
Планируемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
ФГОС ООО
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, регулятивные):
Познавательные УУД
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Регулятивные УУД
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
ФГОС ООО
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
ООП ООО (Целевой раздел)
К концу обучения учащиеся научатся: | К концу обучения учащиеся смогут научиться: |
Выпускник научится: • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; • создавать эскизы декоративного убранства русской избы; • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, , Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;• композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; | • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; |
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).
Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено изучению декоративно-прикладного и его значения в жизни человека.
В основу тематического деления года положен принцип поэтапного освоения материала. В первом разделе рассматриваются традиционные образы в народном искусстве, далее дети включаются в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России, знакомятся с социальной ролью декоративного искусства. Каждый вид декоративно-прикладного искусства рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя того или иного промысла.
Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.(5 часов)
Древние корни народного искусства.
1 тема. Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.
солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
2 тема. Декор русской избы
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
3 тема. Интерьер русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.).
Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
4 тема. Конструкция, декор предметов народного быта
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
5 тема. Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности.
Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Связь времен в народном искусстве. (5 часов)
6 тема. Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
7 тема. Искусство Гжели
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
8 тема. Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи.
Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник»или «рыжик, «Травная роспись»
9 - 10тема. Народные художественные промыслы в современной жизни (обобщение темы)
«Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту.
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры».
Декор, человек, общество, время. (7 часов)
11 тема Зачем людям украшения. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта.
Краткие сведения из истории развития искусства Древнего Египта.
Понимание смысла декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, уметь создавать эскизы декоративных украшений с использованием этнических мотивов. Выполнение фрагмента украшения.
12тема Декоративное искусство Древней Греции.
Краткие сведения из истории развития искусства Древней Греции.
Выявление в декоративно-прикладных искусствах связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов.
13 тема Греческая вазопись
Знать особенности построения композиции орнамента на объемных предметах, умение выполнять краснофигурную композицию.
14 тема Одежда говорит о человеке. Декоративное искусство Западной Европы. Костюм.
Рисование одежды с положением владельца в обществе, участвовать в создании творческой работы, передавать в своей работе цветом, формой, пластикой линий стилевое содержание.
15 тема Проект
Тематическая композиция «Рыцарский турнир».
Умение составлять тематическую многофигурную композицию с учетом правил линейной перспективы
16 тема О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
Краткие сведения из истории развития искусства геральдики.
определять и называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба
17 тема Символы и эмблемы в современном обществе.
Умение размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно - прикладного искусства и его отличий от искусства крестьянского (народного)
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел \\Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План а б | Факт а |
б |
| Древние корни народного искусства. | 5 ч | | | | |
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 | 14/09 | 07/09 | | |
2. | Декор русской избы | 1 | 28/09 | 21/09 | | |
3. | Интерьер крестьянской избы | 1 | 12/10 | 05/10 | | |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 | 26.10 | 19/10 | | |
5 | Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки | 1 | 16/11 | 02/11 | | |
| Связь времен в народом искусстве | 5 ч | | | | |
6 | Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка. | 1 | 30/11 | 23/11 | | |
7 | Искусство Гжели. Истоки и развитие промысла | 1 | 14/12 | 07/12 | | |
8 | Золотая Хохлома. Истоки и развитие промысла | 1 | 28/12 | 21/12 | | |
9 | Народные художественные промыслы в современной жизни (обобщение темы) | 1 | 25/01 | 18/01 | | |
10 | Защита проекта | 1 | 08/02 | 01.02 | | |
| Декор, человек, общество, время | 7 ч | | | | |
11 | Зачем людям украшения. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. | 1 | 22/02 | 15/02 | | |
12 | Декоративное искусство Древней Греции. | 1 | 22/03 | 01.03 | | |
13 | Греческая вазопись | 1 | 22.03 | 15/03 | | |
14 | Одежда говорит о человеке Декоративное искусство Западной Европы. Костюм. | 1 | 12/04 | 05/04 | | |
15 | Проект Тематическая композиция «Рыцарский турнир». | 1 | 26/04 | 19/04 | | |
16 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 1 | 17.05 | 24/05 | | |
17 | Символы и эмблемы в современном обществе. | 1 | 17/05 | 24/05 | | |
| Итого: | 17 ч | 15ч | 16ч | | |
По календарному учебному графику в 5 «а» классе 15ч
По календарному учебному графику в 5 «б» классе 16ч