СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОП 01 Биология промысловых животных для специальности 35.02.14 Охотоведение и звероводство

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ОП 01 Биология промысловых животных разработана на основе ФГОС СПО специальности 35.02.14 Охотоведение и звероводство

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОП 01 Биология промысловых животных для специальности 35.02.14 Охотоведение и звероводство»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ–ТЕХНИКУМ»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП 01 Биология промысловых животных




Специальность 35.02.14 Охотоведение и звероводство




























2014

Одобрена:

цикловой методической комиссией

дисциплин естественнонаучного профиля

Протокол №____ от______________ г.

Председатель:

_________________ Кононец Л.В.




Утверждаю

Заместитель директора

по учебной работе

ГБПОУ КК «АЛХТ»

_____________ Радченко Н.В.

«____» ____________ 2014 г.







Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01 Биология промысловых животных разработана на основе ФГОС СПО специальности 35.02.14 Охотоведение и звероводство (утв. приказом Министерства образования и науки РФ №463 от 7 мая 2014 года, зарегистрирован в Минюсте РФ 3 июля 2014 года №32950) , укрупненная группа специальностей Сельское, лесное и рыбное хозяйство.




















СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


стр.



4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

3. условия реализации учебной дисциплины


15

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


16


1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 01 Биология промысловых животных


1.1 Область применения рабочей программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО специальности 35.02.14 Охотоведение и звероводство (утв. приказом Министерства образования и науки РФ №463 от 7 мая 2014 года, зарегистрирован в Минюсте РФ 3 июля 2014 года №32950) , укрупненная группа специальностей Сельское, лесное и рыбное хозяйство.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении профессии рабочего в рамках специальности СПО 35.02.14 Охотоведение и звероводство по рабочим профессиям в соответствии с классификатором: Охотник промысловый.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:


Учебная дисциплина ОП 01 Биология промысловых животных входит в цикл Общепрофессиональных дисциплин.


1.3 Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

распознавать животных различных видов;

определять по внешним признакам биологическое состояние, пол, возраст и иные характеристики промысловых животных;

определять места обитания, границы обитания промысловых животных и их влияние на экосистему

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

морфологию животных

топографическое расположение их органов

физиологические процессы, происходящие в данных органах

основные закономерности происхождения и изменения животных

особенности поведения промысловых животных в природной среде и в неволе особенности кормовой базы различных животных

систематику животных

виды промысловых животных

основные закономерности происхождения и изменения животных

географию расселения животных, природные зоны России

влияние животных на экологию места обитания

1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося – 273 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 182 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 91 час




2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

273

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

182

в том числе:


лабораторные работы

0

практические занятия

100

контрольные работы

0

курсовая работа (проект)

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

91

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

11

Работы со справочными материалами

Сообщения

Презентации

25

36

19

Итоговая аттестация в форме Экзамена


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 01 Биология промысловых животных

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Введение.

Морфология животных; топографическое расположение их органов


53


Тема 1.2

Морфология животных, топографическое расположение их органов.

Физиологические процессы, происходящие в данных органах

Содержание учебного материала

53

1

Введение


1

Достижения современной науки в области биологии охотничьих животных

Связь биологии с ботаникой, зоологией и другими науками.


2

Задачи и значение курса биологии промысловых животных

1

Задачи курса и его значение в научно обоснованном использовании сырьевых ресурсов охотничьего хозяйства.

Возросшая роль биологической науки в условиях усиленного воздействия человечества на природу Земли.

Необходимость охраны воздушной среды, вод, почвы, лесов, болот и сохранения самой жизни на Земле.


3

Понятие об анатомии и морфологии промысловых животных

1

Краткая история развития анатомии, физиологии и морфологии.

Связь с другими биологическими науками и их практическое значение.

Роль отечественных ученых Семенова, Павлова, Мечникова и других в развитии этих наук.

Живое вещество. Понятие об организме как едином целом.

Связь животного организма с внешней средой.


4

Учение о клетке

2

Клетка как часть сложного организма.

История развития учения о клетке.

Строение клетки по современным представлениям.

Физиологические свойства клетки: обмен веществ, раздражимость, размножение, движение.

Влияние внешней среды на клетку


5

Тканевый уровень организации. Учение о тканях

2

Гистология - учение о тканях.

Определение ткани.

