Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 22 г. Черемхово»
| | «Утверждаю» Директор МОУ Школа № 22 г. Черемхово ________/Биснек Н.Ю./ ФИО Приказ № 267 от «02» сентября 2020 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Музыка»
для обучающихся с задержкой психического развития
(Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов под редакцией: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011)
Составитель:
Алексеева Е.С.,
учитель начальных классов
г. Черемхово,
2020-2021 учебный год
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты |
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций |
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий |
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Метапредметные результаты
В соответствии ФГОС НОО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД |
Обучающийся научится: |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Адекватно воспринимать предложения учителя Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учи теля Составлять план действий для решения несложных учебных задач Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме Осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию Принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя В сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи Выполнять учебные действия в устной и письменной речи Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата Анализировать причины успеха / неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности Составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем Сравнивать различные варианты решения учебной задачи; под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи Выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками В сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно предлагать возможные способы решения учебной задачи, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме Осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию Самостоятельно или в сотрудничестве с учителем вычленять проблему: что узнать и чему научиться на уроке Подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата Контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищам в случаях затруднений Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя Оценивать задания по следующим критериям: «Легкое задание», «Возникли трудности при выполнении», «Сложное задание» | Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной цели Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки Самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов Самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения математике Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе решения Самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме Осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию Адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе Самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность Подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. д. Позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата Оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства её достижения Определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями или на основе образцов Находить несколько вариантов решения учебной задачи Различать способы и результат действия Самостоятельно формулировать учебную задачу: определять её цель, планировать алгоритм решения, корректировать работу по ходу решения, оценивать результаты своей работы Ставить новые учебные задачи под руководством учителя Самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе решения Корректировать свою учебную деятельность в зависимости от полученных результатов самоконтроля Давать адекватную оценку своим результатам учёбы Оценивать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию Самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы, оценивать их на правдоподобность, делать выводы и ставить познавательные цели на будущее Адекватно оценивать результаты своей учёбы Позитивно относиться к своим успехам и перспективам в учении Определять под руководством учителя критерии оценивания задания, давать самооценку |
Познавательные УУД |
Обучающийся научится: |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником Использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи Читать простое схематическое изображение Понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций) На основе кодирования строить простейшие модели математических понятий Проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению) Выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий) Под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию) Под руководством учителя проводить аналогию Понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные) Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.) Строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу Осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура Составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения) Строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях Выделять существенные признаки объектов Под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа Понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых Использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма) Понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме Кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков, кратких записей, математических выражений Моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча Проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения Выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий) Выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д. Проводить аналогию и на её основе строить выводы Проводить классификацию изучаемых объектов Строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения Приводить примеры различных объектов или процессов, для описания которых используются межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура Пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи); составлять простой план Выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе Понимать значимость эвристических приёмов (перебора, подбора, рассуждения по аналогии, классификации, перегруппировки и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи | Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернета Использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схемы, таблицы, рисунки, чертежи, краткая запись, диаграмма) Использовать различные способы кодирования информации в знаково-символической или графической форме Моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча Проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям, самостоятельно строить выводы на основе сравнения) Осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам) Проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию Выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков Рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы Строить индуктивные и дедуктивные рассуждения Понимать смысл логического действия подведения под понятие (для изученных математических понятий) С помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи и родовидовые отношения между понятиями Самостоятельно или под руководством учителя анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура Под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий, научно-популярных книг Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению нового материала Совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ Самостоятельно или в сотрудничестве с учителем использовать эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и проектных заданий творческого характера с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе используя возможности Интернета Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач Проводить сравнение по нескольким основаниям, в том числе самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения Осуществлять разносторонний анализ объекта Проводить классификацию объектов, самостоятельно строить выводы на основе классификации Самостоятельно проводить сериацию объектов Проводить несложные обобщения Устанавливать аналогии Использовать метод аналогии для проверки выполняемых действий Проводить несложные индуктивные и дедуктивные рассуждения Осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий) Самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выявлять причинно-следственные связи и устанавливать родовидовые отношения между понятиями Самостоятельно анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура Под руководством учителя определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания Совместно с учителем или в групповой работе отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем книг, справочников, энциклопедий, электронных дисков Совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала Совместно с учителем или в групповой работе применять эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи Планировать свою работу по изучению незнакомого материала Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде схем, моделей, сообщений Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде |
Коммуникативные УУД |
Обучающийся научится: |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы Воспринимать различные точки зрения Понимать необходимость вежливого общения с другими людьми Контролировать свои действия в классе Слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие Употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. Использовать простые речевые средства для передачи своего мнения Наблюдать за действиями других участников учебной деятельности Формулировать свою точку зрения Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться Совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта | Использовать простые речевые средства для выражения своего мнения Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию Участвовать в диалоге; слушать и понимать других Участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности Взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики Принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе Вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы Корректно формулировать свою точку зрения Строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию Излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом различных речевых ситуаций Контролировать свои действия в коллективной работе Наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом Выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий Участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения Формулировать и обосновывать свою точку зрения Критично относиться к собственному мнению, стремиться рассматривать ситуацию с разных позиций и понимать точку зрения другого человека Понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека Согласовывать свои действия с мнением собеседника или партнёра в решении учебной проблемы Приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и других предметов Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета Критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества Предвидеть результаты и последствия коллективных решений Активно участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместных действий при организации коллективной работы Чётко формулировать и обосновывать свою точку зрения Учитывать мнение собеседника или партнёра в решении учебной проблемы Приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека Предвидеть результаты и последствия коллективных решений Чётко выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи согласно общему плану действий, прогнозировать и оценивать результаты своего труда |
Предметные результаты
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Предметные результаты по содержательным линиям предмета:
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
II. Содержание учебного предмета
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства»,« Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека». 35 ч.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
«Основные закономерности музыкального искусства». 66ч.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация-источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира».34 ч.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.
Ш.Тематическое планирование
1 класс
№ урока | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 ч.) |
1 | «И Муза вечная со мной!» | 1 |
2 | Хоровод муз | 1 |
3 | Повсюду музыка слышна | 1 |
4 | Душа музыки – мелодия | 1 |
5 | Музыка осени | 1 |
6 | Сочини мелодию | 1 |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» | 1 |
8 | Музыкальная азбука | 1 |
9 | Музыкальные инструменты. Народные инструменты | 1 |
10 | «Садко». Из русского былинного сказа | 1 |
11 | Музыкальные инструменты | 1 |
12 | Звучащие картины | 1 |
13 | Разыграй песню | 1 |
14 | Пришло Рождество, начинается торжество | 1 |
15 | Родной обычай старины | 1 |
16 | Добрый праздник среди зимы | 1 |
Раздел 2. Музыка и ты (17 ч.) |
17 | Край, в котором ты живешь | 1 |
18 | Поэт, художник, композитор | 1 |
19 | Музыка утра | 1 |
20 | Музыка вечера | 1 |
21 | Музыкальные портреты | 1 |
22 | Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка | 1 |
23 | У каждого свой музыкальный инструмент | 1 |
24 | Музы не молчали | 1 |
25 | Музыкальные инструменты | 1 |
26 | Мамин праздник | 1 |
27 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент | 1 |
28 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины | 1 |
29 | Музыка в цирке | 1 |
30 | Дом, который звучит | 1 |
31 | Опера-сказка. | 1 |
32 | «Ничего на свете лучше нету…» | 1 |
