Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
| СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ______________ Руководитель ПЦК ___________ Протокол ПЦК № __ от ___ | | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБОУ АО «СКОШ №5» _______________ ___________________________ (дата) |
Рабочая программа
по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
наименование учебного предмета, коррекционного курса, курса внеурочной деятельности
для обучающихся 1 класса
в соответствии
с АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант II)
Составитель:
учитель Н.Ю. Родде,
высшая кв.категория
г. Новодвинск
2023 - 2024 учебный год
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для учащихся 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ№5», разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант).
Учебный план ГБОУ АО «СКОШ №5»
Основная цель коррекционного курса «Предметно-практические действия»:
- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи коррекционного курса «Предметно-практические действия»:
- формировать позитивную мотивацию на совместную деятельность и выполнение заданий;
- формировать и развивать сенсорно-перцептивные процессы;
- формировать и развивать сенсомоторные функции;
- формировать и развивать целенаправленные действия;
- развивать планирование и контроль деятельности;
- повышать уровень собственной активности ребенка;
- формировать адаптивное и социальное поведение;
- развивать мелкие мышцы рук, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию
- формировать пространственную и временную ориентировку.
Общая характеристика коррекционного курса
«Предметно-практические действия»:
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коррекционный курс «Предметно-практические действия» является обязательной частью учебного плана.
Сроки реализации рабочей программы соответствуют учебному плану ГБОУ АО «СКОШ №5» и программе по курсу «Предметно-практические действия» 1 класс, исходя из недельной нагрузки 3 ч. в неделю (99 часов в год).
I четверть (8 недель) | II четверть (8 недель) | III четверть (9 недель) | IV четверть (8 недель) | Всего в год (33 недели) |
24 | 24 | 27 | 24 | 99 |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
положительное отношение к совместной деятельности; понимание обращенной речи; самостоятельное или с помощью взрослого выполнение учебных заданий; принятие цели и произвольное включение в деятельность. ориентирование в классе, соблюдение правил поведения; использование доступных средств коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи. | Сминание, разминание, пересыпание рабочего материала; использование предметов по назначению; захватывание, удержание, перекладывание предметов разной формы и величины; использование доступных жестов для передачи сообщения; понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; использование усвоенного словарного и фразового материала в коммуникативных ситуациях |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть, 24 часа
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
1 | «Возьми – отдай». | 05.09 | | 1 | Удерживание предмета, учитывая его форму и величину. | |
2 | «Возьми – отдай». | 07.09 | | 1 | Захват и передача предмета одной или двумя руками. Упражнения с массажными шариками | |
3 | «Возьми – отдай». | 08.09 | | 1 | Захват и передача предмета одной или двумя руками. | |
4 | «Листопад». | 12.09 | | 1 | Наблюдение за листьями; выполнение простейших манипуляций: помахать листиком, скинуть с ладони, поднять | |
5 | Д/и «Найди такой же листочек». | 14.09 | | 1 | Выбор такого же предмета (лист) из нескольких (по величине). | |
6 | Игры с листьями | 15.09 | | 1 | Выполнение действий по подражанию | |
7 | «Моем овощи» | 19.09 | | 1 | Захват игрушки (муляжи) и выполнение «поглаживающих» движений в воде | |
8 | «Сортируем овощи» | 21.09 | | 1 | Захват и перекладывание игрушки с подноса в определенную коробку | |
9 | КРУ «Большой – маленький». | 22.09 | | 1 | Дифференциация предметов по величине | |
10 | П/И «Фрукты» | 26.09 | | 1 | Выполнение мелких движений пальцев рук в соответствии с текстом | |
11 | П/И «Компот» | 28.09 | | 1 | |
12 | Настольные игры «Фрукты» | 29.09 | | 1 | Соблюдение правил игры | |
13 | «Дождь» | 03.10 | | 1 | Разбрызгивание воды на нарисованную тучку; наблюдение за стеканием краски Работа с пульверизатором на вертикальной поверхности | |