Виды, значение, местоположение тканей.


6

Классификация тканей

2

Эпителиальная ткань, ее морфологические и функциональные разновидности и местоположение в организме животного. Опорно – трофическая ткань, ее характерные особенности. Виды опорно – трофической ткани.

Мышечная ткань, ее разновидности в связи с функциями и значение.

Нервная ткань, виды нервных волокон. Значение нервной ткани для организма.


7

Системы органов животного. Общее топографическое расположение органов

1

Организменный уровень организации.

Понятие о системе органов.

Топография органов в организме животного.


8

Кожный покров. Производные кожного покрова

2

Значение кожного покрова.

Строение кожи.

Производные кожного покрова.

Строение волоса. Категории волос. Смена волос.

Мякиши лап, когти, копыта. Рога, их смена.

Кожные железы, потоотделение и отделение жира.

Жировые отложения в подкожной клетчатке.


9

Опорная система. Виды костей и способы их соединения

1

Общая характеристика скелета и его значение.

Роль хрящей, суставов, надкостницы.

Типы костей по форме в связи с выполняемой функцией и местом положения в скелете.

Виды соединения костей. Суставы, их типы.

Части скелета. Скелет осевой и скелет конечностей.

Скелет туловища и деление его на отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.


10

Строение кости как органа

1

Строение типичного позвонка.

Позвоночный столб, ребра, грудная кость у животных разных видов.

Скелет головы, соединение костей черепа, различия в строении черепа хищных, грызунов и жвачных.

Скелет конечностей.

Происхождение и изменение конечностей в связи с их функцией.

Кости плечевого и тазового поясов конечностей, кости грудных и тазовых конечностей.


11

Мышечная система. Строение и функции мышц

1

Понятие о мышцах в связи с их функцией.

Вспомогательные приспособления мышц.


12

Общие закономерности расположения мышц на скелете в связи с их функциями

1

Общие закономерности расположения мышц на скелете в связи с их функцией.

Физиологические свойства мышц.

Тонус, работа, утомление мышц, значение тренировки.


13

Пищеварительная система, ее строение и функции

1

Общие сведения о пищеварении.

Механические, химические и биологические процессы пищеварения.

Общие закономерности строения органов пищеварения в связи с их функцией.

Деление пищеварительного аппарата на отделы.

Характеристика органов пищеварения: ротовая полость, желудок, тонкий отдел кишечника, толстый отдел кишечника.


14

Особенности пищеварения травоядных и плотоядных

1

Пищеварение травоядных.

Пищеварение плотоядных.

Роль Павлова в изучении процессов пищеварения.

Желудки многокамерные и однокамерные.

Особенности строения толстого кишечника у разных видов животных


15

Дыхательная система. Характеристика органов дыхания

1

Значение дыхания для организма.

Общая характеристика органов дыхания.

Количество дыхательных движений в минуту у разных животных.

Строение и функции носовой полости. Гортань.

Трахея, ее деление на бронхи.

Форма и строение легких. Плевра.


16

Особенности дыхания различных классов животных. Тканевое дыхание

1

Механизмы дыхательных движений.

Газообмен в легких.

Механизм переноса углекислого газа и кислорода кровью.

Тканевое дыхание.


17

Кровеносная система. Состав и количество крови

2

Значение аппарата кровообращения, его связь с другими аппаратами и системами.

Состав и количество крови: клеточные элементы крови, плазма, сыворотка крови, кровь артерий и вен.

Гемолиз и свертывание крови.

Понятие о группах крови и переливание крови.


18

Типы сосудов, движение крови по сосудам

2

Большой и малый круг кровообращения.

Скорость течения крови, пульс, кровяное давление.

Типы сосудов, особенности их строения.


19

Зависимость ЧСС от вида животного

2

Строение сердца.

Роль сердца в организме.

Сердечные клапаны, их значение.

Работа сердца. Ритм и фазы сердечной деятельности. Количество ударов сердца, тоны сердца,


20

Выделительная система, ее строение и функции

1

Значение мочеотделения для организма.

Общие закономерности строения аппарата мочеиспускания.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Местонахождение почек, их типы, строение.

Гистологическое строение почек.


21

Процесс образования мочи, ее состав и количество .Значение мочеотделения

1

Процесс образования мочи.

Моча, ее суточное количество, состав и свойства.

