СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кружку "Театральная студия". Путешествие в сказку. 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку "Театральная студия". Путешествие в сказку. 2 класс»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки Тюменской области

Отдел образования администрации Ишимского муниципального района

Тюменской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Черемшанская средняя общеобразовательная школа –

Плешковская средняя общеобразовательная школа

Ишимского района Тюменской области




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление: художественное творчество

Кружок: Театральная студия

«Путешествие в сказку»

Пятница: 12:20-13:00


34 часа (1час в неделю)


2 класс

Учитель: Толстых Гульмира Ибраимовна










с. Плешково, 2023 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Путешествие в сказку» разработана для учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по художественно-эстетической творческой деятельности «Театр» Григорьева Д.В., Куприянова Б.В. (Программа внеурочной деятельности. Художественное творчество. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. -М.: Просвещение, 2011)

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества;

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса;

- воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Программа строится на следующих концептуальных принципах

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы: групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,

  • конкурсы,

  • викторины,

  • беседы,

  • экскурсии в театр и музеи,

  • спектакли

  • праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.



Методы работы

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Алгоритм работы над пьесой

  • Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.

  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

  • Репетиция всей пьесы целиком.

  • Премьера.


Содержание курса.

1. Вводное занятие, итоговое занятие

  • решение организационных вопросов;

  • подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;

2. Театральная игра

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.

Диагностика творческих способностей воспитанников.

  1. Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.

  1. Ритмопластика

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.

  1. Основы театральной культуры

система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре

  1. Индивидуальная работа.

Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.

  1. Просмотрово-информационный

Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.

Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы.

Методические условия реализации программы

Типы занятий:

  • комбинированный;

  • первичного ознакомления материала;

  • усвоение новых знаний;

  • применение полученных знаний на практике;

  • закрепления, повторения;

  • итоговое.

Формы организации учебного занятия:

  • кружковое занятия;

  • соревнование

  • концерт;

  • экскурсия;

  • диспут;

  • творческий отчет;

  • круглый стол;

  • урок-лекция;

  • урок-репортаж;

  • урок-путешествие;

  • заочная экскурсия;

  • творческая мастерская;

  • урок-игра


Программой предусматривается также

  • совместные просмотры и обсуждения спектаклей;

  • посещение музеев, выставок;

  • творческие конкурсы;

Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы

  • театральные постановки

  • игры;

  • открытые занятия;

  • концерты;

  • анкеты;

  • фестивали;

  • конкурсы.


Планируемые результаты освоения программы:

К концу обучения учащиеся будут знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

  • наизусть стихотворения русских авторов.

К концу обучения учащиеся будут иметь возможность научиться

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

  • произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

  • строить диалог с партнером на заданную тему;

  • подбирать составлять диалог между героями.

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях класса, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Место курса в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на изучение курса «В гостях у сказки» отводится 34 часа в год (1 час в неделю).












Тематическое планирование


N п\п

Название раздела

Всего часов

Даты изучения

Виды деятельности

Электронные (цифровые)образовательные ресурсы

1.

Вводно-информационный раздел

3


Знакомятся с коллективом во время игр

https://infourok.ru/igri-na-splochenie-kollektiva-v-nachalnoy-shkole-2196930.html


2.

Основы театральной культуры

2


Учатся ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивают способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминают слова героев спектаклей; развивают зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражняются в четком произношении слов, отрабатывают дикцию; воспитываются нравственно-эстетические качества.


https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/04/07/osnovy-teatralnoy-kultury-kultura-povedeniya-v


3.

Культура и техника речи

3


Развивают речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учатся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносяи скороговорки и стихи; тренируют четкое произношение согласных в конце слова; пользуются интонациями, выражающими основные чувства; пополняют словарный запас.


https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/01/kultura-i-tehnika-rechi-v-teatralizovannoy-deyatelnosti


https://infourok.ru/konspekt-zanyatiyakultura-i-tehnika-rechi-1694864.html


4.

Театральная азбука

8


Учатся ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивают способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминают слова героев спектаклей; развивают зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражняются в четком произношении слов, отрабатывают дикцию; воспитываются нравственно-эстетические качества.


https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-kruzhka-teatralnaya-azbuka-na-temu-ukrasim-skazku-muzikoy-3447473.html


5.

Ритмопластика

5


Развивают умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивают координацию движений; учат запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учат создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-ritmoplastike-ritmoplastika-psihofizicheskiy-trening-3970566.html


https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/ighry_i_uprazhnieniia_po_ritmoplastikie_dlia_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta


6.

Работа над спектаклем

12


Учатся сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учатся находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивают умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.


https://nsportal.ucoz.ru/news/postanovki/1-0-6


7.

Подведение итогов

1


Учатся анализировать, подводить итоги



Итого:

34






Календарно-тематический план

урока

Форма проведения

Тема

Количество часов

Дата план

Дата факт

Примечания

    1. Вводно-информационный раздел (3 часа).

1

Игра

Вводное занятие. Игра «Репка».

1




2

Игра

КТД

Здравствуй, театр!


1




3

Игра

Беседа

Театральная игра

Как вести себя на сцене!

1




    1. Основы театральной культуры (2 часа)

4

Игра

Основы театральной культуры

1




5.

Беседа

Правила поведения в театре






    1. Культура и техника речи (3 часа)

6.

Игра

В мире пословиц.

1




7-8

КТД

Репетиция сценки «Спящая красвица!»

2




    1. Театральная азбука (8 часов).

9

КТД

Кукольный театр

1




10

КТД

Театральная азбука.

1




11

Игра

Викторина

«Сказка, сказка, приходи».

1




12-13

КТД

Инсценирование сказки. «Репка»

2




14

КТД

Театральная игра

«Дед Мороз»


1




15-16

КТД

Инсценирование народных сказок.

2













    1. Ритмопластика (5 часов).

17

КТД

Театр в лицах

1






18-20

КТД

Ритмопластика

3




21

Игра

Театральная игра

1




    1. Работа над спектаклем (11 часов).

22

КТД

Просмотр видеопьесы «Встретимся в день Победы»

1




23-24

КТД

Репетиции пьесы «Встретимся в день Победы»

2




25-26

КТД

Репетиция инсценировки «Темная ночь»

2




27-31

КТД

Репетиции пьесы

5




32-33

КТД

Показ пьесы «Встретимся в день Победы»

2




    1. Подведение итогов.

34

Беседа

Заключительное занятие,

1