14,15 | «Дождь и лужи». | 05.10 06.10 | | 2 | Выполнение сжимательных и разжимательных движений пальцев рук; нажимание ладонью. Работа с губкой | |
16 | «Мишка и шишки». | 10.10 | | 1 | Захватывание и складывание предметов (шишки) в ведерко. | |
17,18 | «Помоги мишке». | 12.10 13.10 | | 2 | Перекладывание предметов (шишки, орехи) по разным подносам. | |
19 | КРУ «Веселые дорожки» (рисование на манке) | 17.10 | | 1 | Насыпание сыпучего материала (манка) на горизонтальную поверхность, рисование пальчиками | |
20 | КРУ «Золушка» | 19.10 | | 1 | Выбор фасолин из гороха; формирование пинцетного захвата | |
21 | «Тактильные мешочки» | 20.10 | | 1 | Узнавание материала на ощуп, соотнесение с изображением | |
22 | Сухие листья | 24.10 | | 1 | Захват и удержание сухого листочка в руке (пальцами) и на раскрытой ладони. Упражнение на поддувание | |
23,24 | «Сухие листья». | 26.10 27.10 | | 2 | «Растирание» сухих листьев пальцами или между ладонями. | |
II четверть, 24 часа
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
1 2 | КРУ «Плыви, уточка». | 07.11 09.11 | | 2 | Выполнение целенаправленных действий с игрушкой (выпускание игрушки из рук, ее подталкивание) по показу педагога. | |
3 | КРУ «Кораблики» | 10.11 | | 1 | Формирование правильного направленного выдоха | |
4 5 | «На морском дне». | 14.11 16.11 | | 2 | Захват и перекладывание предметов, лежащих на дне емкости с водой (силиконовые наполнители для аквариума, ракушки, галька, декоративные камни). | |
6 | КРУ «Водолей» | 17.11 | | 1 | Выливание /переливание воды | |
7 8 | КРУ «Тонет, не тонет». | 21.11 23.11 | | 2 | Захват и опускание в воду предметов разной фактуры и веса. Наблюдение за движением предметов в воде. | |
9 | КРУ «Сортировщик» | 24.11 | | 1 | Узнавание тяжелых и легких предметов | |
10 | КРИ «Мельница». | 28.11 30.11 | | 1 | Наблюдение за действиями взрослого, их повторение для приведения игрушки в действие | |
11 | Водяная мельница. | 01.12 | | 1 | Наблюдение за движением водяной мельницы; добавление воды из лейки, бутылки. | |
1213 | «Следы на песке». | 05.12 07.12 | | 2 | Манипуляции с песком: прикладывание ладоней, кулачков, пальцев; выполнение хаотичных и ритмичных движений руками | |
14 15 | «Песочные прятки». | 08.12 12.12 | | 2 | Засыпание и нахождение игрушки, спрятанной в песке. | |
16 17 | «Город на песке». | 14.12 15.12 | | 2 | Выставление на поверхности песка мелких игрушек: домики, деревья, жители (игрушки – киндер). Обыгрывание. | |
18 19 | «Следы на мокром песке». | 19.12 | | 1 | Увлажнение песка; выполнение ритмичных движений кистями рук: прикладывание ладоней, кулачков, пальцев. | |
2021 | «Японский сад». | 21.12 22.12 | | 2 | Выкладывание камней разной величины на поверхность песка. Составление узора из камней | |
22 | «Я пеку, пеку». | 26.12 | | 1 | Накладывание влажного песка в формочку совком или руками; переворачивание формы. | |
23 | «Убираем песок». | 28.12 | | 1 | Складывание песка со стола в коробку руками/ совочком | |
24 | Игры по желанию | 29.12 | | 1 | Самостоятельный выбор игрового материала | |
III четверть, 27 часов
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
| | | | |
1 | «Снег» | 09.01 | | 1 | Разрывание белой салфетки на мелкие кусочки. | |
2 | «Подарок барашку». | 11.01 | | 1 | Сминание материала (салфетка, газета) двумя руками в крупные комочки | |
3 | Аквагрунт. | 12.01 | | 1 | Эмоционально-двигательное реагирование на соприкосновение с аквагрунтом. Манипуляции руками, выполнение ритмичных движений руками, опущенными в аквагрунт. | |
4 | КРУ «Найди сокровища». | 16.01 | | 1 | Нахождние, захват и перекладывание декоративных камешков, крупных бусин из аквагрунта | |
5 | «Собери бусы». | 18.01 | | 1 | Нанизывание крупных бусин на шнурок. | |
6 | Разноцветная дорожка | 19.01 | | 1 | Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный – синий – красный – синий и т.д. | |
7 | КРИ «Геометрическая мозайка». | 23.01 | | 1 | Выкладывание геометрического узора методом наложения | |
8 | «Веселая пена». | 25.01 | | 1 | Выполнение активных движений руками в воде с добавлением жидкого мыла. | |
9 | Волшебные пузыри | 26.01 | | 1 | Рисование при помощи мыльных пузырей : взбивание цветной пены, выдувание пузырей, нахождение узора | |
10 | Пирамидка | 30.01 | | 1 | Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, отбирая их строго по убывающей величине способом «рука в руке»/ по показу. | |
11 | Башня | 01.02 | | 1 | Складывание башни из кубиков (4-5 шт.) по показ /способом «рука в руке», | |
