 | Усиление Московского государства | 1 |
|
| Толмач, слобода |
| § 20 |
57 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 1 |
|
| 1378 г., 1380 г. |
| § 21 |
58 | Культура Руси XIII – XIV вв. (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
| Фольклор, зодчество, эпос |
| § 22 |
59 | Контрольная работа: «Русские земли в с. XIII – XIV вв.» | 1 |
|
|
| Контрольная работа | ------ |
Раздел IX. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (9 ч.) | |||||||
60 | Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в. (Работа над ошибками) | 1 |
|
| Города-колонии, централизация |
| § 23 |
история РОССИИ (6 класс) | |||||||
| |||||||
61 | Московское княжество в п/п XV в. | 1 |
|
| Поместье, помещик, служилые люди |
| § 24 |
62 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 |
|
| Ясак, транзитная торговля |
| § 25 |
63 | Московское государство и его соседи во в/п XV в. (Подготовка к контрольной работе) | 1 |
|
| 1471 г., 1478 г., 1480 г., воевода, налоги. Боярская дума, кормление, местничество, 1497 г., Судебник, герб, держава, скипетр, Шапка Мономаха |
| § 26 |
64 | Промежуточная аттестация (контрольная работа) | 1 |
|
|
| Контрольная работа | ----- |
65 | Русская православная церковь в XV – начале XVI вв. (Работа над ошибками) | 1 |
|
| Догмат, автокефалия, ересь |
| Стр. 96-99 |
66 | Человек в Российском государстве в/п XV в. | 1 |
|
| Знатные люди, чин, крестьянин, пожилое, посадские люди, казаки, привилегии |
| Стр. 101 – 106 |
67 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 |
|
| Регалии, поэма |
| § 27 |
68 | Итоговое повторение по темам курса | 1 |
|
|
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
для учащихся:
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я. История России. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова – М.: Просвещение, 2016.
Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / В.А. Ведюшкин; под ред. А.О. Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2014.
Артасов И.А., Данилов А.А., Косулина Л.Г., Соколова Л.А. История России. 6 класс: рабочая тетрадь / И.А. Артасов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2016.
Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. Всеобщая история. История Средних веков: рабочая тетрадь. 6 класс / В.А. Ведюшкин, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2014.
Арсентьева Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ (Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева); под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2017 г.
Всеобщая история. История Нового времени. Учебник для общеобразовательных учреждений 7 класс /А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд. «Просвещение». – М.: Просвещение. 2016.
Атлас по истории России с древнейших времен до конца XV века.
Атлас по истории Средних веков.
Атлас по истории России XVI – XVIII вв.
Атлас по истории Нового времени. 7 класс
Настенные исторические карты.
Дополнительных пособий для учителя:
Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – Стандарты второго поколения.
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.О. Чубарьяна. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, А.В. Ревякин и др. – М.: Просвещение, 2011.
Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6 – 9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций /А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.Н. Журавлева. – М.: Просвещение, 2016.
Игнатов А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику В.А. Ведюшкина): пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.В. Игнатов; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2012.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России к УМК под ред. А.В. Торкунова. 6 класс. – М.: ВАКО, 2016.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России к УМК под ред. А.В. Торкунова. 7 класс. – М.: ВАКО, 2017.
Алексашкина Л.Н. История России: 6 – 9 классы: сборник контрольных работ: методическое пособие / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, Е.А. Гевуркова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016.
Артасов И.А. История России. Контрольные работы. 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / И.А. Артасов. – М.: Просвещение, 2016.
Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История России. 6 класс / К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2013.
Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История России. 7 класс / К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2014.
Максимов Ю.И. Тесты по истории Средних веков: 6 класс: к учебникам по истории Средних веков Федерального перечня / Ю.И. Максимов. – М.: Экзамен, 2013.
Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков. 6 класс / К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2013.
Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени. 7 класс / К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2013.
Мартьянова О. А. Повторение и контроль знаний. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2010.
Мартьянова О. А. Повторение и контроль знаний. Интерактивные дидактические материалы. История России. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2011.
Мартьянова О. А. История России. 7 класс. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2015.
Субботина М. А. Игры и занимательные задания по истории. – М.: Дрофа, 2003.
Оборудование:
Компьютер
Видеопроектор
Демонстрационный экран для проектора
Карты по темам урока
Электронные пособия:
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНИКУ «Всеобщая история. История Средних веков» 6 класс. Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. Всеобщая история. История Средних веков. – М.: «Просвещение», 2008.
Электронное приложение. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 6 класс. – М.: «Глобус», 2009.
Серия 1С «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ» История России. 6 класс. – М.: «1С-Паблишинг», 2010.
Серия 1С «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ» История России. 7 класс. – М.: «1С-Паблишинг», 2011.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ. Уроки истории с применением ИКТ. 6 класс. Средние века / И.Е. Антонова, Т.Л. Брагина [и др.]. – М.: Планета, 2015.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ. Уроки истории с применением ИКТ. 6 класс. История России / Е.Ю. Алпатова, И.Е. Антонова [и др.]. – М.: Планета, 2016.