Рабочая программа
«Разговор о здоровье и правильном питании»
МБОУ СОШ № 129 На 2022-2026 учебный год
Составитель:
Учитель МБОУ СОШ №129 Е.С. Морева
Новосибирск
Пояснительная записка
Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с учетом ООП НОО, примерной программы курса «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева, а также с учетом рабочей программы воспитания.
Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
Данные научных исследований показывают, что в настоящее время наблюдается резкое снижение показателей здоровья детей. Многие дети на момент поступления в школу уже имеют хронические заболевания. Ученные выделили ряд факторов от которых зависит здоровье: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.
Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому. Все это способствовало к созданию данной программы.
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
Цель программы: — формирование культуры здорового образа жизни с выделением главного компонента — культуры питания.
Задачи программы:
Формировать и развивать представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;
Формировать у школьников знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
Освоить с обучающимися практические навыки рационального питания;
Формировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
Информировать обучающихся о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширять знания об истории и традициях своего народа, формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
Развивать творческие способности и кругозор обучающихся, их интересов и познавательной деятельности;
Развивать коммуникативные навыки, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Преподавание программы «Разговор о правильном питании» проводится во второй половине дня. Программа «Разговор о правильном питании» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: 1 класс -33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы обучающихся с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
Форма работы: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, совместная работа с родителями, групповые дискуссии.
Методы работы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый, проблемный.
Воспитательный потенциал курса «Разговор о правильном питании» реализуется через формирование у детей умения определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержка других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; проявлять способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, проявлять ответственность за качество своей деятельности.
Программа рассчитана на детей 6,6 - 10 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. Программа состоит из двух модулей.
модуль: «Разговор о правильном питании» -1-2 класс
модуль: «Две недели в лагере здоровья» - 3-4 класс
1) Планируемые результаты
В результате изучения программы «Разговор о правильном питании» обучающиеся получат следующие представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания;
о полезных продуктах питания;
о структуре ежедневного рациона питания;
об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
1 год обучения Личностные результаты
-Формируется умение высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
-Формируется ориентация на здоровый образ жизни;
-Развиваются интеллектуальные, эмоционально-волевые качества личности (доброжелательность, отзывчивость, инициативность, самостоятельность); - Формируется уважительное отношение к культуре питания.
Метапредметные результаты
-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-Проговаривать последовательность действий
-Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
-Учиться работать по предложенному учителем плану
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Предметные результаты
-Знать понятие здоровья и здоровый образ жизни.
-Знать роль правильного питания в здоровом образе жизни.
-Знать полезные продукты;
-Уметь классифицировать продукты питания по группам;
- Знать правила этикета;
2 год обучения
Личностные результаты
-Формируется понятие необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
-Формируется оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
- Развивается умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в
общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления
Метапредметные результаты.
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога
-Уметь адекватно воспринимать предложения и оценку окружающих;
-Уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
-Слушать и понимать речь других
Предметные результаты
-Уметь соблюдать режим дня
Уметь выполнять правила правильного питания;
Уметь выбирать в рацион питания полезные продукты
-Уметь готовить простейшие витаминные салаты;
3 год обучения Личностные результаты
Развивается способность использовать знания в повседневной жизни;
Развивается умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;
Развиваются интеллектуальные, эмоционально-волевые качества личности (доброжелательность, отзывчивость, инициативность, самостоятельность); - Формируется уважительное отношение к культуре питания.
Метапредметные результаты
-Способность к овладению начальными формами исследовательской деятельности, -Способность к формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения и выявления свойств продуктов
-Способность к формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов.
-Умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,
Предметные результаты
-Уметь соблюдать гигиену питания;
-Уметь выращивать зелень в горшочках
Знать основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды;
Знать условия хранения продуктов;
Знать правила сервировки стола;
Знать важность употребления молочных продуктов. 4 год обучения Личностные результаты
Формируется способность проявлять познавательные интересы и активность в области здорового питания;
Формируются нормы и правила правильного рационального питания;
Формируется готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания
Развивается самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
Развивается умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - Формируются установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Иметь способность характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
Способность находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-Уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
— Уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— Способность анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Предметные результаты
— Уметь ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— Уметь оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— Уметь представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; —Знать традиции своего края;
Содержание курса.