12 | КРИ «Что лишнее?» | 02.02 | | 1 | Нахождение предмета, отличающегося от остальных | |
13 | Полосатый коврик | 06.02 | | 1 | Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов. | |
14 | «Спрячь жучка» | 08.02 | | 1 | Насыпание песка на фигурку жучка (полураскрытая ладонь поставлена на ребро). | |
15 | «Очисти игрушку от песка» | 09.02 | | 1 | Нахождение игрушки в песке, стряхивание песка, использование жесткой кисти | |
16 | «Повтори узор» | 13.02 | | 1 | Выкладывание кубиков по образцу. | |
17 | КРУ «Поезд» | 15.02 | | 1 | Захват крышки пальцами, выполнение закручивающих движений (колеса поезда) | |
18 | Волчки. | 16.02 | | 1 | Закручивающие движения пальцами рук; наблюдение за движением волчка | |
19 | «Необычный рисунок». | 27.02 | | 1 | Создание рисунка на снегу, катая ладонью массажные шарики разной величины. | |
20 | Снеговик | 29.02 | | 1 | Раскатывание комочком из подтаявшего снега, установка их друг на друга, уточнение величины | |
21 | КРИ «Разложи по местам». | 01.03 | | 1 | Группировка предметов по цвету (2-4 цвета) | |
22 | «Ленточный дождик». | 05.03 | | 1 | Манипуляции с разноцветными лентами. Разрывание бумаги на полоски. | |
23 | Подарок для мамы | 06.03 | | 2 | Создание открытки с использованием разноцветных полос | |
24 | 07.03 | | |
25 | Пирамидка «Геометрик» | 12.03 | | 1 | Нанизывание деталей на стержни с учетом цвета формы, величины | |
26 | 14.03 | | 1 | |
27 | КРУ «Сортировщик» | 15.03 | | 1 | Раскладывание деталей с учетом 2-3х признаком (цвет, форма, величина) | |
IV четверть, 24 часа
№ | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Прим |
план | факт |
1 | Сыпучий материал | 26.03 | | 1 | Перекладывание в ведерко двумя руками или при помощи совочка | |
2 | | 28.03 | | 1 | Раскладывание сыпучего материала из большой емкости в отдельные стаканчики | |
3 | «Брызгалка» | 29.03 | | 1 | Разбрызгивание воды из бутылки с «дырявой» крышкой, при помощи надавливания на нее. | |
4 | Разноцветная вода | 02.04 | | 1 | Подкрашивание воды путем добавления в нее краски, смешивание цветов | |
5 | Разноцветные дорожки. | 04.04 | | 1 | Сжимание бутылки с подкрашенной водой, наблюдение за появляющимися на бумаге/ на снегу линиями | |
6 | Игры с палочками. Забор. | 05.04 | | 1 | Вертикальное втыкание палочек в песок (пластилин), обыгрывание | |
7 | Игры с палочками | 09.04 | | 1 | Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. | |
8 | Разрезные картинки | 11.04 | | 1 | Складывание разрезных картинок из двух и трех частей. | |
9 | Заплатки | 12.04 | | 1 | Соотнесение узоров (рисунка); нахождение одинаковых | |
10 | Разноцветная соль | 16.04 | | 1 | Раскрашивание соли школьным мелом методом растирания | |
11 | «Узоры в банке» | 18.04 | | 2 | Высыпание цветной соли через воронку в прозрачную емкость. | |
12 | 19.04 | | |
13 | Шнуровка «Обувь» | 23.04 | | 2 | Продергивание шнурка в нужное отверстие, затягивание | |
14 | 25.04 | | |
15 | Геометрическое лото | 26.04 | | 1 | Нахождение фигуры по ее изображению | |
16 | Геометрики | 30.04 | | 1 | Составление картинки с использованием геометрических фигур | |
17 | «Рыбалка» | 02.05 | | 1 | Притягивание к себе рыбки, пойманной в сачок ; раскладывание по признаку величины | |
18 | 03.05 | | 1 | |
19 | «Уточка, плыви». | 07.05 | | 1 | Выполнение целенаправленных действий с игрушкой (выпускание игрушки из рук, ее подталкивание) по показу педагога. | |
20 | Пузыри на воде | 10.05 | | 1 | Наблюдение за выдуванием и движением мыльных пузырей, лопание мыльных пузырей, плавающих в воде, хлопком ладони. | |
21 | Формочки. | 14.05 | | 1 | Насыпание в формочки песка для творчества определенного цвета. | |
22 | Город на песке | 16.05 | | 2 | Раскладывание на поверхности песка игрушек (домики, жители, растенияю палочки и пр.), обыгрывание сюжета | |
23 | 17.05 | | |
24 | Прогулка | 21.05 | | 1 | Игры по желанию | |
Учебно-методический комплекс:
предметы для нанизывания на стержень, шнурки (кольца, шары, бусины);
звучащие предметы;
предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
вкладыши (стаканчики одинаковой̆ величины);
крупные пазлы, разрезные картинки;
дидактические игры;
мозаика;
кубики;
гидрогель (аквагрунт), песок, опилок;
емкости для воды и сыпучего материала;
набор цветных камней, ракушки и т.д.
вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации (специально подобранные предметы, графические / печатные изображения, тематические наборы рисунков.