СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»







СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

______________

Руководитель ПЦК

___________

Протокол ПЦК № __ от ___



УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ АО «СКОШ №5»

_______________

___________________________

(дата)











Рабочая программа

по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»

наименование учебного предмета, коррекционного курса, курса внеурочной деятельности

для обучающихся 1 класса

в соответствии

с АООП для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант II)





Составитель:

учитель Н.Ю. Родде,

высшая кв.категория







г. Новодвинск

2023 - 2024 учебный год

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для учащихся 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ№5», разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант).

  • Учебный план ГБОУ АО «СКОШ №5»


Основная цель коррекционного курса «Предметно-практические действия»:

- Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.


Задачи коррекционного курса «Предметно-практические действия»:

- формировать позитивную мотивацию на совместную деятельность и выполнение заданий;

- формировать и развивать сенсорно-перцептивные процессы;

- формировать и развивать сенсомоторные функции;

- формировать и развивать целенаправленные действия;

- развивать планирование и контроль деятельности;

- повышать уровень собственной активности ребенка;

- формировать адаптивное и социальное поведение;

- развивать мелкие мышцы рук, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию
- формировать пространственную и временную ориентировку.


Общая характеристика коррекционного курса

«Предметно-практические действия»:


Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) коррекционный курс «Предметно-практические действия» является обязательной частью учебного плана.

Сроки реализации рабочей программы соответствуют учебному плану ГБОУ АО «СКОШ №5» и программе по курсу «Предметно-практические действия» 1 класс, исходя из недельной нагрузки 3 ч. в неделю (99 часов в год).


I четверть

(8 недель)

II четверть

(8 недель)

III четверть

(9 недель)

IV четверть

(8 недель)

Всего в год

(33 недели)

24

24

27

24

99



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса:


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Минимальный уровень



Достаточный уровень

  • положительное отношение к совместной деятельности;

  • понимание обращенной речи;

  • самостоятельное или с помощью взрослого выполнение учебных заданий;

  • принятие цели и произвольное включение в деятельность.

  • ориентирование в классе, соблюдение правил поведения;

  • использование доступных средств коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи.


  • Сминание, разминание, пересыпание рабочего материала;

  • использование предметов по назначению;

  • захватывание, удержание, перекладывание предметов разной формы и величины;

  • использование доступных жестов для передачи сообщения;

  • понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

  • использование усвоенного словарного и фразового материала в коммуникативных ситуациях






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть, 24 часа


Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

Прим

план

факт

1

«Возьми – отдай».

05.09


1

Удерживание предмета, учитывая его форму и величину.


2

«Возьми – отдай».

07.09


1

Захват и передача предмета одной или двумя руками. Упражнения с массажными шариками


3

«Возьми – отдай».

08.09


1

Захват и передача предмета одной или двумя руками.


4

«Листопад».

12.09


1

Наблюдение за листьями; выполнение простейших манипуляций: помахать листиком, скинуть с ладони, поднять


5

Д/и «Найди такой же листочек».

14.09


1

Выбор такого же предмета (лист) из нескольких (по величине).


6

Игры с листьями

15.09


1

Выполнение действий по подражанию


7

«Моем овощи»

19.09


1

Захват игрушки (муляжи) и выполнение «поглаживающих» движений в воде


8

«Сортируем овощи»

21.09


1

Захват и перекладывание игрушки с подноса в определенную коробку


9

КРУ «Большой – маленький».

22.09


1

Дифференциация предметов по величине


10

П/И «Фрукты»

26.09


1

Выполнение мелких движений пальцев рук в соответствии с текстом


11

П/И «Компот»

28.09


1


12

Настольные игры «Фрукты»

29.09


1

Соблюдение правил игры


13

«Дождь»

03.10


1

Разбрызгивание воды на нарисованную тучку;

наблюдение за стеканием краски Работа с пульверизатором на вертикальной поверхности


14,15

«Дождь и лужи».

05.10

06.10


2

Выполнение сжимательных и разжимательных движений пальцев рук; нажимание ладонью. Работа с губкой


16

«Мишка и шишки».

10.10


1

Захватывание и складывание предметов (шишки) в ведерко.


17,18

«Помоги мишке».

12.10

13.10


2

Перекладывание предметов (шишки, орехи) по разным подносам.