Мочеточники, их строение и функции.

Мочевой пузырь, его строение и значение.

Мочеиспускательный и мочеполовой канал.

Механизм мочеиспускания.

Регуляция обмена жидкости и солей в организме.


22

Обмен веществ в организме. Обмен белков, углеводов и жиров

1

Понятие об обмене веществ и энергии в организме.

Обмен белков, азотистый баланс.

Биологическая ценность белка; полноценные и неполноценные белки. Белковый оптимум. Белковое голодание и изнашивание организма.

Обмен углеводов и жиров.

Понятие об общем и основном обмене.


23

Минеральный обмен. Теплообмен

1

Минеральный обмен: обмен натрия, кальция, фосфора, железа, йода.

Обмен воды.

Витамины. Классификация и краткая характеристика витаминов. Влияние витаминов на обмен веществ, их значение для организма.

Теплообмен и его регуляция. Особенности терморегуляции у различных животных.

Значение смены волосяного покрова животных весной и осенью.

Температура тела животных.


24

Общие закономерности строения нервной системы

1

Общие закономерности строения нервной системы.

Ведущая роль нервной системы в регуляции и координации всех функций организма, связь ее с другими системами в свете учения академика И.П. Павлова.

Деление нервной системы на отделы центральной системы, периферической, вегетативной.


25

Строение и функции ГМ и СМ

2

Строение и физиологические особенности спинного и головного мозга.

Периферические нервы спинного и головного мозга: спинно-мозговые и черепно-мозговые нервы.

Понятие о вегетативной нервной системе.


26

Понятие рефлекса. Формирование условных рефлексов


Рефлекторная дуга и её строение

Условия формирования рефлексов

Учение о рефлексах.

Безусловные и условные рефлексы, определение, примеры, механизмы образования


27

ЦНС и периферическая нервная система

2

Строение ЦНС

Области головного мозга

Строение спинного мозга

Основные ветви периферической нервной системы


28

Учение о рефлексах. Работы И.П.Павлова. Инстинкт

1

Работы Павлова в области изучения условных рефлексов.

Образование и угасание условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Значение полезных условных рефлексов. Явление сна. Значение работ Сеченова и Павлова для материалистического понимания высшей нервной деятельности.



29

Органы чувств

1

Понятие о строении и физиологии органов зрения, понятия осязания, вкуса, обоняния, слуха и равновесия.

Влияние внешней среды на органы чувств.


30

Железы внутренней секреции, значение их гормонов

1

Понятие о железах внутренней секреции и гормонах, их значение на организм.

Железы внутренней секреции, их местоположение.

Железы: щитовидная, околощитовидные, тимус, надпочечники, поджелудочная, гипофиз, половые железы. Значение их гормонов.

Взаимосвязь между железами внутренней секреции.


31

Сезонность работы желез у животных

1

Сезонность работы желез внутренней секреции у диких животных.

Явление зимнего сна у некоторых диких животных (сурки, суслики и др.).

Изменения в организме в связи с нарушением нормальной деятельности желез внутренней секреции.


32

Характеристика органов и систем птиц

2

Строение дыхательной системы птиц

Строение грудных мышц птиц

Строение мышц плечевого пояса птиц

Выделительная система птиц


33

Особенности строения птиц

1

Особенности строения аппарата дыхания.

Особенности строения аппарата размножения.

Особенности строения аппарата выделения.

Особенности строения кожного покрова.


34

Экологическое группирование животных

1

Приспособления физиологии животных к образу жизни

Общие физиологические закономерности разных видов, относящихся к одной экологической группе


35

Годовой цикл животных

1

Процессы, определяющие годовой цикл

Значение физиологии желёз внутренней секреции

Этапы годового цикла животных


36

Суточные биоритмы

1

Процессы, определяющие суточный цикл

Значение физиологии желёз внутренней секреции

Этапы суточного цикла животных


37

Хомминг

1

Физиология ЦНС и память животных

Значение чувства хомминга в поведении животных

Физиология отделов головного мозга, ответственных за хомминг


Лабораторные работы

0


Практические занятия

8

1

П.р. № 1 Изучение под микроскопом клеток и тканей. Зависимость строения и функции


2

П.р. № 2 Определение биологического состояния, пола, возраста животного. Топографическое расположение органов

