СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа и тематическое планирование по музыке для 6 класса
муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Свободного
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО на заседании МС Директор МОАУ СОШ № 2
«____»_____2018г. «____»____2018г. __________ Е.В.Потемкина
Руководитель МО Зам. Директора по УВР Приказ №___________
О.Н. Наумченко Л.В. Горбачева от «____»______ 2018г.
__________ ____________
Рабочая программа
по музыке
6 класс
Составила: Ефремова Марина Александровна
учитель музыки первой
квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержден Приказом от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Основной образовательной программы основного общего образования МОАУ СОШ №2, 2015г;
Примерной программы по музыке, одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15;
Программы по музыке 5–7 классы, разработанная Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской– М. «Просвещение» 2015 год;
Рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Музыка» 5-7 классы, авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Планируемые результаты
по предмету «Музыка» 6 класс
По окончании курса изучения предмета учащийся 6 класса научится:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
Получит возможность научиться:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Содержание учебного предмета
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема | Количество часов |
Тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | 16 | |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. | 1 |
3 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. | 1 |
4 | Портрет в музыке и живописи композиторов, художников, поэтов и писателей. | 1 |
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | 1 |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 1 |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 |
9 | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 |
10 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 |
11 | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. | 1 |
12 | «Фрески Софии Киевской» «Перезвоны». Молитва. | 1 |
13 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. | 1 |
14 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | 1 |
15 | Образы скорби и печали в эпосе. | 1 |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 |
Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» | 18 | |
17 | Джаз – искусство 20 века. | 1 |
18 | Вечные темы искусства и жизни. | 1 |
19 | Образы камерной музыки. | 1 |
20 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 |
21 | Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». | 1 |
22 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. | 1 |
23 | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | 1 |
24
| Принцип сходства и контраста в музыке композиторов. | 1 |
25 | Особенности музыкальной культуры народов. | 1 |
26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | 1 |
27 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 |
28 | Классические произведения композиторов. | 1 |
29 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 |
30 | Мир музыкального театра. | 2 |
31 | ||
32 | Образы киномузыки. Обобщающий урок. | 2 |
33 | ||
34 | Защита творческих проектов | 1 |
| 34 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методический комплект «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.
Сергеева, Г. П. Музыка. 6 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2012.
Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2012. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).
Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.
Список научно-методической литературы
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
25. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
27. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
Технические средства обучения
1. Музыкальный центр
2.Телевизор
3. Компьютер
5. Экран
6. Мультимедиа проектор
7. Микрофоны
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
5. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
6. Интернет.
Календарно-тематическое планирование по музыке для 6 класса
№ п/п | Дата
|
Тема урока
|
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) | Домаш нее задание | |||
план | факт | Предметные результаты | Личностные УУД Метапредметные УУД | |||||
1. |
|
| Удивительный мир музыкальных образов. | Что роднит музыкальную и разговорную речь? Мелодия – душа музыки. Музыкальный образ – это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная, инструментальная музыка. И.Ибряев «Школьный корабль»; К. Орф «Душа кипит»; Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
| Знать, что роднит музыки и разговорную речь; классификацию музыкальных жанров. Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками.
| Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения). Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог. | Учебник с.6-7 | |
2. |
|
| Образы романсов и песен русских композиторов.
| Расширение представлений о жанре романс. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель». Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова;Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня; В.Пукирев «Неравный брак».
| Знать понятия: романс; способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена. Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения). Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог. | Учебник с.8-13 | |
3. |
|
| Два музыкальных посвящения. Песня – романс. | Знакомство с шедеврами: вокальной и инструментальной музыки. Своеобразие почерка М.И.Глинки. М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье»; «Вальс-фантазия». | Знать что такое романс, вокализ, вокальная музыка. Уметь: определять приемы развития музыки. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей. выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.14-23 | |
4. |
|
| Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. | Роль поэтического слова в романсе. Влияние формы и приемов развития на содержание романса. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье»; «Вальс-фантазия». М.Дунаевский «Брадобрей».
| Знать, что такое вокализ, романс, вокальная музыка. Уметь: объяснять, как форма и приемы развития музыки помогают раскрыть образ. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.14-23 | |
5. |
|
| «Уноси моё сердце в звенящую даль…»
| Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы. Жизнь и творчество С.В,Рахманинова. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова, мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке. Роль мелодии и аккомпанемента в произведениях композитора. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень»; «Островок», Я. Дубравин «Страна читалия».
