Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 имени Петра Андреевича Акинфиева города Димитровграда Ульяновской области»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СШ №23
протокол №___ ________________Р. Ф. Шарафутдинова им. П.А. Акинфиева
от «___» ___2022 г. «_____» ______________2022 г. ___________ М. П. Хуртина
_________________Е.Н. Андреева «_____» _____________2022 г.
Приложение к Основной образовательной программе НОО
Рабочая программа
Наименование курса: Литературное чтение на родном языке
Класс: 4 Б
Уровень общего образования: начальное общее образование
Учитель начальных классов: Андреева Екатерина Николаевна
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Количество часов по учебному плану: в неделю 1 час
Планирование составлено на основе программы к учебнику Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой «Литературное чтение на родном (русском) языке» под ред. С.И. Богданова для 4 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. Н.Е. Кутейникова, О.В. Синёва. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021. — 56 с. — (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Учебник: Литературное чтение на родном (русском) языке: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2-х ч. Ч.1., Ч.2 / Н. Е. Кутейникова, О. В. Синёва, Л. В. Дудова; под редакцией С. И. Богданова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021. – 96 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Рабочую программу составила ___________ Андреева Екатерина Николаевна
подпись
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном языке(русском)» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звукобуквенный анализ доступных слов;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
2. Содержание учебного предмета
Тема 1. ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ! ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!
Рассказы и стихи об осени и природе России, школьном детстве, взаимоотношениях между детьми, отношении к учёбе как своему главному делу в этом возрасте: Е. Наумова «Замечательный день», «Очень просто»; Л. Преображенская «Осени приметы»; А. Дементьев «Друг познаётся в удаче…»; Е. Пермяк «Надёжный человек»; Е. Клюев «Указка, которая знала всё». Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, С. Есенина, Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман; проза В. Драгунского, М. Дружининой, М. Лазаренской, Н. Носова, М. Тараненко, А. Усачёва.
Совершенствовать навык беглого, выразительного чтения текста вслух и про себя. Развивать умения: слушать стихотворение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности; характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; читать выразительно и по ролям; определять авторское отношение и формулировать своё отношение к героям произведения; отбирать, обобщать и систематизировать информацию; делать выводы. Развивать умения: понимать прямой и переносный смысл пословиц; читать прозаическое произведение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности; отличать авторскую сказку от фольклорной, от рассказа и повести; анализировать прочитанное произведение. Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать её содержание по названию; выбирать из предложенных книгу для самостоятельного чтения; сравнивать произведения разных жанров на одну тему. Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему. Развивать интерес к рассказам и сказкам. Развивать умение работать с инфографикой, ресурсами Интернета. Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг. Литературоведческие понятия: рассказ, авторская сказка, ирония, стихотворение, портрет, автор, пословица, тема. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): знания, осень, природа, примета, дружба, ответственность, беда, гордыня, мастер, мечта. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой; сравнение литературных произведений с произведениями различных видов творчества.
Тема 2. «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…»
Стихи и проза об историческом прошлом России: В. Старостин «Вольга — богатырь вещий», «Царь Возвяг и последний подвиг Вольги»; А. Хомяков «Киев»; Е. Чудинова «Гардарика»; А. К. Толстой «Песня о Гаральде и Ярославне»; О. Гурьян «Мальчик из Холмогор»; отрывок из «Азбуки» В. Бурцова. Внеклассное чтение: былинный эпос русского народа; М. Лермонтов «Бородино»; баллады А. К. Толстого; исторические повести О. Гурьян; Е. Чудинова «Гардарика», «Лыбедь». Совершенствовать навык беглого, выразительного чтения текста вслух и про себя. Развивать умения: понимать смысл афоризмов; слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности; отличать былину от фольклорной сказки, рассказа и повести; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; читать выразительно и по ролям; определять авторское отношение и формулировать своё отношение к героям произведения; отбирать, обобщать и систематизировать информацию; делать выводы. Развивать умение работать с инфографикой, ресурсами Интернета. Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать её содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; развивать интерес к произведениям об историческом прошлом России. Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему. Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг. Формировать представления об истории возникновения Древней Руси, её культуре и письменности. Совершенствовать умения: работать с содержанием стихотворного и прозаического текста; находить в тексте средства художественной выразительности.
Развивать память, внимание, мышление, любознательность. Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг. Литературоведческие понятия: былина, цитата, историческая сказка, рассказчик, фрагмент, идея, историческая тема, стилизация, песня, афоризм, русский язык, повесть. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Русская земля, богатырь, герой, защитник, Родина-мать, мать родимая, светлая Русь, подвиг, слава, князь, город, учение, отец и дочь, свобода, любовь, согласие, судьба, ученик, учитель, учёность, университет, достоинство, родная кровь, книга, язык, век. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой, а также литературных произведений с произведениями различных видов творчества.
