СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа 21 века" 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа 21 века" 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению "Начальная школа 21 века" 1-4 класс»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.


Личностные результаты

  • понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;

  • познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений;

  • духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально –этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;

  • овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;

  • формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);

  • самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;

  • использование умения читать для удовлетворения личного интереса.


Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • понимание и постановка учебной задачи;

  • составление плана и последовательности действий;

  • самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;

  • коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;

  • овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.

В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.


Познавательные

  • формирование познавательной учебной задачи;

  • выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;

  • выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;

  • восприятие прослушанного или прочитанного произведения;

  • поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

  • умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;

  • способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

  • интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);

  • рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному эстетическому воспитанию учащихся);

  • выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.



Коммуникативные

  • слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);

  • умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;

  • овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);

  • умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;

  • умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению;

  • дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

  • умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;

  • умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;

  • умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.


Предметные результаты

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

  • формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

1-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.



2-й класс

Личностные результаты

У второклассника продолжат формироваться следующие умения:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2-м классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.


Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;


- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



Предметные результаты

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);

  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

  • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;

  • находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

  • группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать свое мнение о поступках героев, ориентируясь общепринятые моральные ценности;

  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;

  • читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;

  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;

  • различать пословицы и загадки по темам;

  • использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произведения;

  • выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

  • находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.


Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;

  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

  • моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

  • рассказывать сказки с присказками;

  • создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.

Ученик получит возможность научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

  • выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

  • инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.


Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения, книги, героев;

  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

  • находить информацию о книге в ее аппарате;

  • сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.


3-й класс


Личностные результаты

● формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;

● формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

● воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

● формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

● овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

●принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

● развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

● развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

● наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты

● овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

● освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

● формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

● формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

● использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

● активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

● использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

● овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

● овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

● готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

● умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

● готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.



Предметные результаты

Ученик научится:

  • осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;

  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

  • читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60-75 слов в минуту);

  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;

  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

  • читать наизусть заранее подготовленные произведения;

  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

  • практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты,

  • сравнивать по принципу сходство/различия;

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

  • правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

  • понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;

  • классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

  • различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

  • понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;

  • работать с книгами разного типа (книгами-произведениями, книгами - сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);

  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:

узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.),

различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.),

узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;

  • определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;

  • подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

  • находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

  • находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

Ученик получит возможность научиться:

  • подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

  • употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;

  • находить и читать диалоги и монологи героев.


Раздел «Творческая деятельность»:

чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование,

работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Ученик научится:

  • понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героев в соответствии с образом, созданным автором произведения;

  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

  • моделировать «живые картины» к изученным произведениям;

  • создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.

Ученик получит возможность научиться:

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведения;

  • выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные – герои литературных произведений»;

  • творчески пересказывать произведение от лица героя;

  • создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).


Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • определять и формулировать главную мысль текста;

  • находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;

  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

  • делить текст на составные части, составлять план текста;

  • понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять ее;

  • сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

  • находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги; целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

  • сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.



4-й класс

Личностные результаты

К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:

  • понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература;

  • объяснить понятия: «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;

  • понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;

  • осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;

  • проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;

  • работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);

  • пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Метапредметные результаты

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку

выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.


Предметные результаты

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;

  • воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;

  • пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворение читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

  • читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча - не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);

  • читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;

  • пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;

  • различать художественную, научно – популярную, учебную и справочную литературу;

  • ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного и прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно –следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;

  • работать с учебным, научно – популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;

  • понимать и объяснять поступки героев, высказать свое мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;

  • пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;

  • выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;

  • составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;

  • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;

  • сравнивать художественные и научно – популярные произведения, выделять две –три отличительные особенности;

  • формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объема (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;

  • работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно – популярный, соотносить типы текста с жанром;

  • сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;

  • использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор – герой произведения, автор – рассказчик, главный и второстепенный герои, положительные и отрицательные герои произведения;

  • практически находить в тексте произведения средства выразительности – эпитеты,

  • сравнения, олицетворения, метафоры и объяснить их роль;

  • подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное

  • значение.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

  • находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения;

  • различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.


Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

  • создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);

  • выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг –самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;

  • писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

  • сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

  • пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

  • создавать собственные тексты (повествование – по аналогии; рассуждение –развернутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя или пейзаж).


Раздел « «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;

  • прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа ее структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);

  • работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач; использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;

  • пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;

  • находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;

  • собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;

  • сопоставлять информации, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.



  1. Содержание учебного предмета, курса

1 класс – 132 ч.

Обучение грамоте (64 ч)

Слово и предложение (4 ч)

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Фонетика (10 ч)

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (макрак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Графика (34 ч)

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Чтение (на каждом уроке обучения грамоте)

Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Восприятие художественного произведения (литературное слушание) (16 ч)

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).

Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.

Развитие речи (на каждом уроке обучения грамоте)

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.

Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.

Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

1 класс (132 ч)

Обучение грамоте (64 ч) Знакомство с «Букварем». Отработка понятия «предложение».Введение понятия «слово».Рассказ по сюжетной картинке. Интонационное выделение первого звука в словах. Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слов Введение понятия «гласный звук». Знакомство с буквой «А, а».Знакомство с буквой «Я, я».Буква «я» в начале слова. Знакомство с буквой «О, о». Знакомство с буквой «Ё, ё». Буква «ё» в начале слова Знакомство с буквой «У, у».Знакомство с буквой «Ю, Буква «ю» в начале слова Знакомство с буквой «Э, э».Знакомство с буквой «Е, е». Буква «е» в начале слова. Знакомство с буквой «ы». Знакомство с буквой «И, и». Знакомство с буквой «М, м». Знакомство с буквой «Н, н». Знакомство с буквой «Р, р». Введение понятий «согласный звук». Знакомство с буквой «Л, л». Знакомство с буквой «Й, й». Введение понятия «слог». Знакомство с буквой «Г, г». Знакомство с буквой «К, к». Знакомство с буквой «З, з». Знакомство с буквой «С, с». Знакомство с буквой «Д, д». Знакомство с буквой «Т, т». Знакомство с буквой «Б, б». Знакомство с буквой «В, в».Знакомство с буквой «Ф, ф».Знакомство с буквой «Ж, ж». Знакомство с буквой «П, п». Знакомство с буквой «Ш, ш».Знакомство с буквой «Ч, ч». Знакомство с буквой «Щ, щ». Знакомство с буквой «Х, х».Знакомство с буквой «Ц, ц».Знакомство с буквой «ь». Знакомство с особенностями «ъ». Алфавит. Закрепление изученного материала.

Систематический курс (68 ч)

Произведения устного народного творчества разных народов России (6 ч) Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Русская народная сказка «Лиса и Журавль». Русская народная сказка «Терешечка». Русская народная сказка «Привередница». Загадки, песенка - закличка. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Русская народная песня «Березонька». Русская народная песня «Котик». Загадка.

Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв. (7 ч) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок). К. Ушинский «Играющие собаки». Л.Н.Толстой «Косточка». «Солнце и ветер». И.Соколов-Микитов «Русский лес». «Радуга». «Май». А.Плещеев» «Травка зеленеет».