19

КРУ «Веселые дорожки» (рисование на манке)

17.10


1

Насыпание сыпучего материала (манка) на горизонтальную поверхность, рисование пальчиками


20

КРУ «Золушка»

19.10


1

Выбор фасолин из гороха; формирование пинцетного захвата


21

«Тактильные мешочки»

20.10


1

Узнавание материала на ощуп, соотнесение с изображением


22

Сухие листья

24.10


1


Захват и удержание сухого листочка в руке (пальцами) и на раскрытой ладони. Упражнение на поддувание


23,24

«Сухие листья».

26.10

27.10


2

«Растирание» сухих листьев пальцами или между ладонями.



II четверть, 24 часа


Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

Прим

план

факт

1

2

КРУ «Плыви, уточка».

07.11

09.11


2

Выполнение целенаправленных действий с игрушкой (выпускание игрушки из рук, ее подталкивание) по показу педагога.


3

КРУ «Кораблики»

10.11


1

Формирование правильного направленного выдоха


4

5

«На морском дне».

14.11

16.11


2

Захват и перекладывание предметов, лежащих на дне емкости с водой (силиконовые наполнители для аквариума, ракушки, галька, декоративные камни).


6

КРУ «Водолей»

17.11


1

Выливание /переливание воды


7

8

КРУ «Тонет, не тонет».

21.11

23.11


2

Захват и опускание в воду предметов разной фактуры и веса. Наблюдение за движением предметов в воде.


9

КРУ «Сортировщик»

24.11


1

Узнавание тяжелых и легких предметов


10

КРИ «Мельница».

28.11

30.11


1

Наблюдение за действиями взрослого, их повторение для приведения игрушки в действие


11


Водяная мельница.

01.12



1

Наблюдение за движением водяной мельницы; добавление воды из лейки, бутылки.


1213

«Следы на песке».

05.12

07.12


2

Манипуляции с песком: прикладывание ладоней, кулачков, пальцев; выполнение хаотичных и ритмичных движений руками


14

15

«Песочные прятки».

08.12

12.12


2

Засыпание и нахождение игрушки, спрятанной в песке.


16

17

«Город на песке».

14.12

15.12


2

Выставление на поверхности песка мелких игрушек: домики, деревья, жители (игрушки – киндер). Обыгрывание.


18

19

«Следы на мокром песке».

19.12



1

Увлажнение песка; выполнение ритмичных движений кистями рук: прикладывание ладоней, кулачков, пальцев.


2021


«Японский сад».

21.12

22.12


2

Выкладывание камней разной величины на поверхность песка. Составление узора из камней


22

«Я пеку, пеку».


26.12


1

Накладывание влажного песка в формочку совком или руками; переворачивание формы.


23


«Убираем песок».

28.12


1

Складывание песка со стола в коробку руками/ совочком


24

Игры по желанию

29.12


1

Самостоятельный выбор игрового материала



III четверть, 27 часов


Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

Прим

план

факт






1

«Снег»

09.01


1

Разрывание белой салфетки на мелкие кусочки.


2

«Подарок барашку».

11.01


1

Сминание материала (салфетка, газета) двумя руками в крупные комочки


3

Аквагрунт.

12.01


1

Эмоционально-двигательное реагирование на соприкосновение с аквагрунтом. Манипуляции руками, выполнение ритмичных движений руками, опущенными в аквагрунт.


4

КРУ «Найди сокровища».

16.01


1

Нахождние, захват и перекладывание декоративных камешков, крупных бусин из аквагрунта


5

«Собери бусы».

18.01


1

Нанизывание крупных бусин на шнурок.


6

Разноцветная дорожка

19.01


1

Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный – синий – красный – синий и т.д.


7

КРИ «Геометрическая мозайка».

23.01


1

Выкладывание геометрического узора методом наложения


8

«Веселая пена».

25.01


1

Выполнение активных движений руками в воде с добавлением жидкого мыла.


9

Волшебные пузыри

26.01


1

Рисование при помощи мыльных пузырей : взбивание цветной пены, выдувание пузырей, нахождение узора


10

Пирамидка

30.01


1

Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, отбирая их строго по убывающей величине способом «рука в руке»/ по показу.


11

Башня

01.02


1

Складывание башни из кубиков (4-5 шт.) по показ /способом «рука в руке»,


12

КРИ «Что лишнее?»

02.02


1

Нахождение предмета, отличающегося от остальных


13

Полосатый коврик

06.02


1

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов.


