СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие визуально-пространственного мышления

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5 класс»










Планируемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

ФГОС ООО

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, регулятивные):


Познавательные УУД

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета


Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов;

  • формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.


Регулятивные УУД

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;







Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

ФГОС ООО

– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

ООП ООО (Целевой раздел)

К концу обучения учащиеся научатся:

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

Выпускник научится:

• характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

• создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

• создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

• определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, , Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

• распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

• характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

• различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

• различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

• находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

• различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

• создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

• различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

• находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;• композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

• создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

• активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

• активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;



Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс.

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).

Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено изучению декоративно-прикладного и его значения в жизни человека.

В основу тематического деления года положен принцип поэтапного освоения материала. В первом разделе рассматриваются традиционные образы в народном искусстве, далее дети включаются в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России, знакомятся с социальной ролью декоративного искусства. Каждый вид декоративно-прикладного искусства рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя того или иного промысла.

Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.(5 часов)

Древние корни народного искусства.

1 тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.

солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

2 тема. Декор русской избы

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

3 тема. Интерьер русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.).

Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

4 тема. Конструкция, декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).

5 тема. Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности.

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Связь времен в народном искусстве. (5 часов)

6 тема. Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

7 тема. Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

 Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.

8 тема. Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. 

Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник»или «рыжик, «Травная роспись»


9 - 10тема.  Народные художественные промыслы  в современной жизни (обобщение темы)

«Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту.

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры».

Декор, человек, общество, время. (7 часов)

11 тема Зачем людям украшения. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта.

Краткие сведения из истории развития искусства Древнего Египта.

Понимание смысла декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, уметь создавать эскизы декоративных украшений с использованием этнических мотивов. Выполнение фрагмента украшения.

12тема Декоративное искусство Древней Греции.

Краткие сведения из истории развития искусства Древней Греции.

Выявление в декоративно-прикладных искусствах связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов.

13 тема Греческая вазопись

Знать особенности построения композиции орнамента на объемных предметах, умение выполнять краснофигурную композицию.

14 тема Одежда говорит о человеке. Декоративное искусство Западной Европы. Костюм.

Рисование одежды с положением владельца в обществе, участвовать в создании творческой работы, передавать в своей работе цветом, формой, пластикой линий стилевое содержание.

15 тема Проект

Тематическая композиция «Рыцарский турнир».

Умение составлять тематическую многофигурную композицию с учетом правил линейной перспективы

16 тема О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Краткие сведения из истории развития искусства геральдики.

определять и называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба

17 тема Символы и эмблемы в современном обществе.

Умение размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно - прикладного искусства и его отличий от искусства крестьянского (народного)

Календарно – тематическое планирование

п/п

Раздел \\Тема урока

Кол-во часов

Дата


План

а б

Факт

а



б


Древние корни народного искусства.


5 ч






1

Древние образы в народном искусстве

1

14/09

07/09



2.

Декор русской избы

1

28/09

21/09



3.

Интерьер крестьянской избы

1

12/10

05/10



4

Конструкция и декор предметов народного быта

1

26.10

19/10



5

Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки

1

16/11

02/11




Связь времен в народом искусстве

5 ч





6

Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка.

1

30/11

23/11



7

Искусство Гжели. Истоки и развитие промысла

1

14/12

07/12



8

Золотая Хохлома. Истоки и развитие промысла

1

28/12

21/12



9


Народные художественные промыслы в современной жизни (обобщение темы)

1

25/01

18/01



10

Защита проекта

1

08/02

01.02




Декор, человек, общество, время


7 ч





11

Зачем людям украшения. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта.

1

22/02

15/02



12

Декоративное искусство Древней Греции.

1

22/03

01.03



13

Греческая вазопись

1

22.03

15/03



14

Одежда говорит о человеке

Декоративное искусство Западной Европы. Костюм.

1

12/04

05/04



15

Проект

Тематическая композиция «Рыцарский турнир».

1

26/04

19/04




16


О чем рассказывают нам гербы и эмблемы


1

17.05

24/05



17

Символы и эмблемы в современном обществе.

1

17/05

24/05




Итого:

17 ч

15ч

16ч



По календарному учебному графику в 5 «а» классе 15ч

По календарному учебному графику в 5 «б» классе 16ч