Произведения классиков детской литературы (25 ч) Алфавит. С.Маршак «Ты эти буквы заучи». В.Сутеев «Три котенка». А. Шибаев «Беспокойные соседи». Г.Остер «Меня нет дома». А.Шибаев «На зарядку становись». «Познакомились». А.Шибаев «Всегда вместе». Г.Остер «Середина сосиски». Э.Успенский «Если бы был я девочкой». Н.Носов «Живая шляпа». Г.Остер «Спускаться легче». В.Сутеев «Под грибом». А.Шибаев «Что за шутки». Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета». В.Драгунский «Заколдованная буква». Н.Носов «Ступеньки». Г.Остер «Привет мартышке». В.Сутеев «Кораблик», «Палочка-выручалочка». Н.Носов «Затейники». В.Драгунский «Он живой и светится». В. Голявкин «Яандреев». В.Осеева «Кто наказал его?». «Потерянный день». «Три товарища». «Печенье». «Кто хозяин?». «На катке». А.Барто «Я — лишний». «Жук». «Весенняя гроза». Э.Успенский «Всё в порядке». Э.Мошковская. «Лёд тронулся». С.Я. Маршак «Апрель». Е.Трутнева «Когда это бывает?». С.Михалков «Аисты и лягушки». В.Бианки «Лис и мышонок». «Синичкин календарь». «Лесной колобок — колючий бок». Б.Заходер. «Ёжик». В.Чаплина. «Мушка». С.Баруздин «Весёлые рассказы». В.Голявкин «Про то, для кого Вовка учится?». В.Берестов «Серёжа и гвозди». «Выводок». В.Сутеев «Цыплёнок и Утёнок». Е.Трутнева «Эхо». К.Чуковский «Загадка». «Радость».

Произведения современной отечественной литературы (25 ч) Е.Пермяк «Про нос и язык». «Торопливый ножик». «Пичугин мост». А.Кушнер «Большая новость». Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился». К.Чуковский «Муха-Цокотуха».Б.Житков «Как меня называли». А. Кушнер «Что я узнал». Ю.Дмитриев «Медвежата», Г.Снегирёв «Медвежата». М.Карем «Растеряшка». М.Пришвин. «Лесная капель». «Ёжик». «Норка и Жулька». Кир Булычев «Скороговорка».Я.Аким «Жадина». «Мама». И.Мазнин «Давайте дружить». Е.Чарушин «Яшка». «Зайчата». «Томкины сны». «Томка и корова». «Как Никита играл в доктора». Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц». «На одном бревне». И.Жуков «Нападение на зоопарк». Ю.Могутин «Убежал». Э.Шим «Глухарь». Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья». Н. Сладков «Лиса и мышь». А. Митта «Шар в окошке». Г.Снегирев «Скворец». В.Орлов «Как малышу нашли маму». «Большие уши». А.Усачёв. «Грамотная мышка». М.Яснов «В лесной библиотеке». «Мать». И.Северянин «Её питомцы». Ю.Коваль «Бабочка». Н.Саконская. «Мы с мамой». М.Пляцковский «Добрая лошадь». «Урок дружбы». Е.Пермяк «Самое страшное». «Бумажный змей». С.Востоков «Кто кого». И.Бутман «Клоун». Е.Ильина «Чик-чик ножницами». С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». И.Шевчук. «Ленивое эхо». Я.Тайц «Всё здесь». «По ягоды». М.Есеновский «Моя небольшая родина». Ю.Коринец «Волшебное письмо». Р.Валеева «Здравствуй, лето!». В.Лунин «Я видела чудо»

Произведения классиков зарубежной литературы (5 ч) Ш. Перро «Красная шапочка». Д.Родари «Про мышку, которая ела кошек». Д. Хармс «Лиса и заяц». Х.-К.Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик». Д.Биссет «Дракон Комодо».



2 класс (4 ч в неделю; 136 часов)


Содержание курса литературного чтения во 2 классе (136 ч)


Темы:

« О нашей Родине» (5ч.)

Стихотворения о Родине Ф. Савинова, И. Никитина, А. Прокофьева, Н. Рубцова, рассказы о Родине С. Романовского.


«Народная мудрость» (6ч.)

Песни, былины, малые жанры фольклора.


«О детях и для детей» (13ч.)