1 год обучения |
Вводное занятие. «Здоровье и здоровый образ жизни» Если хочешь быть здоров. Важность правильного питания. Что такое режим дня? Гигиена питания и приготовление пищи (8 часов). Самые полезные продукты. Как правильно питаться. Удивительные превращения пирожка. Кто жить умеет по часам. Рацион питания, продукты питания (18 часов). Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? Плох обед, если хлеба нет. Полдник. Время есть булочки. Мы за чаем не скучаем. Пора ужинать. Как утолить жажду. Роль воды в жизни человека. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. Каждому овощу свое время. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Где найти витамины. Праздник здоровья. Итоговое занятие (2 часа). Праздник урожая. |
2 год обучения |
Правильное питание (4 часа). Правильное питание - путь к здоровью человека Повторение правил питания. Путешествие по улице правильного питания. Рацион питания, продукты питания (18 часов). Из чего состоят продукты. О витаминах и минеральных веществах. Значение витаминов в жизни человека. Режим питания школьника. Знакомство с вариантами завтрака. Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты. Практическая работа «Изготовление витаминного салата». Обед. Ужин. Этикет. Правила поведения за столом. Правила поведения в гостях. Столовые приборы. Изготовление книжки «Правила поведения за столом» Из истории русской кухни. Что готовили наши прабабушки. Народные праздники, их меню. Итоговое занятие (2 часа) «Здоровое питание – отличное настроение» |
3 год обучения |
Вводное занятие. (3часа) Обобщение имеющихся знаний об основах рационального питания. Знакомство с рабочей тетрадью «Две недели в лагере здоровья». Состав продуктов. (10 часов) Из чего состоит пища. Основные группы питательных веществ. Оформление дневника здоровья. Составление меню. Оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища». Чтобы быть здоровым (4 часа). Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Зарядка. Закаливание. Рацион собственного питания. Дневник «Мой день». Молоко и молочные продукты. (4 часа) Роль молока в питании. Ассортимент молочной продукции. Это удивительное молоко. Викторина «Молочное меню». Блюда из зерна. (4 часа) Полезность продуктов, получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна. Приготовление пищи. (8 часов) Где и как готовят пищу. Устройство кухни. Правила гигиены. Экскурсия на кухню в школьной столовой. Столовые приборы. Как правильно накрыть стол. Конкурс «Салфеточка». Итоговое занятие (1 час) |
4 год обучения |
Вводное занятие. (3 часа) Повторение правил питания. Растительные продукты леса. (6 часов) Какую пищу можно найти в лесу. Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов и ягод. Работа в тетрадях (кроссворд). Дары моря. (6 часов) Знакомство с обитателями моря. Важность употребления рыбных продуктов. Эстафета поваров «Рыбное меню». Конкурс рисунков «В подводном царстве». Блюда из морепродуктов. Рацион питания. (9 часов). Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Моё недельное меню. Питание при занятии спортом. Конкурс «На необитаемом острове». Правила поведения за столом. (4 часа) Как правильно вести себя за столом. «Назидание |
о застольном невежестве». Накрываем стол для родителей.
Кулинарное путешествие по России. (4 часа) Знакомство с традициями питания регионов. Конкурс рисунков «Кулинарный глобус».
Итоговое занятие. (2 часа)
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
| Содержание занятия | Кол- во часов | ЦОР/ЭОР |
| 1 год обучения | | https://www.niig.su/научн ая-деятельность/3836информационныематериалы,подготовленные-фбунновосибирский-ниигигиены- роспотребнадзора https://teachers.zdorovoe. menu/lesson-3.html https://yandex.ru/video/pre view/10630386854934119 354 https://yandex.ru/video/pre view/93789448750412684 24 https://школа.здоровоепитание.рф/ https://teachers.zdorovoe. menu/lesson-6.html https://teachers.zdorovoe. menu/lesson-11.html https://www.pravpit.ru/teachers/game |
Наше здоровье | |
| Вводное занятие | 1 |
| «Здоровье и здоровый образ жизни» | 1 |
| Если хочешь быть здоров. | 1 |
| Важность правильного питания. | 1 |
| Что такое режим дня? | 2 |
Гигиена питания и приготовление пищи |
| Самые полезные продукты. | 2 |
| Как правильно питаться. | 2 |
| Удивительные превращения пирожка. | 2 |
| Кто жить умеет по часам. | 2 |
Рацион питания, продукты питания |
| Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? | 2 |