Тема 3. ГДЕ НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ… Стихи о Родине: Н. Языков «Родина»; И. Бунин «В стороне далёкой от родного края…»; фрагменты стихотворений М. Ломоносова, А. Пушкина, В. Гиляровского, К. Симонова. Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Языкова, И. Бунина, С. Есенина, К. Симонова и других поэтов XIX–ХХ вв. Совершенствовать навык беглого, выразительного чтения текста вслух и про себя. Развивать умения: работать с содержанием стихотворения; объяснять заглавие текста; определять значение использованных образных средств; определять тему произведения. Развивать интерес к творчеству А. Пушкина, Н. Языкова и И. Бунина, других поэтов XIX–ХХ вв. Развивать умения: осуществлять самоконтроль; соотносить способ действия и его результат; вносить необходимые коррективы в план и способ действия. Развивать память, внимание, мышление, любознательность. Воспитывать любовь и уважение к Родине. Литературоведческие понятия: лирический герой, адресат, обращение, риторический вопрос. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): раздолье, воля, имя, Русская земля, победа, даль, грядущее, век. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; словесное рисование; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества.
Тема 4. РОЖДЕСТВО ПОДАРИТ ПРАЗДНИК И ДОБРОМ СОГРЕЕТ ДУШУ
Рассказ и стихи о Рождестве, об отношении к празднику русских людей и традициях празднования: Саша Чёрный «Рождественский ангел»; В. Соллогуб «Бабушка-зима», В. Смирнов «Рождественский дед». Внеклассное чтение: стихи А. Пушкина, П. Вяземского и других поэтов XIX в. о зиме и Рождестве; проза К. Лукашевич; стихи и литературные сказки ХХ в. о зиме, праздновании Нового года (С. Маршак, С. Михалков, Э. Успенский); «Зимний зверинец» (сборник современных поэтов для детей); М. Дружинина «Зимняя книга»; Е. Каретникова «Зимняя сказка»; С. Прокофьева, И. Токмакова «Подарок для снегурочки»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; Г. Сапгир «Зимние сказки и не только»; А. Усачёв «Зимняя сказка и другие стихи к праздникам».
Совершенствовать навык беглого, выразительного чтения текста вслух и про себя. Развивать умения: слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; сравнивать реальные события и их художественное воплощение; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; определять авторское отношение и формулировать своё отношение к героям произведения; отбирать, обобщать и систематизировать информацию; делать выводы; работать с инфографикой. Развивать умения: слушать стихотворное произведение и работать с его содержанием; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; определять авторское отношение и формулировать своё отношение к героям произведения; отбирать, обобщать и систематизировать информацию; делать выводы. Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать её содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; развивать интерес к произведениям о Рождестве. Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему. Развивать память, внимание, мышление, любознательность. Воспитывать уважение к людям, их бескорыстным поступкам. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, её культуре и традициям, её природе. Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг. Литературоведческие понятия: метафора, сравнение. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Рождество, ангел, дети, дед, зима. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества.
Тема 5. НЕВИДИМЫЙ МИР ВНУТРИ ТЕБЯ
Проза о детстве, взаимоотношениях между детьми, выборе своего места в этом мире и стиля поведения: О. Першина «Леночка, дельфин и Рождество»; А. Фёдоров «Господин Снов». Внеклассное чтение: Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; А. Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости». Совершенствовать навык беглого, выразительного чтения текста вслух и про себя. Развивать умения: понимать прямой и переносный смысл пословиц; слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности; анализировать прочитанное произведение; определять авторское отношение и формулировать своё отношение к содержанию текста; делать выводы. Развивать умения: работать с содержанием сказки; характеризовать героев сказки и оценивать их поступки; читать по ролям; делить текст на части и озаглавливать каждую часть; пересказывать текст по составленному плану; формулировать своё отношение к прочитанному, пересказывать текст по составленному плану. Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать её содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; развивать интерес к произведениям о Рождестве и Новом годе. Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему. Развивать творческие способности. Развивать интерес к авторской сказке. Развивать умение работать с инфографикой, ресурсами Интернета. Воспитывать положительное отношение к традициям русского народа. Воспитывать положительное отношение к русскому языку, данному слову и умению его держать. Воспитывать положительное отношение к дружбе. Воспитывать положительное отношение к самовоспитанию, личностному развитию. Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг. Литературоведческие понятия: повествование, завязка, метафора, финал. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): путь, хлеб, свой, чужой, русское Рождество, слово, внутренний мир, совесть, добро и зло, душа, враг, друг, прощение. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества.