3

П.р. № 3 Сердечно – сосудистая система. Различия строения сердца в зависимости от вида животного

4

П.р. № 4 Типы нервной деятельности. Строение и функции ЦНС

Самостоятельная работа при изучении раздела 1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите

8

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Сообщение:

История становления биологии охотничьих животных

Сравнение строения тела хищных и травоядных животных

Сравнение строения внутренних систем органов хищных и травоядных животных

Распространение животных и их размещение в угодьях. Понятие об ареалах

Строение и физиология органов размножения

Доклад:

Различные теории эволюции животного мира

Презентация:

Природные зоны России

Раздел 2

Природные зоны России

2

Тема 2.1

Природные зоны России

Содержание учебного материала

2

1

Природные зоны России

1

2

Природно-климатическое районирование России

Отличительные признаки природных зон

Значение природно-климатических зон в биологии животных



Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Самостоятельная работа при изучении раздела 2

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите

1

Раздел 3

Влияние животных на экологию места обитания


2

Тема 3.1

Влияние животных на экологию места обитания

Содержание учебного материала

2

1

Влияние животных на экологию места обитания

1

1

Животные как часть биогеоценоза

Пути воздействия животных на места обитания

Преобразование внешней среды животными



Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Самостоятельная работа при изучении раздела 3

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите

1

Раздел 4

Изучение класса млекопитающих


118

Тема 4.1

Систематика животных класса млекопитающих. Виды промысловых животных.

Основные закономерности происхождения и изменения животных

Содержание учебного материала

4

1

Общий обзор класса млекопитающих: характеристика, систематика


2

Обзор класса млекопитающих, характеристика, систематика.

Многообразие млекопитающих, обживающих разные участки жизненной арены.

Наземные млекопитающие, норники, роющие звери, древесные, полудревесные, водные и полуводные формы.


2

Значение млекопитающих

1

Трофические (пищевые связи) в мире млекопитающих.

Растительноядные формы: травоядные , семеноядные и плотоядные, дендрофаги.

Особенности питания жвачных, зайцеобразных и некоторых грызунов, в пищеварении которых особенно велика роль микрофлоры.

Звери насекомоядные, плотоядные, всеядные.


Лабораторные работы

0

Практические занятия

2

1

П.р. № 5 Распознавание видов животных класса млекопитающих


Тема 4.2

Особенности поведения промысловых животных в природной среде и неволе.

География расселения животных в природных зонах России отряда насекомоядных.

Особенности кормовой базы различных животных

Содержание учебного материала

4

1

Отряд насекомоядных: характеристика, систематика

2

Общая характеристика отряда насекомоядных.

Классификация насекомоядных.

Семейство кротовых. Кроты европейский и сибирский: систематическое положение, отличительные признаки, распространение, биологические особенности, их промысел.

Семейство выхухоли: характеристика, систематика. Род выхухоли


2

Значение насекомоядных

1

Промысел крота европейского, сибирского.

Охрана и расселение выхухоли


Лабораторные работы

0

Практические занятия

2

1

П.р. № 6. Род выхухолей: русская (обыкновенная) выхухоль


Тема 4.3

Особенности поведения промысловых животных в природной среде и неволе. География расселения животных в природных зонах России отряда хищных.

Особенности кормовой базы различных животных

Содержание учебного материала

32

1

Отряд хищных: общая характеристика

2

Биологические и морфологические особенности животных отряда хищных.

Систематическое положение животных отряда хищных

Географическое распространение животных отряда хищных

Динамика численности животных отряда хищных


2

Многообразие и роль хищных

2

Использование и охрана животных отряда хищных

влияние хищных животных на экосистему


3

Росомаха: отличительные особенности

2

Биологические и морфологические особенности


4

Выдра, калан: отличительные особенности

2

отличительные черты и характеристика

особенности поведения в природной среде

границы обитания

влияние на экосистему


5

Семейство гиеновых: полосатая гиена

2

История полосатой гиены в России

Значение вида в охотничьем хозяйстве


6

Роль гиеновых в природе

1

Гиеновые, как фактор естественного отбора

Динамика численности гиен и других животных


Лабораторные работы

0

Практические занятия

26

1

П.р. №7 Определение характеристик, мест и границ обитания, влияния на экосистему промысловых животных отряда хищных