33 | Итоговая предметная диагностическая работа | 1 |
Тематическое планирование
2 класс
№ урока | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
Раздел I «Россия – Родина моя» (3 ч.) |
1 | Мелодия. | 1 |
2 | Здравствуй, Родина моя! | 1 |
3 | Гимн России | 1 |
II Раздел «День, полный событий» (6 ч.) |
4 | Музыкальные инструменты. | 1 |
5 | Природа и музыка | 1 |
6 | Танцы, танцы, танцы. | 1 |
7 | Эти разные марши | 1 |
8 | Расскажи сказку. Колыбельная. Мама. | 1 |
III Раздел «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) |
9 | Великий колокольный звон. | 1 |
10 | Святые земли Русской. Князь А. Невский. С.Радонежский | 1 |
11 | «Утренняя молитва». «В церкви». | 1 |
12 | «С Рождеством Христовым!» | 1 |
IV Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (5 ч.) |
13 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 1 |
14 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 |
15 | Проводы зимы. | 1 |
16 | Встреча весны. | 1 |
17 | Обобщающий урок по разделу «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 1 |
V Раздел «В музыкальном театре» (11 ч.) |
18 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. | 1 |
19 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера | 1 |
20 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал. | 1 |
21 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал. | 1 |
22 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал. | 1 |
23 | Симфоническая сказка. | 1 |
24 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | 1 |
25 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». | 1 |
26 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». | 1 |
27 | Волшебный цветик-семицветик. И все это – Бах. Музыкальные инструменты (орган). | 1 |
28 | Обобщение по разделу « В музыкальном театре» | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.(5 ч.) |
29 | Все в движении. Попутная песня | 1 |
30 | Музыка учит людей понимать друг друга | 1 |
31 | Два лада. Природа и музыка | 1 |
32 | Печаль моя светла. | 1 |
33 | Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? | 1 |
34 | Итоговая предметная диагностическая работа. | 1 |
Тематическое планирование
3 класс
№ урока | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
| «Россия-Родина моя» (5 ч). | |
1 | Мелодия- музыка души. | 1 |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 |
3 | Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. | 1 |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 |
5 | Опера «Иван Сусанин» | 1 |
| «День, полный событий» (4 ч). | |
6 | Утро. Вечер. | 1 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
8 | В детской. Игры в игрушки. На прогулке. | 1 |
9 | Обобщающий урок «День, полный событий» | 1 |
| «О России петь - что стремиться в храм» (4 ч). | |
10 | «Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся» | 1 |
11 | Древнейшая песнь материнства. Кубанские колыбельные. | 1 |
12 | Вербное воскресенье. «Вербочки». | 1 |
13 | Святые земли Русской. | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (5 ч). | |
14 | «Настрою гусли на старинный лад…» (былины)... | 1 |
15 | Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» | 1 |
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | 1 |
17 | Обобщающий урок «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 1 |
| «В музыкальном театре» (5 ч). | |
18 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. | 1 |
19 | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 |
20 | Опера «Снегурочка». «Океан – море синее».. | 1 |
21 | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | 1 |
22 | В современных ритмах (мюзиклы). | 1 |
| «В концертном зале» (6 ч). | |
23 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 |
24 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины | 1 |
25 | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 |
26 | Мир Бетховена. Симфония «Героическая» Призыв к мужеству. | 1 |
27 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 |
28 | Обобщающий урок «В концертном зале» | 1 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч) | |
29 | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 |
30 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. | 1 |
31 | Певцы родной природы. (Э. Григ, П. Чайковский) | 1 |
32 | Прославим радость на земле! | 1 |
33 | «Радость к солнцу нас зовет». | 1 |
34 | Итоговая предметная диагностическая работа | 1 |
Тематическое планирование
4 класс
№ урока | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
«Россия-Родина моя!» (3 часа) |
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» | 1 |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 |
3 | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 1 |
«О России петь, что стремиться в храм» (1 часа) |
4 | «Святые Земли Русской» | 1 |
«День полный событий» (5 часов) |
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!» | 1 |
6 | «Что за прелесть эти сказки» «Три чуда». | 1 |
7 | «Ярмарочное гуляние». Святогорский монастырь. | 1 |
8 | «Приют, сияньем муз одетый». | 1 |
9 | Обобщающий урок «День полный событий» | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (2 часа) |
10 | «Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России» | 1 |
11 | Оркестр Русских Народных Инструментов. Творческие коллективы Кубани. | 1 |
«В концертном зале» (5 часов) |
12 | «Музыкальные инструменты» «Вариации на тему Рококо». | 1 |
13 | «Старый замок». «Счастье в сирени живет….» | 1 |
14 | Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы | 1 |
15 | «Патетическая соната. Годы странствий». Царит гармония оркестра. | 1 |
16 | Обобщающий урок «В концертном зале» | 1 |
«День, полный событий» (1 ч.) |
17 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 |
«В музыкальном театре» (6ч ). |
18 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. | 1 |
19 | Опера «Иван Сусанин» « Сцена в лесу». | 1 |
20 | Опера «Хованщина» - «Исходила младешенька» | 1 |
21 | Русский Восток. Сезам, откройся. Восточные мотивы. | 1 |
22 | Балет «Петрушка». | 1 |
23 | Театр музыкальной комедии. | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 часа) |
24 | Прелюдия. Исповедь души. | 1 |
25 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 1 |
26 | Обобщающий урок «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 1 |
«О Росси петь, что стремиться в храм» (3 часа) |
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 1 |
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. Кирилл и Мефодий. | 1 |
29 | Обобщающий урок «О Росси петь, что стремиться в храм» | 1 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (1 час) |
30 | Народные праздники. Троица . | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 часа) |
31 | В интонации спрятан человек. | 1 |
32 | Музыкальный сказочник. | 1 |
33 | Опера «Хованщина» - «Рассвет на Москва-реке» | 1 |
34 | Итоговая предметная диагностическая работа | 1 |