| Знать понятие программная музыка. Уметь: выявлять составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Сравнивать исполнительские интерпретации. | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.24-25 | |
6. |
|
| Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
| Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина. М.И.Глинка «Ария Сусанина»
| Знать понятие программная музыка. Уметь: выявлять составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Владеть вокально-певческими навыками | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.26-29 | |
7. |
|
| Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
| Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов. РНП «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина». А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице». | Знать особенности народной музыки, ее жанры. Уметь: называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки; анализировать музыкальные фрагменты. | Личностные: сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог. | Учебник с.30-37 | |
8. |
|
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
| Знакомство с вокальным стилем бельканто. Знакомство с жанром – баркаролы. Исполнители бельканто. М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак Ф.Шуберт «Форель». Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский
| Знать понятие: бельканто; имена великих оперных певцов. Уметь: определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством. | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения). Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.38-39 | |
9. |
|
| «Старинной песни мир». Песни Франца Шуберта.
| Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.
Викторина
| Знать: основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта; -понятие баллада. Уметь: выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений; сравнивать интонации музыкальных произведений.
| Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения). Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.40-47 | |
10. |
|
| Образы русской народной и духовной музыки.
| Особенности развития народной и духовной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, Киевский распев «Свете тихий» П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»; «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши» | Знать особенности развития народной музыки, ее жанры, кто такие скоморохи. Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.48-49 | |
11. |
|
| Русская духовная музыка. Духовный концерт. | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. И XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского «Не отвержи мене во время старости» М.Березовский (фрагмент). | Знать основные этапы развития духовной музыки; понятия: знаменный распев, партерное пение, а капелла, унисон. Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.50-57 | |
12. |
|
| В.Кикта «Фрески Софии Киевской»
| Углубленное знакомство с концертной симфонией В.Кикты «Фрески Софии Киевской. Кикта «Фрески Софии Киевской»«№3. Орнамент»; «№6. Борьба ряженых»; «№7. Музыкант». Б.Окуджава «Молитва
| Знать понятия: фреска, орнамент; кто такие скоморохи. Уметь: узнавать музыкальные инструменты; анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.58-61 | |
13. |
|
| Симфония-действо «Перезвоны» В.Гаврилина.
| Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Гаврилин фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Молитва»; Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»Б.Окуджава «Молитва» | Знать: понятия: хор, солист, симфония, ударные инструменты. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительности. | Личностные: сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог. | Учебник с.62-65 | |
14. |
|
| Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
| Мир музыки И.С.Баха: светское и церковное искусство. Особенности полифонии. Стиль барокко. И.С.Бах «Токката» ре минор. И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».
| Знать понятия: токката, фуга, хорал, полифония; особенности творчества И.С.Баха, стиля барокко. Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог. | Учебник с.66-71 | |
15. |
|
| Образы скорби и печали.
| Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантата, реквием. Образы скорби и печали в религиозной музыке. В.А.Моцарт «Реквием»; Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»: «№1. Стабат матер долороза»«№13. Амен». | Знать понятия: реквием, кантата, полифония; основные факты из биографии Моцарта и Перголези. Уметь: определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства; анализировать музыкальные фрагменты. | Личностные: сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебник с.72-75 | |
16. |
|
| Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
| Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана» К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой. Тест «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
| Знать: особенности творчества К.Орфа; понятие фортуна; кто такие ваганты. Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог. | Учебник с.76-79 | |
17. |
|
| Авторская музыка: прошлое и настоящее. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня. История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. Песни вагантов. Исполнители авторской песни. «Я не люблю» В. Высоцкий; «Песенка об открытой двери» Б. Окуджава»;Ю. Ким, Е. Крылатов «Ты человек». | Знать историю развития авторской песни. Уметь анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.80-87 | |
18. |
|
| Джаз – искусство 20 века.
| История развития джазовой музыки, ее истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз) Яркие представители джазовой музыки. Элла Фицджеральд, Луи Армстронг. «Бог осушит слезы» спиричуэл,«Город Нью-Йорк» блюз.
| Знать: историю развития джаза; отличительные особенности блюза, спиричуэла. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебник с.88-93 | |
19. |
|
| Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.
| Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Единая основа всех искусств – жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные ) и условиям исполнения и восприятия (камерные, симфонические). Программная и непрограммная музыка. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Ф.Шопен «Революционный» этюд | Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная, симфоническая музыка; программная, непрограммная музыка; основные принципы развития музыкального произведения. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.96-97 | |
20. |
|
| Могучее царство Ф.Шопена.
| Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства. Ф.Шопен Полонез Ля мажор; Прелюдия № 24; «Революционный» этюд О. Хромушин «Из-за ссоры пустяковой». | Знать основные моменты из жизни Ф.Шопена. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах. | Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.98-103 | |
21. |
|
| Ночной пейзаж.