2

П.р. № 8 Семейство собачьих: волк, шакал

3

П.р. № 9 Род лисиц: лисица обыкновенная

4

П.р. № 10 Род песцов: песец, особенности биологии

5

П.р. № 11 Род енотовидной собаки: енотовидная собака

6

П.р. № 12 Семейство кошачьих: мелкие кошки. Рысь лесная

7

П.р. № 13 Семейство медвежьих: бурый, белогрудый, белый медведи

8

П.р. № 14 Семейство енотовых: енот-полоскун

9

П.р. № 15 Семейство куньих: куница лесная, каменная

10

П.р. № 16 Соболь, харза, отличительные особенности

11

П.р. № 17 Род ласки и хорей

12

П.р. № 18 Норка европейская и американская

13

П.р. № 19 Перевязка, барсук: отличительные особенности

Тема 4.4

Особенности поведения промысловых животных в природной среде и неволе. География расселения животных в природных зонах России отряда грызунов.

Особенности кормовой базы различных животных

Содержание учебного материала

14

1

Отряд грызунов: характеристика и систематика

2

Особенности поведения

География расселения

Кормовая база


2

Представители отряда грызунов, их значение

1

Систематический обзор видов

Морфологические признаки разных видов

Значение разных видов в природе


Лабораторные работы

0

Практические занятия

12

1

П.р. №20 Семейство беличьих, род белки: белка обыкновенная и кавказская


2

П.р. № 21 Семейство бобров: бобр речной

3

П.р. № 22 Семейство нутриевых: нутрия

4

П.р. № 23 Семейство хомякообразных

5

П.р. № 24 Ондатра: отличительные признаки

6

П.р. № 25 Определение характеристик, мест и границ обитания, влияния на экосистему промысловых животных отряда грызунов

Тема 4.5

Особенности поведения промысловых животных в природной среде и неволе. География расселения животных в природных зонах России отряда зайцеобразных.

Особенности кормовой базы различных животных

Содержание учебного материала

4

1

Отряд зайцеобразных. Общая характеристика


2

Особенности поведения

География расселения

Кормовая база


2

Отличие зайцеобразных от грызунов

2

Систематический обзор видов

Морфологические признаки разных видов

Значение разных видов в природе


Лабораторные работы

0

Практические занятия

2

1

П.р. № 26 Заяц-русак, заяц-беляк


Тема 4.6

Особенности поведения промысловых животных в природной среде и неволе. География расселения животных в природных зонах России отряда парнокопытных.

Особенности кормовой базы различных животных

Содержание учебного материала

18

1

Отряд парнокопытных: общая характеристика, систематика


2

Особенности поведения

География расселения

Кормовая база


2

Роль животных отряда парнокопытных

2

Систематический обзор видов

Морфологические признаки разных видов

Значение разных видов в природе


3

П/отряд нежвачных, семейство свиных

2

Особенности поведения

География расселения

Кормовая база


4

Характеристика представителей семейства свиных

2

Систематический обзор видов

Морфологические признаки разных видов

Значение разных видов в природе


5

П/о жвачных сем. плотнорогих. Характеристика представителей семейства кабарги

2

Особенности поведения

География расселения

Кормовая база


9

П/отряд жвачных, семейство полорогих

1

Особенности поведения

География расселения

Кормовая база


10

Отличительные особенности полорогих

1

Систематический обзор видов

Морфологические признаки разных видов

Значение разных видов в природе


Лабораторные работы

0

Практические занятия

8

1

П.р. № 27 Род кабанов Кабан


2

П.р. № 28 Лось и олени: благородный, северный, пятнистый

3

П.р. № 29 Косуля европейская, сибирская. Отличительные особенности

4

П.р. № 30 Серна, кубанский тур. Отличительные особенности

Самостоятельная работа при изучении раздела 4

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите

42

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Сообщение:

Распространение млекопитающих, его характер и плотность

Экологические ниши, занятые млекопитающими

Причины господства млекопитающих

Акклиматизация енотовидной собаки

Переднеазиатский леопард. Попытки восстановления численности на Кавказе

Акклиматизация белки на Кавказе

Значение сурков для охотничьего хозяйства. Вармитинг.