14

«Спрячь жучка»

08.02


1

Насыпание песка на фигурку жучка (полураскрытая ладонь поставлена на ребро).


15

«Очисти игрушку от песка»

09.02


1

Нахождение игрушки в песке, стряхивание песка, использование жесткой кисти


16

«Повтори узор»

13.02


1

Выкладывание кубиков по образцу.


17

КРУ «Поезд»

15.02


1

Захват крышки пальцами, выполнение закручивающих движений (колеса поезда)


18

Волчки.

16.02


1

Закручивающие движения пальцами рук; наблюдение за движением волчка


19

«Необычный рисунок».

27.02


1

Создание рисунка на снегу, катая ладонью массажные шарики разной величины.


20

Снеговик

29.02


1

Раскатывание комочком из подтаявшего снега, установка их друг на друга, уточнение величины


21

КРИ «Разложи по местам».

01.03


1

Группировка предметов по цвету (2-4 цвета)


22

«Ленточный дождик».

05.03


1

Манипуляции с разноцветными лентами. Разрывание бумаги на полоски.


23

Подарок для мамы

06.03


2

Создание открытки с использованием разноцветных полос


24

07.03



25

Пирамидка «Геометрик»

12.03


1

Нанизывание деталей на стержни с учетом цвета
формы, величины


26

14.03


1


27

КРУ «Сортировщик»

15.03


1

Раскладывание деталей с учетом 2-3х признаком (цвет, форма, величина)



IV четверть, 24 часа


Тема урока

Дата

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

Прим

план

факт

1

Сыпучий материал

26.03


1

Перекладывание в ведерко двумя руками или при помощи совочка


2


28.03


1

Раскладывание сыпучего материала из большой емкости в отдельные стаканчики


3

«Брызгалка»

29.03


1

Разбрызгивание воды из бутылки с «дырявой» крышкой, при помощи надавливания на нее.


4

Разноцветная вода

02.04


1

Подкрашивание воды путем добавления в нее краски, смешивание цветов


5

Разноцветные дорожки.

04.04


1

Сжимание бутылки с подкрашенной водой, наблюдение за появляющимися на бумаге/ на снегу линиями


6

Игры с палочками. Забор.

05.04


1

Вертикальное втыкание палочек в песок (пластилин), обыгрывание


7

Игры с палочками

09.04


1

Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.


8

Разрезные картинки

11.04


1

Складывание разрезных картинок из двух и трех частей.


9

Заплатки

12.04


1

Соотнесение узоров (рисунка); нахождение одинаковых


10

Разноцветная соль

16.04


1

Раскрашивание соли школьным мелом методом растирания


11

«Узоры в банке»

18.04


2

Высыпание цветной соли через воронку в прозрачную емкость.


12

19.04



13

Шнуровка «Обувь»

23.04


2

Продергивание шнурка в нужное отверстие, затягивание


14

25.04



15

Геометрическое лото

26.04


1

Нахождение фигуры по ее изображению


16

Геометрики

30.04


1

Составление картинки с использованием геометрических фигур


17

«Рыбалка»

02.05


1

Притягивание к себе рыбки, пойманной в сачок ; раскладывание по признаку величины


18

03.05


1


19

«Уточка, плыви».

07.05


1

Выполнение целенаправленных действий с игрушкой (выпускание игрушки из рук, ее подталкивание) по показу педагога.


20

Пузыри на воде

10.05


1

Наблюдение за выдуванием и движением мыльных пузырей, лопание мыльных пузырей, плавающих в воде, хлопком ладони.


21

Формочки.

14.05


1

Насыпание в формочки песка для творчества определенного цвета.


22

Город на песке

16.05


2

Раскладывание на поверхности песка игрушек (домики, жители, растенияю палочки и пр.), обыгрывание сюжета


23

17.05



24

Прогулка

21.05


1

Игры по желанию



Учебно-методический комплекс:


  • предметы для нанизывания на стержень, шнурки (кольца, шары, бусины);

  • звучащие предметы;

  • предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);

  • вкладыши (стаканчики одинаковой̆ величины);

  • крупные пазлы, разрезные картинки;

  • дидактические игры;

  • мозаика;

  • кубики;

  • гидрогель (аквагрунт), песок, опилок;

  • емкости для воды и сыпучего материала;

  • набор цветных камней, ракушки и т.д.

  • вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации (специально подобранные предметы, графические / печатные изображения, тематические наборы рисунков.