Разножанровые произведения о детях и для детей А.Барто, Б.Заходера, С.Баруздина, А.Рубинова, Е.Пермяка, С.Михалкова, Н.Носова, П.Воронько, Г.Сапгира, скороговорки, народные сказки, басни И.Крылова и Л Толстого, литературные сказки В.Сутеева, В.Осеевой, Л.Пантелеева, В.Катаева, рассказы М.Зощенко, Я.Акима,А.Митта, В Берестова, В. Беспалькова.


«Мир сказок» (6ч.)

Народные и литературные сказки братьев Гримм, Х.-К.Андерсена, Б.Заходера.


«Уж небо осенью дышало…» (6ч.)

Произведения об осени А.Пушкина, Г.Скребицкого, М.Пришвина, Э.Шима, Е.Трутневой,

Н.Сладкова, А.Твардовского, Н.Рубцова,К.Бальмонта, А.Майкова.


«Снежок порхает, кружится…» (18ч.)

Произведения о зиме З.Александровой, К Ушинского, С.Иванова, С.Есенина, И.Соколова-Микитова, Э.Шима, М.Пришвина, Е Пермяка, И.Сурикова, В.Даля, Н.Некрасова, В.Одоевского, Г.Скребицкого, И.Белякова, русские и зарубежные народные сказки.


«Здравствуй, праздник новогодний!» (10ч.)

Произведения о новогоднем празднике С.Михалкова, Х.-К.Андерсена, А.Гайдара, С.Маршака, С.Городецкого.


«О братьях наших меньших» (12ч.)

Произведения о животных В.Жуковского, К Коровина, К.Ушинского, Е.Благининой,

М.Пришвина, Н.Рубцова, П.Комарова, Е.Чарушина, В.Бианки. М.ДудинаК.Паустовского,

народные и авторские сказки Д.Мамина-Сибиряка, Р.Киплинга.


«Лис Миккель и другие» (зарубежные сказки) (13ч.)

Сказки народов мира.


«Семья и я» (15ч.)

Фольклорные произведения о семье, произведения о семье Л.Толстого, М.Лермонтова, Е.Пермяка, С.Аксакова, В.Осеевой, А.Майкова, И.Панькина, А.Плещеева, Л. Воронковой,

Ю.Коринца, С.Михалкова, В.Солоухина, Б.ЗаходераС.Баруздина, К.Курашкевича.


«Весна, весна красная…» (24ч.)

Народные произведения о весне, литературные произведения о весне А.Ахматовой, А.Чехова, А.Пушкина, Г.Скребицкого, Н.Сладкова, С.Маршака, Э.Шима, Е.Баратынского,

В.Маяковского, Ф.Тютчева, М.Пришвина, А.Куприна, А.Барто, П.Воронько, В. Жуковского, В.Бианки, О.Высотской, П.Дудочкина, Б.Заходера, М.Горького, К.Ушинского, Р.Сефа.


«Там чудеса…» (волшебные сказки) (8ч.)

Народные сказки, сказки А.Пушкина, Ш. Перро, Л.Кэрролл.


Содержание курса литературного чтения в 3 классе (136 ч)


Темы:

«Устное народное творчество» (16ч.)

Сказки народов России, былины, малые жанры фольклора.


«Басни» (5ч.)

Басни Эзопа и И.Крылова.


«Произведения А.С.Пушкина» (10ч.)

«Улукоморья дуб зеленый…», отрывки из поэмы «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», стихотворения «Вот вечер, тучи нагоняя…», «Зимний вечер», «Няне».


«Стихи русских поэтов» (5ч.)

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…»; А.Майков «Осень»; А.Фет «Мама!Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»; И.Бунин «Листопад».


«Произведения Л.Н.Толстого» (11ч.)

Сказки «Два брата», «Ореховая ветка», Работник Емельян и пустой барабан»; басня

«Белка и Волк»; рассказы «Лебеди», «Зайцы», «Лев и собачка», «Прыжок»; былина «Как

боролся русский богатырь».