Водяная полевка. Значение. Распространение

Серая и черная крысы. Эпизоотическая роль и значение в охотничьем хозяйстве

Методики определения возраста копытных по рогам

Методики определения возраста кабана по клыкам

Доклад:

Этологическая структура в стае волков

Пантоводческие хозяйства в России и за рубежом

Презентация:

Выхухоль русская. Биологические особенности

Крот европейский: биологические особенности и значение

Род лисиц: корсак. Биология вида.

Семейство кошачьих: амурский тигр. Особенности биологии

Дикий лесной кот. Краснокнижный вид Кавказа

Экологические отличия кроликов и зайцев

Байкальская нерпа – эндемик Байкала

Синий кит – самое большое млекопитающее на Земле

Раздел 5 Изучение класса птиц


76

Тема 5.1

Систематика животных класса птиц.

Виды промысловых животных. Основные закономерности происхождения и изменения.

Особенности поведения животных в природной среде и неволе. География расселения животных в природных зонах России.

Особенности кормовой базы различных животных

Содержание учебного материала

32

1

Характеристика, систематика класса птиц


2

Особенности поведения

География расселения

Кормовая база


2

Значение птиц

1

Систематический обзор видов

Морфологические признаки разных видов

Значение разных видов в природе


Лабораторные работы

0


Практические занятия

30

1

П.р. № 31 Распознавание видов животных класса птиц



2

П.р. № 32 Определение характеристик, мест и границ обитания, влияния на экосистему промысловых животных отряда куриных

3

П.р. № 33 Семейство тетеревиных: глухарь обыкновенный, тетерев

4

П.р. № 34 Семейство фазановых: фазан, подвиды фазанов

5

П.р. № 35 Куропатка серая. Перепел, подвиды

6

П.р. № 36. Характеристика речных уток

7

П.р. № 37. Характеристика нырковых уток

8

П.р. № 38. Род лебеди, род казарки

9

П.р. № 39. Род гусей: серый, гуменник

10

П.р. № 40. Семейство ржанковых, род бекасов: бекас, дупель, гаршнеп

11

П.р. № 41. Вальдшнеп: систематическое положение, характеристика

12

П.р. № 42. Отряд пастушков: лысуха, камышница, коростель, погоныш

13

П.р. № 43. Определение характеристик, мест и границ обитания, влияния на экосистему промысловых птиц отряда журавлей

14

П.р. № 44. Определение характеристик, мест и границ обитания, влияния на экосистему дроф и голубей

15

П.р. № 45. Определение характеристик, мест и границ обитания, влияния на экосистему веслоногих гагар и поганок

Тема 5.2

Особенности поведения промысловых животных в природной среде и неволе. География расселения животных в природных зонах России отрядов дневных и ночных хищных птиц.

Особенности кормовой базы различных животных

Содержание учебного материала

16


1

Дневные хищные птицы


2


Особенности поведения

География расселения

Кормовая база


2

Характеристика и представители дневных хищников

1

Систематический обзор видов

Морфологические признаки разных видов

Значение разных видов в природе


3

История одомашнивания хищных птиц

2

История возникновения соколиной охоты

Способы приручения хищных птиц

Особенности поведения хищных птиц в неволе


4

Проблема сохранения видового разнообразия хищных птиц

1

Значение хищных птиц в сельском и охотничьем хозяйстве

Сооружение гнездовий для хищных птиц

Международная система кольцевания хищных птиц


5

Ночные хищные птицы

1

Особенности поведения

География расселения

Кормовая база


6

Характеристика, представители ночных хищников

1

Систематический обзор видов

Морфологические признаки разных видов

Значение разных видов в природе


Лабораторные работы

0


Практические занятия

10

1

П.р. № 46 Определение по силуэтам, лапкам, поведенческим особенностям скопиных, ястребинных, соколиных



2

П.р. № 47. Сокол-сапсан, кречет и балобан: отличительные особенности

3

П.р. № 48. Беркут, орлан-белохвост, степной орёл: отличительные особенности

4

П.р. № 49. Определение характеристик, мест и границ обитания, влияния на экосистему хищных птиц

5

П.р. № 50. Серая неясыть, бородатая неясыть, ушастая сова: отличительные особенности

Самостоятельная работа при изучении раздела 5

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите

28


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Сообщение:

