Рабочая программа по математике для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В., Волковой С.И., Степановой С.В. по учебному предмету «Математика» для 1–4 классов.
Курс рассчитан на изучение математики в 4 классе в течение 34 учебных недель общим объемом 136 учебных часов (из расчета 4 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач, умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
СОДЕРЖАНИЕ
Повторение.
Четыре арифметических действия (+) (-) (х) (:). (14 ч.)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.
Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел, письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.
Луч. Угол. Виды углов: прямой, острый тупой.
Числа, которые больше 1000. Нумерация. (12 ч.)
Новая счётная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Числовой луч.
Величины. (11 ч.)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание. (12 ч.)
Сложение и вычитание(обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217 + 163, х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений одной и той же величины.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
Умножение и деление на однозначное число. (77 ч.)
Свойства умножения. Умножение на 0 и 1. Письменные приемы умножения многозначного числа на однозначное. Нахождение неизвестного множителя. Деление на однозначное число. Невозможность деления на 0. Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное. Нахождение неизвестного делимого и делителя. Среднее значение. Скорость. Время. Расстояние. Виды треугольников. Построение прямоугольного треугольника на нелинованной бумаге.
Умножение числа на произведение. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Перестановка и группировка множителей. Деление числа на произведение. Устные и письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями. Деление с остатком.
Умножение числа на сумму. Устные и письменные приёмы умножения.
Письменное деление. Деление с остатком.
Повторение (10 ч.)
Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА»
4 класс (136 часов, 4 часов в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата проведения занятия |
Планируемая | Фактическая |
I четверть - 32 часа Числа от 1 до 1000. Повторение - 14 часов |
1 | Повторение. Нумерация чисел. | | |
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. | | |
5 | Умножение трехзначного числа на однозначное. | | |
6 | Свойства умножения. | | |
7 | Алгоритм письменного деления. | | |
8 | Прием письменного деления. | | |
9 | Входная контрольная работа №1 «Повторение изученного в 3 классе» | | |
10 | Прием письменного деления. | | |
11 | Диаграммы. | | |
12 | Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». | | |
13 | Контрольная работа №2 по теме «Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление» | | |
|
14 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | | |
| Числа, которые больше 1000 – 112 ч. Нумерация - 12 ч. | | |
15 | Класс единиц и класс тысяч. | | |
16 | Чтение многозначных чисел. | | |
17 | Запись многозначных чисел. | | |
18 | Разрядные слагаемые. | | |
19 | Сравнение чисел. | | |
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | | |
21 | Закрепление изученного. | | |
22 | Класс миллионов. Класс миллиардов. | | |
23 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились | | |
24 | Проект «Наш город (село)». Что узнали. Чему научились | | |
25 | Контрольная работа № 3 по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация». | | |
26 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | | |
Величины – 11 ч. |
27 | Единицы длины. Километр. | | |
28 | Единицы длины. Закрепление. | | |
29 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. | | |
30 | Таблица единиц площади. | | |
31 | Измерение площади с помощью палетки. | | |
32 | Единицы массы. Тонна, центнер. | | |
| II четверть - 32 часов | | |
1/33 | Единицы времени. Определение времени по часам. | | |
2/34 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. | | |
3/35 | Век. Единицы времени. | | |
4/36 | Что узнали. Чему научились. Анализ контрольной работы. Время от 0 часов до 24 часов. | | |
5/37 | Контрольная работа № 4 по теме «Величины» | | |
Сложение и вычитание – 12 ч. |
6/38 | Анализ контрольной работы. Устные и письменные приёмы вычислений. | | |
7/39 | Нахождение неизвестного слагаемого. | | |
8/40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | | |
9/41 | Нахождение нескольких долей целого. | | |
10/42 | Решение задач на нахождение нескольких долей целого. | | |
11/43 | Решение задач на нахождение нескольких долей целого. | | |
12/44 | Сложение и вычитание величин. | | |
13/45 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.. | | |
14/46 | Что узнали. Чему научились. | | |
15/47 | Странички для любознательных. Задачи-расчёты. | | |
16/48 | Что узнали. Чему научились. | | |
17/49 | Контрольная работа № 5 по теме «Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание». | | |
| Умножение и деление – 77 ч. | | |