«Произведения Н.А.Некрасова» (7ч.)

Стихотворения «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок», «Славная осень…»,

«Зеленый Шум», «Мороз-воевода»; отрывок из поэмы «Саша».


«Произведения А.П.Чехова (6ч.)

«Степь» (отрывок), «Белолобый», «Ванька» (дополнительно: Л.Андреев «Кусака»).


«Сказки зарубежных писателей» (4ч.)

Ш.Перро «Подарки феи». Ц.Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка».

Х.-К.Андерсен «Снеговик». Братя Гримм «Умная дочь крестьянская».


«Стихи русских поэтов» (7ч.)

Стихи о детях, о Родине, о родной природе: И.Никитин «Русь», «Утро», «Помню я: бывало, няня…». И.Суриков «Детство». С.Дрожжин «Привет», «Зимний день». Ф.Глинка «Москва».


«Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка (6ч.)

Рассказы о животных: «Приѐмыш», «Умнее всех», «Постойко». (Дополнительно: В.Астафьев «Стрижонок Скрип».)


«Произведения А.И.Куприна (8ч.)

«Синяя звезда», «Барбос и Жулька», «Собачье счастье».


«Стихи С.А.Есенина» (7ч.)

Стихи о Родине, о природе, для детей: «Я покинул родимый дом», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Берѐза», «Сыплет черѐмуха снегом…», «Бабушкины сказки».

(Дополнительно: И.Тургенев «Деревня».)


«Произведения К.Г.Паустовского» (12ч.)

Сказка «Стальное колечко», рассказы «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди?», «Заячьи

лапы», «Тѐплый хлеб».

(Дополнительно: И.С.Тургенев «Воробей».)


«Произведения С.Я.Маршака» (4ч.)

Стихи «Урок родного языка», «Ландыш». Пьеса-сказка «Кошкин дом».


«Произведения Л.Пантелеева» (5ч.)

«Честное слово», «Камилл и учитель», «Фенька», «Новенькая».

(Дополнительно: В.Осеева «Бабка».)


«Произведения А.П.Гайдара» (6ч.)

«Горячий камень», «Тимур и его команда».


«Произведения М.М.Пришвина» (7ч.)

«Моя Родина», «Двойной след», «Выскочка», «Жаркий час».


«Произведения зарубежных писателей» (10ч.)

Дж. Лондон «Бурый волк». Э.Сетон-Томпсон «»Чинк».

(Дополнительно: Дж.Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».)


Содержание курса литературного чтения в 4 классе (136 ч)


Темы:

«Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни» (10ч.)

Малые жанры фольклора.

Сказка «Иван-царевич и Серый волк». (Дополнительно: «Марья Моревна».)

Былина «Волх Всеславович». (Дополнительно: «Вольга Святославич».)

«Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчении».


«Басни. Русские баснописцы» (6ч.)

И.Крылов «Стрекоза и Муравей», «Крестьянин в беде»., «Мартышка и очки», «Квартет»,

«Осѐл и Соловей».

И.Хемницер «Стрекоза», «Друзья».

Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи».

А.Измайлов «Кукушка», «Лестница».

И.Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок».


«Произведения В.А.Жуковского» (6ч.)

Стихотворения «Песня», «Ночь», «Вечер», «Загадки».

Сказка «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее…».


«Произведения А.С.Пушкина» (5ч.)

Стихотворения «Осень», «И.И.Пущину», «Зимняя дорога».

«Сказка о золотом петушке».

«Песнь о вещем Олеге».


«Произведения М.Ю.Лермонтова» (5ч.)

Стихотворения «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины»,

«Утѐс», «Казачья колыбельная песня».


«Произведения П.П.Ершова» (4ч.)

Сказка «Конѐк-Горбунок».

Стихотворение «Кто он?»


«Произведения В.М.Гаршина» (4ч.)

Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе».


«Произведения русских писателей о детях» (6ч.)

Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Тѐмы».