| Жанр камерной музыки ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка – выражение личных чувств композитора. Картинная галерея. Ноктюрн. П.Чайковский, Ноктюрн. Ф Шопен.;Ноктюрн из Квартета № 2 А.Бородин.
| Знать понятие: ноктюрн. Уметь: проводить интонационно0образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебник с.104-107 | |
22. |
|
| Инструментальный концерт.
| Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Барокко в музыке. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Времена года»; «Итальянский концерт» (1-я и 2-я часть, фрагменты) И. –С. Бах.
| Знать: понятие инструментальный концерт; особенности стиля барокко. Уметь: выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.108-113 | |
23. |
|
| Космический пейзаж.
| Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительные возможности электромузыкальных инструментов (синтезатор). Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. «Космический пейзаж» Чарльз Айвз; «Мозаика» (фрагмент) Э.Артемьев.
| Знать о современном музыкальном инструменте - синтезаторе. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов.
| Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество.
| Учебник с.114-119 | |
24. |
|
| Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель».
| Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к повести Пушкина «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» Г.В.Свиридов | Знать основные факты биографии Г.Свиридова. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства выразительности музыкальных инструментов. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.120-127 | |
25. |
|
| Образы симфонической музыки.
| Связь музыки и литературы. Стиль композитора Г.Свиридова. Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении музыки оркестром. «Метель» Г.В.Свиридов - фрагменты. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».
| Знать понятия: оркестр, дирижер, состав групп инструментов оркестра. Уметь выявлять средства выразительности музыкальных инструментов. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.128-131 | |
26. |
|
| Мир образов камерной и симфонической музыки (обобщение).
| Основной принцип музыкального развития – сходство, различие. Основной прием симфонического развития музыки- контраст. Образный строй Симфонии Симфония № 5 (фрагменты) Л. Бетховен.
| Знать понятия: оркестр, дирижер, состав групп инструментов оркестра. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
| Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. |
| |
27. |
|
| Симфоничес кое развитие музыкальных образов.
| Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки. Чувство стиля и мир образов музыки композитора на примере симфонии №40 Моцарта и «Моцартианы» Чайковского. «Ave, verum» В.Моцарт; «Моцартиана» (оркестровая сюита № 4, 3-я часть) П.Чайковский. | Знать понятия: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; определять тембры инструментов. | Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.132-137 | |
28. |
|
| Программная увертюра. Увертюра Бетховена «Эгмонт.
| Знакомство с жанром программная увертюра. Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт" Увертюра «Эгмонт», канон «Скорбь и радость» Л.Бетховен В.Баснер «На безымянной высоте»; Б.Окуджава «Нам нужна одна победа»
| Знать понятия: увертюра, программная музыка; строение сонатной формы. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебник с.138-141 | |
29. |
|
| Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта».
| Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды. П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»- фрагменты П.Чайковский.
| Знать понятия: увертюра, программная музыка; строение сонатной формы. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебник с.142-149 | |
30. |
|
| Мир музыкального театра. Балет.
| Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах. Балет. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. «Ромео и Джульетта» балет (фрагменты) С.Прокофьев
| Знать понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты. . Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение. | Учебник с.150-153 | |
31.32. |
|
| Мир музыкального театра. Мюзикл.
| Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах. Мюзикл. Мюзикл «Вестсайдская история» Л. Бернстайн (фрагменты).
| Знать понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты. . Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество. | Учебник с.154-155 | |
33. |
|
| Мир музыкального театра. Рок-опера.
| Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах. Опера. Рок-опера. Опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты) К. Глюк;Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты) А.Журбин.
| Знать понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты. . Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.158-159 | |
34. |
|
| Образы киномузыки. Музыка в отечественном кино.
| Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Продолжение воплощения сюжета трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» в киномузыке. Музыка к кинофильму «Ромео и Джульетта» Н. Рота. | Знать понятие: вокальная, инструментальная музыка. Уметь: проводить интонационно-образный анализ, определять форму музыкального произведения. | Личностные: освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики. Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий. Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения. Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Учебник с.160-161 |
Темы проектов:
«О подвигах, о доблести, о славе…»
«Музыкальная азбука»
«Классика в рекламе»
«Знакомьтесь, балет!»
«Музыка в моей семье»
«Влияние музыки на человека»
«Музыка помогает до конца остаться человеком»«Может ли быть современной классическая музыка?»
«Инструменты симфонического оркестра»
«Музыкальные инструменты разных стран и народов»
«Разнообразие жанров народной музыки России»
«Выдающиеся русские исполнители – Шаляпин Ф., Ойстрах Д., Рихтер С. и другие»
«Профессии, связанные с музыкой»
«Богатырская тема в музыке»
«Музыка о войне»
«Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»