18/50 | Анализ контрольной работы. Свойства умножения. | | |
19/51 | Письменные приемы умножения. | | |
20/52 | Письменные приемы умножения. | | |
21/53 | Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями. | | |
22/54 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | | |
23/55 | Деление с числами 0 и 1. | | |
24/56 | Письменные приёмы деления. | | |
25/57 | Письменные приёмы деления. | | |
26/58 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. | | |
27/59 | Закрепление изученного. Решение задач. | | |
28/60 | Письменные приемы деления. Решение задач. | | |
29/61 | Закрепление изученного. | | |
30/62 | Что узнали. Чему научились. | | |
31/63 | Контрольная работа № 6 по теме «Умножение и деление на однозначное число». | | |
32/64 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | | |
| III четверть - 40 часов | | |
1/65 | Умножение и деление на однозначное число. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | | |
2/66 | Скорость. Единицы скорости. | | |
3/67 | Решение задач на движение. | | |
4/68 | Решение задач на движение. | | |
5/69 | Решение задач на движение. | | |
6/70 | Странички для любознательных. Проверочная работа. | | |
7/71 | Умножение числа на произведение. | | |
8/72 | Письменное умножение на числа, оканчивающихся нулями. | | |
9/73 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
10/74 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | | |
11/75 | Решение задач на встречное движение. | | |
12/76 | Перестановка и группировка множителей. | | |
13/77 | Что узнали. Чему научились. | | |
14/78 | Контрольная работа № 7 по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями». | | |
15/79 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | | |
16/80 | Деление числа на произведение. | | |
17/81 | Деление числа на произведение. | | |
18/82 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | | |
19/83 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального. | | |
20/84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
21/85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
22/86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
23/87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | | |
24/88 | Решение задач на противоположное движение. | | |
25/89 | Закрепление приемов деления. | | |
26/90 | Что узнали. Чему научились. | | |
27/91 | Контрольная работа № 8 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | | |
28/92 | Проект «Математика вокруг нас» | | |
29/93 | Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму. | | |
30/94 | Умножение числа на сумму. | | |
31/95 | Письменное умножение на двузначное число. | | |
32/96 | Письменное умножение на двузначное число. | | |
33/97 | Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям. | | |
34/98 | Решение задач разных видов. | | |
35/99 | Письменное умножение на трехзначное число. | | |
36/100 | Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули. | | |
37/101 | Закрепление изученного материала | | |
38/102 | Контрольная работа № 9 по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число». | | |
39/103 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | | |
40/104 | Закрепление изученного. | | |
| IV четверть - 32 часов | | |
1/105 | Письменное деление на двузначное число. | | |
2/106 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | | |
3/107 | Алгоритм письменного деления на двузначное число. | | |
4/108 | Письменное деление на двузначное число. | | |
5/109 | Письменное деление на двузначное число. | | |
6/110 | Закрепление изученного. | | |
7/111 | Закрепление изученного. Решение задач. | | |
8/112 | Закрепление изученного. | | |
9/113 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление изученного. | | |
10/114 | Закрепление изученного. Решение задач. | | |
11/115 | Закрепление изученного. Решение задач. | | |
12/116 | Контрольная работа № 10 по теме «Деление на двузначное число». | | |
13/117 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на трёхзначное число. | | |
14/118 | Письменное деление на трёхзначное число. | | |
15/119 | Письменное деление на трёхзначное число. | | |
16/120 | Закрепление изученного. | | |
17/121 | Деление с остатком. | | |
18/122 | Деление на трёхзначное число. Закрепление. | | |
19/123 | Что узнали. Чему научились. | | |
20/124 | Что узнали. Чему научились. | | |
21/125 | Контрольная работа № 11 по теме «Деление на трехзначное число» | | |
22/126 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного. | | |
Итоговое повторение – 10 ч. |
23/127 | Нумерация. | | |
24/128 | Выражения и уравнения. | | |
25/129 | Арифметические действия: сложение и вычитание. | | |
26/130 | Арифметические действия: умножение и деление. | | |
27/131 | Правила о порядке выполнения действий. | | |
28/132 | Величины. | | |
29/133 | Итоговая контрольная работа за год № 12. | | |
30/134 | Геометрические фигуры. | | |
31/135 | Задачи. | | |
32/136 | Обобщение и систематизация изученного материала. | | |