Строение пера птицы

Разведение фазана в неволе. Биологические аспекты

Значение фактора беспокойства для фазана

Разведение серой куропатки в неволе

Разведение подсадных уток

Разведение в неволе диких гусей

Значение хищных птиц для человека

Международная охрана хищных птиц

Доклад:

Сезонные миграции промысловых птиц и их причины

Экологические группы птиц

Презентация:

Биология рябчика

Экологические отличия охотничьего и северокавказского фазана

Род лебедей. Экологические отличия лебедя-кликуна от лебедя-шипуна

Представители отряда журавлей, занесенные в Красную книгу

Представители отряда аистообразных, занесенные в Красную книгу

Курсовая работа

Биология вида животного

10

Самостоятельная работа обучающихся при выполнении курсовой работы

Работа с дополнительной литературой

Подготовка справочного материала

Чтение дополнительной литературы

Конспектирование прочитанного

Составление плана текста

11


Всего

303

3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии промысловых животных.

Оборудование учебного кабинета:

– посадочные места по количеству обучающихся;

– рабочее место преподавателя


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

- записи голосов зверей и птиц


Стенды и витрины:

- стенд «Отпечатки следов охотничьих животных»;

Материалы и оборудование для проведения практических занятий:

- комплект микропрепаратов;

- микроскопы;

- черепа промысловых видов животных;

- шкурки промысловых видов животных;

- чучела охотничьих зверей и птиц


3.2 Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Зеленевский И.В., Васильев А.П., Логинова Л.К. Анатомия и физиология животных. Учебник для студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования. – М., 2007г.

  2. Харченко Н.А., Лихацкий Ю.П., Харченко Н.Н. Биология зверей и птиц. - М., 2007.

  3. Машкин В.И. Биология промысловых зверей России. – Киров, 2007.

Дополнительные источники:

  1. Булло Е.П., Кучнистов А.П., Тарасов В.П. Охотоведение. - М., в последней редакции на момент использования.

  2. Харченко Н.Н. Охотоведение. М., 2008.

  3. А.В. Хандогий, В.А. Цинкевич «Биология охотничьих видов животных» Минск , Высшая школа 2010 г.


Интернет – ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.google.ru

http://www.youtube.com/

http://natureworld.ru/


4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Результаты освоения

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания;

задания


Форма аттестации

(в соответствии с учебным планом)

умение распознавать животных различных видов

знание морфологии животных

Правильное определение заданного вида животного по рисунку или фотографии

Описание морфологических признаков животного

Практические занятия №2 – 34; №38, №39


Текущий контроль, тематический контроль, экзамен

умение определять по внешним признакам биологическое состояние, пол, возраст и иные характеристики промысловых животных

Правильное определение пола и возраста животного в соответствии с принятыми зоологическими методиками

Практические занятия №2 – 34; №38, №39

Текущий контроль, тематический контроль, экзамен

знание топографического расположения органов животных, физиологических процессов, происходящих в данных органах

Определение места положения органов дыхания, мочевыделения, сердца, печени, основных кровеносных сосудов животных и описание основных процессов

Устный опрос, работа с карточками

Текущий контроль, тематический контроль

умение определять места обитания, границы обитания промысловых животных и их влияние на экосистему

Определение принадлежности тех или иных мест обитания животных по фотографиям местности

Практические занятия №2 – 34; №38, №39

Текущий контроль, тематический контроль

экзамен

знание систематики животных

Определение соответствия ответа обучающегося правильному систематическому положению животного

Устный опрос

Текущий контроль, тематический контроль, экзамен

знание основных закономерностей происхождения и изменения животных

Изложение основных положений эволюционных теорий

Устный опрос

Текущий контроль, тематический контроль

знание географии расселения животных, природных зон России, особенностей кормовой базы различных животных, влияния животных на экологию места обитания

Правильное описание ареала вида животного по физической карте России

Описание кормовой базы животного

Описание влияния животного на экологию места обитания

Устный опрос, работа с карточками

Текущий контроль, тематический контроль, экзамен

знание видов промысловых животных

Правильное определение предложенных в списке видов животных к группе охотничьих, либо охраняемой группе

Устный опрос, работа с карточками

Текущий контроль, тематический контроль

экзамен

знание особенностей поведения промысловых животных в природной среде и в неволе

Описание характерных повадок животных в природе и в неволе

Устный опрос, работа с карточками

Текущий контроль, тематический контроль, экзамен


3