К.Станюкович «Максимка».

Д.Мамин-Сибиряк «Вертел»


«Произведения зарубежных писателей» (11ч.)

В.Гюго «Козетта» (отдельные главы).

М.Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки), «Приключения Гекльберри Финна» (1-2

главы).

Х.-К.Андерсен. Сказки «Дикие лебеди», «Девочка со спичками»; стихотворение «Дети

года».


«В мире книг» (7ч.)

Библейское предание «Суд Соломона».

Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар».

Славянский миф «Ярило-Солнце».

Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи».

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

«Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть о

Константине и Мефодии», «Повесть о Никите Кожемяке», «Поучение Владимира

Мономаха детям» (отрывки из «Повести временных лет»).

«О князе Владимире» (отрывок из жития).


«Произведения Л.Н.Толстого» (10ч.)

«Воспоминания Л.Н.Толстого»,.

Рассказы «Акула», «Черепаха», «Русак».

Сказка «Два брата».

Басня «Мужик и водяной».

Былина «Святогор-богатырь».


«Стихи А.А.Блока» (3ч.)

«Россия», «Рождество», «На поле Куликовом».


«Стихи К.Д.Бальмонта» (7ч.)

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Русский

язык», «Золотая рыбка».


«Произведения А.И.Куприна» (6ч.)

«Скворцы», «Четверо нищих», очерк «Сказки Пушкина», «Воспоминания об А.П.Чехове».

(Дополнительно: Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк»; В Песков « В гостях у СетонТомпсона».)


«Стихи А.И.Бунина» (4ч.)

Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Листопад» (отрывок).


«Произведения С.Я.Маршака» (10ч.)

Стихотворения «Словарь», «Загадки», «Зелѐная застава».

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (избранные картины); «Сказка про козла».

Перевод стихотворения Р.Бѐрнса «В горах моѐ сердце».

Повесть в стихах «Ледяной остров».


«Стихи Н.А.Заболоцкого» (3ч.)

«Детство», «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу».


«Произведения о детях войны» (5ч.)

В.П.Катаев «Сын полка» (отдельные главы).

К Симонов «Сын артиллериста».


«Стихи Н.М.Рубцова» (4ч.)

«Тихая моя родина», «Ласточка».

(Дополнительно: А Платонов. Сказка-быль «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»;

«Неизвестный цветок».


«Произведения С.В.Михалкова» (3ч.)

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Как бы мы жили без книг?»

(Дополнительно: Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».)

Басни «»Зеркало».

(Дополнительно: «Любитель книг», «Чужая беда».)


«Юмористические произведения» (3ч.)

Н.Носов «Федина задача».

И.Гамазкова «Страдания».

В.Драгунский «Тайное становится явным».

М.Горький «Пепе».


«Очерки» (6ч.)

И Соколов-микитов «Родина».

М.Шолохов «Любимая мать-отчизна».

А.Куприн «Сказки пушкина».

Н.Шер «Картины-сказки».

М.Горький «О сказках», «О сказках».

Р.Сеф «О стихах Джона Чиарди».

Ю.Яковлев «Право на жизнь».


«Путешествия. Приключения. Фантастика» (8ч.)

Н Вагнер «Фея Фантаста», «Берѐза», «Сказка», «Руф и Руфина».

(Дополнительно: Х.-К.Андерсен «Ель».)

Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы)


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы




п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

2

3

4

1.

Обучение грамоте

49

49




2.

Мир сказок

32

11

21



3.

Учимся уму-разуму.

15

15




4.

Читаем о родной природе.

116

11

56

32

17

5.

О наших друзьях – животных.

28

13

15



6.

Литературное слушание

33

33




7.

О детях и для детей.

54


20

17

17

8.

О Родине.

28


5

10

13

9.

Народная мудрость.

58


5

28

25

10.

О семье.

29


14


15

11.

Басни.

19



9

10

12.

Стихи русских поэтов.

79



40

39

ИТОГО:

540

132

136

136

136



33