Тема 6. ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ
Стихи и проза о семье, взаимоотношениях близких родственников: А. Лопатина «Листья и корни»; К. Валаханович «Я буду с тобой»; О. Чусовитина «Кто открыл мне этот мир…»; Ю. Кузнецова «Лес в шкатулке»; И. Шмелёв «Филиповки»; Т. Бокова «Слово “Бабушка”»; А. Усачёв «Бабушка»; М. Лукашевич «Мой папа»; Е. Каликинская «Всё по-другому»; А. Куприн «Московская Пасха», «Пасхальные колокола». Внеклассное чтение: стихи Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, Б. Заходера, И. Иванниковой, М. Лукашевича, В. Лунина, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман, М. Яснова; проза Ю. Венедиктовой, Н. Волковой, В. Голявкина, В. Драгунского, М. Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской. Совершенствовать навык беглого, выразительного чтения текста вслух и про себя. Развивать умения: понимать прямой и переносный смысл пословиц; слушать притчу и работать с её содержанием; характеризовать героев притчи и оценивать их поступки; читать по ролям; пересказывать притчу по составленному плану; сравнивать близкие по сюжету произведения разных жанров; формулировать своё отношение к прочитанному; сопоставлять произведения разных видов искусства (литература, видео- и аудиозапись); формулировать выводы. Развивать умения: слушать стихотворное произведение и работать с его содержанием, определять эмоциональный строй стихотворения, находить художественные средства в тексте; прогнозировать содержание текста по заглавию; тему произведения, находить в тексте средства художественной выразительности; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; формулировать своё отношение к прочитанному; сравнивать произведения одного жанра и одного автора на одну тему; формулировать выводы. Развивать умения: слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности; анализировать прочитанное произведение; определять авторское отношение и формулировать своё отношение к содержанию текста; делать выводы. Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать её содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; развивать интерес к произведениям о семье. Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему. Развивать творческие способности. Развивать умение работать с инфографикой. Развивать интерес к жанру притчи. Воспитывать уважение к своей семье. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа. Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг. Литературоведческие понятия: притча, время и место, сборник, тема, строфа, речь героя, диалог, пословица в речи героя, ритм, темп, герой и повествователь, пасхальный рассказ, описание, закличка, рассказчик, эпитет, загадка.
Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): семья, корни, родство, сирота, мать и дитя, звезда, мастер, мастерица, мастерство, опыт, терпение и труд, человек, отец, родня, трудолюбие, забота, весна, колокол, радость, Воскресение, традиция. Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества.
Тема 7. «ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!»
Стихи и проза о Великой Отечественной войне, защите Отечества и памяти народной: В. Бахревский «Героическая азбука»; С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; С. Щипачёв «22 июня 1941»; П. Железнов «Пионеры-герои». Внеклассное чтение: произведения К. Симонова, А. Н. Толстого, М. Шолохова, В. Богомолова, Л. Кассиля, Л. Пантелеева, Р. Погодина, А. Митяева, В. Осеевой о войне; С. Алексеев «Битва за Москву», «Ни шагу назад», «Орлович-Воронович», «От Москвы до Берлина», «Подвиг Ленинграда»; В. Бахревский «Героическая азбука»; Е. Верейская «Три девочки»; В. Карасёва «Кирюшка»; В. Катаев «Сын полка»; С. Олефир «Когда я был маленьким, у нас была война…»; С. Радзиевская «Болотные робинзоны»; Э. Фонякова «Хлеб той зимы». Совершенствовать навык беглого, выразительного чтения текста вслух и про себя. Развивать умения: слушать стихотворное произведение и работать с его содержанием, определять эмоциональный строй стихотворения, находить художественные средства в тексте; прогнозировать содержание текста по заглавию; тему произведения, находить в тексте средства художественной выразительности; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; формулировать своё отношение к прочитанному; сравнивать произведения одного жанра и одного автора на одну тему; формулировать выводы. Развивать умения: слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; прогнозировать содержание текста по заглавию; определять тему произведения; анализировать прочитанное произведение, формулировать своё отношение к прочитанному; формулировать выводы. Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать её содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему; развивать интерес к произведениям о Великой Отечественной войне. Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему. Развивать память, внимание, мышление, любознательность. Воспитывать чувство уверенности в своих знаниях. Развивать умение работать с инфографикой, ресурсами Интернета. Воспитывать любовь и уважение к прошлому России, подвигу её народа. Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг. Литературоведческие понятия: повествование, риторический вопрос, антитеза. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): Отечество, герой, солдат, подвиг, война, мир, победа Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества.