| Плох обед, если хлеба нет. | 2 |
| Полдник. | 1 |
| Время есть булочки. | 1 |
| Мы за чаем не скучаем. | 1 |
| Пора ужинать. | 2 |
| Как утолить жажду | 1 |
| Роль воды в жизни человека. | 1 |
| Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. | 1 |
| Каждому овощу свое время. | 1 |
| Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 1 |
| Где найти витамины. | 1 |
| Праздник здоровья | 2+1 |
| Итоговое занятие | 2 |
| | | |
| 2 год обучения | | |
Правильное питание | https://www.niig.su/научн ая-деятельность/3836информационныематериалы,подготовленные-фбунновосибирский-ниигигиены- роспотребнадзора |
| Вводное занятие | 1 |
| Правильное питание - путь к здоровью человека | 1 |
| Повторение правил питания. | 1 |
| Путешествие по улице правильного питания. | 1 |
Рацион питания, продукты питания |
| Из чего состоят продукты | 2 |
| О витаминах и минеральных веществах. | 2 |
| Значение витаминов в жизни человека. | 2 |
| Режим питания школьника. | 2 | https://здоровое- питание.рф/azbuka/islands/fr ukty-ovoshchi-orekhi/ https://здоровое- питание.рф/azbuka/islands/az buka-zdorovogo-pitaniya/ https://yandex.ru/video/previe w/12169609701829443564 |
| Знакомство с вариантами завтрака. | 2 |
| Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты. | 2 |
| Практическая работа «Изготовление витаминного салата». | 2 |
| Обед. | 2 |
| Ужин | 2 |
Этикет | |
| Правила поведения за столом. | 1 |
| Правила поведения в гостях. | 1 |
| Столовые приборы. | 1 |
| Изготовление книжки «Правила поведения за столом» | 2 |
| Из истории русской кухни. (5 часов) | |
| Что готовили наши прабабушки. | 2 |
| Народные праздники, их меню. | 3 |
| Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение» | 2 |
3 год обучения | |
| Вводное занятие. (3часа) | | https://www.niig.su/научн ая-деятельность/3836информационныематериалы,подготовленные-фбунновосибирский-ниигигиены- роспотребнадзора https://teachers.zdorovoe.menu/lesson5.html https://yandex.ru/video/preview/15491 916094424487240 https://школа.здоровое-питание.рф/ |
| Обобщение имеющихся знаний об основах рационального питания. | 1 |
| Знакомство с рабочей тетрадью «Две недели в лагере здоровья». | 2 |
Состав продуктов. |
| Из чего состоит пища. | 2 |
| Основные группы питательных веществ. | 2 |
| Оформление дневника здоровья. | 2 |
| Составление меню. | 2 |
| Оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища». | 2 |
Чтобы быть здоровым |
| Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 1 |
| Зарядка | 1 |
| Закаливание. | 1 |
| Рацион собственного питания. Дневник «Мой день». | 1 |
Молоко и молочные продукты. |
| Роль молока в питании. | 1 |
| Ассортимент молочной продукции. | 1 |
| Это удивительное молоко. | 1 |
| Викторина «Молочное меню». | 1 |
Блюда из зерна. |
| Полезность продуктов, получаемых из зерна. | 2 |
| Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна. | 2 |
Приготовление пищи. |
| Где и как готовят пищу. | 2 |
| Устройство кухни. | 1 |
| Правила гигиены. | 1 | https://www.pravpit.ru/game/onlinetest/ |
| Экскурсия на кухню в школьной столовой | 1 |
| Столовые приборы. | 1 |
| Как правильно накрыть стол. | 1 |
| Конкурс «Салфеточка». | 1 |
| Итоговое занятие | 1 |
4 год обучения | | |
| Водное занятие | 1 | https://школа.здоровое-питание.рф/ https://www.niig.su/научн ая-деятельность/3836информационныематериалы,подготовленные-фбунновосибирский-ниигигиены- роспотребнадзора https://yandex.ru/video/preview/12169 609701829443564 https://www.pravpit.ru/game/onlinetest/ |
| Повторение правил питания. | 2 |
Растительные продукты леса. | |
| Какую пищу можно найти в лесу | 2 |
| Правила поведения в лесу. | 1 |
| Правила сбора грибов и ягод | 2 |
| Работа в тетрадях (кроссворд). | 1 |
| Дары моря. (6 часов) | |
| Знакомство с обитателями моря. | 1 |
| Важность употребления рыбных продуктов. | 1 |
| Эстафета поваров «Рыбное меню». | 1 |
| Конкурс рисунков «В подводном царстве». | 1 |
| Блюда из морепродуктов. | 2 |
Рацион питания. | |
| Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | 3 |
| Моё недельное меню. | 2 |
| Питание при занятии спортом | 2 |
| Конкурс «На необитаемом острове». | 2 |
Правила поведения за столом. | |
| Как правильно вести себя за столом.. | 2 |
| «Назидание о застольном невежестве» | 1 |
| Накрываем стол для родителей. | 1 |
Кулинарное путешествие по России. | |
| Знакомство с традициями питания регионов. | 3 |
| Конкурс рисунков «Кулинарный глобус». | 1 |
| Итоговое занятие. | 2 | |
| Всего | 135 | |