Тема 8. ЭТО РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ, ЭТО РОДИНА МОЯ
Стихи о летней поре, восхищении жизнью: И. Бунин «Полевые цветы»; К. Валаханович «Лето, не уйдёшь!», «Моя деревня»; Саша Чёрный «Летом». Внеклассное чтение: стихи И. Бунина, Саши Чёрного, Р. Алдониной, Д. Бурачевской, К. Валаханович, И. Иванниковой, М. Лукашевича, Ю. Мориц, А. Орловой, Ю. Симбирской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Фельдман; проза Саши Чёрного, Ю. Венедиктовой, О. Гурьян, В. Драгунского, М. Дружининой, Е. Каликинской, Ю. Лавряшиной, М. Лазаренской, Н. Носова, Л. Романовской, М. Тараненко, А. Усачёва, Е. Чудиновой. Совершенствовать навык беглого, выразительного чтения текста вслух и про себя. Развивать умения: работать с содержанием стихотворения с использованием художественных средств произведения; определять идею произведения; читать стихотворение, подбирая интонацию, темп речи, тембр голоса, паузы; формулировать отношение автора к героям стихотворения; формулировать на основе прочитанного выводы с приведением аргументов. Развивать умения: слушать стихотворное произведение и работать с его содержанием, определять эмоциональный строй стихотворения, находить художественные средства в тексте; прогнозировать содержание текста по заглавию; тему произведения, находить в тексте средства художественной выразительности; анализировать прочитанное произведение; формулировать своё отношение к прочитанному; сравнивать произведения одного жанра и разных авторов на одну тему; формулировать выводы. Развивать умения: работать с детской книгой, прогнозировать её содержание по названию; выбирать из предложенных книг те, которые соответствуют теме; сравнивать произведения разных жанров на одну тему. Формировать умение самостоятельно читать книги на заданную тему. Развивать интерес к творчеству И. Бунина и Саши Чёрного. Воспитывать интерес к поэзии и творчеству поэтов ХХ–XXI вв. Воспитывать любовь к природе родного края. Воспитывать ценностное отношение к самостоятельному чтению книг. Литературоведческие понятия: метафора. Ключевые понятия русской культуры (через текст и вопросы): природа, поле, цветок, лето, благо, радость, грусть.
Развитие речи: определение значения слов и употребление их в своей аргументации; ответы на вопросы к тексту; различные виды чтения, выразительное чтение; пересказ подробный и выборочный, словесное рисование; сочинение устного и письменного рассказов; рассуждение. Внутрипредметные и межпредметные связи: пословицы; русский язык, музыка, живопись. Метапредметность: оценивание своей роли в коллективной работе с текстом; умение прислушиваться и с уважением относиться к участникам обсуждения прочитанного; сравнение различных текстов между собой и литературных произведений с произведениями различных видов творчества.
3. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Сроки проведения | Тема урока | кол-во часов |
план | факт |
| | | Раздел 1. Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! | 3 часа |
1 | | | Осени приметы | 1 |
2 | | | Школьная дружба | 1 |
3 | | | Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся | 1 |
| | | Раздел 2. Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… | 10 часов |
4 | | | Было ль, не было ль… | 1 |
5 | | | «Богатырская наша сила – сила духа и сила воли!» | 1 |
6 | | | Страна городов | 1 |
7 | | | Отец и дочь | 1 |
8 | | | Подвиги во имя любви | 1 |
9-10 | | | Племянник Ломоносова | 2 |
11-12 | | | Учитель, ученик, родная кровь | 2 |
13 | | | Первые на Руси книги для детей | 1 |
| | | Раздел 3. Где нам посчастливилось родиться… | 2 часа |
14 | | | «Любовь очей, моя страна!» | 1 |
15 | | | Хранимая Богом родная земля! | 1 |
| | | Раздел 4. Рождество подарит праздник и добром согреет душу | 2 часа |
16 | | | Каждый из нас ангел… | 1 |
17 | | | Рождество добром согреет душу! | 1 |
| | | Раздел 5. Невидимый мир внутри тебя | 4 часа |
18 | | | Хлеб в пути - не в тягость | 1 |
19-21 | | | В начале было слово | 3 |
| | | Раздел 6. Любовь к Родине начинается с семьи | 7 часов |
22 | | | Семья – мои корни | 1 |
23 | | | «Я буду светить путеводной звездой!» | 1 |
24 | | | Вместе с мамой | 1 |
25 | | | Как хорошо, когда папа рядом! | 1 |
26 | | | Бабушка моя!.. | 1 |
27 | | | Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью… | 1 |
28 | | | В толстый колокол звонят, так праздник! | 1 |
| | | Раздел 7. «Идёт война народная, священная война!» | 3 часа |
29 | | | Героическая азбука | 1 |
30 | | | «…А был он лишь солдат…» | 1 |
31 | | | Дети-герои | 1 |
| | | Раздел 8. Это русское раздолье, это родина моя | 4 часа |
32 | | | Русских полей нежное очарованье… | 1 |
33 | | | Здравствуй, лето! | 1 |
34 | | | Я хочу, чтобы лето не кончалось… | 1 |
35 | | | Урок-обобщение | 1 |